Время огня. Танец огня

предыдущая часть здесь: http://proza.ru/2013/04/04/1374
следующая часть здесь: http://proza.ru/2013/04/18/2227

Высоко в небе, среди облаков издревле живут сильфы. Сильфы рождаются легкими, невесомыми облачками пара. Но они растут, вбирают в себя воду, пока не станут похожи на большие тяжелые капли. Тогда они падают на землю дождем и снегом, чтобы снова родится легкими облачками пара. Сильфы – пастухи облаков, они гоняют их по небу и проливают на землю дождь. А еще они лепят из облаков образы в небе – высокие горные цепи, прекрасные замки, страшных драконов… Мудрость сильфов хранят их король и королева. Они живут так высоко, что ни один орел не долетит до их жилища, на легком перистом облачке, которое никогда не тает. Небо здесь - почти черное, даже днем, а самые высокие горные пики отсюда выглядят игрушечными. Повелители сильфов никогда не падают на землю. Они видят и слышат все, что видит их народ, но ничего не забывают. Они хранят мудрость народа сильфов. Они – повелители неба.
Уже конец осени. Луна трижды становилась полной с того дня, как мы с Рафаэлем пришли в Храм. Сейчас последняя, третья луна осени идет на убыль. Ночи стали холодными, а трава на склонах холма вокруг Храма пожухла. Там в Храме, где существует нормальный ход времен года, деревья полыхают желтым, оранжевым и багровым – это очень красиво.

- Мирра, тебя Лорк сегодня просил к нему подойти. – Говорит мне Габриэл, когда Фай, он и я собрались за ужином. День выдался тяжелый и я мечтала о том, как растянусь на кровати сразу после ужина. Но, если зовет Лорк, то, конечно, надо идти.
- Спасибо. А где мне его найти, он не сказал?
- Сказал. В библиотеке. У него какая-то очередная великая идея о религиозных верованиях, так что он сидит в библиотеке как еж в гнезде.
- Не похож он все-таки на ежа. – Смеется Фай.
- Ну, ты просто не видел его в библиотеке!
- Ладно, уговорил.
- Когда ты придешь? – Спрашивает меня Фай после ужина, когда я собираюсь идти в библиотеку.
- Не знаю… Я даже не знаю, о чем со мной хочет поговорить Лорк!
- Ну ладно. Я буду ждать тебя!
- Договорились, Фай.

Я иду на третий этаж основного здания Храма. Большую часть этого этажа занимает библиотека – наверное, самая большая из тех, что я видела. Передняя часть этажа – владения Саманты Нор – высокой, худой пожилой женщины, которая следит за библиотекой. Она знает все книги и всегда может сказать, что где искать. В служении этой библиотеке она видит свой смысл жизни – для нее сохранение этих знаний превыше всего. Но сейчас ее в библиотеке уже нет – обычно в это время все разбредаются по своим делам и желающих приобщиться к знаниям, как правило, не много.

В дальней части этажа – зал для читателей – столы со стульями и удобные кресла, неяркие желтые лампы, большая часть которых потушена. Без людей библиотека с ее высокими полками выглядит как какой-то таинственный храм.

Прохожу в дальний конец зала и нахожу там Лорка – он занял одно из кресел под лампой и подтащил к нему стол. На столе лежит кипа раскрытых и закрытых книг, а сам Лорк сидит, закинув ногу на ногу, в кресле и листает огромный фолиант с выражением отвращения на лице.

- А, Мирра, проходи. – Он откладывает в сторону фолиант, встает, чтобы пододвинуть кресло для меня и садится обратно. – Вот ты можешь мне объяснить такую вещь? Живут себе рядом два народа. Видимо, когда-то были одним, но потом размножились и разделились. Все хорошо – не воюют, мирно живут себе. Но вот у одних духи леса – исключительно положительные персонажи, а у вторых – сугубо отрицательные. При том, что и те, и другие живут в равнинной местности. Вот почему так?
- Не знаю. – Обескуражено отвечаю я.
- Вот и я не знаю… И, похоже, никто не удосужился заняться этим вопросом. – Лорк кивает с отвращением на кипу книг.
- А почему это так важно?
- Все, что рассказывает нам о причинах того или иного видения людьми мира, важно. Потому что, в конечном счете, это формирует мир вокруг людей и вокруг нас. Ладно, надо идти. Я хотел тебе кое-что показать. – Лорк снова встает и подает мне руку, помогая выбраться из глубокого кресла.

