Они ушли по Млечному пути

     ( Воспоминания о членах Ангарского ЛИТО)

А Время мелет, мелет, мелет,
Стирая судьбы в порошок,
И годы, как холстины стелет
Кому – с аршин, кому – с вершок.
                Надежда Кудашкина




     Чем дольше живёшь на Земле, тем явственнее ощущаешь его бег, бег Времени. Вдруг замечаешь, что меньше встречается знакомых  дорогих лиц, которые оставили в душе добрый след. Неужели  радость общения с ними канет в небытие? На очередном заседании обратила внимание  на то, как много молодых ребят появилось  в Ангарском
Литературном объединении, и захотелось рассказать им о тех, кто  уже не придёт никогда на его заседание.

    В Ангарское ЛИТО я пришла в семидесятые годы двадцатого века, когда им руководил незабвенный МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ ШАГАНСКИЙ. Бывший фронтовик, журналист, писатель, он оставил городу две книги о войне и две – о городе. Он опекал литераторов, хлопотал об  издании их книг и публикации стихов в сборниках.

    В наше смутное время, когда и в среде литераторов нет единства, появились разные версии о времени образования ЛИТО. Документально доказано, что оно – ровесник города, т. е. 1951года рождения. Создано по инициативе редакции городской газеты «Знамя коммунизма». Большую помощь в становлении ЛИТО оказала Иркутская писательская организация. Ростислав Филиппов, Марк Сергеев, Владимир Скиф и другие писатели Иркутска были частыми гостями в Ангарске.     Литературная жизнь кипела ключом:  велась литературная учёба для начинающих авторов, устраивались конференции, обсуждались рукописи, к авторам предъявлялись очень высокие требования. Может быть, поэтому стали появляться одна за другой книги ангарчан.  Тогда  ходила такая шутка: «Иркутская писательская организация – филиал Ангарского Лито». Шутка шуткой, но вскоре  литобъединение Ангарска стало лауреатом премии Иосифа Уткина за успешную работу с молодыми авторами. Раньше эта премия была присуждена А. Гурулёву и А. Кобенкову.

      Вспоминаю АНАТОЛИЯ КОБЕНКОВА, который был долгое время литконсультантом  газеты  "Знамя коммунизма". Надо сказать, что газета в то время уделяла много  внимания литераторам, печатались  подборки стихов и прозы всех членов ЛИТО.

     Мои неумелые стихи попали к Анатолию Ивановичу Кобенкову, и он сумел найти в них рациональное зерно. И, хотя после обсуждения, от моей ученической тетрадки стихов осталась одна строфа, которую он похвалил, и я после этого вообще полгода не писала стихов, - урок не прошёл даром: я поняла, КАК надо писать, и помог мне в этом Анатолий Иванович. Низкий ему за это земной поклон.
    В лито  я нашла искреннюю поддержку и помощь. Бывали и споры,  как без этого,-  все мы живые люди со своими взглядами, убеждениями, но не было разлада, мы чувствовали  себя единомышленниками, делающими одно общее дело. На заседания хотелось идти, чтобы встретиться с друзьями, пообщаться, узнать что-то новое, поучиться. Я уверена, в том, что именно Ангарское литературное объединение  ввело меня в литературу, помогло стать поэтом. Мы умели радоваться успехам друзей, переживали неудачи, старались подбодрить друг друга, помочь словом и делом, именно поэтому мне захотелось вспомнить тех, кого уже нет с нами, представить малую толику того, что они подарили читателям.

      Вспоминаю ИРИНУ ИВАНОВНУ ТЮРЮМИНУ, учительницу, добрейшей души человека, её улыбку, задушевные разговоры, её стремление научиться тайнам стихотворчества у товарищей по ЛИТО, радость после публикации рассказа  «Девочка и война» в журнале «Сибирь»  №2 за 2005 год. К сожалению, осень 2008 стала для неё последней.

     Мне посчастливилось многие годы быть подругой талантливой женщины, дочери России, планеты Земля, Вселенной, - ЩЕДРОВОЙ ЛЮБОВИ ИВАНОВНЫ.
               «Я в зал гляжу
               И слышу гул сердец,
               И вижу в гнев распахнутые души.
               Беру негодованье,
               Как свинец,
               Чтоб отливать в слова –
               Моё оружие»
Так писала в стихах после очередной встречи с читателями Любовь Ивановна. И это её оружие всегда било в цель: публицистические стихи, басни тепло воспринимались слушателями, были актуальны и созвучны с их чувствами и мыслями. Её роман «ИНГОДА» правдив и высоко высокохудожественен, а фантастика – добрая и человечная.

