В. Дорожкина. Мозаика лет Валерия Аршанского

Тамбовская земля притягательна. Сколько людей, родившихся в других областях, приезжают сюда, думая, что на временное жительство, а остаются навсегда.
Так случилось и с Валерием Семёновичем Аршанским. Он родился 25 декабря 1945 года в городе Магнитогорске Челябинской области. Окончив школу, отслужив в армии, приехал в 1967 году в Тамбовскую область, встретившую будущего профессионального писателя и журналиста с присущим нашему краю гостеприимством.
Первые пробы пера Валерия Аршанского относятся ко времени его армейской службы. Уже тогда в заметках и информациях молодого корреспондента чувствовалось умение определить тему и заинтересовать ею читателя.
Обосновавшись в городе Мичуринске, Валерий Семёнович работал в строительных организациях и одновременно учился заочно на факультете журналистики Воронежского государственного университета.  С 1973 года он – в штате городской газеты «Мичуринская правда»: вначале был корреспондентом, потом – заместителем редактора. Его журналистская деятельность не ограничивалась страницами только своей газеты. Он активно печатался в «Тамбовской правде», его очерки и публицистические статьи получали многочисленные отклики читателей; это во многом способствовало тому, что Аршанского пригласили в областную газету собственным корреспондентом. Нельзя было не заметить и организаторские способности журналиста, которые особенно проявились тогда, когда он стал редактором «Мичуринской правды». Эта газета  всегда была на хорошем счету, а при Валерии Аршанском она стала одной из лучших городских газет, о чём свидетельствуют грамоты и дипломы за победы в многочисленных конкурсах журналистского мастерства. Сам Валерий Аршанский за серию очерков, напечатанных в разных изданиях, стал в 1981 году лауреатом премии имени первого редактора газеты «Тамбовская правда» Ивана Андреевича Гаврилова.
Будучи профессиональным журналистом, Валерий Семёнович много лет работает как писатель. Всё чаще на страницах газет, в журнале «Подъём» наряду с публицистикой появляются его художественные произведения. В 1984 году у него вышла первая книга -  «Дипломная практика», в 1991-м вторая  – «Фольклорная экспедиция». Знаменательным для Аршанского оказался 1999 год: в Тамбове у него вышла очередная книга прозы «Встреча», и его приняли в Союз писателей России.
Каждая новая книга автора встречается читателями и критикой не просто доброжелательно. Она вызывает желание откликнуться на прочитанное, потому что в произведениях Аршанского много такого, что близко и дорого человеку неравнодушному, каким является сам автор. Кажется, он ничего не выдумывает, а рассказывает о том, что пережил сам, его друзья, родные и близкие. Многим знакомо выражение: «Каждый автор имеет право на вымысел». Есть он  в повестях и рассказах Аршанского, и, тем не менее, читая их, веришь всему, что написано. Наверное, потому, что все события прошли через сердце писателя, а значит, и читателя они не могут не «зацепить», не взволновать.
Особенность повестей Валерия Аршанского ещё и в том, что он, рассказывая о том или ином жизненном событии взрослого героя, часто отправляет его в детство, заставляя вспоминать давно ушедшее, еле видимое сквозь толщу прошедших лет, но всё-таки видимое. И воспоминания героя, а это чаще всего – сам автор, раскрывают его образ полнее и художественнее, да и само произведение становится объёмнее.
Такова повесть «Фольклорная экспедиция». В самом  начале её герой, от лица которого ведётся повествование, едущий в последнем вагоне поезда, услышав название очередной станции, вспоминает, как именно здесь много-много лет назад он, ребёнок, стоял на перроне с отцом, провожавшим его в деревню, к бабушке с дедушкой. Это были первые послевоенные годы, когда на железнодорожных станциях можно было встретить ещё немало фронтовиков, возвращавшихся домой. Здесь-то и произошла  случайная, на первый взгляд, встреча, оставившая след в душе ребёнка: «Вот не помню я только одного: с какой стороны появился вдруг перед нами молодой, высокий солдат в распахнутой шинели без погон, со сбитой набок пилоткой…» Весёлый солдат балагурит, рассказывает смешные байки, люди улыбаются; потом он вспоминает о недавней войне, и люди сразу серьёзнеют, хмурятся… Поезд долго стоял на станции, и много ещё успел рассказать фронтовик – то серьезно, то с шуточками. Но вот состав на соседнем пути приготовился к отправлению, и солдат,  побежал к своему вагону.
«Бежал он смешно, не по-военному, и даже не так, как обычно бегают мужчины, а по-утиному, переваливаясь с боку на бок, и не в такт взмахивал руками. Я прыснул в рукав, затормошил отца: “Смотри, пап, чего это он катится, как каракатица?”
