Времена года - четыре грации

ВРЕМЕНА ГОДА - ЧЕТЫРЕ ГРАЦИИ.

Какая блажь меня вдруг посетила
И я о временах заговорила?
Не тех, далёких, не подвластных моде,
А о погоде, временах в природе.

Четыре Грации проходят за год кругом,
По очереди, чинно, друг за другом.
Мы чувствуем их силу и влиянье,
У них для нас готовы испытанья.

Что ж тут поделаешь, их нужно исполнять,
Не принято на времена пенять.

Характер разный Грации имеют,
Порой строги, бескомпромиссны, сладу нет
Но спорить с ними вряд ли кто посмеет,
 - Да будет так! - единственный ответ.

И каждая из них мила, любезна,
Всему живому нужна и полезна,
Мы с трепетом их ждём, и встречу предвкушая
За постоянство любим, за мудрость - уважаем.

Пусть за Зимой, Весна всегда приходит,
А следом, глядь, уж Лето на подходе,
И золотые кудри заплетя,
Явилась Осень к нам, три месяца спустя.

А там уж, и Зима опять стучится,
Их постоянству нужно б поучиться.

СТАРУХА – ЗИМА.

   С большой, взъерошенной седой головой старуха - Зима, неторопливо брела по подмёрзшей просёлочной дороге, укрывая всю округу белым саваном снежных покрывал. Ей было грустно и одиноко в этом мире, она отличалась непостоянством своего характера, порой слишком вздорного и неуживчивого. Частые перепады настроения вели то к оттепелям, а то к снежным бурям и заносам. Порой, как завьюжит, застучит оторванным куском железа по крыше, взвизгнет в подворотне, затанцует свои пляски по полям и оврагом, завоет по-волчьи в лесной чаще среди бурелома, засвищет диким посвистом в ветвях старых огромных дубов. Хорошо ещё, что места много, есть где разгуляться её неугомонной душеньке. Пританцовывая за околицей, распустит Зима, расстегнёт свою мохнатую белую шубу, и ну прыгать и скакать, да так дико и буйно, что клочья от шубы разлетаются по белу свету. Горе тому путнику, который попадётся ей на пути, когда у старухи Зимы такой кураж - пропадёт человек. Повадки Зимы знают даже звери и норовят спрятаться поглубже в норы свои, а птицы забиться под стрехи домов , дабы не попасть под ледяную и колючую её руку. Бредёт Зима, переметая по пути дороги, заваливая грудами снега ложбины и овраги, а морозы, верные псы её, крутятся возле ног, готовые угодить и быть всегда полезными.
   Но вот устала Зима, притомилась, решила отдохнуть немного. Прилегла она под кусток, свернувшись калачиком, подложив под лохматую голову свою кулачок. Рядом пристроились, положив морды на лапы и псы-морозы. Разлеглись, растянулись у неё под боками верные стражи и спутники её.
   Зачмокала Зима сухонькими губёнками, как засыпающее малое дитя, улыбнулась чему - то во сне и сразу преобразилось её махонькое сморщенное личико. Озарила его доброта и приветливость, разгладились морщинки и превратилась Зима в спящую добрую старушку. Как же эта метаморфоза, произошедшая с ней, изменила всё кругом! Наступило благодатное затишье, принесло успокоение окружающему миру, солнце осмелилось, сначала осторожно выглянуть из-за облака, а затем смело и вольготно расположилось на небосводе, озарив всё вокруг своими яркими лучами. Заблестели, заиграли снега, разноцветными, рассыпанными по ним стразами, многократно повторяясь и отражаясь в сосульках, во льду на реке. Укрылись инеем, словно завернувшись в изысканные кружевные белые шали деревья и кусты, небо стало переливаться оттенками сине - голубых и малиново - розовых тонов, дым, поднимаясь в небо из труб прямыми столбами, салютовал погожему морозному деньку, и всё зашевелилось, пользуясь затишьем и дремотным состоянием Зимы. Дети, высыпав на улицу, с удовольствием принялись играть в снежки, кататься с горок на санках и лыжах, лепить снеговиков, а на реке, на замёрзшем сверкающем льду, появились замысловатые рисунки от лезвий коньков. Люди старались успеть завершить дела свои, зная непостоянство Зимы. Так оно и получилось. Завозилась Зима, и это говорило о скором её пробуждении. Сначала тихо принялся сыпать снег большими хлопьями, затем усилился ветер и все поняли сразу: - ну, сейчас начнётся!