    Честная и бескомпромиссная, не терпящая лжи  и лицемерия, готовая помочь людям, трудоголик, Любовь  Ивановна, имея образование всего лишь семь классов, сумела стать профессиональным писателем, членом Союза писателей Российской Федерации. Меня в ней поражала широкая эрудиция, знание истории России: в любом диспуте она умела привести аргументы, доказывающие её правоту.
 
    Это была верная подруга, гостеприимная хозяйка, скромная и внимательная. В её маленькую квартирку  мы шли и с радостью, и с бедой, она у неё была и кабинетом, и спальней , и гостиной. Иногда и заседания лито здесь поводили, потому что своего угла у нас не было. Одно время Любовь Ивановна была руководителем лито.
Ей посвящаю прощальные стихи, мне так её не хватает.
                Тебя болезнь, как будто пуля в лоб,
                Остановила и не пожалела,
                А ты всегда во всём жила взахлёб,
                И по-другому  жить ты не умела.
                Всегда в строю, на боевом посту,
                Добру и Злу ты чётко знала цену,             
                Случайную прощала клевету,
                Но не прощала никогда измену.
                За всё болела душенька твоя:
                За поруганье Родины, народа,
                За нищенство, за бренность бытия,
                За беспризорность, пьянство и «свободу».
                Ты отойти в сторонку не могла,
                Твои Свирель и Муза не молчали,
                И против унижения и зла
                Твои стихи взволнованно кричали.
                Взрастила сад, хранила свой очаг,
                Детей и внуков миру подарила,
                Писала втихомолку по ночам,
                И «Ингода»* твоя заговорила.
                А тесно становилось на Земле –
                Ты улетала в космос в «Бесконечность»*…
                Взметнулась в небо в хмуром октябре,
                И улетела ты, родная, в ВЕЧНОСТЬ.

* "ИнгодА", "Бесконечность начала" - романы Л.И. Щедровой


     Помню улыбчивую, красивую, с добрым взглядом АЛЛУ НИКОЛАЕВНУ СТАРОДУБОВУ, старейшего члена ЛИТО. Она писала стихи для детей. За кажущейся незатейливостью – глубокий смысл, знание детской психологии и восприятия.
                Прыгай, прыгай, воробей,
                По дорожке, не робей,
                Думаешь, я – кошка?
                Я - Петров Серёжка.
     Вот где словам тесно, а мыслям просторно!
Очень точно о поэзии Аллы Николаевны  сказала в прощальном стихотворении ангарская поэтесса Людмила Наумова:
                Простой стишок, написан без затей,
                Но можно удивляться и смеяться,
                Как трудно нам до маленьких детей
                Со всем житейским опытом подняться
                Писать непросто - ясно и легко:
                Детей не обмануть словесным пылом
                И угадать, чтоб лёгкое перо
                И увлекательным и очень добрым было.
                Ушёл поэт, и день темнее стал,
                Хотя всё так же ярко солнце светит.
                Но мудрость немудрёного стиха
                Живёт на детской радостной планете.
Живёт и здравствует! Есть в Ангарске детская библиотека имени Аллы Стародубовой. По заслугам и честь! Но она писала и лирические стихи. Мне посчастливилось, будучи в гостях, прочитать рукопись «ОСМЫСЛЕНИЕ». Вот два стихотворения из неё.

                Не малость.

                Осталось в жизни мне
                Совсем ещё
                Не малость:
                По-философски встретить
                Собственную старость.
                Не унижая гостью,
                Не покориться ей
                До тех –
                Совсем последних –
                Неотвратимых дней.
 

                *  *  *
                Пребудет вечно молод,
                Кто может удивиться
                И лепету ребёнка,
                И клекоту царь-птицы,
                И золоту берёзы,
                И пламени заката,
                Звучанию фагота,
                И подвигу солдата.
    До сих пор перед глазами - её смущённая улыбка, тихий голос. Помнится её гостеприимство,  радушие, она до последних дней работала, приглашала молодых авторов, работала с рукописями, помогала, писала сама.


        До обидного  мало дней было отпущено судьбой ЛЮДМИЛЕ АНДРЕЕВНЕ НАУМОВОЙ, каждый из которых она жила «в предчувствии стиха». Филолог по образованию, она чутко чувствовала слово.

