Одинские звёзды

Воспоминания участников войны и тружеников тыла села
Одинска Иркутской области о Великой Отечественной войне,
записанные туристами-краеведами школы №29 города
Ангарска, под руководством учительницы географии
Кудашкиной Надежды Николаевны.

Сёла, расположенные по берегам реки Китой: Чебогоры, Архиреевка, Ясачное и другие, - почти ровесники Иркутска. Чтобы проследить их судьбу, следовало бы провести историческое исследование. Мы с ребятами-краеведами задались целью узнать, как отозвалась война в таёжной глухомани Сибири, - в сёлах, что рядом с Ангарском, молодым городом, рождённым после войны.
Встретились с пенсионерами – бывшими колхозниками, с участниками войны. Старики, рассказывая, увлекаются, уходят в сторону, - перебивать их не деликатно. Вспоминая, они вновь переживают события, расстраиваются, - их рассказы далеко не « по порядку»…
Когда я стала обрабатывать сделанные наспех записи, многих из собеседников уже не было в живых. Что-то уточнить, дополнить уже нельзя.
Очерка, как такового, не получилось. Но считаю, хоть и в таком виде, а сведения о людях деревень, что с нами рядом, должны найти место в книге, посвящённой 50-летию Великой Победы.
Взяла только одну из деревень – Одинск. Но ведь и в других было не иначе. Им же, людям Одинска, посвящены и мои стихи.
Здесь сиротливо, между старых пней,
Берёзы смотрят в небо голубое
И в день Победы плачут по весне
О сестрах, не пришедших с поля боя.
И не для славы, и не для наград,
А чтобы стать полозьями в обозе,
Как добровольцы, много лет назад
Ушли на фронт сибирские берёзы.
Я в рощу с тихим трепетом войду,
Как в дом, где похоронка за божницей,
Густые ветви тихо отведу,
Чтобы живым и мёртвым поклониться.

Расположенные по Китою сёла в те времена относились к Усольскому району. Когда началась война, подводы с новобранцами потянулись к Усольскому военкомату. Повестки вручались иногда прямо в поле, и сборы были настолько короткими, что человек порой не успевал и чашку чаю выпить. А если родственники в это время работали в другом месте, то с ними и попрощаться не удавалось.
Обезмужичило село. Лошадей посправней тоже отправили на фронт, остались лишь такие, что и плуга не тянули. И на весь колхоз - один колёсный трактор. Много ли с таким тяглом наработаешь? Пришлось запрягать быков, а они к ярму не приучены. Встанут посередине дороги, головы от зноя спрячут в кусты, а погонщик, глядишь, девчонка лет двенадцати- тринадцати. Ей бы ещё в куклы играть! Огреть упрямого быка хворостиной, и то жалко. Бывало, стоит и плачет.

Такой остался в деревнях рабочий «контингент»: женщины, старики, дети. А
работа, особенно в страду, - от восхода до заката. В хорошую, сухую погоду косили, копнили, скирдовали и по ночам. Часа два на сон – и подъём! В своих огородах выкопать картошку не всегда успевали. Тогда уж копали её весной, пролежавшую зиму в земле. Сушили, толкли, стряпали лепёшки – «тошнОтики».

Норма выработки: травы скосить – 55 соток в день, хлеба серпом сжать – 30. А выжинали по 60 и больше Удобрений, кроме навоза, нет, а и того мало – мало скота. И силёнок у пахарей!... В страду хлебный паёк по полкилограмма, но только работающим. За перевыполнение нормы добавка до 800 граммов. Да съест ли мать лишний кусок, если дома голодные дети? И с ног валились. Но фронту нужен хлеб, - это все понимали…
Однако старые колхозницы до сих пор удивляются: откуда силы брались? Ведь и пели, и плясали! В лунную ночь - под расхожую тогда мелодию «Светит месяц». Вера помогала: всё равно немца победим!
Вера и сплочённость!