Мы идем через окутанный ночью Храм. Небо затянуто тучами и ни одной звезде не пробиться через них. Деревья уже сбросили последнюю листву и стоят в садах нагими призраками. Ветер свистит над нашими головами, наполняя Храм холодом и сыростью. В конце концов, мы приходим в сад летнего утра. Он освещен косыми лучами утреннего солнца. Там растет большая сосна с голубой хвоей и несколько молодых елок. По ветвям деревьев порхают птицы, а воздух в саду звенит от их пения. Я с удовольствие потягиваюсь в лучах теплого солнца после стылой осенней ночи.

Лорк садится на траву около калитки и хлопает по земле рядом с собой, приглашая меня присоединиться. Я сажусь и с любопытством оглядываюсь – что же хочет показать Лорк?
Некоторое время мы, молча, созерцаем сад.

- Помнишь, о чем мы беседовали с тобой вчера? – Спрашивает меня, наконец, Лорк.
- Да, конечно. Мы говорили о том, что каждый момент бесценен и неповторим.
- Правильно. Скажи, а как ты это ощущаешь?
- Не совсем понимаю…
- Как ты ощущаешь ценность момента?
- Не знаю. – Мотаю головой я, не понимая, к чему он клонит.
- Скажи мне, что происходит сейчас в этом саду?
- Ну, птицы поют, мы разговариваем…
- И все? – Удивляется Лорк.
- Вроде бы, да.
- Удивительно… - Качает головой Лорк. – Мне всегда очень интересно обсуждать такие вещи с моими учениками – это позволяет мне взглянуть на мир их глазами.
- А вы видите не так?
- Нет.
- А как?
- Как? Сейчас покажу. Сиди спокойно и смотри вооон туда. – Лорк указывает куда-то в направлении сосны.

Я замираю и чувствую как на затылок опускается широкая ладонь Лорка.

- Закрой глаза. – Просит он и слегка сжимает мой затылок, когда я подчиняюсь. – А теперь открой.

Я открываю глаза и устремляю взгляд вперед. Мир взрывается. В ушах звучит мое собственное неровное дыхание. Голоса птиц распались на сотни отдельных мелодий и – я слышу каждую из них порознь, но вместе с тем, они образуют сложный, но единый узор. Я различаю колебание травинок, вижу, как от сосны отделяется хвоинка и медленно падает на землю. Летящая птица переливается всеми оттенками бурого и солнечный свет играет на ее перьях. Еще свет дробится в иголках сосны и ложится на траву. А травинки отбрасывают тени… Рядом как звук морского прибоя слышится мерное дыхание Лорка… Все это и еще тысяча ощущений обрушивается на меня одновременно. Я задыхаюсь от восторга и падаю на траву, глядя на высокие перистые облака над нами – я вижу как на них ложится свет, как они медленно меняют свои очертания, неторопливо двигаясь по небу…

Но на мои глаза как будто бы опускается мутное стекло – мой ум не может удержать все образы одновременно и снова фиксируется только на некоторых из них. После того, что я видела и чувствовала, словно я ослепла и оглохла. В панике смотрю на Лорка, но он сохраняет невозмутимое спокойствие.

- Что? Что это было?
- Это? Это то, к чему ты должна стремиться. На мгновение я заставил твой ум быть только в этом моменте и включиться во всю силу восприятия. И тогда ты увидела, что там, где тебе казалось, что ничего нет, на самом деле, всюду жизнь во всех ее проявлениях и красках.
- И вы это видите всегда?
- Да, если мне это нужно. Когда я читаю книгу, я сосредоточен на книге. Но если я не занят чем-то, я вижу все так, как ты видела только что.
- Неужели этому можно научиться?
- Конечно можно. И ты уже учишься. Еще две луны назад я бы просто не смог тебе это показать – твой ум бы не выдержал этого. Но ты учишься – ты развиваешь и физическую сторону своего ума, и его содержание. Ты учишься останавливаться – замирать в одном моменте. Когда научишься – не будет никого быстрее тебя, потому что ты сможешь пользоваться каждым моментом, не упуская ни одного из них.

Я зачарованно слушаю Лорка, пытаясь хотя бы представить себе, каково это – видеть все ТАК. Но пока не могу.

- На сегодня хватит. – Улыбается Лорк, глядя на мое растерянное лицо. – Тем более, что тебе еще что-то хотела рассказать Афрасиаби…
- Афрасиаби? – Удивляюсь я.
- Да. Она просила чтобы я отправил тебя в сад с огненными цветами, когда мы закончим.
- А что…
- Понятия не имею. Так что иди скорее – там и узнаешь.

