Забытый композитор. Оленин и его сестра

     У читателя вполне может возникнуть  вопрос:  а с какого такого перепугу автор заинтересовался музыкальными проблемами? Технарь и по образованию, и по опыту работы, человек, напрочь лишенный каких-либо музыкальных данных – зачем   ему эта тема? Ладно, литература или публицистика – здесь каждый считает себя в какой-то степени компетентным;  но музыка, тем более оперы и симфонии – зачем?..
     Однако,  для этого есть определенные основания. Оказавшись в силу обстоятельств в определенной  мере правопреемником моего двоюродного деда Павла Александровича Ламма, профессора Московской консерватории, члена Союза композиторов СССР, человека, достаточно известного в музыкальных кругах приходится как-то соответствовать.  А назвался груздем – полезай  в кузов.
     Итак, Оленин Александр Алексеевич  (1861-1944) – советский композитор и пианист. Родился в Рязанской губернии. Игре на фортепиано обучался в Риге у Луи Пабста. Затем учился в Москве. В 1884-89 годах жил в Петербурге, где брал уроки композиции у  А.К.Лядова. Общался с композиторами «Могучей кучки», что вызвало у него интерес к народной песне.
     Говоря об Оленине, никак нельзя обойти вниманием его сестру. Мария Алексеевна Оленина –д’Альгейм (1869-1970), певица, меццо-сопрано. О ней разговор впереди.
     Вместе с сестрой  А.А.Оленин  выступал с концертами в качестве аккомпаниатора и автора исполнявшихся произведений. Принимал активное участие в деятельности организованного сестрой «Дома песни», от которого получил премию за гармонизацию народных песен. После 1917 года выступал с хором,  работал в музыкальных учреждениях, был членом  музыкально-этнографической комиссии в Москве. С 1927 года – Заслуженный деятель искусств РСФСР. Скончался в феврале 1944 года в Москве.
     Музыкальное наследие А.А.Оленина включает в себя симфонические  поэмы для оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, а также романсы, песни, обработки народных песен. И сверх того – единственная опера «Кудеяр», оконченная в 1915 году. Была еще одна опера – «Алманзор», оставшаяся незаконченной.
     Либретто  оперы «Кудеяр»  основано на народной легенде о разбойнике XVII века Кудеяре. Эта легенда приводится  Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»; существует романс на этот текст, входивший, между прочим, в репертуар Шаляпина. Единственная постановка «Кудеяра» - частный оперный театр Зимина, о котором также следует сказать  несколько  слов.
     Оперный театр Зимина открылся в октябре 1904 года. Первоначально его спектакли ставились на сцене театра «Аквариум», а с 1908 года он обосновался в центре Москвы в здании, где ныне помещается театр оперетты. В 1917 году театр Зимина был национализирован, и после ряда реорганизаций был преобразован в филиал Большого театра.
     Репертуар театра Зимина включал оперы «Иван Сусанин», «Русалка», «Демон», «Князь Игорь», «Снегурочка», «Садко», «Хованщина», «Борис Годунов», «Аида» и ряд других. Под стать репертуару был и состав труппы театра.  Там работали такие певцы, как Л.В. Собинов,  Ф.И.Шаляпин, Л.М. Клементев, П.С.Оленин, О.И.Каминский, В.Л. Нардов, Е.В.Нечаева;  режиссеры А.В.Ивановский, А.П.Петровский, Ф.Ф. Комиссаржевский; дирижеры М.ИИпполитов-Иванов, Э.А.Купер, А.М.Пазовский, Е.Е.Плотников; а еще – многие выдающиеся музыканты и театральные деятели того времени. Словом, серьезный был театр.
     О сестре композитора. Мария Алексеевна Оленина-д’Альгейм, 1869-1970, русская певица (меццо-сопрано). Завоевала популярность в Петербурге как исполнительница романсов русских композиторов, с которыми сблизилась в кружке  М.А.Балакирева.  В 1896 году впервые выступила в Париже и Брюсселе. Совместно с мужем – французским писателем Пьером д’Альгеймом организовала цикл лекций-концертов, посвященных  М.П.Мусоргскому. Таким образом, супруги стали основными пропагандистами его творчества в Европе. Выступала с концертами в Англии и в Швейцарии. В Москве в 1908 году совместно с мужем и певицей  А.В.Тарасевич организовала «Дом песни». В разное время певице аккомпанировали  Е.Богословский,  А.Годьденвейзер, П.Ламм,  А.Оленин,  Н.Метнер.
     Павел  Александрович  Ламм  из-за болезни сердца был вынужден рано отказаться от концертной деятельности и целиком переключиться на музыковедческую и редакторскую деятельность. Но не о нем сейчас речь; вернемся к Олениной д’Альгейм.
