Когда прощения нет. Часть 11

       В тот    вечер   вся  семья   собралась вместе, чтобы  увидеться   с Мухтаром накануне   его отъезда. 
      Попрощаться  с  парнем пришли    Хава  с мужем и ребенком, а также    два близких друга   Расула Исаевича женами. Они    знали   Мухтара с детства.   Расул Исаевич  часто    водил   с собой   в мужские  кампании детдомовского  мальчишку,   и   вскоре   его друзья  привыкли   к  нему    как к родному, называли его сыном полка. 
             Стол, щедро    накрытый  тетей  Айшат,  ломился  любимыми  блюдами Мухтара. Расул Исаевич   пригласил всех собравшихся к столу  и, заметив отсутствие  младшей дочери, громко   позвал Заиру.
       А когда  девочка   появилась в дверях  своей   комнаты и поздоровалась с гостями, удивленно спросил:      
    - Что    с тобой, дочка?   Почему не села с нами за стол?  Мы  сегодня   провожаем      Мухтара и теперь   только через год  его   увидим. 
     - Я плохо себя  чувствую,   папа, хочу  побыть у себя, если можно,   – ответила  Заира, не поднимая  глаз. 
      Девушка   была    бледной,  лицо ее заметно осунулось с тех пор,   как  Мухтар видел ее в последний раз.   
     -  Да, вид у тебя   больной,   отдохни, родная, выздоравливай,  сказал ей отец.-    Но  вначале   попрощайся  с Мухтаром, а то  вдруг уснешь, пока он уходить соберется.  Пожелай своему  брату доброго пути и успехов  на новом месте.   Послезавтра он улетает,  и провожать его в аэропорт  пойду только я.  Так что   до отъезда  больше не увидитесь.
 Мухтар  внутренне  вздрогнул, услышав  от Расула Исаевича слово « брат»  о себе.   И еще раз  окончательно укрепился  в своем решении: он должен  поставить точку в этих  еще не начавшихся отношениях. Должен   заставить  себя не думать о Заире,   не мечтать о ней.
      - Счастливого  пути, Мухтар, -   по- прежнему, не глядя на него,   сказала   парню Заира, - Пусть у тебя   там все получится. 
      Мухтар  почувствовал, как  в  голосе  девушки  дрожат слезы.  Он тоже с трудом  держал себя в руках,    не мог   вести   себя, как обычно, боялся  выдать себя  взглядом, словом.   
      - Спасибо, Зайка,  выздоравливай, – сказал Мухтар  девушке.   
        Заира в ответ   кивнула,  и  Мухтар заметил, как  ее глаза-озера  до краев  наполнились слезами.   
       К счастью,   этого никто   больше не заметил, все были заняты началом застолья -    предлагали  соседствующим    салаты и блюда,  наливали в бокалы и рюмки напитки.
       В этот вечер  Мухтару   сказали много напутствий и добрых слов,   а в конце  вечера   тетя Айшат,  крепко обняв   его, расплакалась:
- Может, хотя бы сегодня останешься у нас, сынок?   И завтра   побудешь дома, с нами.
 - Я  бы с удовольствием, тетя Айшат. Но  так много  еще надо сделать: вещи  собрать,   комнату после   себя в порядок привести, много  разных дел  осталось.
- Хоть бы одежду принес, я бы тебе  ее постирала, погладила, собрала. А девочки  наши твою комнату  в два счета в порядок бы привели. Но  ты ведь никогда  к нам не  обращаешься.   Сколько лет тебе свою помощь предлагаю, а ты все сам и сам, - никак не хотела  отпускать Мухтара     Айшат. 
-Ничего, мать, мужчина   должен уметь все, -  включился в разговор  Расул Исаевич. – Недолго ему осталось самому себя обслуживать. Пару лет поработает  в Норильске, приедет,  и  мы его женим. Если, конечно, оттуда жену  не привезет.
