Размышления о чтении книг

                Каждый читает теперь, а иные читатели даже,
                Книгу едва пролистав, за перо хватаются в спешке,
                Чтобы в один присест состряпать о книжечке – книгу.
                (Гете)

Размышление 1.

      Многие люди пишут книги. Прежде чем что-то читать, следует представить себе автора, при возможности познакомиться с его биографией и определить на каких убеждениях и принципах основывается его творчество. Если это внутреннее переживание, желание зафиксировать и донести до других свой опыт, попытка сохранить знания, полученные в результате наблюдений и размышлений, индивидуальный взгляд на то или иное общее положение и т.д. – то чтение книг данного автора может быть полезным. Если же автор хлопочет ради славы, рассчитывает, благодаря своему творчеству улучшить свое материальное положение, пишет от скуки или по заказу и т.д. – то пользу от чтения сочинений такого автора, извлекут лишь ограниченные индивидуумы, кругозор которых настолько узок, что всякий краснобай способен их водить за нос, показывая примитивные фокусы, вроде жонглирования тремя шарами.
   
        Как ни странно, но внимание публики в большинстве случаев направленно именно на писульки таких фокусников, которые, меняя форму и цвет шаров, а также надевая различные костюмы, выступают на сцене такой многочисленной толпой, да так неловко, что и зрители потихоньку начинают к ним присоединяться. Таким образом, весь этот театр сливается в одну малоразличимую массу, в которой каждый мнит себя знатоком и смотрит на всех остальных (не забывая предварительно им польстить) через призму своего собственного талантика, который определяется в зависимости от места положения его обладателя по отношению к центру. Если он в самом центре, то все вокруг для него так же бездарны, как составители рекламных объявлений в газете по сравнению с Пушкиным. Если же талантик подбрасывает свои шары на границе между фокусниками и зрителями, то, по отношению к последним, он чувствует себя Пушкиным, питая одновременно различные чувства (зависти, благоговения, нередко равнодушия) к тем, кто находится с ним рядом или же удаляется от него к центру. Тем, кто волей судьбы оказался на периферии, ничего другого не остается, как наблюдать за всем происходящим, особенно не задумываясь над тем, для чего и зачем разыгрывается все это представление.
 
        Настоящий волшебник, попав в такую аудиторию и вынув кролика из шляпы, рискует стать мишенью для шаров, которые, до его появления, так увлеченно подбрасывали в воздух мнимые мастера. И в самом деле, заводилы, увидев из центра нечто претендующее на образование нового центра, тот час начнут закидывать всякого, кто посмеет дерзнуть показать, что-то не укладывающееся в их одуревшие от тщеславия головы. Поэтому, если вы вдруг научились доставать кролика из шляпы, то позаботьтесь о том, чтобы научиться и самому прятаться в эту шляпу.

Размышление 2.

        Представьте, что у вас есть возможность выйти за пределы вашего Я и, на некоторое время, стать кем-то еще. Например, вы ложитесь спать и во сне, на одну ночь, становитесь Платоном, Аристотелем, Шекспиром, Кантом, Гете, Шопенгауэром, Пушкиным и т.д. Далее представьте, что, проснувшись, вы отчетливо помните свой сон, и у вас появляется возможность взглянуть на свою действительную жизнь с новой точки зрения, обогатив содержание вашей жизни переживаниями и мыслями людей, которые в значительной степени превосходили своих современников.

        А теперь подумайте о том, что вместо ежедневного общения с некоторыми из ваших знакомых, вы, хотя бы на час, будете отвлекаться от насущных интересов и углубляться в бездонный мир бессмертных произведений вышеуказанных авторов. Убедите себя, что это так же необходимо, как сон, что ежедневно, чтобы поддерживать хорошее самочувствие, вы должны как минимум один час читать. Вначале это будет трудно, поскольку хорошие привычки приживаются не так легко как дурные. Но постепенно, работая над собой, вы начнете замечать, что чтение приносит вам все больше и больше положительных ощущений. Чем больше вы будете читать какого-либо одного автора, чем больше будете проникаться его творчеством, тем ярче будут всплывать перед вами переживания и картины из его жизни. Читая по часу в день, вы можете за год, вдумайтесь: за год! прочитать полное собрание сочинений Льва Толстого и отчасти вобрать в себя то, что этот великий писатель пережил, прочувствовал и продумал в течение всей своей многолетней жизни. Но мне возразят, зачем нам кого-либо читать, зачем вникать в то, что думал там себе какой-то Толстой? Зачем нам смешивать со своей личностью чужие переживания, полученные искусственным путем? На это можно ответить строчками из Гете:

                Там, где много людей, с одного на другое беседа
                Скачет легко, но любой о себе лишь способен услышать
                В том, что сам говорит, и в том, что скажут другие.
                То же и с книгами. Только себя из них вычитать может
                Каждый, а кто посильней, тот себя в них насильно вчитает,
                Сплавит с персоной своей то, что было чужим достояньем.

