Песнь о березовом спрайте. Настоящее Г или полный

 До чего же я не люблю наше псевдоинтеллигентское кино, а особенно комедии, поставленные по модным книжкам! И как мне нравятся тупые, но честные американские зубодробительные боевики! Я не эстет, самый обычный зритель, заумных слов не знаю и смотрю кино, что бы развлечься, посмеяться, поглазеть на красивых баб и картинки той жизни, которая и не снится мне в жутких похмельных снах после тяжелого трудового дня. Скажу даже больше, я даже не читатель, и не знаю кто такой Пелевин, вокруг экранизации книги которого «Generation П» вдруг поднялся такой бурный кипиш. И уж совсем крамольно для киномана было смотреть этот фильм в тряпочной копии на мониторе своего компа. Однако я нисколько в том не раскаиваюсь и полагаю, что потерял бы время и деньги, если б подвигся на поход в кинотеатр, отчего и постараюсь уберечь в силу ограниченных умственных способностей остальных простых соотечественников, уже намылившихся нести кровью и потом заработанные рубли в кассу местного киношалмана.

 Поэтому позволю себе высказаться с позиции зрителя, судящего о фильме по тому, что видит, невзирая ни на какую хвалебную прессу, полученные премии, прочитанную ранее книгу или авторитетные имена в афише. Скажу сразу. Это явно не Аватар. И даже не Айс. Это просто обычное отечественное унылое Г, выражаясь принятым в картине сленгом, позаимствованным с великорусских заборов. Впрочем в фильме им активно пользуются все главные и второстепенные герои, несмотря на пол, возраст, соц и мат. положение. Я не ханжа и не чураюсь эмоционально окрашенных выражений в обычной жизни, но мат с экрана почему то до сих пор еще иногда режет слух. При этом гоблинские переводы штатовских картин звучат не в пример органичнее. Видимо, дело в мере таланта авторов. Смогли же даже во времена разгула соцреализма снять любимых народом «Джентльменов удачи» о зеках без единого грубого слова, разлетевшись на крылатые фразы. Снятый же киношедевр явно не претендует на нетленку.

 Впрочем, я уже не удивляюсь, что отсутствие цензуры не способствует расцвету творческой фантазии авторов. Их скудоумие смачно прет практически из каждого вымученного в долгих потугах кадра. Блеклость и грязь картинки полностью соответствует невыразительному и заторможенному в самых плохих сериальных традициях действию с длительными проездами и проходами, Ставшие привычными в наших комедиях алкоголики и торчки, многозначительно-тупые сцены наркотического угара и параноидального бреда должны поведать о пафосной глубокомысленности паразитирующих на писателе кинодеятелей. Более всего в этой комедии смешат нелепые потуги на мистику, эзотерику и символичность. Поднадоевшие приметы времени не добавляют фильму актуальности, а напоминают нам о позорной чернухе и дешевке постперестроечного кино. Неумение красиво поставить сцену и внятно разыграть диалог, убогие спецэффекты, непрофессионализм декораторов и оператора вполне отвечают самодеятельной тусовке гламурных персонажей, изображающих актеров.

 Вышедшие в тираж телезвезды, торгующие своими именами, как рекламируемыми ими брендами, неспособны заменить своим протухшим блеском мастерство и талант настоящих артистов. Перечень слишком длинен и одиозен, что бы утруждать читателя его созерцанием, достаточно упомянуть наличие Панина, Ефремова и Охлобыстина, ставших в последнее время непременными участниками каждого бездарно-претенциозного проекта. Их наличие в рекламном ролике, видимо, должно было способствовать наполнению кассы или оправдать попиленный продюсерами бюджет. Удивляет лишь отсутствие Жириновского и Галустяна, с успехом способных органично сыграть базарного торгаша и очередного президента соответственно. И только рыжий Трахтенберг вдруг неожиданно рождает живое чувство сожаления о напрасно растраченном таланте.

