О православной религии

Приветствую вас, дорогие друзья!
Во вступительной статье, цель которой есть раскрытие понимания «религии», я постараюсь предельно ясно изложить своё частное видение данного смысла. Буду использовать фундаментальные знания церковной сокровищницы, которые позволят нам увидеть и понять обязательность религии в жизни каждого человека.
Хочу обратить особое внимание на свободу мысли, которая непременно должна сопровождать нас. Это есть свобода в истинном понимании, это есть свобода от зла в добре, свобода от греха в добродетели, свобода в Боге. Каждое мнение имеет под собой истину индивидуального общения с Богом, неповторимого и небывалого до того, если не противоречит Ему. И каждый, кто хотел бы внести лепту в мировую сокровищницу Богопознания, понимает, что его вклад не мыслим без сердечного переживания того, во что он будит нас посвящать.
Мы с вами, дорогие друзья, пытаемся понять, что такое «религия»? Кто-то может подумать: «Разве нет ответа на этот вопрос, которому 2013 лет?». Ответы, разумеется, давно даны. Но наша задача – не выразительное чтение их, но переживание религии в себе. Вот так медленно, но верно, мы подошли к попыткам понимания того, что такое религия.
Давайте всмотримся в свою жизнь, вдумаемся в прошлое и посмотрим на настоящее. Что есть в нас религиозного? А для этого возьмёмся раскрыть образ религии.
Слово «религия» имеет латинское происхождение «religio», которое означает «соединение». Что и с чем призвана соединить религия? Наше мировоззрение, если имеет в себе Бога, становится согретым Его сиянием. Мы начинаем видеть вещи такими, какие они есть, в их истинном свете. Зная, что есть Бесконечный и Всемогущий Бог, который всегда с нами, мы обретаем незыблемую основу своей жизни. Её можно назвать смыслом. Теперь вопрос проясняется и начинает быть понятным. Религия призвана соединить Бога и человека, Душу и Дух, Смысл и жизнь, потому что существование человека вне Вечного Бога, дающего вечную жизнь, становится бессмысленным. Разве есть смысл жизни, если она кончается абсолютной смертью, абсолютным концом? Это кажется абсурдным. Верно? Душа чувствует истину, осознаёт свою вечность и стремится к ней.  Душа без Духа превращается  в животное, которое ищет удовлетворения лишь своих инстинктов, вещей, необходимых для жизни тела. Душа становится подчинённой телу, которое всё больше прижимает её к земле, к тленности. И в конечном итоге, к гибели. И тут мы видим, что нет смысла жить бездуховно, безбожно. Такая жизнь в конечном итоге, лишённая смысла, сначала превращается в существование, а под конец в вечную смерть. Получается, что религия, соединяющая нас с Богом, соединяет нас ни с чем-то и ни с кем-то размытым, а с реальным любящим нас Богом, дающим нам, по своей любви, вечную жизнь. Из этого выводим ещё одну задачу религии – привести человека к вечной жизни. Не только дать понимание о её существовании, но и дать возможность получить эту жизнь вечную, Царство Небесное. Религия, как любовь – пока не испытаешь, не поймёшь, какая она настоящая. Таким образом – религия – это ещё и путь жизни, шаги на котором соединяют тебя и Бога в вечности. Эти соединение или встреча увенчаны: любовью, смыслом, радостью.  Религия, как встреча Бога и человека в вечности, призвана указать место встречи и ориентиры.
Возьмём православное христианство. Оно, как религия, представляет собой «…столп и утверждение истины…» (1)  в нас. Это тот непоколебимый стержень настоящей нравственности и морали, настоящей психологии и духовности, настоящего доверия и веры, который держит образ Божий в человеке устремлённым к подобию Божиему.