        Впрочем, если вы считаете, что великие писатели и мыслители заслуживают меньше внимания, чем ваша подружка (друг), которой вы неустанно строчите коротенькие сообщения с телефона или компьютера, ломая голову над тем, чтобы бы такое еще спросить, или какую бы «приятность» написать, для того, чтобы поддержать столь замечательное, чудесное общение, то забудьте все, что выше прочитали и займитесь тем, что вам так необходимо, для разнообразия вашей веселой и интереснейшей жизни.

В заключение привет от Шопенгауэра:
К первой части:
 
"Что можно представить себе более жалкого, чем положение всей этой прибавляющейся беллетристикой публики, которая считает своим долгом всегда читать самые новые писания в высшей степени заурядных голов, пишущих исключительно ради денег, почему они всегда и имеются налицо в огромном количестве, — редкие же и выдающиеся произведения всех времен и стран публика знает только по названиям! Особенно ежедневная беллетристическая пресса — хитро измышленное средство отнять у склонной к эстетике публики время, которое она должна была бы в интересах своего образования употреблять на истинные произведения искусства, и, таким образом, принести ее в жертву ежедневным кропанием заурядных голов. Вместо того чтобы читать лучшие произведения всех времен, люди читают только лишь новейшие, поэтому писатели пребывают в узком кругу ходячих идей, а эпоха все глубже и глубже увязает в своем собственном навозе."

Ко второй части:

"Невежество унижает человека лишь в том случае, если оно соединено с богатством. Бедный связан своей бедностью и нуждой; его работа заменяет ему знания и занимает его мысли. Наоборот, невежды-богачи живут исключительно ради собственных удовольствий и подобны скоту, как это встречается на каждом шагу. Сюда можно еще присоединить упрек в том, что богатство и свободное время не были использованы для достижения того, что придает им наибольшую ценность.

Сочинения — это квинтэссенция всякого ума: оттого будь это самый великий человек, сочинения его будут несравненно содержательнее личного знакомства с ним, в существенном заменят его; мало того, даже очень значительно превзойдут и оставят далеко за собой. Даже сочинения среднего ума могут быть поучительны, занимательны и заслуживают быть прочитанными, именно потому что являются его квинтэссенцией, результатом, плодом всего его мышления и изучения, в то время как личное знакомство с ним не может нас удовлетворить. Поэтому можно читать книги людей, в знакомстве с которыми не находишь удовлетворения, и поэтому же высокая умственная культура постепенно приводит нас к тому, что мы находим удовлетворение в общении почти только с книгами, а не с людьми."

Прибавление. Июль 2015:
Философы, художники, поэты — это пчелы, собирающие нектар с цветов, называющихся культурами. Гении среди них производят мед познания и хранят его в своих ульях, именуемых школами. Мы, могучие медведи духа, порой выходим из глубин сказочного леса и, не обращая внимания на острые жала, пронзающие наши мохнатые лапы, объедаемся до безумия.
Газетчики, репортеры, беллетристы и прочие "торговцы пафосом, мастера напыщенности и плясуны танцующие на фразе" — это навозные мухи, копошащиеся в цивилизационных и прочих нечистотах. Они ничего не производят кроме раздражающего шума, отупляюще действующего на любые чувствительные уши; и так назойливы, что скрыться от них можно разве что в подземной берлоге, предварительно натаскав туда медовые запасы. Или, быть может, вы считаете, что медведи духа высасывают пищу из собственной лапы? Ну что ж, в таком случае мы оставляем вас наедине с вашими предрассудками.

Действительный мир — это корабль, где гениев принимают за безумцев и запирают в каюты для умалишенных, построенные умалишенными, которых приняли за гениев. Удивительно, что это ветхое судно, вопреки бесчисленным предсказаниям последних двадцати пяти столетий, никак не потонет и приходится выбирать между тем, чтобы натянуть на себя маску безумца и быть как все, или прыгнуть за борт в метафизическое море, предварительно оставив все надежды. А может есть еще и третий путь? или даже (страшно подумать) четвертый!? Эй вы, капитаны печального образа, а ну сказывайте есть ли четвертый путь?