- Не  надо, Мухтар жену оттуда привозить. Кто знает, какие они тамошние девушки?  Мы тебе  здесь невесту  сосватаем, как приедешь. На какую пальцем укажешь, ту и возьмем.   Только  не женись   на русской…
 -     Мухтар   скорее    на  северянках женится, в Норильске   много    ненцев,     эвенков,       поморов… И наших там полно, за длинным рублем   поехали  и   вернуться не  могут.  А   ты, Айшат,   одного   не понимаешь - люди везде одинаковые,  и  в любой нации     есть  хорошие и плохие.  Пусть  Мухтар  сам решает, с кем ему     судьбу делить. А мы  в любом случае  ему  хорошую свадьбу сыграем.
- Не переживайте, тетя  Айшат,    в Норильск я еду с другой целью.     И  без вашего благословения точно  не  женюсь. 
 Мухтар почувствовал,  как  краснеет  и как бешено  колотится в груди его сердце. Он уже знал ту, с кем хочет делить судьбу.  Только   вряд ли сама  судьба  даст ему   такой шанс?
      На следующий день  в комнате  Мухтара собрались ребята из его бригады  и ближайшие соседи  по общежитию. 
- Неужели  ты, бригадир, хотел     сбежать  от нас, не попрощавшись? И даже не    выпив  с нами  за успех твоего будущего дела?  - шутливо возмущались  ребята, - Так  нормальные мужики не поступают.
 -Вы правы,  ребята,  сегодня  хотел избежать  алкогольной  вакханалии.   Не  в армию же я уезжаю,  чтобы проводы мне устраивать,  всего лишь    место работы меняю.   А то вчера   пришел  домой навеселе, так  долго и бурно  провожали   меня в доме  близких мне  людей.    И сегодня  видимо пьянствовать придется.  Ладно,  гулять так гулять, - сказал друзьям   Мухтар и  попросил   Соню помочь  ему в организации вечеринки.   Нужно было  купить кое-что  из продуктов  и   приготовить   еду. Бутылки    водки и вина  ребята принесли с собой.
      Соня с  помощью подруги      оперативно пожарила курицу с картошкой,   приготовила  салаты, собрала  на стол    принесенные из магазина  соления, колбасу, зелень.
       -И когда ты  только успела такой нарядный стол накрыть? – удивился   Мухтар и похвалил  Соню:  - Ты не девушка, а   клад.
- Может,  тогда  возьмешь меня с собой в Норильск, Мухтар? И  я    буду     тебе готовить  все,  что  захочешь.   Не  такое простое,  как сегодня, а  как в лучших ресторанах, я все умею - неожиданно   сказала  ему  Соня, пытаясь   спрятать в этом  шутливом предложении  то, о чем думала все эти  дни.
       С тех пор, как  девушка  узнала  об отъезде  Мухтара, она потеряла   покой.
      - Почему он меня не замечает, неужели я настолько   не интересна  внешне?  - переживала про себя Соня, которую многие считали привлекательной. – Но  ведь  другим я нравлюсь. А у  Мухтара никого нет и это  заметно.   Он  бывает   на работе  или дома,  редко куда  выходит.  Ночует всегда в общежитии, никого сюда не приводит.
         Не видела Соня    рядом  с  Мухтаром  никаких девушек,   не слышала об их существовании. А когда    спросила об этом  у его друга  Максима, тот  уверенно сказал:
      -  Ни  с кем  он   не встречается,   и по телефону  ни с кем  не говорит.   Конечно,  бывают и  у него  изредка  бабочки - однодневки,  живой   мужик все-таки.  Но чтобы   он  влюблен  был или  жениться собрался,   такого я   не слышал.   
      - А мы бы с  Мухтаром   могли стать  хорошей парой, - мечтала о взаимности   влюбленная  девушка.- Работаем вместе, в судьбах  наших  много общего.    У нас  обоих нет    родных и близких. Если бы только он захотел,  у нас была бы  семья,    родились бы дети. Все как у людей! Нет, все было бы лучше, чем у всех!    Но, увы… Ему это не нужно.

     Особый  интерес   Сони к   Мухтару   замечали все, но,  несмотря  на   активные   знаки  внимания   и   расположения к парню, он  относился к ней неизменно по-дружески.    