Отец с негодованием посмотрел на меня, собираясь одёрнуть. Но его опередил старичок, всем видом своим напоминавший учителя: “Не надо так, мальчик! Солдат-то без ног, на протезах”. Как? Где? Да вы что? Неужели? – заволновались и загалдели, вытягивая шеи, не только я, а и другие, ошарашенные этой новостью пассажиры. А солдат тем временем, благополучно поймав поручни своего вагона, привычно втискивался на тамбурную площадку. Поравнявшись по ходу с нашим перроном, он прокричал на прощание что-то весёлое, бесшабашное. И скрылся из виду, чтобы никогда больше не встретиться, но прочно застрять в моей памяти…»
Это и многие другие воспоминания, которые мы читаем по ходу основного повествования повести, заставляют нас ещё раз задуматься о судьбах людей военного поколения, испытать чувство горечи от многочисленных потерь и чувство гордости за страну, богатую такими героями, как встретившийся на станции солдат.
Основной сюжет «Фольклорной экспедиции» достаточно прост: студенты едут собирать по деревням и сёлам старинные песни, встречаются с людьми разных поколений и настроений. Постепенно повествование обрастает событиями, разворачивающими перед нами то небольшие эпизоды, то объёмные  картины из жизни отдельного человека, местности, где он живёт. И из всего этого складывается история Родины, любовь к которой, большой и могучей, начинается, как известно, с любви к родине малой, к той местности, где ты родился, где твои корни. Не случайно Валерий Аршанский взял эпиграфом к повести слова писателя Василия Пескова: «Человеку нужно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни…»
По мере того, как участники фольклорной экспедиции, собирают нужный им материал, разговаривают с людьми, вырисовываются характеры каждого из них. Студенты заметно серьёзнеют, взрослеют; пожилые люди, беседуя с ними, молодеют. И, может, не во всём и не всегда они понимают друг друга, но резкого конфликта «отцов и детей»  всё же нет. Приходу городских гостей хозяйки не удивляются, а радуются, делятся с ними своими проблемами: «Нам бы корреспондента сюда, пусть бы написал о сельских бедах: огурцов нынче уродило – страсть господняя, а кооператоры и заготовители эти, из заготконторы, носа к нам не кажут. Мы б уж за бесценок огурец отдали, только возьмите. Кому их тут сбывать-то, поросятам? А в городе небось за такую зелень в драку…»
Колоритны в повести женские образы – Зинаиды Павловны и Елизаветы Григорьевны. Они, ничуть не смущаясь включённого магнитофона, поют песни, спросив предварительно: «Так какую петь-то, старинную совсем, аль поновее?»  И звучит песня, которую пели ещё их бабушки:
На этом поле огонёчек,
Там тихо, плавно дым клубит.
На этом поле одинокий
Покрытый раненый лежит.
Его изрубленные латы,
Пустой колчан его открыт…

Автор даёт нам возможность насладиться и особенным, колоритным языком сельских жителей. Уже проводив студентов, пожилая хозяйка вспомнила, что не дала им с собой огурцов, кричит, чтоб вернулись: «Дочькя, милая, огурцы-то вы забыли! А как же без сумок то? Ну, пойдём, я тебе сеточку свою дам…».
Неизменное гостеприимство русского человека, особенно свойственное сельчанину, встречает участников фольклорной экспедиции во все дни их путешествия от подворья к подворью. И привезут они в свой институт не только собранные песни, а нечто большее. На обратном пути, в поезде,  студент Толя Кошелев декламирует симоновские строки: «Словно смотришь в бинокль перевёрнутый, / Всё, что сзади осталось, уменьшено…»
«Нет, - подводит итог экспедиции и всему повествованию автор, - не всё, дорогой Толик, с чем мы прощаемся, уменьшается и сокращается в памяти. Многое, как раз вопреки отдаляющемуся расстоянию, становится ещё более выпуклым и более величественным. А опадает, сникает, исчезает и растворяется мелочь, чепуха, всё несущественное, что и не требует запоминания.