   ***

Когда познание становится господствующей страстью,
Побеждая привычки дикой воли,
Мы открываем долгий путь к счастью
Полный страдания муки и боли.
Уничтожив последние предрассудки,
Ум ополчается сам на себя.
Полем биты становятся каждые сутки;
Аффекты строятся шумно трубя
И маршем под бой барабанов
Выступают в священный поход
Против богов и титанов
Грозно, a la Дон Кихот. 


Рецензии
Прежде чем пускаться в дебри философских рассуждений о себе самом (а что еще может быть нам интересно?) я, как квалифицированный читатель, хочу порадоваться за создание Вами нового жанра «дискуссия устами великих мыслителей»!

Друг мой, обязательно опубликуйте один из своих блистательных экспромтов в качестве самостоятельного произведения с правами публикации, прошу Вас.
Это настолько ново, интересно и захватывающе, что здесь есть явная коммерческая перспектива.
Мы все мним себя интеллектуалами и чтение таких пьес (вернее сказать «диалогов») польстит не одному самолюбию.
И еще о низком . А почему Вы не публикуете это на своей странице Вконтакте?
Вот уж где аудитория для подобного чтения. Страна должна знать своих героев!

Что касается того, что эта форма не нова, то иногда я ловлю себя на непроизвольных заимствованиях и не мыслей или идей, а образов и фраз. Тому, кто панически стремится к индивидуальности это особенно болезненно, но, по-видимому, старые фразы в новом мире действительно становятся новыми.
У Борхеса есть эссе, в котором он буквально переписывает «Дон Кихота», попутно разбирая оба варианта «старый» и «новый», находя глубокие содержательные и образные отличия. Именно потому, что одно прочтение на 300 лет старше и между ними уже лежит мощный пласт наросшей культуры.
Да и, если разобраться (это моя любимая тема), одно и то же произведение искусства воспринимается по-разному, в зависимости от толщины культурной подкладки зрителя.

Вот этой зимой в Венеции я шла по площади (ну, ясное дело) Св. Марка и увидела львов. О! львы! Милые наивные, средневековые скульптуры. Захотелось потрепать их примитивные гривы. Потрепала и пошла дальше и, наверное, подавленная грузом зрительных впечатлений, совершенно не вспомнила, что это знаменитые львы святого Марка, знаменитые венецианские львы, всю череду знаменитых и не очень людей, треплющих их гривы.
Простое зрительное впечатление оказалось существенно беднее.
Восприятие культуры – сложная штука. Может быть прав буддизм, разрывающий рукописи великих учителей, с его неизменным «Встретил Будду – убей Будду».

Плетецкая   23.07.2014 18:28     Заявить о нарушении
Satis mihi pauci lectorcs, satis est unus, satis est nullus

Владимир Светашев   23.07.2014 22:05   Заявить о нарушении
Разрешите и мне ответную любезность - небольшую юмореску на тему нашей переписки.

--------------------------------------
Так, класс, слушаем меня внимательно!

Сегодня проводим открытый урок, тема знакомая - современный дискурс.

Тихо, тихо! Все всё знают, контрольные, вроде, неплохо написали.

Но не расслабляемся, комиссия будет серьезная – малоизвестнейшая писательница Плетецкая и еще несколько неодареннейших, псевдокритики, как бы читатели. Надеюсь, все прониклись, как важно не ударить в грязь лицом?

Тишина, я сказал, говорить будете только по моей команде.

Эй, Декарт! Включайся, включай мозги, ты прозрачный уже. Кто-нибудь, киньте в Декарта кроссвордом, нам нужна посещаемость.

Ницше, Фридрих, я к тебе обращаюсь! Работай над речью и прекрати после каждой фразы вставлять «один я в белом фраке стою красивый»! И хватит троллить Гегеля, он не виноват, что дурак.

Артур, к тебе особый разговор. Вот ты, вроде, нормальный парень, бабушек через дорогу переводишь, ну откуда эти дикие идеи? Свобода, воля, где ты этого нахватался? Из хорошей же семьи, фатер каждое воскресенье розгами воспитывает. Всё, всё, рот закрыл и молчишь, а то урок сорвешь.

Так, идут уже, приготовились, начинаем!

Плетецкая   25.07.2014 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.