9. Памятник Еде

В северном городе Архангельске на набережной Северной Двины стоит памятник Еде. Еду символизирует гренландский тюлень,  немного похожий на Семена Михайловича Буденного, только без папахи. Это тот самый тюлень, детенышей которого недавно после горячей дискуссии запретили добывать поморам – коренным жителям побережья Белого моря. Может, из-за того, что они его добывли не для еды, а только шкурку снимали?
Собственно с чего все началось. Во время последней войны (настоящей, а не захватнической) порт Архангельск оказался незаменимым в критической для страны ситуации, как уже не раз бывало в истории. Значительная часть помощи по ленд-лизу шла именно через Архангельск.  В том числе и продовольствие, тысячи тонн. Все грузы принимались, выгружались, отправлялись в Центр.  Но при этом как-то было упущено из внимания то, что жителям города тоже надо кушать, хотя бы иногда.  Я понимаю,  во время войны нигде особенно разносолов не подавали и сытую отрыжку услышать было трудно.  Только  вот  Архангельск занял непочетное второе место  из-за потерь от голода после Ленинграда. Но Ленинград, как известно, был в блокаде, а Архангельск в довольно глубоком тылу.  Только по официальным данным (как правило, щадящим), от голода в 1941-42 годах умерло 38 тысяч человек на 200 с небольшим тысяч населения.  Несмотря на это, из продукции, производимой в Архангельской области, в Фонд обороны было отправлено  100 тысяч пудов картофеля, тысячи центнеров мяса, рыбы, овощей - больше, чем, скажем, пожертвовал весь Татарстан. 
Конечно, не были забыты и жители города.  Иждивенческая карточка давала ее обладателю право (но не возможность) получить 125 граммов хлеба в день.  Для работающих это право простиралось до 400 и даже до 600 граммов, но возможностями тоже не подкреплялось.  В детских учреждениях вместо килограмма мяса выдавалось 200 граммов сухих грибов, цельное молоко выдавалось аж 2 раза в неделю по норме 1(один) литр на 100 детей. В одном из интернатов для детей варили суп из капустного листа  из расчета 50 граммов на ребенка.  В 1942 году зафиксировано 6655 человек с безбелковыми отеками, 591 с пеллагрой, 16522 с цингой…  Только на одном из кладбищ производилось до 100 захоронений в день.  Страшные цифры.
Неудивительно поэтому, что люди спасались, пытаясь есть опилки и пить хвойный настой. Были и любители мясной диеты.  Вот один архангелогородец  пишет в своем дневнике (18+):
« 21 ноября, пятница
Вот уже двое суток  питаюсь только хлебом и редькой, но ничего, терплю!
22 ноября, суббота
Пасмурно, -4, слабый ветерок с юго-запада.
Сегодня в 12 часов я удавил шпагатом кошечку. Мучилась около 5 минут. Но, что ужаснее всего, она ласкалась ко мне, когда я приготовлял шпагат, а когда завязывал мертвую петлю, она заигрывалась шпагатом…  Меня поразило сходство кошки и человека. Внутренние органы те же и расположены так же, как у человека… печень, легкие, сердце и почки я обмыл и сложил в кастрюльку. Буду варить и есть. Легкое и сердце, вероятно, отдам кошке, пусть ест, пока жива…»
Он съел и вторую кошку, и котят, и еще воровал и ел животных, но по совпадению оказался антисоветчиком (возмущался голодом и клеветал на советскую власть), был арестован, и его дневник благодаря этому сохранился в архивах КГБ, сам он в лагерях не сохранился, и след его теряется.   Закономерный финал для беспартийного и безыдейного человека.

Удивительно, что и члены партии пускались на подобные провокации, вы только подумайте:
«Из постановления бюро Архангельского обкома ВКП(б) — о фактах употребления в пищу кошек и собак" 
 Из протокола заседания бюро Архангельского обкома ВКП(б) от 2 апреля 1942 г. № 146.

2 апреля 1942 г.
Особая папка
Строго секретно
Как установлено данными предварительного расследования, К. (Помощник начальника пожарной охраны лесозавода № 26) в сообществе с бывшим кулаком Ч. в целях контрреволюционной провокации били и употребляли в пищу кошек и собак.
 
Об этих преступлениях было известно начальнику пожарной охра¬ны Г., члену ВКП(б), который не только не принял должных мер, но и сам участвовал в употреблении мяса собак, а также снабдил преступников мелкокалиберной винтовкой. Кроме того, как установлено на бюро обкома ВКП(б), знал о фактах контрреволюционной агитации со стороны К. и Ч., но о них не довел до сведения парторганизации.
Бюро обкома постановляет:
1. Принять к сведению сообщение зам. начальника УНКВД АО тов. Шнюкова о том, что К. и Ч. арестованы и за контрреволюционную деятельность привлекаются к уголовной ответственности.
2. Начальника пожарной охраны Г. за скрытие от парторганизации
антисоветской деятельности К. и Ч. из членов ВКП(б) исключить и
привлечь к судебной ответственности как соучастника...>
5. Обязать секретаря Маймаксанского РК ВКП(б) тов. Власова мобилизовать партийные организации и трудящихся района на усиление политической бдительности.
Секретарь Архангельского обкома ВКП(б) Г. Огородников
Помета: постановление послано: ЦК ВКП(б), Маймаксанский райком ВКП(б), УНКВД, начальнику управления милиции тов. Дрицу.
ГАОПДФ АО. Ф. 296. Оп. 1. Д. 1172. Л. 36—37. Подлинник.»

Вот так пресекались попытки отдельных несознательных граждан покушать, когда хочется. Но к 43-году даже до обкома партии дошло, что не худо бы людей подкормить. Тогда-то и выходит на сцену жирный и неповоротливый тюлень, ставший, без преувеличения, спасителем Архангельска. Его мясо и жир с жареной картошкой, несмотря на своеобразный запах, старожилы до сих пор вспоминают как лучшее лакомство в жизни.
« Известный российский артист Олег Басилашвили, который еще ребенком в 1941-1942 годах жил в Архангельске, рассказывал, что  хорошо помнит картошку, пожаренную на тюленьем жире. «Такой вкуснятины больше никогда не встречал!" - вспоминает Олег Валерьянович.
Хотя по справедливости на памятнике надо было бы разместить целый зверинец, ту же кайру, мясо и яйца которой тоже шли в котел, и безымянных мурзиков  и шариков, отдавших жизнь в борьбе человека с голодом.  Будете на набережной, поклонитесь спасителю людей от верной смерти. Он заслужил.
 


Рецензии