Луч света в диске луны. Барханы времени. Глава 26
В один из таких уроков:
-- Филиах, зачем сравнивать людей со скотом, я вот чего не понял?
-- Во первых, это сравнение идет не во всем, а с точки зрения снабжения города. Скот держат, если в нем есть хоть какой-то толк, иначе зачем всё это? Во вторых, люди так устроены, что не будучи заняты полезным делом, а наоборот, осознавая, что заняты делом совершенно не нужным, очень скоро оскотиниваются так, что не отличить. В третьих, тот, кто идет в город ни других посмотреть, ни себя в чём-то показать, должен изначально воспринимать себя в неприглядном свете. В четвертых, не все зерно идет на прокорм скота, и часть уходит на пропитание чего-то большего, чем они.
-- Элиты?
-- Нет, духа. Духа времени. Духа прошлого, настоящего и будущего — как единства всех трех, без перекоса в любую из сторон. А вообще у города единственная цель — собрать армию недовольных, не желающих мириться с положением скота. Но армия недовольных собранная бесцельно, это тюрьма духа — это путь к войне со всем миром. И те, кто ведает про это, на этом на почве хаоса приходят к власти. Иногда даже устраивают смуту в умах для этого. По другому город не удержать от распада и разрастания.
-- Есть путь мирной организации?
-- Для любого города мирный путь временен. И когда цель достигнута город распадется сам собой. Конечно, если целью не было создание самого города — тут подмена понятий: цель, ради самой цели.
-- И какова цель создания Чейндра?
-- Для Чейндра цель — одеть людей. Его захолустье связано с тем, что торговые пути в связи с появившейся Заставой стали более безопасны. Однако так было не всегда, и единственным способом не мерзнуть в зиму было приобретение мехов за сырье.
-- Стало быть Застава не дает достигнуть своей цели городу?
-- Так есть: когда что-то дают явно, нередко что-то незримо забирают в ответ. Немногие из дающих позволяют себе остановиться лишь на одном этом. Если и забирать, то из того, что никогда берущему не потребуется.
-- А если для существования города выбрать иную цель?
-- Город нуждается в жителях, а жители нуждаются в достойной цели. Если сможешь всегда держать эти два интереса в равновесии, то ты сможешь владеть миром.
-- Даже за счет войны?
-- Это самый простой путь. Им идут те, у кого не остается иного выбора. Но умные предпочтут потерять город, чем найти недостойную цель его дальнейшего существования.
-- А то, что он укрывает людей?
-- Село тоже укрывает людей.
-- Но не в таком количестве.
-- Поверь, город без цели создаст больше голодных ртов, чем способен их прокормить. Для больших городов придется пожертвовать ближайшими лесами и полями, что скоро превратит даже некогда богатый край в пустыню. - Я усмехнулся, припомнив кинофильм Кин-дза-дза
-- Но села и деревни тоже растут огромными темпами.
-- Жители села, находящиеся в отдалении от городов не обладающие развитой торговлей: почти все делают своими руками, не оставляя времени на всякие глупости. И когда этот баланс нарушается, то города возникают именно на таком месте, на смену которого идет смерть. Война — не самый плохой способ отдалить её от родных стен.
-- В смысле, город должен быть разрушен, когда его цель завершилась?
-- Да, или неизбежны становятся войны, голод и болезни.
-- И как долго может существовать город?
-- Не более тысячи лет стоит город. После этого какова бы ни была цель, мрак в головах её жителей помешает им трезво выбрать очередную достойную цель его существования. Вот взять Чейндра — одежду нынче там шьют, но значительно меньше, чем в прежние времена — выгодней становится завозить её с востока. А когда закончатся и эти малые ремесла, то город окончательно станет торговым, это станет первым шагом к полному развалу, поскольку цель слишком мала, и не оправдывает средства.
-- Ну не скажи. Бывает, что город держится только на этом. Туризм, опять же. Вот в моем мире... - Спохватившись я прикусил язык.
-- Туризм?
-- Ну это когда приезжают, чтобы посмотреть на красоты этого города.
-- Ты видел Чейндра? Что может быть красивого в этом убожестве?
-- Ну стены, башня...
-- И всё! Это все равно, что приезжать в тюрьму, чтобы осмотреть её стены, охрану, и сторожевые вышки. Так поступают купцы рабов, шпионы, да те женоликие, что внешне им подражают.
-- Бывают же красивые города?
-- Такие и строят исходя из этой цели, полагаясь на этот расчет: они невелики, и затеряны в труднопроходимых местах, далеко от неспокойных окраин. Ведь красота не может существовать, если много тех, кто легко зарится даже на слабый блеск, или тех, кто походя испоганит всё своей грязной рукой, или тех, кто растопчет и осмеёт её творцов ничего не дав свету взамен. Такие города находятся вдалеке и от торговых путей. Жизнь таких городов недолговечна, заканчивается, как только красота перестает жить в тех краях. Таких городов все меньше и меньше, и когда исчезнет последний из них, не станет и самой жизни.
-- Странно, не задумывался о подобном. Но что есть красота для города?
-- Люди создают города по своему разумению красоты. Посмотришь на город и поймешь, чем живут люди в нем. Какой из городов — город красоты для тебя?
-- Такой не может быть полностью рукотворным, посему — ни один из мною виденных не может именоваться городом красоты для меня.
-- Ты слишком многого хочешь, может быть, от такого города?
-- Или просто мало видел городов, или искал что-то иное, а не красоту.
-- На юго-востоке поставлены такие города, что тебе и во сне не приснятся — настолько красивы там люди и построенные ими строения.
-- Да, столько я не спал в своей жизни, тут хотел наверстать, посмотреть, что может присниться.
-- Здесь? Не получится у тебя, нет.
-- Выпьем? - Я глубоко и с чувством вздохнул, надеясь, что тот сжалится. Но ответ был суров.
-- Лучше продолжим чтение...
Свидетельство о публикации №213041000020