ВЕСНА - ПРОБУЖДЕНИЕ

   Когда говорят в начале марта месяца, что пробудилась весна, это, по меньшей мере, заблуждение.
   У весеннего пробуждения есть несколько этапов, так не похожих друг на друга. Начну с самого раннего.
   Это ещё не пробуждение, а лишь томное потягивание, с приятным хрустом, до ломоты в суставах ещё не расправленных, за зиму замерзших и закостенелых, ленивое позёвывание, вдох полной грудью, с приятным выдохом, расслабленное поворачивание под плотным уже, а не пушистым снежным одеялом, покашливание, как бы прочищая горло, пробуя его возможности для начала разговора с природой. И глядя, сквозь ресницы, едва разомкнутые, на окружающий мир с осторожностью, не надеясь увидеть там что-то хорошее, вдруг широко раскрыв, распахнув голубые, необыкновенно чистые глаза, с удивлением поглядев на окружающий мир, широко и доброжелательно улыбнутся. Вот это самое начало, первые признаки пробуждения Весны.
   И тут же всё забурлило, ожило, зашевелилось, запело первой весенней песней птичьего разноголосья, понеслось, зазвенело радостной капелью с крыш, растормошило сонное состояние деревьев и кустарников, защекотало бока Земли миллионами лапок проснувшихся и вылезших на солнышко букашек, жучков и муравьёв, встрепенулось множеством расправленных крыльев, от взмахов которых заволновался воздух вокруг, встряхнулось обновлённой шерстью животных.
   Загудело соком, бегущим по артериям стволов берёз и донесло его до самых кончиков, до маленьких веточек, до набухающих, от притока сил почек.
   Тонкие лучики солнца, дотянулись до всех уголков, прогрели и обласкали всё пробуждающееся, поспособствовали этому.
   И вот в этот момент, наконец-то можно сказать - Весна проснулась!
   Она ещё не поднялась с мягкой своей постели, не расправила плечи, не затопала и не загомонила по дорогам и полям, не принялась за работу - это следующий этап.
   Постепенно усилился гул, он превратился в грозный рокот, дополняемый иными шумами и невообразимым треском льда на крупных, могучих реках. Мощными руками - потоками Весна стала ломать толстый лёд и сильными гребками отбрасывать его прочь, давая жизненные силы водам рек своих и насыщая кислородом волны их, помогая прийти в себя от вынужденной зимней спячки. Умывшись всласть и нахулиганившись, размяв свои руки, прилегла на взгорке Весна, с интересом наблюдая за прилётом и гомоном птиц, за оживающей, прямо на глазах, природой. Лаская и гладя рукой своей первую, появляющуюся зелёную травку, не забывала, между тем помогать освобождаться от остатков снега ложбинкам, перелескам и придорожным посадкам. Наклонившись пониже, и зачерпнув ладонью, сложенной ковшиком водицы из овражка, выпивала её маленькими глотками, наслаждаясь терпкостью и пряностью её вкуса, настоянного на прошлогодних листьях. Глядь, а овражки - то сухи и на месте, где была вода, появляются первые цветы, ветреницы и пролески. Приподнявшись с земли и оперевшись на одну руку, пристально оглядев окрестности, Весна вдруг решает: - Всё, пора вставать!- Медленно и осторожно поднимаясь с земли, делает робкие, не решительные первые шаги по ней, как бы пробует, готова ли она выдержать поступь Весны? И ощущая под своими ножками тёплую и влажную почву, готовую, что бы её пахали и боронили, а затем сеяли и сажали, Весна, вдруг весело расхохотавшись, довольная плодами трудов своих, подняв высоко - высоко руки, закружилась в вихре танца. Обвили ее стройные формы, в платьице с простым цветочным рисунком тёплые воздушные потоки, и всё затянуло в этот весенний хоровод и завертело в этой долгожданной пляске.
   А Весна, дав толчок к началу бурной деятельности, всего, окружающего её , вдруг заметила, как отросли её зелёные кудри, какие они нежные и шелковистые, а верба добавила, вплетя в них, маленькие пушистые шарики своих почек и оглядевшись увидела Весна блестящие на солнце злачёные купола церквей, услышала звон колокольного Благовеста, заметила, как преобразилась Земля и поняла, что её миссия выполнена, что тот темп и толчок, который она дала природе, сделал своё дело и теперь тихо и постепенно можно уходить, предоставив природе и всему живому наслаждаться трудами рук своих.

