Дневник VII-25 Есть гении и злодеи, есть святые от

Дневник VII-25  Есть гении и злодеи, есть святые от литературы, есть фифти-фифти

2 января 2011 г. Я вылечилась, не страдаю благодаря Христу.

Звонил Герман, он считает моего корреспондента Эдуарда очередным вампиром и садистом. Весьма вероятно. Но я помолилась о нём, чтобы Бог очистил его душу.

Из письма Эдуарду:

"Извините, что столь краткий ответ был Вам послан вчера. Я очень спешила. Исправляюсь сегодня.

Благодарю Вас за добрые слова.

Мне соседи не давали спать до 6 утра. Веселье людей со стороны часто кажется вульгарным. Изящества не хватает..."

Он мне написал: "А потому с чувством глубокого и всепоглощающего эгоизма прошу Вас: "Берегите себя".

Мой ответ: "С чувством глубокого и всепоглощающего эгоизма прошу Вас принять
мои самые светлые пожелания на новые, неизведанные дни Нового Года.
Надеюсь и молюсь Богу о том, чтобы Ваша душа имела покой, тихую радость бытия,
благодарность за то хорошее, что есть, чтобы Ваши стихи несли людям свет и тепло, надежду и милосердие.

Поправились ли Вы?

Ночью смотрела фильм с Олегом Янковским и Ириной Купченко, который хорошо кончается.

Слушала Пласидо Доминго, Хосе Карероса и Лучано Поваротти.

Наблюдала, какое дикое напряжение и у певцов, и у дирижёра, и у оркестрантов.
Кто поёт без напряжения, как птица? Таких на свете мало.

Всего Вам доброго во всём.

Молчаливый Ларс*.

* У нас есть передача по радио "Россия": "Дима и Дима - братья Бессоновы",
в конце её объявляют имена режиссёра, костюмера и так далее, и в самом конце говорят: "Молчаливый Ларс". Поскольку по бывшему мужу я Ларская,
то все производные от этой фамилии мне интересны, Ann Larsen, Anna Larsetti...

Я фантазёр. Фантазии бывают интересней реальности. Пока. Я поработала. Жду Ваших усилий на благо всем нам".

Голос тенора Ивана Даниловича Жадена кажется мне по тембру лучше голосов Сергея Лемешева и Ивана Козловского. Он эмигрант, 50 лет жил вне России.

Рассматривала картины итальянских мастеров, читала о Карло Гоцци и Джакомо Казанове. Казанова всегда интересен мне.

Мои стихи

Энергия слов, завороженно слышу,
Читая чьи-то стихи –
Сквозь них святая поэзия дышит.
Не вливают вино в мехи
Старые. В лоб – не тверди о вечном.
Выйду в поле, увижу Млечный...

3 января. Стихи Эдуарда очень трагичны. Сердце моё наполнилось состраданием к нему. Я не оставлю его, пока я ему буду нужна. Он пережил какую-то личную драму.

ЖИТЬ ХОЧУ!

4 января. У Эдуарда живы родители, есть балкон и верблюжий плед. В 20-30 закончила ему письмо.

А началась наша переписка с его вопроса, (речь шла о публикации моих встреч и Иосифом Бродским):

"Скажите, пожалуйста, Галина, как, по-Вашему, коррелируют ли талант и, собственно, носитель таланта?"

Мой ответ: Простите, что не сразу откликаюсь.

Всё индивидуально. Есть гении и злодеи, есть святые от литературы, есть фифти-фифти. А Вы как полагаете?

Благодарю Вас.

Иосиф Бродский в начале своего поприща был один, а поняв законы жизни и поработав над собой, стал совсем другим человеком.

Ответ Элуарда: "Ну, честно говоря, мое мнение по этому поводу весьма расплывчато. Я потому Вас и спросил об этом. В общем, я считаю, что талант ортогонален носителю. Т.е., простите за технократическое сравнение, но человек в этом случае сродни проводу под током и является неким проводником того, что считается талантом. То, что проводник под действием тока разогревается, меняет свою форму, вокруг проводника возникает некое магнитное поле - это в большей степени следствие таланта (разности потенциалов) и в меньшей степени - следствие свойств проводника. И потому я не склонен многого ожидать от проводника. Но мне сложно судить, я никогда не был и не буду лично знаком ни с кем из грандов...

А Бродский... Я его очень уважаю за то, что он достиг очень глубоких знаний посредством самообразования, что без сомнения, обогатило поэзию Бродского.
А что такое, простите, по-Вашему, законы жизни, познание которых изменило Иосифа Бродского?"

Мой ответ Эдуарду: "Если всему на свете есть Хозяин, то есть и законы - заповеди. Иосиф Бродский часто в Америке беседовал с великим человеком, священником Александром Шмеманом.

