Лучезар воин. Ярыш. Глава 51

Лучезар воин. Ярыш. Глава 51.

Ярыш шёл по еще спящему городу, в сторону дворца. Предутренняя дымка заботливо укрывала дома и лавки ремесленников и прочего люда. Златоград еще только только начинал просыпаться- где-то лениво пробрехала собака, на окраине закукарекал припозднившийся петух. Стук колотушки сторожа еще не смолк - горожане досматривали последние сны.
Ярышу непривычно было видеть шумный и суетливый столичный город таким вот тихим и безлюдным. Златоград на рассвете нравился степняку гораздо больше, но это утреннее сонное безмолвие обманчиво. Пройдет всего лишь пару часов и город снова окунется в людскую пёструю толпу, в весёлые крики уличных скоморохов, в призывные кричалки торговцев всех мастей. А значит ему, степняку, тут делать нечего. Его место в холмах. Жизнь продолжается, несмотря ни на что.
Лучезар был рад возвращению друга - во всех смыслах этого слова. Степняк вновь переменился и стал больше похож на того Ярыша, которого знал Лучезар. Исчезло хмурое выражение лица, взгляд серых глаз потеплел, и на лбу разгладилась глубокая складка. Движения степняка снова стали неторопливыми и уверенными. Тяжёлая сердечная хворь отступила. Она еще не сдалась, еще терзала душу степняка, но теперь было видно - Ярыш справится.
Весть о том, что Ярыш возвращается в холмы, друг принял с пониманием. Как ни жаль было расставаться, но степняк был прав. Он больше не состоит на царской службе - так чего ему тут бездельем томиться?
-Но на свадьбу то приедешь?
-Приеду! Только кликни - и я мигом примчусь. Да и надо будет Лытко снова в холмы сопроводить, как надумает. Так что еще свидимся, дружище!

Когда крылатая тройка приземлилась возле загона для лошадей, степняку показалось, что и дышится в холмах легче, чем в Златограде. С улыбкой Ярыш приветствовал жителей холмов, которые оказались в эту минуту поблизости. Особенно обрадовались возвращению степняка собратья охотники.
Однако, нашлись и те, кто приезд Ярыша воспринял без радости. Ярыш встретившись с хмурым и холодным взглядом Лайды, усмехнулся:
-А в холмах, всё по-прежнему…

У Лайды были свои причины не радоваться скорому возвращению степняка. Решив, что даст согласие на свадьбу с Тримом, внучка великой не учла одного - веление своего сердца. Что бы ни нашёптывал разум, как бы ни оправдывала себя Лайда- сердце не отзывалось на призыв воина Трима.  Все достоинства этого мужчины меркли, стоило лишь девушке подумать о степняке. Да и как о нём не думать, когда вот он рядом - живёт в лагере, дышит тем же воздухом. Когда Ярыш уехал вместе с Лытко и Лучезаром Лайда облегчённо вздохнула. Теперь ничто не помешает ей объявить на празднике золотого цветка Трима своим женихом. А дальше - вернётся ли степняк в холмы или нет - уже не важно. Она будет чужой невестой, и пусть степняк милуется со своей шатёрницей сколько влезет.
Но возвращение Ярыша до праздника спутало все планы девушки. Стоило Лайде увидеть степняка и сердце бешено застучало. Лайда ненавидела себя за это - никакой гордости! Он выбрал другую, так что теперь из-за него страдать. Но сердце было глухо к упрёкам.
Все эти терзания не могли не отразиться на поведении Лайды. Девушка вдруг замкнулась в себе, забыв даже про верную подругу Хэйлу. Задумчива, рассеяна и печальна - такой Лайду не помнила даже родная матушка. И Мийна сильно переживала - что же такое вдруг приключилось с её дочерью. Все разговоры, которая предводительница начинала на эту тему Лайда ловко переводила в другое русло. Но в этот раз, решила Мийна, я узнаю, что к чему.
Усадив дочь прямо перед собой, и опустив полог шатра, Мийна приступила к разговору:
-Лайда, я больше не могу смотреть на твои страдания. Что с тобой? Ты сомневаешься в своем выборе? Это из-за Трима?
-Матушка, это обычное волнение… Всё – таки не каждый день объявляешь своим женихом кого-то…- Лайда попыталась беззаботно улыбнуться, но у неё не получилось.
-Лайда, ну не ври мне! Я же вижу - ты не любишь его! Зачем тогда всё это?
-Ну, во-первых, это воля великой Яххи…
-Нет. Великая Яхха не одобрила твой выбор и мне это известно.
-Но она желает, чтобы я выбрала себе мужа! А из всех кто добивался моей руки, Трим самый достойный…
-Лайда, но не такой же ценой? Если ты не любишь его, зачем заставлять страдать и себя и его? Ведь ты никогда не сможешь его полюбить - уж я то тебя знаю. Тогда зачем обрекать человека на страдания? Пусть найдет ту, которая сможет его полюбить и подарить Триму счастье.
Лайда молчала. Она понимала, что матушка права во всём и возразить ей нечем.
-Лайда, не спеши. Великая Яхха полна сил и здоровье у неё крепкое. Да продлит Великая Тарха её дни. Она просто лишь хочет, чтобы ты прислушалась к своему сердцу. И я чувствую, что твоё сердце не молчит. Но тогда почему ты не следуешь его призыву?
Лайда вздохнула:
-Матушка, тот человек любит другую, понимаешь? И как мне не горестно в этом признаваться, но я не смогла его привлечь. Может я плохо старалась, но больше этого не будет. Я не буду бегать за мужчиной! Тем более если он и не смотрит в мою сторону. А потому я выбираю Трима. Что с того, что я не полюблю его? Главное, что я могу на него положиться и доверять. А честь стать мужем будущей великой дорого стоит.
Мийна вздохнула. Её дочь та еще упрямица. Трим не подходит ей, а она всё равно держится за него, как за соломинку.