     В 1918 году она вместе с мужем уехала из России и поселилась в Париже, где также организовала «Дом песни», занимавшийся  пропагандой русской музыки. Много выступала с концертами, в том числе в 1926 году в СССР. Во время Второй мировой войны была участницей движения Сопротивления, в 1946 году вступила о Французскую коммунистическую партию, стала членом общества «Франция – СССР». Вернулась на родину в 1959 году. Умерла в  Москве в 1970 году.
         Вот какая богатая биография. И ведь значительная часть ее жизни прошла за рубежом. И что же она – эмигрант?  Как-то не вяжется. У нас всегда было, да и сейчас еще осталось, какое-то предубеждение против тех, кто жил за границей; а зря. К слову сказать – в Уставе КПСС был пункт о том, что наши граждане, ранее состоявшие членами зарубежных коммунистических и рабочих партий, принимаются в КПСС на основании особой инструкции; надо полагать, на льготных условиях. Приняли бы ее в нашу партию, даже без кандидатского стажа;  другой вопрос – а актуально ли это в 90 лет?
     Нельзя обойти молчанием и родословную М.А.Олениной  д’Альгейм. Ее мать – Варвара Александровна была дочерью  А.П.Бакунина, лицейского друга Пушкина. Вот как далеко порой могут тянуться родственные связи – от лицеистов первого набора 1811 года чуть ли не до наших дней!
          Что же касается Павла Александровича Ламма, то в 1906-12 гг. он выступал в качестве аккомпаниатора Олениной д’Альгейм,  в том числе и в рамках концертов по линии «Дома песни», действительным членом которого он состоял. Позже, когда Ламм отошел от концертной деятельности, то организовал у себя на дому «Кружок Ламма», широко известный в музыкальной среде Москвы в 20-30-е годы. Там исполнялись новые произведения в переложении  Ламма  для двух фортепиано. Четыре пианиста на двух  роялях изображали симфонический оркестр. Наряду с музыкантами-любителями участниками кружка (известного также как «Ламмсимфанс») были композиторы и исполнители  А.Н.Александров,  А.Ф.Гедике,  А.Б.Гольдевейзер,  К.Н.Игумнорв, ГГ.Г.Нейгауз,  Л.Н.Оборин,  А.А.Оленин,  К.С.Сараджев,  В.Я.Шебалин  и  другие. А фактическим руководителем кружка был  Н.Я.Мясковский, посвятивший Ламму свою 7-ю симфонию (1922 г.)
          На фоне П.А.Ламма остается незаметной фигура его старшего брата Владимира Александровича (1872-1950), жившего с семьей с 1918 года в Женеве. Он много помогал брату Павлу, особенно на раннем этапе биографии последнего Я знаком с ним не был, и он вряд ли знал о моем существовании. Однако, о нем следует рассказать несколько подробнее.
     Будучи старшим сыном моего прадеда, умершего в 1902 году, он фактически стал главой большой семьи. Именно он помог брату Павлу в плане занятий музыкой с целью поступления в консерваторию, положив, таким образом, старт его карьере. Не получив в силу ряда обстоятельств никакого специального образования, он тем не менее был весьма сведущим в музыкальных вопросах. Настолько сведущим, что позднее давал  уроки музыки и пения. Уехав вместе с семьей  в 1918 году по мандату Красного Креста в Швейцарию, он многое там сделал для популяризации русской музыкальной культуры, организовав, в частности, балалаечный оркестр  на радио Женевы. Вплоть до начала Второй мировой войны вел регулярную переписку с оставшимися в Москве родными. Было от него и несколько писем, датированных 1945-46 годами. До конца дней интересовался музыкальной жизнью на родине, слушал московское радио.
     Александр Алексеевич Оленин оставил серьезное музыкальное наследие, в том числе в виде рукописей в количестве 96 единиц. Кроме чисто музыкальных – тетради с дневниковыми записями и размышлениями об искусстве вообще и музыке в частности. Автобиографические заметки до 1942 года. Рукописные воспоминания о М.А.Балакиреве. Переписка с композиторами и исполнителями. Охранная грамота Наркомпроса на  имущество и семейный архив Олениных была выдана еще в 1919 году. О его творчестве высоко отзывались многие выдающиеся композиторы и исполнители. А ныне он несправедливо забыт. И в свете усиленного внимания к проблемам русской культуры вообще и музыкальной в частности, было бы целесообразно вспомнить об А.А.Оленине,  восстановить постановку  оперы «Кудеяр», а также использовать его обработки русских песен.

Фото из архива автора. Одесса, 1904 г.

Март 2013.


Рецензии
Прекрасные воспоминания.

Мария Владимировна Романова   13.07.2022 19:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.