А подлинное – помнится. Одним – на годы, другим – навсегда»…
Нельзя не отметить и ещё одну, далеко не второстепенную тему повестей и рассказов Валерия Аршанского, – детскую; она даёт возможность ярче высветить проблемы, которые надо решать взрослым. Дети нередко встречаются на страницах произведений писателя, не являясь их главными героями. А рассказ «Странный мальчик» - непосредственно о ребёнке; «странность» его в том, что он находится в «вечном сонном оцепенении». Его привезли отдыхать в деревню к родственникам из Мурманска. «Он не знает, что такое смородина. Не знает, как растут огурцы. Не отличает сливу от вишни…» И автору жаль этого северного ребёнка, через великую силу, почти с отвращением евшего окрошку и пившего компот, потому что он привык к рыбе, к бананам и киви, к мультифруктовому соку… Мысленно он уже в поезде, в уютном вагоне, возвращавшим его в родной заснеженный город. «Там матово отсвечивающие в керамическом кувшине на столике строгие листья восковых цветов – не чета дачно-садовым астрам и георгинам, окружающим здесь все тропы и тропиночки. Там молочные полоски света люминесцентных ламп, не сжигающие и не опаляющие, как здешние безжалостные лучи вечно обозлённого на род людской Ярилы. Что это за радость тут у них такая – солнце, сжигающее с высоты небес сады, поля и огороды и всё равно остающееся божеством, идолом для поклонения им, людям с Большой земли, с материка? Там жизнь! Шпроты, лосось, тунец в баночках-консервах, которые повезут, к радости пассажиров, на тележках по вагонным коридорам тёти из ресторана. А тут?».
Мальчик настолько одинок, что жалость к нему, пробудившаяся у читателя, сменяется мыслью: а ведь это – трагедия! Чтобы ребёнок, приехавший с севера, не радовался солнцу, цветущему саду, огороду с обилием овощей?! «Странный» мальчик не  радуется: он привык ко всему искусственному. И невольно думаешь: не заполонит ли это искусственное всю нашу жизнь?
Читая этот рассказ Валерия Аршанского, вспоминаешь другой – рассказ «Дудочка». Его герой – Славик, каждое утро бегущий на остановку автобуса, чтобы занять кресло кондуктора и вместо водителя объявлять остановки, предварительно подудев в свою дудочку. Можно понять, что Славик – это мальчик: его мысли и поступки именно детские. Но оказывается, это сорокалетний мужчина,  умственное развитие которого осталось на детском уровне. Он добр, всем помогает: кому дрова нарубить, кому в аптеку сходить. Его не обижают, даже любят. Он всегда накормлен сердобольными соседками, платившими этим Славику за его работу, и по-своему счастлив: он убеждён, что делает необходимое дело, что без него на остановках транспорта не будет такого порядка, какой создаёт он при помощи своей дудочки. И от сознания своей нужности не только соседям, но всем людям вообще Славик даже забывает об одиночестве, которое тяготит его только ночью, когда ему так не хватает мамы, умершей несколько лет назад. Он слышит её голос: «Спи, сынок, спи, родной мой, горюшко ты моё счастливое…».
А утром он уже не вспоминает этот голос. «Да и какие тут могут быть воспоминания, когда нужно спешить, нужно торопиться. Ведь все предприятия города ждут людей, а троллейбусы и автобусы забрать сразу всех пассажиров не в состоянии. И ему нужно сейчас быстрее лететь, помогать, чем только можно, что только зависит от Славика».
Автор заканчивает рассказ «Дудочка» словами, в которых – тревога и боль: «…Что ни год, всё больше болит у меня душа за этого беззащитного взрослого мальчика Славика. Храни его Господь!».
Душа писателя болит и за странного мальчика Женю, который одинок среди людей, среди природы. И кто знает, кто из них счастливее – Славик или Женя?
С приобретением жизненного и литературного опыта произведения Валерия Аршанского становятся ещё глубже, их художественный уровень – всё выше. В 2003 году в Тамбове вышла его книга «Горькая трава марор», состоящая из ранее опубликованных повестей и рассказов и новых. А к 60-летнему юбилею писателя в 2005 году издан солидный том – «Мозаика лет»: архивы, дневники, рассказы, очерки, эпизоды. Именно так определил жанр книги сам автор. Действительно, в ней представлены и художественные произведения писателя, и его воспоминания о встречах с артистами и политическими деятелями, и автобиографические эпизоды, проиллюстрированные сюжетными фотоснимками. 2008 год знаменателен для писателя выходом книги «Дети века». Почему знаменателен? Да потому, что именно это издание номинировалось в 2009 году на Бунинскую премию и было включено в число 60 лучших книг, изданных в России.
Книги Валерия Семёновича настолько разнотемны, что невольно возникает вопрос: один ли человек написал их? Положительный ответ дают многие особенности: язык автора и его героев, публицистичность произведений, не только не снижающая их художественный уровень, а наоборот, подчёркивающая его высоту и высвечивающая гражданскую позицию писателя.
В 2010 году у Валерия Аршанского вышла новая книга – «Часовой пояс». В ней – так же, как и в предыдущих, - чувствуется боль автора за всё, что происходит в России. Он предан родной Отчизне, стремится сделать всё, чтобы, как говорится в предисловии к книге, «наша горьковатая действительность была лучше, чище, краше».


Рецензии