Летом трудно, зимой не легче. Лес недалеко, а дрова возили на ручных санках. Много ли привезёшь, сама в санки впрягшись? А зимы-то - сибирские! Экономя дрова, керосин, собирались в избах по очереди: сегодня в одной, завтра – в другой. Пряли, вязали, шили. Девчонки вышивали кисеты – подарки на фронт. Научились делать картофельную лапшу: нарезали картошку соломкой, сушили в русской печи и тоже – на фронт гостинцы. Собирали тёплые вещи – туда же…

Фронтовики-мужчины говорят: на фронте, глядишь, после боя отдохнёшь, там и накормят, и оденут. Женщинам в тылу передышек не было, ещё и дети на руках, ещё и думки о тех, кто воюет. Получит какая-то семья весточку от родного человека – всей деревне праздник. Также сообща плакали над похоронками…

За годы войны колхозы и совхозы Иркутской области сдали государству более 50 миллионов пудов зерна, 44 тысячи тонны мяса, 157 тысяч тонн молока, 1500 тонн шерсти.
Участвовали в сборе тёплых вещей для фронта, вносили деньги для строительства сооружений и военной техники, подписывались на военные займы, заботились о раненых и о семьях защитников Родины, собирали металлолом, лекарственные травы
.
* * * Куторгиной М. М.

Руки старой солдатки не прячьте Мария Михеевна!
Не стесняйтесь того, что они некрасивы на вид.
Эти руки в войну боронили, пахали и сеяли,
Потому теперь каждая жилка ночами гудит.
Эти руки детей берегли и лелеяли,
Тридцать соток пшеницы сжинали горбатым серпом,
Одного лишь позволить себе не умели:
Отдыхать, оставляя дела на потом.
Не стесняйтесь же рук, вы, Мария Михеевна,
Ведь они до сих пор, словно раны солдата, болят!
Вы и после войны, боронили, пахали да сеяли,
Заменив не вернувшихся с фронта солдат.

* * *

Георгий КИрикович Куторгин ушёл на фронт 24 июля 1941 . Домой вернулся в 46 году. Воевал сначала в 62-й морской пехотной бригаде. Дважды ранен: на Брянском направлении и при обороне г. Грозный.
Второе ранение заставило пролежать в госпитале четыре с половиной месяца. И лишь в 1945-м
фронтовика нашёл заслуженный ранее орден Красной Звезды.


* * *

ТумУров Матвей ПАсович воевал в Белоруссии, при освобождении г. Гомель был ранен. Из госпиталя снова – на фронт, домой вернулся в январе 1945г. с медалью
« За отвагу».

* * *

Алексей ХодЫкович Тыхеев был в семье младшим из четверых братьев. Когда началась война, он служил на границе. Перевели в 59-ю отдельную кавалерийскую дивизию, но до фронта не доехал: под Калининым эшелон попал под бомбёжку. Тяжело контуженого Алексея Тыхеева вернули в Иркутский госпиталь. Потом довоёвывал уже в Манчжурии – с японцами. А из старших братьев не вернулся никто – Василий, Иннокентий, Николай « пропали без вести». Лишь в начале восьмидесятых годов следопыты Одинской школы разыскали сведения об Иннокентии: умер от ран в Краснодарском госпитале, там и похоронен
Четыре сына мама родила,
Им пела колыбельные любовно.
Да ночь военная и к нам в Сибирь пришла,-
Разбила тишину набатным звоном.

Четыре года милость мать ждала.
Трёх замело военною порошей:
Василий, Иннокентий, Николай…
Домой вернулся младшенький – Алёша.

* * *

Фрол Петрович ХетхЕнов из тех, кто, уходя на фронт, не успел попрощаться с родными. Перед войной он окончил школу пилотов, остался в ней инструктором. На фронт попал не сразу. Школа находилась в г. Батайске, под Ростовом. Когда фашисты подошли к Батайску и начались обстрелы, школу эвакуировали. Фрол Петрович был направлен в Ереван, снова инструктором. И только в 43 –м выпросился на фронт – танкистом. С 257-м отдельным танковым полком воевал под Керчью, в составе 263-й танковой Таманской бригады участвовал в штурме Сапун-горы.. Военные дороги довели до Румынии. Награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2 степени, имеет много медалей.

