О красоте

   В основе нашего ощущения красоты, как гармонии, лежит неосознанное представление о всеединстве и всеобщей системности Мироздания. В этой системе каждый предмет и каждое явление занимают своё место и по-своему участвуют в общей жизни. С какой бы позиции мы ни взглянули, всюду во вселенной видим целесообразность и соответствие частей друг другу. Даже хаос, с позиции синергетики, представляется нам как необходимый элемент системного развития. И такое наблюдение повсеместной гармонии и разумности неизбежно приводит нас к мысли о Творце. Красота и должна приводить нас к мыслям о Боге. Исконная, естественная красота исходит от Бога и приводит нас к Нему.

   Но не только целесообразность устройства окружающего мира приводит нас к мыслям о Боге. Есть еще красота человеческих отношений, благородство и самопожертвование, не обусловленные никакими прагматическими соображениями. Эта, духовная, красота в ещё большей степени ассоциируется с нашими представлениями о Божественном Промысле в нашей жизни. Бог это Любовь – вот самое ёмкое и впечатляющее определение роли Бога в человеческом мире. И поистине, нет в мире большей красоты, чем красота человеческой души, исполненной Духом Святым! Именно в этом смысле я понимаю высказывание Достоевского: «Красота спасёт мир».

   Однако Враг рода человеческого не дремлет. Он научился подделывать красоту человеческого тела. Ведь подлинной гармонии соответствует единство формы и содержания. Лукавый же разлучает красоту с её духовной сутью, лишает гармоничную форму её естественного божественного содержания, подменяет его своекорыстием, гордыней и эгоизмом. Поэтому так часто в нашем мире телесная человеческая красота служит орудием зла. Такая поддельная красота не только не является проявлением Божественной Любви к человеку, а напротив, служит средством разрушения душевной гармонии, средством разъединения людей. Она всевает вражду между людьми, пробуждает собственническую алчность, ревность и агрессию.


Рецензии