Месропица

МЕСРОПИЦА

Год четырёхсотый от рождества Христова на зземле армянской начался относительно мирно и многообещающе. Страна уже больше десяти лет была разделена меж двумя супердержавами, а новый царь Армении Великой Врамшапух Аршакуни в статусе наместника доживал семивековой суверенитет среднего царства Арташисидов и Аршакунидов, держа в уме полуторатысячилетнюю историю Араратских Царей - от Арама и до Ервандидов, и с Католикосом Сааком Партевом размышлял всякие козни, как пологатся.               
Во главу угла стоял вопрос о преобретении нового алфавита взамен утерянного (говорят было и такое) во время добровольно - принудительной христианизации веком ранее. Тогда и Святой Саак вспомнил о талантливом молодом послушнике Месропе Маштоце из Хацека Таронского. Вызвали Месропа к царю, и Саак справившись о его здаровье, успехах перешёл к делу.

Месроп же поклонившись до мозаичного пола приветствовал Католикоса и Царя, пожелал всех благ, выпрямившись достал пергамент из сумы и начал робко:

- ;;;;;;;; ;;;;; ;;;;, ;;;;;;; ;;;;;, ;;;;;;; ;;; ;;;;;,   вот последнее письмо от двоюродного брата, всё подтверждается, ребята готовы нас принять ...

- Что за ребята, расскажи поподробнее, спокойно, не спеши, - подбадривал его Католикос.

- Монастырь на острове вблиз берегов Киликии, настоятель там ассириец - уважаемый человек и на острове и за пределами, а так, в основном молодые армяне, греки, ассирийцы, евреи ...

- Евреи?

- Будьте спокойны, когда армян родился, еврей заплакал, знаем с кем как и вообще ...

- Ну, ну ... 

- Работают дружно, штампуют алфавиты как милое дело, и не дорого, был бы заказ, нам сделают скидку, готов отправиться хоть сегодня.

- Так в чём же загвоздка, - встал царь с трона и приказал, - Распорядитесь сейчас же сформировать экспедицию во главе Месропа на остров, и чтоб в кратчайшие сроки и ни в чём не отказать.

Приказ был исполнен, и Месроп со товарищами во главе делегации отправился на далёкий остров за алфавитом.

Молодые послушники и воины из охраны весело коротали дорогу, и помрачило радужную картину лишь переход из Восточной Армении в Западную, где пришлось дать взятку на пограничной заставе.
Время пролетело незаметно, и к двенадцатому дню путешествия причалили к острову, где их ждали, заранее получив весточку.

Настоятель храма - огромный краснощёкий бородач обнял Месропа оторвав от земли, смачно расцеловал в обе щеки, поставил обратно и стукнул по плечу со словами:

- Узнаю, похож, похож, как две капли ... деньги при себе?

Забрал кисет с золотом у опешевшегося Месропа и удалился. Подбежали двоюродный брат и остальные послушники, стали здароваться, знакомиться, расспрашивать о путешествии, после все вместе отправились в монастырь.

Месропу не терпелось приступить к работе, но брат охладил его пыл, предложив забрать алфавит за которым не приехали заказчики:

- Вот отличная штука, заплатили аванс и что то не спешат за товаром, действительно добротно получилось, пока что лучший из всего нами сделанного, возьми, а для них смастерим другую.

- Ну надо смотреть, изучать ...

- И не думай, всё мы подгоняем под индоевросемохуритское, а придут из китая, и для них сварганим, хотя пожалуйста, изучай сколь душе угодно, всё равно это лучшая. Как знаешь ... а я то думал поотдыхаем, вспомним детство ... Заметил корабли с южной стороны? Бухту сдаём пиратам ...

- Пиратам?

- Не страшись, - засмеялся брат, - Нормальные ребята, выручаем друг друга, из каждого похода нам книги, пергаменты, древние монускрипты, разные артефакты доставляют. Благодоря этому наша библиотека одна из лучших в мире.

- Финикийцы?

- Кто, кто? - взявшись за живот расхохотался брат, - Книжек начитался, говорю тебя нормальные рбята, как везде ... ой, - перевёл дух, - Помнишь косого из верхней улицы? Он у них там главный по снабжению.

- Да ладно.

- Вот те и ладно. А каких девок на этот раз привезли! Вино за копейки ... На все невольничьи рынки по всему миру доставляют ... из всех стран, любого цвета и размера, на любой вкус ... Хотя тебе то что, тебя же нельзя, небось девственник всё ещё.

- С чего это мне нельзя? А тебе можно?

- А я не рукоположен, я свободный послушник.

- И я не рукоположен, и я свободный.

- Так ... немножко денег, и устроим ...

- Я отложил на обратную дорогу, - достал Месроп из за пазухи кисет, - А вот это можем истратить. Посматри ка, хватит?

- Да хватит, ещё и останется, всё у нас будет со скидкой.

И пировали гости всем монастырём совместно с пиратами две с лишним недели, пока все деньги приезжих и монастырских плавно не перетекли к пиратам.

Утром вошёл в монастырскую столовую настоятель весь взерошенный, опухший, подошёл к Месропу, приподнял взяв за плечи, потряс прислушавшись, перевернув вниз головой подтряхнул несколько раз взяв за ноги, не получив результата отпустил на пол и повернулся к остальным:

- Что уставились, что это тут устроили, что за? ... Распоясились, понимаешь ... быстро за работу!

Пиратский корабль доставил полуживого Месропа со свитой на материк, и после вялых прощаний из последних сил и отказа Косого получить расписку за ссуженную сумму на обратную дорогу и просьбу построить школу в родном селении за эти деньги от его имени, отправились домой в Армению.

Месроп впал в забвение двое суток на телеге и проснувшись долго не мог сориентироваться - где он, с кем и куда едет.

Сознание медленно возвращалось к нему, и перебирая последние собития, мисленно дойдя до цели своей поездки, достал из сундука пергамент с алфавитом, посмотрел, выранил и взялся за голову. Минут через двадцать приподнял пергамент и начал внимательно изучать, то приподнимая голову закрыв глаза, то опуская взгляд на пергамент и через некоторое время громко зарыдал:

- О Боже что я наделал ... разрази меня кара господня, - голосил Месроп, - Разве для этого меня мать родила, разве этому меня учили великие учителя, разве об этом я мечтал ... ооо ... Иисус, Марияааа, ... - нервно щёлкал большим и срдним пальцем дрожью в руке.

- Иосиф, - подсказали.

- Иосиф, аааа ... - продолжал рыдать Месроп.

К этому времени выехали на оживлённую магистраль Константинополь - Тигранакерт, и проезжающие рядом с удивлением наблюдали за армянской делегацией, а греческий патруль высказал претензию, мол вопли Месропа пугают вьючных животных и создают аварийноопасную обстановеу.

- Ну хватит, ну, - успокоивали его друзья, - так не долго и на международный скандал нарваться.

- Хватит, - согласился Месроп, перестал голосить, вытер лицо и приказал, - Остоновитесь!

Сошёл с телеги забрав самое необхадимое и обратился к друзьям:

- Езжайте на Родину, а я обратно на остров. Доложите Царю и Католикосу, что я вернусь только с новым алфавитом, а этот отдайте братьям грузинам. Босиком весь мир пройду, буду пахать как раб на галерах, вернусь с алфавитом, которого свет не видал!

И Месроп сдержал своё слово, результат превзошёл все ожидания и обещания.

5:22
06.04.2013               


 


Рецензии