 Как известно, хороший товар в рекламе не нуждается. Ударно проведенная подготовка к премьере этого «самого долгожданного фильма десятилетия» полностью подтверждает вечный тезис. Кстати, о рекламе. Вообще то, весь сюжет фильма посвящен именно этому двигателю торговли, работе телевизионщиков, прессы, маркетологов и политтехнологов в приснопамятные и неспокойные 90-е, когда еще только изыскивались и испытывались на отечественной публике гнусные приемы беззастенчивого манипулирования общественным сознанием, создания фиктивных образов, лозунгов, целей, жизненных ценностей, придуманных виртуальных событий и раздутых пиаром политиков. Однако впервые услышать о том было прикольно в дикие 90-е, а сейчас смотреть на примитивные компьютерные фокусы прошлого тысячелетия довольно смешно и чуточку стыдно.

 Нет ничего печальнее и глупее, чем вспоминать некогда супермодный, но переживший свой век бестселлер. Сюжет фильма более подробно излагать не имеет смысла, поскольку он полностью укладывается в нехитрую мысль о том, что мы видим и воспринимаем с экранов своих зомбоящиков лишь то, что нам считаю нужным сообщить владеющие телекнопкой, которые показывают нам зачастую не имеющее ничего общего с реальной действительностью и являющееся беззастенчивой и грубой ложью или высокотехнологической и изощренной фальсификацией. Это не было уже давно в новинку на Западе и нашло ранее свое яркое отражение во многих более талантливых картинах, таких, как «Хвост виляет собакой» или «99 франков». В них присутствовали по-настоящему глубокие мысли, отменный драйв, искрометный юмор, безумная фантазия и вкус, зрелищные и завораживающие съемки и спецэффекты. Пачки баксов, голые сиськи, кучи трупов, горы кокса и море спиртного были и там, но они не заслоняли живое, яркое и интересное даже сейчас повествование.

 Вообще, неумение отечественных киношников найти хорошую и оригинальную историю, рассказать ее талантливо и с выдумкой явно отличает наше кино от упомянутых ранее западных фильмов. Однако главным недостатком сценария я вижу отсутствие возможности хоть какого-то сопереживания главному герою, его идентификации со зрителем. Для меня критерием настоящего искусства давно уже является способность произведения вызвать в моей душе некий эмоциональный отклик, чего никак не скажешь про рассматриваемое кино. Я уж не говорю о полном отказе от любовной линии и наличии женского пола исключительно ради мебели. Не считать же олицетворением женщины самозваную богиню Литвинову? В итоге мы имеем холодную и оставляющую нас безразличными киноиллюстрацию к бывшему актуальным 10 лет назад, но безнадежно устаревшему сейчас, утратившему за это время свою революционную новизну, шарм первооткрывателя псевдоинтеллектуальному опусу, который сейчас вряд ли станет интересно перечитывать даже ставшему неприлично знаменитым автору.

 Искренне считать властителями судеб и умов свору продажных писак и фигляров, обслуживающую интересы нашего бандитского капитала и чиновничье-гебистского беспредела, может лишь юный выпускник коммерческого колледжа по ускоренной подготовке менеджеров по клинингу. Однако выпуск именно сейчас, в преддверии очередных президентских и парламентских выборов, столь долго отстаивавшегося и отстойного фильма приводит к мысли о целенаправленном переводе стрелок ответственности за происходящее в нашей разворованной и разрушающейся стране в глазах неискушенного в политике электората с истинных, но остающихся в тени хозяев жизни, на толпу балаганных шутов, дешевых шулеров, мелких жуликов и высокообразованных идиотов, греющихся в лучах сиюминутной телеславы до очередного русского бунта, бессмысленного и беспощадного, сценарий которого, возможно, уже написан и ждет своего часа в скромном ноутбуке незаметного клерка где-нибудь в уютном кабинете на берегу далекого океана.


Рецензии