                Вновь стихи приходят на рассвете,
                Я запомню, позже запишу.
                Мне стихи – как маленькие дети,
                Их лелею, холю и ращу.
                Каждый стих подолгу созревает,
                Но когда приходит тайный срок,
                Нужными словами обрастает
                Замысла живучий стебелёк.
                И хотя мой стих меня покинет
                На рассвете, при рожденьи дня,
                Долго ощущаю пуповину,
                Что связала строчки   и меня.
   - Она снаружи матовая, а изнутри вся светится, - так сказал о Людмиле её однокурсник за поминальным столом. Коварная болезнь подкралась,  когда она была в расцвете творческих сил, но осталась с нами её согревающая улыбка, её стихи, которые никак не назовёшь пробой пера: в них звучит голос маститого поэта.
                Из вечности в вечность наш поезд проходит, -
                За поручни крепче держись.
                Ясней и светлей на большом перегоне,
                И вот  она – станция «Жизнь»!
                На землю сойди, огляди мир безбрежный,
                Пойди по одной из дорог,
                Но помни, что кликнет тебя неизбежно
                Протяжный отходный гудок.
   Сильная духом женщина, она до последних дней творила.
                Пусть боль уносит слов поток,
                И ливнем строк печаль прольётся –
                Я в тишине сплету венок –
                Рыдание стихом прорвётся…


     Помню звонкоголосую, неунывающую ВИКТОРИЮ НАУМОВНУ ЯРМИЦКУЮ, одну из старейших членов ЛИТО. Первая её книга вышла в серии «Бригада». Стихи публиковались  в альманахе «Ангара», в журнале «Сибирь», в книге «Антология сибирской поэзии» (1967г.). После одного из выступлений ангарских литераторов в Центральном парке, в газете «Знамя коммунизма» появилась заметка-отзыв: … «Притихла, кажется, листва деревьев, успокоились ветви,  чтобы не мешать собравшимся слушать звонкий, чистый голос Виктории Ярмицкой. Лирические строки серебристыми ручьями полились, засверкали среди зелени парка. Неисчерпаемая тема любви -  источник  творчества»
Скончалась Виктория Наумовна  в 2000 году.



      УСТЮЖАНИН ФЁДОР ТИМОФЕЕВИЧ приехал в теплушке на станцию Китой в 1951 году. Охранял готовые сооружения, был на комсомольской работе. Закончил Иркутский пединститут. «Отличник просвещения СССР». С 1963 года работал директором школы колонии особого режима. У него стихи и прозаические книги о строительстве города Ангарска и о роли заключённых в этом строительстве.
                Лотерея

                Эй, крути барабаны, крути!
                Барабаны крути, не жалея!
                На моём неудачном пути
                Счастье только одно – лотерея!
                Кто  на «Волге», кто на «Жигулях»
                Разъезжает, желания дразня.
                Я – на старых больных костылях
                И на сталинском энтузиазме.
                Не нажил ни кола, ни двора,
                Приобрёл три билета в награду.
                Жду теперь, чтоб сошлись номера
                На заветную новую «Ладу»


      Коротким оказался жизненный путь  обаятельной, милой женщины, автора поэтических сборников «Дневник» и «Я уже здесь была», - ВЕРЫ ГЕННАДЬЕВНЫ ЗАХАРОВОЙ.
                Осенний день, двадцатый век,
                День будний, будние дела.
                В четыре выпал первый снег,
                А в пять утра я родилась.
                И, обдирая мне гортань,
                Мой первый вздох, до спазм, до мук,
                Он крепче, чем больничный спирт,
                Прошёл по телу моему.
                И все услышали мой крик…
                Был мир огромен, грозен, груб,
                И жаден и нетерпелив
                Мой бессознательный порыв.
                Но руки обняли: люблю!
                И подтолкнули грудь – живи!
     Вера была гражданином, мужественным человеком. Когда всем ещё казалось, что у нас всё хорошо, а алкоголизм и наркомания – где-то далеко, там, на западе, она сумела в романе «Семейные неприятности» на примере одной семьи показать, какая беда постучалась в наш дом.
     О романе много спорили: кто-то был солидарен с автором, кто-то  осуждал за сгущение красок. Жизнь показала, кто прав. Вот пример дара писательского предвидения!

 Прекрасны её лирические стихи.
                Венера
                Я – голый камень. Сотвори меня.
                Теплом своих ладоней согревай.
                Упорствуй, сумасбродствуй, замирай –
                Люби меня. Придумывай меня.
                Всё то, что называешь дорогим,
                Досталось мне ценой недорогой.
                Из-под твоей измученной руки
                Я выйду непокорной и другой.
                Ты отдал мне всю нежность прежних рук.
                Я знаю больше ( ты и сам не знал):
                Толпу пленит не твой безумный труд –
                Моя улыбка в каменных глазах.
                Но как ты прав, отверженный толпой,
                Ты, возмутивший мрак небытия –
                Тебя не будет, но останусь я,
                Однажды сотворённая тобой.