ЗВОНКОЕ ЛЕТО

     Кто не испытывал радости от встречи с ней? Стройное упругое, с бронзовым загаром тело её одето в лёгкий, открытый, яркий сарафанчик, с огромной копной соломенных волос, перевязанных голубой тонкой ленточкой, в плетёной шляпке, лихо сбитой на бочок, с алыми земляниченками - серёжками в маленьких ушках, в лёгких полотняных тапочках на босых стройных ножках.
   Что, узнали, встречались, поди? Это - Лето!
   Весёлый звонкий голосок её слышен далеко по окрестностям. Хохотунья и веселушка, беззаботная плясунья и неженка, любительница поваляться на пляже и окунуться в тёплые, как парное молоко, воды рек и морей, лазать по горам с туристическим мешком за плечами и ночевать, под звёздным небом в палатке, долгими вечерами распевая у костра бардовские песни с молодёжью. Или на белоснежной яхте плыть в неизвестные дали и стоя на капитанском мостике, придерживая рукой своей готовую, от порыва ветра, улететь шляпку, махать платочком, проплывающим большим круизным лайнерам. Возможно, она встречалась вам в числе паломников, приехавших на остров Валаам, чтобы посетить святые места и послушать перезвон монастырских колоколов, посмотреть на красоты Онеги и восхититься стройностью и архитектурной простотой Кижей? Или может быть видели её в окружении группы туристов с увлечением разглядывающую руины Колизея, Афинский акрополь или Святую Софию Константинопольскую? А быть может вместе с вами она собирала в корзиночку, на полянке дремучего бора, спелую лесную малину, и, так же как и вы отмахивалась от назойливых комаров, или набивала мешки кедровыми шишками в Сибирской тайге? Может быть, вместе с плотогонами на горных Карпатских бурлящих реках заслушивалась звуками трембиты? Да мало ли ещё красот Родной Земли нашей вместе с приходом Лета удаётся увидеть и, восхитившись увиденным, запомнить на всю жизнь или будущим Летом снова вернуться в эти места?
   Но многие люди знают и узнают Лето не только во время отдыха, но и по делам её. Труженица и хлопотунья, от зари до зари работает Лето, не расслабляясь и не давая себе передышки, ведь надо многое успеть. Лишь только заслышит Лето первый крик петуха, как сразу и встаёт, с постели. Тюфячок под боками её и подушка набиты, дающим сладкий сон, отдых и блаженство сухим разнотравьем. Схватив полотенце, бежит Лето к реке, над которой поднимается пар, а на травинках и листочках дрожат и переливаются в первых нечётких и робких лучах встающего из-за пригорка солнца, капли росы. Быстро скинув с себя одежды, Лето погружается в сонные воды реки и с удовольствием плескается в них, окончательно пробуждаясь при этом. Выйдя из воды, слышит Лето рожок пастуха, хлёсткий звук кнута и понимает, что выгоняют стадо коров на пастбище. Накинув на влажное своё тело халатик, бежит Лето по тропинке к дому, где ждёт её чашка холодного молока с краюхой ржаного только что выпеченного в русской печи, хлеба. Наскоро, но с удовольствием перекусив, принимается Лето за работу в огороде. Пока солнце не высоко и не сильно нагрета земля, надо многое успеть сделать.
