42. КЮТ работает

На фотографии А.И. Полякова колонна картингистов КЮТа на картингах, изготовленных собственными руками  на первомайской демонстрации в Новосибирском Академгородке. Они готовы стартовать.

Но это более позднее время, чем то, о котором я здесь рассказываю.


1 мая 1964 года официально КЮТ не открылся из-за довольно больших трудностей с его оборудованием, но несколько кружков (Игорь Фёдорович Рышков называл кружки лабораториями) уже работали в детских комнатах нащих трёх микрорайонов. После демонстрации мы зашли в одну из таких детских комнат и в торжественной обстановке подняли стаканы за Клуб юных техников, пожелав ему успехов и долгой жизни. Расскажу, как шла подготовка к его открытию.

После сдачи дома №39 в микрорайоне “Б”  и устранения всех недоделок он был окончательно сдан строителями примерно в середине января 1964 г. Мы получили в своё распоряжение огромный полуподвал, о котором я уже писал, и могли приступить к приспособлению его помещений под лаборатории КЮТа.

Параллельно мы решили объявить о том, что создаём Клуб Юных техников.

27 января 1964 года в газете «За науку в Сибири» (№4) появилась статья Юрия Фёдоровича Рышкова: «Организуется Клуб Юных Техников»

«Вопрос о создании в Академгородке клуба юных техников поднимался неоднократно. И вот сейчас, благодаря инициативе объединенного профкома СО АН, эта заманчивая идея начала принимать зримые очертания. В доме №39 микрорайона «Б» выделено помещение, в котором разместится лаборатории юных любителей техники. Мальчики и девочки старших классов будут заниматься в лабораториях автоматики, малогабаритной техники, авиа- и судомоделирования, радиотехники и кинолаборатория.

Организуется лаборатория моделирования для учащихся младших классов.
В клубе юных техников будут заниматься 400 мальчиков и девочек. Предусмотрено проведение консультаций для тех, кто увлекается техническим творчеством, но по какой-либо причине не может посещать занятия в клубе.

Пока еще много нерешённых вопросов. Нет мебели, станков, инструмента, материалов, необходимых для работы кружков. Необходима автомашина. Ведь юные конструкторы должны научиться не только делать автомобили, но и управлять ими.

Думается, что работа по созданию клуба юных техников пошла бы быстрее, если бы, скажем институты автоматики и электрометрии, ядерной физики, гидродинамики, опытный завод и другие учреждения Академгородка стали оказывать шефскую помощь организующимся у нас лабораториям и кружкам.
 
Общими усилиями клуб можно было бы создать в сжатые сроки и открыть его к 1 мая».

За прошедшие после этой статьи 3 месяца Юрий Федорович Рышков проделал колоссальную работу по подготовке помещений нашего полуподвала в микрорайоне «Б».

Заново были проведены отделочные работы в помещениях, вставлены двери, сделаны туалеты, переделана электропроводка, в частности, была проведена силовая линия электроснабжения, подготовлена опалубка под  фундаменты станков, но установлено было всего два станка, стояли также всего два слесарных верстаки. Ряд институтов общал подарить КЮТу станки, верстаки и инструмент, но реально получили мы очень мало. Правда, кое-что мы докупили, но деньгами мы почти не располагали. Практически не было и необходимой мебели.

Все ремонтные и наладочные работы были выполнены по указанию заместителей председателя СОАН Л.Г. Лаврова и Б.В. Белянина бесплатно (для нас), но станки, мебель и инструмент мы рассчитывали получить в институтах СО АН, с заместителями директоров институтов я разговаривал  сам и показывал им документы, в соответствии с которыми такая передача детским учреждениям профсоюзов была узаконена Постановлениями правительства.

А потом действовал И.Ф. Рышков, составляя списки передаваемого оборудования, приборов, инструмента и материалов.  Так вот, на тот момент списки были, но акты дарения еще не были завершены.

На этой импровизированной встрече с немногочисленным тогда персоналом КЮТа было большинство енго преподавателей. У них к тому времени в кружках занималось довольно много ребят (пожалуй, больше сотни), узнавших о создании КЮТа. Они не только трудились над оборудованием своих лабораторий, но и начали разрабатывать и изготавливать первые модели. Их не надо было побуждать что-либо делать. Они занимались в КЮТе с огромной охотой и радостью.

В частности, был руководитель лаборатории картинга Миша Ларкин, который был страстно влюблен в проектирование и создание автомобилей. Он был другом Игоря Фёдоровича Рышкова и пришёл к нам вместе с ним. Он притягивал к себе детей, как магнитом. Он был на фронте с 1943 года, награждён орденом Красной звезды, был тяжело ранен и стал инвалидом.

Был и сотрудник института физики полупроводников Игорь Яковкин, руководитель лаборатории физического эксперимента, тоже влюблённый в своё дело.

Был и Леонид Сикорук, у которого уже был кружок по созданию фильмов в одной из наших микрорайонных детских комнат. Он и пришёл в КЮТ вместе с детьми из этого кружка.

Пришел и А.М. Терских, сотрудник института автоматики и электрометрии. Он руководил в КЮТе лабораторией автоматики.

Я произнес несколько поздравительных слов, а Игорь Фёдорович произнес прочувствованную речь  и в порыве чувств обнял меня. Я видел слёзы у него на глазах.
 
КЮТ начал работу, но его официальное открытие состоялось лишь в октябре.

И в заключение небольшие поправки к тому, что публикуется об истории КЮТа.

На сайте клуба юных техников  http://ytc.hydro.nsc.ru/pas.html   написано, что “КЮТ СО РАН [был] создан в октябре 1964 года по инициативе академика М.А. Лаврентьева и по решению Президиума Сибирского отделения Российской Академии наук (СО РАН)”.

О том, чья была инициатива, и кто реализовал идею, судите сами.
 
На самом деле, решение о создании КЮТа было принято в январе 1964 года, а официально работать он начал с 1 мая 1964 г. Решение Президиума ОКП об этом я подписал сразу после майских праздников.   

Президиум СО АН СССР не принимал никаких решений по созданию КЮТа. Ни академик Лаврентьев, ни гл. инженер УКСа Ладинский, ни член-корр. Ляпунов к созданию КЮТа отношения не имели, и у его истоков не стояли. Они появились потом. Первым я привёл А.С. Ладинского. О том, почему я это сделал, я расскажу позднее.

Академика М.А. Лаврентьева привёл в КЮТ по моей просьбе Ладинский. член-корреспондент А.А. Ляпунов впервые появился в КЮТе много позже. Кто его пригласил, я не знаю.

Впоследствии их стали называть "три деда", и родилась легенда о создании КЮТа их усилиями. Мы этому не препятствовали, напротив, поддерживали этот миф по причинам, которые я укажу позднее.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/03/15/453


Рецензии