* * *

Николай Андрианович Куриганов форсировал реку Свирь, освобождал Мурманскую область, Карело-Финскую ССР. Ранение получил в 44г., лечился в госпитале города Лодейное Поле. Вернувшись с фронта, работал на радиостанции, в родном колхозе. На пенсию ушёл только в 1976 г.

* * *

Николай Александрович Харитонов служил в 356-м артиллерийском полку на Дальнем Востоке. Но довелось участвовать и в Курской битве, и в боях за Гомель, где
был тяжело ранен. Прошёл Брест, Польшу. В госпитале г. Познань встретил День
Победы. Демобилизовался в 1946 г. с орденами Красной Звезды, Славы.

* * *

Василий Николаевич Платонов защищал Москву в составе 299-го горнострелкового полка, который позже был переименован в 210-й мотострелковый. После второго ранения дослуживал в Иркутске и под Читой. Демобилизовался в 1946г..

* * *

Бирюков Константин Андреевич в составе 102-й Дальневосточной стрелковой дивизии прошел от Орла и Курска, через Белоруссию и Польшу, до Германии. В числе первых был в рейхстаге, потом в группе сопровождения маршала Жукова при его посещении рейхстага и в числе охраны Потсдамской конференции. Ему довелось быть шофёром у коменданта Потсдамской конференции генерал-майора Зимина, а во время конференции – в группе сопровождения ( на машинах) Сталина, Трумэна, Черчилля. Свято бережёт фотографию-иллюстрацию из книги « Автограф Победы», где запечатлён и он, именно во время конференции.

* * *

Улаханов Максим Протасович отвоевал своё ещё в Финляндии. Из сибиряков- охотников был сформирован 60-й лыжный ударный батальон. Максим Протасович пошёл в него добровольцем: стрелял так, что бутылку на лету разбивал. Однажды ночью, в тылу врага, выхватил их прожектор, стали они открытой мишенью для финских кукушек-снайперов. Улаханов с первого выстрела погасил прожектор. Но его в том бою тяжело ранило, лечился он в санатории Красной Армии, год не ходил, потом ещё год учился ходить. В 1941г. его комиссовали, и в Отечественной войне он не участвовал.

* * *
Шарипов Фрол Покрович служил в разведке, воевал пол Ленинградом. После ранения  пять месяцев лечился в госпитале. После - был наводчиком тяжёлого орудия в составе 386 артполка Северо - Западного фронта, дошёл до Берлина. Домой вернулся в 1946 году с орденом Красной Звезды, медалью « За отвагу» и др.

* * *

Ботороев Прокопий Иванович сражался в гаубичном дивизионе, при форсировании Дона попал в плен. Из концлагеря освобождён нашими войсками, истощённым до того, что имел вес ребёнка, не мог ходить. «На память» о концлагере остались клеймо на руке да слепота.

* * *

Помогайбенко Георгий Матвеевич воевал в 319-м зенитном полку. Под Ржевом был ранен, после направлен в 215 автополк. Участник Сталинградской битвы. Потом были – Румыния, Югославия, Чехословакия… Домой пришёл из Болгарии в ноябре 1945.

* * *

Николай Иванович Харханов служил в Монголии.

* * *

Пустырь, людьми и Богом брошенный,
В развилке двух сибирских рек*,
Никем не паханный, не кошенный,
Бесплодно доживает век.
Здесь жить могли б с отцами рядышком
В надёжных гнёздах сыновья,
Дарить внучат на радость бабушкам,
Когда б не стаи воронья,
Что налетели, застив солнышко,
Примчав нежданную беду, -
Испил народ беду до донышка,
Надеясь: сыновья придут…

У похоронок руки длинные,
Глаза незрячие – пусты…
И вместо улиц – степь полынная
Да незастроенный пустырь.