   В заботах проходят её дни, не покладая рук своих трудится Лето то в поле, то в огороде, в цветнике и в саду, на ферме и возле реки. Без Лета не обойтись, когда придёт время варить варенье из поспевших ягод. По окрестностям разносится вкусный запах и удовлетворённая улыбка появляется на румяном личике Лета. Всё ладится у неё и когда заготавливает она в баночки овощные и фруктовые деликатесы и когда, накопав молодой, в нежной кожуре картошки, прихватив с грядки большие и спелые томаты, нежную веточку душистого укропа , крупный толстостенный жёлто - золотистый перец и зелёные, в пупырышках огурчики -  неторопливо идёт по дорожке к дому, на ходу срывая спелые тёмно - бордовые вишенки и кладя их в рот, от удовольствия жмурит она глазки свои и улыбка играет на лице её с весёлыми ямочками на щеках.
   Поставит Лето на стол, покрытый белоснежной скатертью глиняный кувшин с большим букетом полевых цветов: ромашек,  васильков, колокольчиков , блюдо с земляникой залитой сливками. Раскочегарит большой старинный самовар, щепочками, и когда тот утробно загудит и вода закипит в нём белым ключом, заварит Лето свой чай настоянный на мяте, мелиссе, смородиновых листочках и зверобое ,отрежет всем по большому куску сладкого сдобного пирога с черникой, пахнувшего ванилью. До чего же хорошо и приятно с Летом!
    Но иногда у Лета проявляется её шкодливый и хулиганский характер. Поднимет она сначала лёгким ветерком вверх бумажки и мусор, затем усиливаясь, подхватит с верёвок бельё, и ну крутить в воздухе, не давая поймать и забрать у неё, а потом, чтобы напугать сверкнёт молнией раз, другой, третий и раскатится хохотом летнего грома, да так громко и голосисто, что звук этот не утихает долго где-то там, за горами и лесами. Но люди, не боятся её громов, они плотнее закрывают окна и двери, решив переждать Летнее хулиганство. Как же она огорчается тогда, ей обидно, что не боятся выходок её, становится жалко себя и во весь голос принимается Лето от души плакать и стенать, заливая всю округу сильным, точно стена дождём. Люди начинают волноваться, открыв двери, они выглядывают, в надежде смотря на небо. Лето тут же резко перестаёт рыдать, она добилась своего, привлекла к себе внимание. Утерев свой мокрый курносый носик, ещё несколько раз , напоследок хохотнув -  громыхнув для острастки, Лето застенчиво улыбнулось своей приветливой улыбкой, и на небе появилось опять солнце. Люди распахнули по шире окна, ведь после дождя воздух чист, свеж и напитан озоном. Мир - восстановлен, инцидент - исчерпан.
   Очень любит Лето детей, заботится о них, старается, чтобы им было уютно при ней, радостно и весело. Всё у Лета для деток: и лакомства, и развлечения, и оздоровление. А как заботится и печётся она о братьях наших меньших, помогая воспитывать детёнышей, принимая участие в их прокорме.
   Дружелюбное Лето, мило для всех, и ей всё живое отвечает любовью и признательность. Люди сочиняют стихи и песни о Лете, горюют, когда уходит она отдохнуть от трудов своих, уступая место Осени. Набравшись терпения, будут ждать Лето снова и снова, надеясь, что с годами её характер не изменится, что она не станет плаксивой и холодной к окружающим, что тепло от общения с Летом будет и при новых встречах.