     Вспоминаю заседания ЛИТО тридцатилетней давности, и перед глазами встает всегда улыбающийся ВАДИМ СОКОЛОВ. Вспоминается чеканный голос его при чтении стихов. Водитель-профессионал, влюблённый в поэзию. Его стихи от жизни, от «баранки», но сколько в них поэзии!
                Вот и день пролетел,
                Как пропитый червонец,
                Я, как гость, не у дел,
                Я всё время в разгоне,
                Сыплет дождик иль снег,
                Сон ли тягостный клонит,
                Мне загадочный век
                Обжигает ладони.
                Он, как я, за рулём:
                Крутит-вертит планетой,
                Сколько радости в нём,
                Сколько яркого света!
                Полыхая зарёй
                В белоснежном тумане,
                Он чернеет душой,
                Если кто-то обманет.
                И в захлёбе Земля
                Пульсом нервным грохочет…
                ВЕК сидит у руля
                И над нами хохочет!

                * * *       
                Я, ребята, родом с севера,
                Где студёный ветер жжёт,
                Где в снегах моих затерянных
                Ночь полярная живёт.
                Плачет там навзрыд метелица,
                Вихрем  кутая  года:
                Обласкать меня надеется
                И встречает поезда.
                Я и сам бы рад в объятия
                Снежной замети упасть…
                Жаль, что якорь Приангарья
                Эту сдерживает страст


    Вспоминается ГЕОРГИЙ ПРОКОПЬЕВИЧ ЛАЗАРЕВ, наш Гоша,  добрейший человек, всегда и всем готовый сделать приятное, поздравить, подбодрить, сказать доброе слово.
   Родился в деревне Подгорная Зиминского района.

                Мне Родина силу
                В разлуке давала,
                Безбрежна Россия –
                В Подгорной начало.
     В его стихах – напевность, музыка, их хочется петь:
                То взлетает птичьей стаей,
                То клубится, стелется
                Вся в извилинках, живая
                Белая метелица…
                Не боюсь с тобой поспорить,
                Вольная метелица,
                Выхожу к тебе я в поле
                Силою помериться.


   ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ АЛЕКСЕЕВ – старейший член Ангарского ЛИТО, в городе он с 1953 года. Автор шести поэтических сборников, член Союза писателей Российской Федерации, эрудированный человек, он хорошо разбирался в поэзии, мог дать дельный совет, но не терпел халтуры в литературе, бывал резок при разборе произведения, поэтому начинающие авторы его побаивались. Зато как бывал рад автор, когда «Сам Алексеев!» его хвалил.

    У Валерия Анатольевича много стихов об Ангарске. Хороши и лирические стихи.
                Лебединая песня.
         Что мне возраст инфарктов и пенсий?
         Ты вернула мне юность мою.
         Ты – моя лебединая песня.
         Я её до конца допою.
         Взгляд твой пристальный тёмною ночью
         Я ловлю средь горящих светил…
         Свои самые лучшие строчки
         Я тебе лишь одной посвятил.
         Я живу недалёко от рая,
         Здесь ничья не ступала нога,
         А вокруг, без конца и без края,
         Вековая простёрлась тайга.
         Ты так рада букету саранок,
         Нос твой жёлт от цветочной пыльцы…
         Посмотри, как горят спозаранок
         Освещённые солнцем гольцы*.
         Родниковой водицы напейся,
         Поднимись на вершину гольца,
         Стань моей лебединою песней,
         Дай её мне допеть до конца.
 * Гольцы - не поросшие растительностью вершины гор в Сибири


     Совсем молодым ушёл из жизни ГЕННАДИЙ БОТКИН, но остались его стихи, чтобы рассказать об авторе.
                Синевы бы хлебнуть немного
                Из небесного родника,
                Выйти с радостью на дорогу,
                По которой прошли века.
                Стать свидетелем, очевидцем
                Улетевших мгновений прочь.
                Может запросто получиться –
                Вдруг последняя эта ночь…

    Геннадий Иванович родился в1946 году.     В 1970 году приехал в Ангарск. Работал на п/о «Ангарскнефтеоргсинтез», начав с аппаратчика, затем – начальником цеха. Стихи печатались в газетах, в сборнике «Начало».  Умер в 1991году.
               
                Неугомонная душа,
                Не стоит вновь терзаться в муках –
                Пусть даже след карандаша
                Словам придаст окраску звуков.
                Но кто услышит? Кто возьмёт
                Твоё движенье, как лекарство,
                Холмы безоблачных высот
                И ночи, полные мытарства?

