Нужно что-то делать

Вторник, 9 апреля 2013 год.
Просыпается весна. Первые солнечные дни после продолжительной зимы, вселяют надежду на возрождение жизни из мрака прошлого. С тепла весеннего начинаю новую жизнь.
Мечты…Мечты…
Так и хочется продолжить мысль словами А.С. Пушкина:
- Где ваша сладость?
Иду по Москве в поисках зацепки за новую жизнь. Крохотная надежда мерцает за этими дверями на Кузнецком Мосту в доме под номером 11. Здесь, в выставочном зале, до 14 апреля проводится выставка, посвященная 20-летию творческого объединения «Московский эстамп». Более 200 художников принимает участие в выставке. Временной диапазон представленных произведений – от начала 60-х до нынешнего года.
Открываю входную дверь, у мужчины, вероятно охранника, уточняю, где продаются билеты.
- Пройдите к той женщине. Она все расскажет, - жестом указывает он, на сидевшую в фойе, в начале зала, пожилую женщину.
Обращаюсь к ней с тем же вопросом.
- Вот цена на билеты. Выбирайте ту, которая вам подходит, - слегка оторвав взгляд от каких-то бумаг, поясняет она.
На ценнике читаю:
Детский билет – 10 рублей:
Для пенсионеров -30 рублей.
Эти точно мне не подходят, - улыбаясь, произношу вслух.
-  Тогда покупайте за 50 рублей, - предлагает приятного вида старушка,  и продолжает, – как состоявшийся человек.
-Да уж, состоявшийся, - не сдерживая эмоций снова слегка улыбаюсь.
- Конечно, состоявшийся… - начинает убеждать она меня.
Ну, да ладно. Состоявшийся, так состоявшийся. Хорошо, что к бомжам пока не относят.
Вот, ведь, как у нас бывает. Плохо одет человек и отношение людей к нему соответствующее. По большей части цинично-брезгливое. Пусть он даже семи пядей во лбу будет, а к нему все равно будут относиться пренебрежительно. Мол, не из нашей касты состоявшихся.
И, наоборот, будет одет прилично, неважно кто он на самом деле: прохвост, убийца, вор, насильник, а к нему будут относиться с большим почтением.
Что это с нами со всеми происходит?
Внешняя обертка для нас всех важнее, внутреннего содержания?
Это что же получается. Если бы я была сейчас одета, как бомжик, то меня и на порог не впустили? А, если я нищий художник, у которого нет ни копейки или истинный почитатель искусства, но не имею за душой достаточных средств, то моё место на мусорной свалке?
Как же так?
У МЕНЯ ЕСТЬ РУКИ, ТВОРЯЩИЕ ПРЕКРАСНОЕ.
ЕСТЬ ДУША, РАДЕЮЩАЯ ЗА ИСТИННУЮ ПРИРОДНУЮ КРАСОТУ.
НО У МЕНЯ НЕТ ДЕНЕГ. У МЕНЯ НЕТ ЖИЛЬЯ. Я МОЖНО СКАЗАТЬ БОМЖ С КАРТИНАМИ.
БОМЖ…
Меня отвергает общество. Оно не дает мне жить достойно. Оно уничтожает меня. Так зачем же моя душа стремится украсить мир этих жестокосердных людей? И нужно ли это им?
Их устраивает, то, что они вытворяют сами. Им этого достаточно. Им достаточно того, что они сыты, обуты и холят свои изнеженные тела, постоянно омолаживаясь, пытаются жить вечно на этой грешной земле. Вон, американские умники даже подсчитали, сколько всего людей, должно остаться жить на планете. А люди продолжают и продолжают плодиться. Не пора ли в небесную канцелярию от мирового правительства обратиться, чтобы Всевышний, не мешал жить избравшим себя «избранными», чтобы не спускал в этот мир души для рождения лишних детей?
Впрочем, пусть, как хотят. Мир не перестроить до тех пор, пока каждый не поймет, что жить так, как они сейчас живут  нельзя. Ничего не может изменить человека извне так, как сам человек способен изменить себя изнутри.
Можно быть нищим, но оставаться человеком. К сожалению, жизнь нищего крайне трудна. Многих она озлобляет. Многих толкает на преступления. Нищими не становятся осознанно, на такое способны только святые. В основном, в нищих превращаются по слабости духа или их превращают.
Ничто так не способно развивать человеческие души и гробить одновременно, как испытание нищетой.
Почему я затронула эту тему в статье посвященной искусству?
А ПОТОМУ, ЧТО ТОЛЬКО ИСТИННОЕ ИСКУССТВО СПОСОБНО ТВОРИТЬ ЧУДО. Именно оно, цепляя определенные струнки души, может сделать мир совершеннее.