Для того чтобы нам с вами было понятнее рассуждать о предмете разговора, нужно обратиться к определению православного христианства. Православное христианство в буквальном смысле означает – христианство, которое правильно славит Бога или в истине учит о Боге. В частности о воплотившемся помазаннике Божием, Сыне Божием – Иисусе, который был Богом и человеком, который принял мученическую смерть за грехи мира, умер и воскрес, даровав нам вечную жизнь. И о всём историческом пути христианства, который начался ещё с момента грехопадения проотцов Адама и Евы (ныне святых), продолжился приходом на землю «Нового Адама » (2) – Иисуса Христа, который восстановил природу человека в целостности с Богом – Отцом, Богом – Сыном и Богом – Святым Духом. О том пути, которому ещё предстоит закончиться в конце времён, в начале Страшного Суда.
Православное христианство или православие в переводе с греческого означает «ортодоксия», то есть неуклонное следование, правоверие, правильное учение, правильное славословие, исповедование правильного мнения.  Из термина «ортодоксия», который упоминается в христианских трудах II – IV вв., например Евсевия Кесарийского - «Церковная история», можно почерпнуть оттенки понимания православия. Правоверие именно постольку называется «столпом и утверждением истинны», поскольку сама истина подаётся из уст его учения. Сам Иисус Христос установил церковь с её таинствами на земле, через которые человек входит в Церковь Небесную, становится причастником Божественного Света. Поэтому «Христианства нет без церкви» (3). Церковь имеет учение, которое углубляет и расширяет в нас возможность познания Бога. Со времён установления Святой Церкви прошло немало времени, но те знания, которые сохранили из древности Отцы Церкви, и которые представляют церковное предание, не потеряли своей важности. Они не воспринимаются, как пережиток прошлого, потому что содержит в себе вечные духовные законы, наоборот, является вне времени и места, «источником живой воды»(4) . Тем колодцем, из которого мы имеет возможность черпать столько, сколько Душа может вместить. И церковь, и её учение, и её предание представляют собой совокупность тех средств, которые могут сделать нашу Душу мягкой, как восковая свеча, и возжечь её огнём Божественной любви. «Мы не изменяем вечных границ, установленных отцами, а храним Предание таким, каким получили его » (5).
Православное христианство – это религия, которая изнутри имеет то содержание, которым его наделил Бог ещё при первом приходе на землю. Духовные законы, по которым шла жизнь Церкви, были облачены, и впоследствии, стали «догматами»(6) . Эти незыблемые духовные «каноны »(7), как основа веры, хранились церковью и передавались из поколения в поколение и всякое отступление от них считалось «ересью »(8), что вполне логично и разумно. Именно поэтому православное христианство есть «столпом и утверждением истины», потому что имеет в себе началом повеление самого Христа, сохранённое и пронесённое через века святыми, богословами, учителями и отцами церкви, а также всеми православными христианами.
Православное христианство – это вечность во времени. Приклоняя свою волю перед ним, мы позволяем вечности быть в нас. Мы позволяем Господу одухотворять нашу душу, одухотворять наше тело, соединить свой дух с Богом. К этому и призвана религия, как путь человека в единении с Богом. Православие, таким образом – это то, что прилепляет нас к истине, под которой мы понимает Иисуса Христа: «Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня»(9) .
Православие – это не наука, располагающая гипотезами, втиснутыми в контекст времени, задача которых опровергать одна другую, чтобы последняя была наиболее истинной, но то, что содержит в себе и её. Чего стоит только открытие живой клетки в XVII  веке Робертом Гуком, и не возможность по сей день сотворить ничего подобного, что было бы похоже на живую клетку. Человек только берёт и познаёт то, что ему дано Богом. Но без Него познать суть вещей, а не только их важность в контексте человеческой жизни, не получается.
В шестой день сотворения человека, Адам давал имена животным. Не такие имена, которые мы представляем себе. А те, которые отражают их истинную сущность в вечности. Но с момента грехопадения, человек потерял возможность видеть суть вещей. Грех разрушил целостность человека с Богом. Всё, с чем сталкивается человек в жизни – кажется ему непонятным и чуждым, пока он не напряжёт свои силы души в познании истинны этой вещи. Пока не начнёт думать, чувствовать и стремится раскрыть этот смысл. Но мало напрягать силы Души, необходимо устремлять их к Богу. Только Господь восстанавливает ту потерянную целостность и возвращает возможность видеть и слышать духовно. Лишь Он показывает нам, что есть Свет, а что тьма. И пока мы не обращаемся к Богу, наши попытки познать смыслы в жизни увенчиваются только очередными ошибками. А всё потому, что ум, воля и чувства, оторванные от единого центра – Бога, как лебедь, рак и щука в басне И. А. Крылова (10) : каждый тянет в свою сторону. Тут не до познания истинности, тут бы разобраться в себе.