* река Ода впадает в Китой - приток Ангары.



Из деревень уходили на войну все, кто мог держать винтовку в руках. « Бронь» в деревнях была почти неведома. Зато известна слава воинов-сибиряков. Таёжников, охотников, их определяли в разведку, на труднейшие задания, на сложнейшие участки. Сибирская основательность, меткий глаз и выдержка снискали им заслуженную честь.
Довоенный всеобуч ещё только-только дотягивался до сибирских деревень. Кто-то сумел закончить семилетку, а большинство – лишь начальную школу. И служили, воевали деревенские мужчины, в основном, рядовыми. Знали тяжесть винтовочной лямки на плече и знали, что такое лямка орудия, когда затаскиваешь его в гору или вытягиваешь из грязи в распутицу.
Прошли они огонь и воду, а вот медные – духовые трубы пели в их честь не часто. Вернувшись домой, они работали в своих колхозах, не покладая рук, но тоже без льгот и особых почестей. Так пусть же останутся в памяти имена тех солдат из Одинска, кого мы застали в живых в начале восьмидесятых годов.

* * *

Июнь, купающийся в сини,
Вдруг опалила злая весть.
Прощались с жёнами мужчины,
И бабий вой стоял окрест.
Везли колхозные подводы
Мужей к спешащим поездам,
Кого – на все четыре года,
Кого умчали - навсегда.


Вдруг чаще стали звёзды падать:
Короткий росчерк – жизни след.
О звездопады, звездопады
Безжалостных военных лет!
Летели звёзды рой за роем
На сёла и на города,
Над обелисками героев
Они застыли навсегда.
И здесь, в заснеженной Сибири,
Сыскала каждая - свой дом:
По две, по три и по четыре
Алеют в Одинске родном. *
И память воскрешает лица
Невозвратившихся солдат…

Пусть никогда не повторится
Над миром страшный звездопад!
*
В Одинске, как и везде, калитки отмечены красными звёздочками – по количеству
ушедших на фронт людей из этих домов.

1985 год.


Из сборника « Полвека от войны». Издательство АО «Формат»
Ангарск


© Copyright: Надежда Кудашкина, 2012
Свидетельство о публикации №112062104753


Рецензии
Молодцы дети, проведшие большое исследование жизни своих
односельчан.Спасибо им и Вам!

В городе дети не смогли бы такое сделать-все разобщены.
Мои детские воспоминания о земляках деревенских -рассказ //proza.ru/2010/02/13/545
Здоровья и всяческого благополучия
С уважением

Зоя Кудрявцева   17.06.2013 10:20     Заявить о нарушении
Зоя,мы работали на совесть и дети были отзывчивы, любили в походы ходить Школа наша городская, но наш город построен после Победы,молодой и все ветераны откуда-то приехали А нам захотелось написать воспоминания ветеранов войны и труда в окрестных сёлах Вот мы и обошли их и записали воспоминания.

Надежда Кудашкина   17.06.2013 12:26   Заявить о нарушении
Вам это удалось!

Зоя Кудрявцева   17.06.2013 16:28   Заявить о нарушении
У нас в городе краеведение было поставлено на широкую ногу, почти в каждой школе были уголки. а то и -- музеи, где выставлялись экспонаты, собранные в походах У нас музей занимал целую классную комнату. Областная Туристическая станция проводила викторины : "Моё Отечество" и Моя Родина - СССР". Мы были активными участниками. Дети любят эту работу. Жаль, что сейчас всё кануло в ЛЕТУ. а хотят патриотов воспитать. Пустые надежды.

Надежда Кудашкина   18.06.2013 06:43   Заявить о нарушении
Надя! Теперь воспитывают потребителей, обманщиков. Это видно по итогам ЕГЭ


Зоя Кудрявцева   18.06.2013 15:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.