Как-то Иосифа спросили: "Вы - христианин, почему?" Иосиф ответил: "Потому что я не варвар".

Нравственное неиспорченное чувство, именуемое совестью, диктует нам правильное поведение, даже если мы заповеди на горе Синай не читали в силу разных обстоятельств.

Но, увы, мы наблюдаем массу людей, пренебрегающих совестью. Думаю, что это род атеистов, хотя я лично знаю атеистов - добрейших людей. Мир непонятен, таинственен, МЫ В НЁМ - СЛЕПЫЕ КОТЯТА.

Человечество лежит в колыбели, духовных учителей на земле мало, до сих пор идут религиозные войны...".

Эдуард: "Я читал "Напутствие" Бродского. Кстати интересно, что христиане ВСЕХ конфессий относились к опыту, описанному Бродским в "Напутствии" отрицательно...

"Нравственное неиспорченное чувство, именуемое совестью, диктует нам правильное поведение, даже если мы заповеди на горе Синай не читали в силу разных обстоятельств." - Да, Вы правильно истолковали то, куда катится яблоко моих вопросов. Я пытался понять, что если талант подразумевает нравственность того, кому дан, то как быть со случаями, когда талантливые люди безнравственны (я не говорю о бездуховности)? Оскар Уальд, Шарль Бодлер - список может быть длинным... Или же я неправильно толкую понятие нравственности?

"Но, увы, мы наблюдаем массу людей, пренебрегающих совестью. Думаю, что это род атеистов, хотя я лично знаю атеистов - добрейших людей. Мир непонятен, таинственен, МЫ В НЁМ - СЛЕПЫЕ КОТЯТА." - Мне кажется, что с нами и миром все сложнее. Потому что котята лишены возможности менять этот мир, а мы этим активно занимаемся... Т.е. я не утверждаю, что мы более зрячи, чем котята, но мир подается нашим усилиям. Вот в чем проблема... Атеизм (вообще-то я предпочитаю говорить об агностицизме) - это попытка вынести Бога за скобки этого мира. В моем понимании это гносеологический прием, но не (без)нравственный. Почему это недопустимо по-Вашему?

"Человечество лежит в колыбели, духовных учителей на земле мало, до сих пор идут религиозные войны..." - Вот, еще один вопрос на который я не могу себе ответить. Как получается, что католики режут гугенотов, а шииты режут суннитов? Я вижу проблему в христианстве или исламе, верующие ее видят в ином... Духовность... Что для Вас духовность, Галина? Был ли Иосиф Бродский духовным человеком?"

Мой ответ: "Отрицательное суждение о чём-либо можно иметь на основании всех откликов, написанных представителями ВСЕХ конфессий, на это ушло бы много времени и сил. Может быть, Вам не встретились положительные отклики, которые были? Разве Вы знакомы со всеми невысказанными мыслями человечества?

Если Оскар Уальд что-то делал не так, то, может быть, и вины его здесь нет? Наблюдая мир, отношения людей, я стала приходить к выводу, что никто не виноват. Поясню. Лукашенко и подобные ему считают себя правыми, подруги и други мои считают себя правыми, а межде тем я плачу от их слов и действий... Виновата я. Я должна нести ответственность перед Богом за малейшее отклонение компаса совести моей не в ту сторону. Бог с каждым из нас разберётся.

Наверное религиозные войны вызваны тем, что человек находится в помутнённом состоянии сознания, закрывает своё сердце для милосердия, свой разум для понимания того, что, как говорил Рамакришна - все реки ведут в один Океан. Реки - направления духовные, Океан = Бог.

Кто знает, что такое духовность? Может быть, надо помнить о Высшем мире и никого не обижать? Этого достаточно для века одичания, в котором мы живём.

Бродский неоднократно снился мне после своего ухода. Мне его показали, когда он проходил мытарства, у него были красными лицо и руки. Потом он в раю - невыразимо прекрасное его лицо, нежное, юное, полное любви. Он даже какие-то мои вечера устраивал, находясь в тонком мире. Я думаю, что с ним всё в порядке.

Он снился мне годовалым младенцем очень красивым, он лежал на руках у женщин, потом на моих руках. Может быть, он вернулся на землю...

Пока всё. Простите, если что не так. Всего доброго.

Вот ответ о его духовности. Мне его духовность не была открыта. Я слишком мало читала его последние мысли, чтобы говорить на эту тему. Если он стал вести себя лучше, стало быть, он стал духовней".

Ответ Эдуарда: "Отчего же "не так". Вы высказываете свою точку зрения на предмет, как часть Вашего мировозрения. Мне интересно понять то, как Вы думаете и почему именно так видите мир.

Мой рисунок.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.