Православное христианство, таким образом, – это целостность, в которую входит человек, стремящийся к познанию Господа. Как целостность внутренняя, так и целостность в связи с Церковью земной и Церковью Небесной, которые представляют нас с вами и святых людей, почитаемых нами. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем » (11). Мы с вами видим из послания к Ефесянам, что все православные христиане, цитирую: «…сограждане святым и свои Богу…». Здесь также указывается условие причастности людей – христиан к «Граду Небесному »(12): «…быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем…». Это значит, что становятся полноценными христианами тогда, когда их утверждают «…апостолы и пророки…» (символ ветхозаветной и новозаветной церкви), и когда во главе утверждения лежит вечный Господь Бог Иисус Христос. Поэтому, православие – это церковь, церковь – это сочетание града земного и града Божьего. И всё это – единение человека с Небесным Царством.
Религия – православное христианство – путь к Небесам, который открывает нам Христос. Он делает это ненасильственно, свободно, и каждый может всегда сказать ему «да», и Господь войдёт к нему в жизнь, в сердце и соединит душу человека с «мировой душой »(13), сделает его лучиком своего солнца, введёт его в Церковь земную и Небесную. Возможно это только при условии, что дар Божий, – свобода, не будет нарушена никем, что им воспользуется тот, кому он дан, то есть лично – христианин. 
Дорогие друзья, мы подошли к завершению попыток понимания религии – православное христианство в части вступительной статьи журнала «Рассвет» и в соотношении с его главное идеей: свободы, оригинальности и фундаментальности. Здесь были сделаны попытки разного истолкования понятия «православие», были освещены разные его стороны. Изложение понимания «понятие православное христианство» шло с разных позиций православия: религиозно-нравственной, религиозно-моральной, религиозно-психологической, религиозно-церковной, религиозно-личностной, религиозно-исторической. Разделение статьи на пункты условно. Это позволяет вычленить из статьи отдельные мысли, родившиеся в процессе творческого осмысления темы.
Православное христианство было освящено  в разных аспектах. Это отражает её многогранность, неисчерпаемую глубину, близость хотя бы некой своей частью, свободный смысл и вольный путь к истине для каждого. 
Вступительная статья показывают те душевные ожидания раздела «Религия», которые есть у журнала в этой части, и в соответствии с этим, те душевные стремления, которые должны иметь личности, чтобы оправдать эти ожидания. 
Разумеется, академический подход к содержанию разделов журнала и его статей – ни  наша цель. А лишь одна из задач, позволяющая достичь главного – творческой мысли и знания, а не констатации общеизвестной информации. Статьи могут быть написаны так или иначе. Главное, чтобы они были сконцентрированы на цель журнала «Рассвет» – свободу, заключающуюся в творчестве личности.
Желаю всем успехов в творчестве познания Бога!
(1)Новый Завет, 1 Тимофею.
(2)Так часто называет Иисуса Христа Апостол Павел.
(3)Священномученик Иларион Троицкий.
(4)Иоанна 4:1-54. Источник живой воды – это Христос, пребывая в котором, человек получает вечную жизнь.
(5)Святитель Иоанн Дамаскин.
(6)Утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащей критике.
(7)Совокупность установленных церковью правил, связанных с вероучением, обрядами, нравственными основами христианской жизни и возведенных в закон.
(8)Вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм религии.
(9)Евангелие от Иоанна 14:4.
(10)Крылов Иван Андреевич  (1769-1844) – русский  баснописец …
(11)Ефесянам 2, 19-20.
(12)В понимании «Царствию Небесному».
(13)Мировая душа – единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами, - определение, принадлежащее Владимиру Соловьёву.


Автор статьи: Толпекин Е. В.
Дата публикации: 08,04,2013.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.