Непридуманная история Давида Голдблюма

ЖЗЛ. Давид Голдблюм

Как известно, идею плаката "Ты записался добровольцем?" художник Моор позаимствовал то ли у американцев, то ли у итальянцев, только лицо другого гражданина пририсовал. То есть явился автором первой в молодой стране Советов агит-проп-фотожабы.  Художник тот давно уже похоронен на Новодевичем кладбище и дальнейшая судьба его нам не интересна. А вот позировавший ему красноармеец - другое дело.
Человека, чьё суровое лицо художник Моор обессмертил в июне 1920 года, звали Давид Донатович Голдблюм. В то время изображение еврея на военно-пропагандистской листовке никого не удивляло, напротив - было нормой.
Никаким боевым пролетарием Давид Донатович конечно же не был. Был он местечковый пекарь, точнее владелец нескольких пекарен, сам работающий в одной из них, той, что поставляла бублики в Кремль. Лично изобрёл бублики с кунжутом, весьма популярные в двадцатые годы и навсегда исчезнувшие из продажи после начала опалы Голдблюма.
Была у него и другая страсть, помимо выпечки: самокаты. Так тогда называли мотоциклы. Сохранилась переписка Голдблюма с молодыми американскими энтузиастами: Уильямом Харли и Артуром Дэвидсоном, из которой видно, что петроградский энтузиаст помогал американским друзьям как финансово, так и в плане конструктивных идей. В одном из его писем есть набросок той самой знаменитой чоперской вилки “Springer”, отличительной черты мотоциклов Харли-Девидсон той поры. Шла речь даже о создании акционерного общества "Голдблюм, Дэвидсон и Харли", но грянувшая в России революция разрушила все планы.
В 1924 году, после, сейчас практически уже забытого, а тогда изрядно нашумевшего Дела Пекарей (группа занимающихся поставками выпечки в Кремль пекарей обвинялась в подсыпании мышьяка в столь любимые Ильичом булочки с изюмом), был арестован. Через полгода следствия вышел на свободу, сумев доказать, что в состав его бубликов изюм не входит и никогда не входил.
В 1925 году, опасаясь, что одним арестом дело не кончится, бежит вместе с цирком бородатых карликов-борцов (сам Голдблюм был невелик ростом) сперва в Венгрию, а затем перебирается в США, где в городе Чикаго открывает крупнейшую в стране сеть прачечных. Ходили слухи, что именно он был главным бухгалтером у Аль Капоне и что Луис Шамуэй (из-за которого Капоне и погорел) подчинялся непосредственно Голдблюму. Так это или нет, теперь уже сложно сказать. Известно только, что вскоре после ареста Капоне, Голдблюм покидает Чикаго и надолго исчезает.
Всплывает он вновь в 1940 году, как член американской комиссии по ленд-лизу. Посещает, как уполномоченный Конгресса США, Москву, где встречается лично со Сталиным. Сталин, который, как известно, к любой встрече готовился весьма тщательно, конечно же узнал "рабочего с винтовкой" и кремлёвского "бараночника" и вскоре договор был подписан.
Тоскуя по любимым баранкам, Голдблюм, совместно с Уильямом Розенбергом, основал в 1948 году компанию "Данкин Донатс", назвав её так в честь своего отца, простого торговца бубликами, упоминаемого, кстати, в известной песне неизвестного автора "Конфетки-бараночки".
В 1972 году, будучи уже глубоким стариком (и мультимиллионером), Голдблюм знакомится с молодым израильским экстрасенсом Урри Геллером. Еврей, взглядом запросто гнущий ложки и останавливающий часы, а также живущая глубоко в сердце тоска по исторической родине, делают своё дело. Давид Донатович принимает иудаизм, получает израильское гражданство, и переезжает на ПМЖ в Израиль.
Скончался он в 1976 году в городе Хайфа на 82-м году жизни. Похоронен на кладбище Аль-атика.

Да, Джефф Голдблюм - его родственник.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.