117. Профсоюзная музыкальная школа открылась

Нужна ли детям музыка

В детстве после войны пару лет я учился в музыкальной щколе в Ленинграде и потом еще год занимался со своей тетей Лизой, маминой сестрой. Мама очень хотела, чтобы я стал пианистом, но, вряд ли это было выполнимо: когда война закончилась и мы вернулись из эвакуации в Ленинград, мне было уже без малого одиннадцать лет. И мама, и я понимали, что профессиональным пианистом, да еще выдающимся, мне уже не стать. Для мамы же в любом деле, которому я себя посвящу, я должен был стать обязательно выдающимся, если не великим. Но и мне хотелось научиться играть именно на фортепиано, – я любил музыку.

В музыкальную школу на улице Короленко меня приняли, проверив, есть ли у меня слух и чувство ритма. Потом, когда я стал заниматься сольфеджио, я через какое-то время столкнулся с тем, что я знаю, какую ноту я должен спеть, но не всегда могу ее спеть, а из горла вылетает нота совсем другой высоты. Я мог назвать правильную ноту, я мог безошибочно указать ее на клавиатуре, а воспроизвести голосом не мог. Но вскоре это прошло. И я подумал тогда:

– Хорошо, что на вступительном экзамене я не пел, а находил на клавиатуре правильную клавишу.

Всё это запало мне в память, и когда какая-то из знакомых женщин рассказала мне, что ее ребенка не приняли в Музыкальную школу № 10 Академгородка из-за плохого слуха, я эту ситуацию вспомнил.

Действительно, оказалось, что в Музыкальную школу №10 Областного отдела культуры принимают только «одарённых» детей, хотя музыкальные школы такого уровня должны просто давать музыкальное образование, научить игре на одном из инструментов как музыканта-любителя. Подготовка музыкантов-профессионалов – это уже совсем другое дело – это уже задача специализированных музыкальных школ, где дети изучают все предметы, а не только музыкальные, а также музыкальных училищ, а впоследствии особо одарённые дети заканчивают Консерваторию. Тем не менее, музыкальные школы стремятся работать с одаренными детьми, которые бы побеждали в конкурсах, - именно это являлось, да, наверное, и теперь является показателем уровня музыкальной школы.

Когда я услышал такие печальные повести уже от нескольких опечаленных родителей, я подумал:

– А почему бы профсоюзному комитету не создать свою музыкальную школу, куда принимали бы всех детей, а не только "одарённых". Я, кроме того, догадывался, что и музыкальный слух, и ритм у ребенка можно развить, по крайней мере, у большинства.

Для создания профсоюзной школы нужно, прежде всего, желание

К весне 1964 года у меня уже было четкое представление, что нужно сделать для открытия школы. Нужно было иметь помещения для классов, музыкальные инструменты, преподавателей, деньги для их оплаты и так называемый фонд заработной платы, который нам планировался Обкомом профсоюза.

В этот момент освободились две квартиры в доме №4 по ул. Жемчужной, где раньше располагался ОКП на 2-м этаже, так как он переехал на первый этаж в д. №9 по Детскому проезду. Сейчас уже точно не помню, но, кажется были освобождены ещё две квартиры в этом подъезде. То ли редакцией газеты «За науку в Сибири, то ли лабораториями какого-то института, получившего свой корпус.
В четырёх освободившихся квартирах – 10 комнат и 4 кухни – 14 изолированных помещений. Более чем достаточно для организации музыкальной школы на 100 учащихся. Правда, без зала. Но мы решили использовать для концертов детей зал нашего Дома Культуры, а через полгода сделали маленький зальчик в трехкомнатной квартире на 1-м этаже, сняв перегородки между комнатами. Оставалось «только» получить решение Президиума СО АН о предоставлении нам этих квартир, что представлялось довольно трудной задачей.

Посоветовавшись с музыкантами, мы посчитали возможным учить детей игре на фортепиано, скрипке, виолончели, деревянных, духовых и ударных инструментах, а также на гитаре, баяне и русских народных инструментах. Покупать нам надо было только несколько фортепиано, остальное могли приобрести сами родители.

Подбор преподавателей был несложен, поскольку у нас уже действовали симфонический оркестр и оркестр струнных народных инструментов. И там, и там были энтузиасты, готовые заниматься с детьми. Кроме того, у наших музыкантов была довольно тесная связь с Новосибирской консерваторией и Симфоническим оркестром Новосибирской филармонии.

А вот денег на оплату труда преподавателей и пресловутого фонда заработной платы у нас не было. Переговоры с Обкомом профсоюза и Облсовпрофом к положительному результату не привели.

Казалось, в этой ситуации ничего нельзя сделать. Меня многие и вначале отговаривали от этой затеи, а теперь их голоса стали еще громче:

– И зачем браться за это дело? Ведь есть же Музыкальная школа? Обучение музыке – прерогатива Отделов народного образования.

Но я представлял себе маленьких мальчиков и девочек, которые хотели играть кто на рояле, кто на скрипочке, а кто на гитаре. Представлял себе и родителей, которые не могли удовлетворить их (и свои) желания.