Лишь загорелся костёр на половине молодых воинов, Ярыш засобирался. Хватит жить затворником. Сколько можно лелеять в себе сердечную хворь? Как говорят - клин клином вышибают? Так почему бы и не присмотреться к молодым да красивым волшебницам?
Саяла тоже в этот вечер спешила к костру. Весть о возвращении степняка приятно будоражила девушку. Сердце замирало от предчувствия встречи. Саяла была уверена - Ярыш возвратился из-за неё! Не смог забыть, понял, что любит…Она, конечно же, помирится с ним. И будет всё как раньше. Саяла томно вздохнула - как же она соскучилась по своему Ярышу!

Вечер выдался ясный, звёздный. Полная луна висела в небесах, и казалось, верхушки холмов задевают за край круглой царицы. Вид ночного неба был настолько завораживающим, что все взгляды сегодня были обращены к звёздам и луне. А небесные светила снисходительно позволяли собой любоваться.
Ярыш невольно залюбовался звездной россыпью, а когда опустил глаза, в двух шагах от себя увидел Саялу.  Шатёрница была как никогда прекрасна. Карие глаза просто лучились от радости. А румянец смущения придавал девушке вид наивный и невинный. В холмы наконец-то пришло тепло, и легкие наряды волшебниц не скрывали более все изгибы девичьего тела.
Встретившись глазами со степняком, Саяла подалась навстречу Ярышу и будто пропела:
-Добрый вечер, Ярыш…
Степняк вежливо улыбнулся:
-И тебе не хворать, Саяла… - и прошёл мимо. В сердце что-то снова противно заныло, будто огромный комар- кровосос запустил туда своё жало. Ярыш всё дальше и дальше уходил от яркого костра на половине молодых воинов. Нет, еще рано.  Пока он не может видеть шатёрницу.
Саяла так и осталась стоять с раскрытым ртом. Очнулась шатёрница лишь когда услышала насмешливый голос рыжеволосой Литты:
-Что, Саяла, проворонила степняка?