ОСЕНЬ - РАЧИТЕЛЬНАЯ ХОЗЯЙКА

     Красавица Осень, золотая Осень, плаксивая Осень, как часто мы слышим в адрес её такие слова и не случайно, отличается Осень переменчивым и обидчивым характером, хотя и не злопамятна по натуре. В ярком, сочных расцветок красивом платье предстаёт Осень перед нами в самом начале знакомства с нею, рыжеволосая и гордая, шествует осень по городам и весям, лаская своею тёплой и доброй рукой всё живое вокруг. Неугомонная и трудолюбивая, не покладая рук своих собирает в садах яблоки в большие плетёные корзины, хлопочет в огородах, хрустя спелым душистым огурчиком, шуршит листвой в поисках грибов в лесу. Везде успевает Осень, и поработать любит со вкусом и отдохнуть с размахом. Закрома её полны овощами и фруктами, заготовкам несть числа, всё - то у неё спорится, везде порядок, любо - дорого посмотреть! Всё примечает Осень, до всего есть ей дело.
   С удовольствием наблюдает она за животными, за их хлопотами по подготовке к зиме. Вот пушистая белочка набивает дупло своё орехами, ёжик что-то потащил в свою норку, птицы ставят подросших детей на крыло, ведь скоро предстоит им долгий перелёт. Пчелиные соты полны свежего душистого мёда, готовятся к спячке пчёлы, закрывают свои ульи. Радуется душа от того, что вокруг благоденствие и достаток. А как примется Осень веселиться, тут уж только держись! Нальёт она большой бокал искристого хмельного вина нового урожая, закусит горсткой голубики и ну плясать и кружиться! И вместе с ней, в весёлом, озорном кружении с честь праздника Урожая, затанцует всё и завертятся, закружатся в бесконечном хороводе осенние листья, как-то незаметно, за трудами поменявшие свой цвет с зелёного на багряный и золотой.
   Усталая упадёт Осень на взгорке навзничь, глядя в небо на причудливые проплывающие облака, полежит так в задумчивости, объятая тишиной и негой, прислушается к шороху листьев, к мерному журчанию воды, к птичьим негромким переговорам и выкатиться из глаз её прозрачная непрошенная слезинка, потом - другая, третья и вот уже задождило, испортилось настроение у Осени. Очень сентиментальная, она и чувствительная душою, всё может её растрогать, и это вызовет и бурю эмоций и потоки нескончаемых слёз. Подул прохладный ветерок и, собрав в тугой узел на затылке волосы свои, переоделась Осень в серые одежды, под стать погоде и  состоянию души своей. Над головой её закурлыкали журавли и, выстроившись в клин, полетели на юг, а за ними с гоготанием растаяли вдали и гусиные стаи. Проводила Осень птиц печальным взглядом и, окончательно расстроившись, присев у почерневшего мокрого стога, заплакала, зарыдала Осень в голос, и это её настроение тут же передалось природе. По небу поплыли свинцовые тучи, усилился ветер и похолодало. Зябко поёживаясь, встала и побрела Осень, по скошенной стерне, вдоль рек с подмёрзшей тёмной водой, через леса, сбросившие свой недавно ещё яркий наряд, по буграм и оврагам с пожухлой травой, по подмерзающей уже от первых морозцев пахоте, куда глаза глядят.


Рецензии
Вот это женщина, на проба.ру! В такую трудно не влюбиться.
Творческих успехов!
Ба! У вас нет ни одного ответа на комментарии, это не порядочно!..

Японский Городовой   06.03.2014 17:54     Заявить о нарушении
Исправляюсь. Спасибо за добрые слова.

Елена Чистякова Шматко   06.03.2014 21:36   Заявить о нарушении
Очень красиво написано. Правда встречается тавтология, но она наверно здесь и нужна так как придаёт произведению певучесть.
Творческих успехов вам!

Эрих Лаутен   12.05.2015 10:48   Заявить о нарушении