Я был уверен в том, что музыкальное воспитание – очень важная часть эстетического воспитания детей. Мы должны научить детей играть на каком-либо инструменте, научить слушать музыку и понимать ее. Без музыки душа человека беднее... А музыкальное образование, так, как это понимает РОНО, – им совсем не обязательно. Если впоследствии захотят, получат в другом месте.

Удивительно, но, как говорят, всё срослось.

Квартиры нам Президиум выделил без больших проблем. Оказалось, что дома с полнометражными квартирами, которые давали в основном докторам и кандидатам наук, больше строить не будут, и Президиум решил оставить их в резерве на будущее (это было сделано Президиумом СО АН по подсказке Л.Г. Лаврова). А что там пока будет находиться, – им было все-равно. Я вздохнул с облегчением. Можно было двигаться дальше.

Самая большая проблема с фондом заработной платы

Затем я всё просчитал по деньгам. Родителям предстояло платить за обучение детей, и мне говорили, что они на это не пойдут. Я возражал: Городская Музыкальная школа была тоже не бесплатной для родителей. Учитывая, что профсоюз не платит ни за аренду помещения, ни за коммунальные услуги (всё это по положению о профсоюзах обеспечивало Сибирское отделение АН), выходило, что родители не должны вносить больше денег за своих детей, чем в Городской Музыкальной школе. Той суммы, которую родитеди платят за своих детей в Городской Музыкальной школе, вполне должно было хватить на зарплату преподавателям и директору с завучем. Более того, мы решили снизить размер платы за обучение для родителей с низким заработком, а некоторых детей даже обучать бесплатно. Самоокупаемость школы была обеспечена.

Теперь о самом главном. Создавая музыкальную школу, я знал, что в одном из недавних Постановлений ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов) есть пункт, который давал нам возможность истратить полученные наличные деньги на выплату зарплаты. Этот пункт разрешал местным комитетам профсоюза создавать разного рода кружки, курсы, учебные группы и школы на самоокупаемости, при условии, что вносимые в оплату деньги будут наличными.

Получив деньги в кассу, местком был обязан сдать их в банк, но на эту сумму Обком профсоюза давал разрешение банку выдать заработную плату преподавателям и руководителям школы в соответствии с их почасовой нагрузкой по действующим ставкам преподавателей и административного персонала.

Я принес все расчеты, сметы и подготовленные документы об открытии Музыкальной школы при ОКП в Обком профсоюза. Те пошли выяснять в Облсовпроф, а Облсовпроф начал советоваться с ВЦСПС. Насколько мне известно, ВЦСПС консультировался с Государственным Комитетом при Совете министров СССР по вопросам труда и заработной платы. Думаю, что без консультаций с соответствующими отделами ЦК КПСС тоже не обошлось. Все страховались и перестраховывались. Потом меня вызвали в ВЦСПС и там долго выясняли, зачем нам это надо и тщательно проверили все наши расчеты. Дело оказалось для ВЦСПС новым, - до этого таких музыкальных школ никто в стране не создавал.
В конце концов, ВЦСПС вынес свой вердикт. Он был отрицательным, поскольку профсоюзный комитет СО АН был не “местным”, а “объединенным”.

Было ОКП, – стало МКП

С такими трудностями я умел бороться. Мы быстро переименовали свой комитет в «местный» (благо смену названия утверждал только Обком профсоюза) и стали называться не ОКП, а МКП. Такое переименование, к счастью, больше ни на что не повлияло. Таким образом, последнее препятствие к созданию Музыкальной школы было снято. И не только к музыкальной школе. Решение, которое вскоре мы получили, открыло нам путь к созданию кружков, школ и даже спортивных секций на самоокупаемости.

Я был весьма горд, что мы сделали все в точном соответствии с существующим законодательством. Работать только в соответствии с действующими законами – было нашим кредо. А как могло быть иначе: профсоюз следил за соблюдением администрацией законодательства в области труда и заработной платы, премиальных положений и отпусков, охраны труда и техники безопасности, и нам самим нарушать законы, даже если бы никто не заметил, было не с руки. А нарушать в области расходования фонда заработной платы нам бы все равно не позволил банк и Обком профсоюза.

В те времена, если бы руководитель любого предприятия или учреждения каким-либо образом нарушил установленную смету на оплату труда и штатное расписание, – ему бы не поздоровилось. У нас же теперь всё было сделано в полном соответствии с действующим законодательством, и никто к нам придраться не мог.

Профсоюзная музыкальная школа открылась

К осени Музыкальная школа на 100 учащихся открылась. Мы все успели сделать: и отремонтировать помещения, и оборудовать школу мебелью и купить множество мелочей, без которых не обходится ни одно хозяйство. А вскоре по указанию Льва Георгиевича Лаврова для школы купили пять фортепиано.

К моему (и к всеобщему) удивлению желающих поступить в музыкальную школу оказалось очень много, я даже не ожидал такого наплыва заявлений. Было принято чуть больше 00 детей. Никаких экзаменов мы не проводили, - было только прослушивание. Никому не отказывали. С каждым ребенком и его родителями проводилось лишь краткое собеседование. Все остались довольны: и дети, и родители, и мы. Появилось расписание занятий, начал работать педсовет, а банк беспрепятственно выдавал зарплату. Теперь важно было обеспечить высокое качество обучения. С этим в школе быстро справились, и никаких нареканий на наших педагогов не было.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/04/08/2265


Рецензии