Дальше и дальше в холмы уходил степняк. Неожиданная встреча выбила его из колеи. Нужно побыть одному. Однако вскоре в сгущающейся тьме Ярыш заметил свет от масляного светильника и инстинктивно пошёл в ту же сторону. Скоро уже глаза смогли различить и серебристое колышущееся облачко- отару овец. А за овцами и шатёр пастуха показался. С утра степняк не видел Юлая - а значит тут и  находится внук великой Яххи.
Юлай сидел перед входом в шатёр и что – то вырезал тонким лезвием ножа на деревянной дощечке. Парень был настолько поглощен своим занятием, что не сразу заметил нежданного гостя. Лишь когда Ярыш загородил свет от масляного светильника, Юлай поднял глаза.
-Не помешаю?- весело спросил степняк.
-Ярыш! Вот так обрадовал! А я тебя так скоро и не надеялся увидеть! Что, наскучил Златоград?
Ярыш махнул рукой:
-Не по нутру мне городская жизнь. Здесь в холмах мой дом.
Усевшись рядом с Юлаем, степняк с интересом посмотрел на дощечку в руках друга. Юлай, опомнившись, спрятал дощечку за спину. Однако зоркий глаз Ярыша увидел всё что нужно.
-Что, нравится тебе Чара?
Юлай покраснел. Вытащив спрятанную деревяшку, показал степняку:
-Похожа?
На дощечке был искусно вырезан портрет горянки. Степняк кивнул - надо же, какие порой способности открываются у влюбленного человека.
-Ей подаришь?
-Не знаю. Как подойти к ней не знаю. Как подхожу - так в голове туман и ноги подгибаются.
Степняк ободряюще похлопал друга по плечу.
-Эх, знать бы - нравлюсь ли я ей хоть чуточку! Просил Лайду узнать у Чары ненароком - ну так, в разговоре - вдруг и она по ком вздыхает. Так нет, Лайда и слушать не хочет. Мол, сам спроси. Тоже мне, сестра!
-Слушай, а что с Лайдой приключилось? Сама на себя не похожа…
Юлай лишь махнул рукой:
-А! Сестра сама себе проблемы создаёт. Вбила себе в голову, что должна выйти замуж за Трима! Вот и ходит теперь как в воду опущенная…
-За Трима?- Ярыш удивился. Вот уж кого он не мог представить себе в качестве мужа Лайды, так это воина Трима.
А Юлай продолжал досадовать:
-С ума можно сойти с такой сестрой! И ведь не слушает никого! Ни меня, ни матушку. А отец даже и пытаться не стал - Лайда если упрётся - хоть убейся - не переубедишь.
-А она его что, любит?- степняк продолжал недоумевать. Что-то не похожа была сегодня Лайда на влюбленную невесту.
-Не знаю. По мне, так Лайда вообще не способна полюбить никого. Она же нас, мужчин, за людей не считает. Если бы не воля великой Яххи, Лайда и дальше бы ходила в девках и не печалилась.
Юлай замолчал. Степняк тоже не спешил нарушать тишину. Задумался. Лайда и Трим. Более неподходящей пары трудно и представить. Почему Трим? Чем он лучше других?

-Ну, а ты что? Что с Саялой?
-Ничего. Всё в прошлом.
Юлай недоверчиво посмотрел на друга:
-Так уж и в прошлом?
Но степняк молчал. Раз сказал в прошлом, значит так и есть. Чего повторяться?
-Ну ты это, присмотрись к другим красавицам. Вон Литта чем не невеста?
Степняк усмехнулся:
-Присмотрюсь, Юлай, обязательно.
-Только это… Чур на Чару не заглядываться! Понял?
-Договорились!- и степняк, наконец, весело рассмеялся.