Мы выходим из сада летнего утра и расходимся – мне надо направо – глубже в переплетение садов Храма – а Лорку – налево – обратно к основному зданию Храма.
В саду огненных цветов темно – только сами цветы полыхают живыми огоньками около беседки. Я на ощупь бреду по мосткам к беседке.

- Зажги свет. – Слышу я голос Афрасиаби, когда достигаю цели.

Я сосредотачиваюсь и вызываю в памяти образ огня, как она учила нас. В конце концов, мне удается сосредоточиться и над моей ладонью вспыхивает язычок пламени, не обжигая меня, но освещая небольшое пространство вокруг. В его свете становится видно Афрасиаби – она сидит в кресле у стола и внимательно разглядывает меня. За время ее уроков я уже научилась избегать ее взгляда – он неизменно уводит меня в какие-то темные дали.

- Хорошо. – Кивает она и взмахивает рукой. От ее жеста ярко вспыхивают четыре факела по краям беседки. С облегчением я отпускаю свой огонек – пока мне еще очень сложно долго его сохранять.

Афрасиаби встает из своего кресла и подходит ко мне. Я чувствую исходящий от нее тонкий запах – корицы и пачулей.

- Ты хорошо овладеваешь знаниями, Мир. – Медленно произносит она. Я осторожно поднимаю взгляд на нее и вижу в ее взгляде усмешку.
- Ты хочешь знать? – Спрашивает она.
- Да.
- Тогда посмотри мне в глаза.
- Не могу…
- Посмотри! – В ее голосе слышится приказ, которому я не могу не подчиниться. Я зачарованно поднимаю взгляд на огромные темные глаза Афрасиаби. Ее взгляд становится всем, что я вижу.

Она – огонь. Она пылает ярче всех факелов. Ее фигура соткана из живого огня, как огненные цветы. И только темные глаза мерцают на огненном лице. В них – бесстрастный холод, ярость и страсть. Она – дух огня и трехликая богиня. Она дарит покой, она правит битвой и она же дарит любовь. Она – поступь смерти, отблеск стали на кончике меча. Она – любовь, дарующая жизнь.

- Танцуй! – В ее голосе стон страсти и крик умирающего. – Танцуй, если тебе дорога жизнь!

Беседка вокруг нас пылает. Я слышу музыку в реве пламени. Двигаясь в такт этой музыке, я скольжу меж языков пламени, но они не жгут меня. Пляска захватывает все мое существо. Она – цель, смысл и радость этого момента. Я кружусь под звук слышных только мне бешеных барабанов. Больше ничего нет – только пляска огня и мой танец с пламенем. Сквозь рев пламени я слышу смех Афрасиаби. Огонь обретает форму человека. Он берет мою ладонь в свою, другую мою руку он кладет себе на плечо, а свою – мне на талию. Он слышит эту музыку, он сам – музыка. Мы кружимся среди пламени. Это длится целую вечность – пока горит огонь. Но он гаснет, обломки летят в озеро. Я падаю вместе с ними и в холодной воде гаснет моя радость и моя страсть.

Захлебнувшись холодной водой, я выскакиваю из пруда на бортик беседки, которая по-прежнему стоит на своем месте. А Афрасиаби снова сидит за столом и мне неуютно под взглядом ее нечеловеческих глаз. Я не знаю, что сказать ей.

- Он принял тебя. – Произносит Афрасиаби. Голос ее звучит немного печально. – Он принял тебя.

Я, молча, смотрю в ответ, не зная, что сказать.

Тогда она встает и подходит к краю беседки. Она срывает один из огненных цветов голой рукой, кладет его на ладонь и протягивает мне.

- Возьми его. Это – мой Знак. Он не умрет. Посади его там, где захочешь, он будет расти и их вырастет много. Он будет жить, пока жив твой род.

Я протягиваю руку, готовая к тому, что обожгусь, но огненный цветок ложится на мою ладонь приятным теплом вместо боли.

- Он принимает только искренность. – На лице Афрасиаби появляется улыбка. – Только того, кто искренен с ним он примет. Иначе – сгоришь. – Она отворачивается и идет к столу.
- Афрасиаби… - Начинаю я.
- Не говори ничего! – Поворачивается она, приложив палец к губам. – Не сейчас. – В свете факелов я вижу, как она уменьшается, превращается в ворона, взмахивает крыльями и улетает из беседки. На кончиках крыльев ворона мне чудятся огненные блики…


Рецензии