Урок географии

               

За долгую педагогическую деятельность мне приходилось сталкиваться со многими курьезными случаями из жизни учителей и школьников
Еще молодыми неопытными учителями  приехали мы с мужем в  большое село,  расположенное на высоком берегу  полноводной реки Вятки. 
В тот юбилейный для страны год 1970-й, когда  отмечалось столетие со дня рождения В.И.Ленина,  для выпускников вузов было продиктовано напутствие: работать, как завещал великий вождь.               

В школу вместе с нами прибыли пять молодых специалистов разного направления:  учителя физики, математики, химии, иностранного языка.  В коллективе были педагоги со стажем, и мы надеялись у них научиться уму-разуму.               

Среди всех выделялась завуч Евдокия Ивановна. Нас, молодых учителей, удивлял ее бескрайний оптимизм. Она никогда не унывала, всем улыбалась, всех успокаивала. Кому надо она могла удружить, кого-то умаслить. Правда, по должности ей приходилось нагонять на себя строгость: кому-то попенять за плохой урок, кого-то пожурить за плохо составленный план, но строгости хватало ненадолго.  Анализируя слабо составленный  поурочный план, завуч могла найти что-нибудь положительное.  У меня, например, она всегда обращала внимание на почерк.  Как только раздавались первые похвальные слова, я могла расслабиться,  зная, что план досконально проверен не будет. У Надежды Михайловны, учительницы химии, она расспрашивала значение формул, удивлялась, как можно усвоить такую сложную науку, у  математички, Нины Павловны,  ее интересовал текст задач, но все мы знали, что Евдокия Ивановна нагоняя  нам никогда  не задаст, даже если мы будем в чем-то виноваты.

Уроки географии, которые вела завуч,  пользовались успехом. Мне, как начинающему учителю, было интересно узнать, чем же так она привлекает  детей, хотелось побывать на уроках, чему-то научиться. Рассказывала Евдокия Ивановна действительно очень интересно. Ученики, увлеченные ее повествованием, забывали обо всем.  Фантазии и красноречие учительницы переходили все границы, а дети будто и не понимали, что она по  ходу урока сочиняет,  потому что никогда не отходила от изучаемой темы.

Когда ученики изучали тему «Моря», она рассказывала, как ее папа работал на рыболовецком сейнере: 
-Бывало, приходит сейнер в порт, а мы, ребятишки, бежим навстречу, поднимаемся на борт, рыбу в руках перебираем, радуемся улову.
Если изучали нефтяную промышленность, ее папа был нефтяником.
-Бывало, забьет фонтан нефти, а мы, ребятишки, вместе со взрослыми купаемся в нефти.  Домой придем, платьишко снимем и мыться скорей, чтобы мама не отругала, - можно было услышать на другом уроке. 
Так время от времени папа становился то шахтером,  то летчиком, то геологом. 
Она приносила на уроки маленькие ракушки и большие раковины, и ученики внимательно  слушали шум моря, приложив их к уху.  Иногда на ее столе лежали  какие-то камешки, и дети верили, что это камни с берегов Балтийского моря.  Засушенный лист магнолии  - с юга,  а  сухая веточка ковыля  привезена из степей. Они с семьей жили то на юге, то на Крайнем Севере, то на Дальнем Востоке. 
Все учителя знали неуемную фантазию Евдокии Ивановны,  но авторитет ее в глазах учеников старались не уронить.
О чем бы Евдокия Ивановна  ни рассказывала, она всегда добавляла: 
- Я там была. 
В глазах учеников было восхищение:  надо же, она все это видела своими глазами.  Такой и должна быть учительница географии.
Однажды на уроке изучали  южный климат, южные моря.  Учительница принесла фотографии, на которых была заснята  вместе с подругой.
 – Вот это, ребята, Черное море, - сказала  Евдокия Ивановна  и стала проходить по рядам, показывая фото учащимся.  А так как была снята в купальнике, она, делая вид, что смущается, прикрывала себя  большим пальцем. Ученики рассматривали фото, верили, что это действительно Черное море,  хотя моря на фотографии было всего ничего.
Таким же образом можно было сняться где-нибудь у деревни в реке. Тем более, что фотография была черно-белой,  цветные фотографии в ту пору были большой редкостью.
Верили все кроме Вовки Мосолова, который с первого класса  сидел на камчатке, жил своей, никому неведомой жизнью, никого не задевая и никого не посвящая в свои мальчишеские тайны.  Когда Евдокия Ивановна дошла до него, он  внимательно вгляделся в фотографию и стал убирать палец.
- Ну, покажите, кто там, Евдокия Ивановна?  Правда,  Вы?
И она, немного смущаясь, убрала палец, чтобы Вовка мог убедиться, что она говорит правду, и что она действительно была на Черном море.
Курьезный случай произошел  у нее на уроке в 7 классе при изучении темы «Уральские горы».
Когда  мы с Надеждой Михайловной, учительницей химии,  пришли на урок, ребята встретили нас  приветливо, показали свободное место за последней партой, а сами продолжили работать  у карты, рассматривая  моря и горы, готовясь к предстоящему занятию.
Наше присутствие придало уроку  какой-то налет официальности, и учительница начала  проверку изученного ранее материала, вызвав к доске самого слабого ученика. Возможно, она хотела нам показать, что ее предмет знают все, а не только сильные ученики
Леня Матвеев,  мордастенький, невысокого роста, плотный паренек стоял у доски, держа в руках указку, но, по-видимому, не особо понимал, как ею пользоваться.
- Ну, Леня, покажи, где находятся Уральские горы? - ласково обратилась к ученику Евдокия Ивановна,  решив, что Леня сейчас же бросится с указкой к карте.
Леня, помедлив, повернулся к доске, уставился на карту и замолк.
У всех в классе сложилось впечатление, что для него это было чем-то новым и неизведанным.
- Ну, Леня, что же ты? Где расположены Уральские горы? - продолжала допрос Евдокия Ивановна.   Понимая, наконец, что Леня  долго будет искать заданный географический объект, она решила помочь ученику.
Ткнув указкой на север Уральских гор, она продолжила:
- Вот-вот, ниже-ниже,  так-так.
Леня  с помощью педагога уверенно вел указку по направлению с севера на юг.
- Вот и все, Леня,  молодец.  Это Уральские горы, - подбодрила учительница.
Леня, обрадованный своим открытием, стал посмелее.  Карта уже не казалась ему   чем-то неизведанным  и таинственным.
-А теперь, Леня, покажи на карте город, который расположен на границе Европы и Азии,-  обратилась Евдокия Ивановна к страдальцу.
Леня снова уткнулся в карту и, зная, что  широкая коричневая полоса, которая протянулась с севера на юг, это Уральские горы, стал лихорадочно соображать, что же это за город, который стоит на границе Европы и Азии.
Городов  перед ним было много, и он думал только о том, как бы угадать название и найти  его  на карте.
Ребята замерли в ожидании ответа, кто-то пытался подсказать, но все подсказки сразу пресекались. Как же, на уроке присутствует гости, и марку надо было держать.
Молчание затянулось, и учительница, как всегда, пришла на помощь.
-  Ну, Леня, какой это город?  Где я была?
Ответ Лени был для всех как холодный душ.
-А ты везде была, - не задумываясь, ответил  он.
Смеялись все. Мы с Надеждой Михайловной, прикрывая лицо руками, чтобы не обидеть учителя, а дети хохотали всем классом так откровенно, что вскоре и сама учительница засмеялась, а за ней и Леня, который, понял, что неуд ему не поставят.  Впрочем, двойки он тоже не боялся.


Рецензии
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.