               
               
               
   
     Таким же молодым, в сорок пять, ушёл от нас и ВАСИЛИЙ ЗИБОРОВ. Василий Никитович, – энергетик,  по комсомольской путёвке приехал в Иркутскую область электрифицировать таёжные сёла. Работал на разных энергопредприятиях Сибири. Прошёл путь от электромонтёра до инженера.
     Обаятельный человек со смущённой улыбкой, примерный семьянин, он располагал к себе. У него много стихов о жене Вере, сыне Тимуре и дочке Юльке, которых он очень любил.  Все его стихи пронизаны патриотизмом,  патриотизмом искренним, идущим от души и сердца автора.  Ему веришь.
                Ангарску
               У въезда  завижу колонны –
               У здания в три этажа,-
               Мой город, мой вечнозелёный,-
               Тепло встрепенётся душа.
               Он весь – современность и скромность.
               Любой уголок мне знаком,
               Здесь можно у каждого дома
               Пройти по траве босиком.
               В соседстве с стеклом и бетоном 
               Мне звуки бессмертья слышны
               И в шелесте листьев бессонном,
               И в гуле гитарном сосны.
               Я радуюсь – здорово строим!
               Коль будут такие творцы,
               И ляжет гранит над Китоем,
               И встанут любые дворцы.
               Не думайте: пылок, мол, слишком,
               И лишь об успехах твержу –
               Порой сквернословие слышу
               И воздухом грязным дышу.
               Но верю: чтоб чище и краше
               Был город наш день ото дня,
               Зависит от совести нашей,
               От всех, в том числе от меня.
         

    Декабрь 2008-го забрал у нас нашу ЕЛИЗАВЕТУ НИКОНОРОВНУ ЗАМАЩИКОВУ,  - старейшего члена ЛИТО, мудрую женщину, прозаика, чьими рассказами и повестями зачитывались ангарчане.
    Родилась она в деревне на берегу Ангары. Фармацевт по профессии, закончила филологический факультет Иркутского университета и всю жизнь – писала.               
 Публиковалась в газетах, журналах, но долгожданная книга «Дело прошлое» вышла незадолго до кончины автора. Была презентация книги, где автору было сказано  много хороших слов. Я посвятила Елизавете Никаноровне стихи:
               Над Ангарском заря разгорается,
               В «Нефтехимик» народ собирается,
               Чтоб поздравить с победой заслуженной
               Лизавету да свет Никаноровну.
               Никому не застила дороженьку
               И локтями она не толкалася, -
               На Ангарский Парнас Литераторский
               Шла она величаво, но медленно.
               Все герои её – современники,    
               Потому всем близки и понятные,
               Из двадцатого века сумбурного
               В двадцать первый шагнули уверенно,
               Так же любят, страдают и маются,
               За Добро с кулаками бросаются,
               И, «драконов» в себе убиваючи,
               От злой нечисти освобождаются.
               А рассказы её да и повести,
               Словно пташки звонкоголосые,
               Вдруг выпархивают из-под крылышка
               И по белому свету разносятся.
               И дивятся на них люди добрые
               И уменьем её восхищаются:
               Как сумела из жизни обыденной
               Сотворить чудо радостно-дивное!


     ЛИЯ БОЛДЫРЕВА не дождалась своей книги: она трагически погибла, а книга «Испытание» вышла в Иркутске в 1968 году. О Лии можно сказать словами её же стихотворения:
  "…Была ты, как весенний стих,
                А жила, - как будто песню пела."
     Стихи её лиричны, в них – глубокая философия.
…Куда исчезают люди,
 Уходя из этого мира?
 Думаете, превращаются в ничто?
 Нет. Они становятся звёздами,
 Одни - совсем незаметными,
 А другие - такими,
 Как Вечерняя звезда,    
 И продолжают жить,               
 Свет посылая на Землю.


    Вот и вспомнили поимённо тех, кто уже никогда не придёт на заседания ЛИТО, но пусть приходят к читателям их стихи и проза, – добрые, светлые. Вечная память ушедшим, мира и творчества - живущим!
               


© Copyright: Надежда Кудашкина, 2012
Свидетельство о публикации №11206220161


Рецензии
Ваш реквием по ушедшим друзьям-литераторам Ангарска - это и автопортрет: чуткой, верной и понимающей. Как я рада, что встретила Вас! Обнимаю нежно, это та, что больше известна по имени своей библиотеки.

Светлана Казакова Саблина   15.02.2014 13:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Светочка, я теперь уже знаю, кто "прикрывается" своей библиотекой! И я вас люблю. и рада нашей встрече. Расскажите про свою библиотеку, где вы? напишите в личку.

Надежда Кудашкина   16.02.2014 12:28   Заявить о нарушении