Но, как этого добиться?
Сделать искусство доступным для всех слоев нашего общества. Не закрываться от опустившихся на самое дно людей. Не превращать таких людей в изгоев, а помогать им, обрести себя, личностями сильными стойкими духом.
Что трудно себе представить бомжа в Эрмитаже? Трудно представить нищего в залах Третьяковки?
Конечно, трудно.
Гораздо легче пройтись по музеям, высказывая, восхищение творчеству великих художников, с изображением нищих, нежели терпеть пренеприятнейшие запахи бомжей в реальности.
Самый простой способ решения проблемы – избавиться от таких «ничтожеств». Но, мы же люди! Не по вине ли подобных им людей, кто-то из них оказался в таком бедственном положении?
Признать вину не всякий способен. В этом-то и таится основная беда.
Заплатив за билет, приступаю к осмотру экспозиции в выставочном зале на Кузнецком Мосту.
Ксилография, литография, линогравюра, карандаш относятся к графике. Можно долго рассуждать о технике исполнения той или иной работы, но цель моих рассуждений имеет отношение не к внешней красивости или некрасивости. Мне хочется сделать акцент на содержательной стороне произведений.
Вы только вдумайтесь. В ВЫСТАВКЕ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ БОЛЕЕ 200 ХУДОЖНИКОВ.
А это означает, что зритель за один раз сможет ознакомиться с более 200 мирами. Ведь, каждый художник является обладателем уникального, неповторимого мира.
И этот каждый мир перед нами выворачивает изнанку нашего собственного мира. У  каждого творца собственное видение. Каждого из этих художников волнуют присущие только его сердцу и душе проблемы, которые он решает графически. Темы разные, но все они звенья одной цепи – нашей земной жизни.
Мастера размышляют над вопросами давно волнующими наш мир. Не могу не отметить творчество М.М.Верхоланцева. На одном из художественных сайтов мне доводилось обсуждать его творчество  с человеком, писавшимся под его фамилией. Особенно, для меня волнителен  цикл его ксилографий "Добродетели и пороки" : «Зависть.» «Непорочность.» «Гордыня», «Милосердие», «Уныние», «Гнев», «Смирение», «Чревоугодие», «Любовь земная и небесная», «Добро и зло».
Чувствуется, что автор очень много размышлял над каждой из этих тем, а иначе, и быть не может. Иначе не смог бы он донести главное до зрителя.
Несомненно, что другой художник будет по-своему раскрывать общечеловеческие пороки в своем творчестве.
Приятная в исполнении и в тему сегодняшнего весеннего дня ксилография Д. Полякова «Ранняя весна».
Привлекла работа Ксении Земсковой «Клетка для дураков», выполненная в 1994 году. Тема актуальна и поныне.
Понравилась серия « Киргизские саги», офорт, 2003г., Елены Казанцевой. Интересные сюжеты, отражающие жизнь народа.
Близкие мне по духу исполнения работы Сергея Чернышёва «Храм Вознесения Господня», «Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах».
Очень содержательная, интересная по смыслу цветная линогравюра, 1991 года «Мы царствуем над Вами, на Вашей земле» автор Муртузали Магомедов.
Приятно была удивлена творчеством Татьяны Галактионовой. У автора имеется определенный вкус, а для художника это очень многое значит.
Не могу не отметить ксилографию Николая Калиты «Портрет А.А. Ахматовой, 1976г.
Долго не могла отойти от портрета. Зацепило мастерство.
Наталья Амосова в своей линогравюре изобразила отца художника с палочкой, сидящего в мастерской. Она так и назвала картину «Отец в мастерской».
Можно продолжать список чем-то понравившихся авторов, принявших участие в выставке.
Одно огорчало, что зрителей в залах было очень мало. Выставка-то стоящая. Есть в ее арсенале работы для зрителей думающих, размышляющих на философские темы, есть легкие темы из реальной жизни.
Нужно все-таки что-то делать для приближения искусства к народу. Делать его доступнее для всех слоев населения, а не только для обеспеченных. Искусство настоящее спасает души! Душа душу скорее поймет, а значит и выведет из ада отчаяния.


Картина
"Лето".
Л.В.Саповская


Рецензии