     Инициативу   ведения   вечеринки     Соня взяла в свои руки, и когда   засевшая    в  обеденное время   кампания   не  пожелала    расходиться и к вечеру,  она  тоном, не терпящим возражения,    приказала:
      - Идите, дорогие гости,   все   по своим комнатам,   Мухтару   собираться  надо …  И отдохнуть  перед дорогой…      
     - Ясно … Нас,  значит,   выпроваживаешь…   А  сама  с Мухтаром    отдыхать    остаешься?    -  двусмысленно   захихикал  один из   подвыпившей компании.
     Мухтар    хотел  осадить   приятеля,  но   Соня, нисколько не смутившись, ответила ему  сама:
     - Тебя забыли спросить,   что  дальше будем  делать.  А ты завидуй молча!  Мне посуду  надо после вас  помыть и  прибраться.  Времени уже   шесть часов. У Мухтара дела еще    остались,  а  завтра  ему лететь.    Так что  отправляйтесь по  своим комнатам, господа алкоголики. Надеюсь,  вы уже сытые и довольные,  вон  сколько бутылок   опустошили.  Идите спать. 
      Подвыпившие гости    неохотно  разошлись по комнатам.    Мухтар  попытался   помочь Соне с уборкой, но она категорически   отказалась:
     - Я все сделаю сама. Мухтар. А потом еще помогу тебе собраться. Может, вещи надо  погладить, собрать, сложить? Ты  не стесняйся,   скажи,  что   сделать?  Мне это только в радость… Хочу  помочь тебе…
     - Ты   и так очень   помогла  мне,  столько всего сделала сегодня…
      - Это мелочи … Я бы всю жизнь  тебе   помогала,  Мухтар, во всех твоих делах рядом   была, только  вижу, что  не нужна тебе   моя помощь.
      Они оба знали:  речь идет не о  помощи,  о другом, о любви.   Соня, обычно почти  не пьющая,  сегодня   специально  выпила три бокала вина, чтобы  признаться  Мухтару в своих чувствах.  Но никак не решалась   сказать  ему  о своей  любви    прямо.   
 Мухтар     понимал   ее состояние,  замечал  особое отношение девушки  к себе.  И от того, чувствовал себя неловко.    Не   знал, как деликатно  и не обидно для Сони   перевести   разговор на другую тему.    
      - Оставь эту посуду, Сонечка, я  сам все уберу. Ты   сегодня  и так  устала, - сказал он, не зная,  как иначе   попросить ее уйти. Она поняла    и спросила:
      - Ты хочешь, чтобы я ушла,  Мухтар?   В самом деле, ты хочешь этого?
      Соня   смотрела на него, не отрываясь и молчала,    ситуация    накалялась  и  становилась   напряженной.      Мухтару показалось, что девушка      сейчас  не выдержит и  открыто признается   ему  в любви.    Нет, этого  нельзя допустить. Ему нечем ответить Соне, но и делать ей больно  не хочется. Он уедет,  и Соня успокоится. Недаром ведь  говорят : с глаз долой,  из сердца вон.
- Возьми меня с собой в Норильск, Мухтар  - уже всерьез   повторила  свою просьбу      Соня,  но увидев  на   лице  Мухтара   растерянность и смятение,  пожалела о сказанном  и  добавила:-  А чего ты так  испугался? Не замуж   прошу взять, а  с  собой в качестве  друга.  Работать  вместе   будем, жить в одном общежитии, как сейчас,    помогать  друг другу. Что в этом плохого? 
- Ничего плохого   нет, Сонечка.  Не  испугался я,  знаю, ты  давно  на  заработки  собиралась.     Только я  и сам пока ничего  об этом Норильске    не знаю:  как там  все  сложится  с работой, где жить придется, как  платят.  Хочешь, узнаю все подробности и вакансии, а потом    позвоню,  и ты приедешь?  Хочешь…?
- Нет, ничего уже не хочу, Мухтар.  Сейчас    закончу уборку и  пойду к себе. Я и в самом деле   устала…  Прости ,   если  позволила себе лишнее…
       Мухтар не успел ответить, как в дверь постучали.  А через минуту  на пороге появилась  Заира.
http://www.proza.ru/2013/04/11/2024


Рецензии