Обратно Ярыш возвращался уже ночью. Но, несмотря на поздний час, смех у костра на половине молодых воинов был слышен и в окрестностях. Не доходя до лагеря, степняк вдруг увидел девичью фигурку. Закутанная в плащ – ночами было еще холодно - девушка сидела прямо на траве и глядела на лунную дорожку на глади Студеного озера. По прямой спине, посадке головы Ярыш угадал Лайду. Что внучка великой делает в холмах ночью? Вот уж загадка. Степняк немного поколебался, но всё же решил подойти. Негоже девицам по ночам шастать вдали от лагеря.
Лайда услышав шорох травы, обернулась. Ярыш готов был увидеть холодный взгляд, насмешливую улыбку – так обычно внучка великой реагировала на степняка. Но в этот раз всё было иначе. Взгляд светловолосой волшебницы выражал безмерную усталость и тоску  - Ярышу даже стало жаль Лайду. Не спрашивая разрешения, степняк уселся рядом на траву.
-Лайда, что-то стряслось? Почему ты не у себя в шатре?
- Не спится.
- А я вот у Юлая был. Ему тоже не спится.
-Братец всё по Чаре вздыхает. Трус. Давно бы подошёл да объяснился,- голос девушки был бесцветный, равнодушный. Обычно, такие слова Лайда говорила с насмешкой и язвительностью.
-Лайда, я тут слышал, про тебя и Трима. Это конечно не моё дело. Но вы друг другу не подходите.
-Ты прав, степняк. Это не твоё дело.
Лайда продолжала смотреть на лунную дорожку. Ярышу вдруг захотелось заглянуть в глаза волшебницы и он сделал то, чего не позволял себе даже Трим- взял Лайду за руку.  Девушка испуганно посмотрела на Ярыша и отдёрнула руку.
-Не смей ко мне прикасаться!
-Потому что я чужак?
-Потому что я невеста другого!
-Ты любишь его?- Ярыш видел, что смог прогнать оцепенение Лайды и решил всё-таки докопаться до истины.
-Да какое твоё дело, кого я люблю? Ты же сын вождя, ты должен знать, что порой интересы племени важнее личных!
-Нет, Лайда. Как сын вождя я уверен, что нельзя жертвовать своим счастьем. Потому что несчастье как зараза- оно затронет не только тебя, но и всех кто тебе дорог.
Лайда с интересом посмотрела на Ярыша.
-О чём ты?
-Я о своём отце. Он любил мою мать, но ради интересов племени взял в жёны другую, нелюбимую. Страдал мой отец, страдала моя мать, страдала нелюбимая жена вождя. Я тоже, когда подрос, страдал. Мне было жалко матушку, но я ничем не мог ей помочь. Когда матушка умерла, жена вождя ожила. Она сделала всё, чтобы отец, наконец, заметил её красоту и любовь. Отец устал от вечного чувства вины и отдался во власть жены. Но тут ему снова пришлось делать выбор. Уже между детьми. Я или Колуч. И снова терзания и душевные муки. И сейчас, я уверен, отец всё еще переживает из-за того, что мне пришлось покинуть степь. Столько боли, столько страданий во имя чего?
Лайда потрясенно молчала. Никогда степняк не был с ней так откровенен. Никогда не показывал свою боль, которая преследовала его с детства.
-Но, Ярыш, а как же ты? Разве ты не пожертвовал личным счастьем ради племени? Ты покинул родную степь, чтобы не допустить междуусобицы!
-Нет, Лайда. Я не был бы счастлив, сражаясь с братом за право стать вождём. Я покинул степь, чтобы обрести счастье в другом месте. И ты не должна жертвовать собой. Народу Тарха ничего не угрожает. Так зачем кидать свое счастье на жертвенный алтарь? Жизнь с нелюбимым - это же невыносимая мука. Подумай об этом, Лайда.
В голосе степняка было столько тепла и неприкрытой заботы, что Лайда не выдержала:
-Ярыш, зачем ты мне всё это говоришь? Зачем? Что тебе до того буду ли я счастлива или несчастна?
-Но ведь мы из одного племени? А своих в беде не бросают. Хоть ты и считаешь меня чужаком, но я желаю тебе только добра.
Лайда потрясённо смотрела на Ярыша. Такого степняка она видела впервые. А Ярыш протянув руку, помог подняться волшебнице с травы.
-Пойдём уж, внучка великой Яххи. Спать пора.

До самого шатра, где с родителями жила Лайда, степняк рассказывал волшебнице о своём детстве. Откуда взялась эта потребность откровенничать Ярыш не знал, да и не хотел разбираться. Может, почувствовал что не ему одному тоскливо и грустно. Проводив Лайду до самого полога шатра, Ярыш остановился и замолчал. Ему не хотелось идти в свой одинокий шатёр, но было уже далеко за полночь. Даже на половине молодых воинов не слышно было смеха. Лайда тоже молчала. Ей не хотелось уходить, но и остаться было невозможно.
-Спасибо, степняк. Кажется, ты всё же прав. Я подумаю насчёт Трима.
Ярыш улыбнулся - такая Лайда ему нравилась гораздо больше. Впервые за долгое время степняк наконец увидел настоящую внучку великой - без маски неприступности. Повинуясь порыву, он бережно взял Лайду за руку. И снова девушка испуганно отпрянула. А Ярыш усмехнулся:
-Но ведь ты теперь не чужая невеста…
Лайда, подавив вздох возмущения, скрылась за пологом шатра.

Продолжение:http://www.proza.ru/2013/04/12/1539


Рецензии
Всё-таки они встретились и так душевно поговорили. Маска неприступности, наконец, сброшена. Интересная пара.
Дней добрых, Татьяна!

Добрая Добрая   28.12.2019 22:23     Заявить о нарушении
Откровенность иногда очень нужна:) Благодарю, Наталия!

Татьяна Бегоулова   29.12.2019 11:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.