Производственное совещание

                Комедия в одном большом действии
   
Действующие лица: некоторая часть педагогического коллектива школы №68.
 
Действие происходит 6 января 1958года в просторном классе школы №68 в морозное январское утро во время каникул.
 
 Скромный учительский стол покрыт красной богатой сатиновой скатертью, на столе кувшин с отбитым горлышком, полный бледно - жёлтой воды, соусница, чернильница-непроливайка. Слева от стола стоит подобие кафедры для докладчиков.
 За первой партой первого ряда молчаливо-одинокая фигура директора Кожевца с журналом в руках.
За последними партами расположились шумной стайкой учителя. Они листают книги, журналы (классные), весело переговариваются.
Собрание ведёт Благовещенская, или как её называют – «производственный сектор».
Благовещенская:
- Товарищи, для ведения собрания надо избрать прези… секретаря. Какие будут предложения?
(В классе шум, никто не обращает внимания на её слова).
- Товарищи!! Необходимо избрать секретаря!!
Возглас с места:
- Леущенко!
(В сторону):
-У неё самописка, пусть строчит.
Благовещенская:
- Леущенко… Ещё будут предложения? Нет. Голосовать не будем. Нина, строчи.
Леущенко удивлённо озирается, пожимает плечами, что-то бубнит и берётся за ручку.
Итак, надо заслушать классных руководителей.
Начальственный возглас:
- Пусть сначала отчитаются руководители 5-х классов.
Благовещенская (разводя руками):
- Татьяны Григорьевны ещё нет…
Уверенным бодрым тоном:
- Я беру слово.- (Подходит к сооружению для докладчиков)
- В моём  классе 42 человека. В первую четверть не успевало 19. Во вторую четверть были достигнуты некоторые успехи: не успевает 14. Как я добилась такого скачка в повышении успеваемости? Какие меры были приняты? Было, товарищи, проведено 2! 2 родительских собрания в течение второй четверти, на которых обсуждали дисциплину и успеваемость класса… Был организован поход в лес за грибами. Правда, он прошёл не на должной высоте: мы в лес не пошли, а поиграли возле школы. Были также проведены беседы о вежливости, товариществе и дружбе, две беседы о 40-ой годовщине Октября… Не работали звенья. Активно выпускали ученики стенгазету… Проводились политинформации… Их нельзя назвать политинформациями, но… на них читали статьи из «Пионерской правды». Вот такая работа была проведена в течение четверти! Вопросы есть?
Андрейченко:
- У меня вопрос. Какая работа проводилась с активом? Какие общественные нагрузки давали учащимся? Как готовили собрания? И чем объяснить низкую успеваемость по английскому языку?
Благовещенская блестяще ответила на все вопросы, кроме последнего, и передала слово классному руководителю 6-б класса Бусевой.
Бусева сообщила чётко и ясно, сколько учащихся в её классе, рассказала о том, что часто бывает на дому у своих учеников и организовала взаимопомощь. Негромким задушевным голосом рассказала она о работе звеньев в своём отряде и ещё о чём-то, что за оживлённой беседой учителей трудно было расслышать.
Вдруг прозвучал звонкий голос Благовещенской:
- Вопросы будут?
И сейчас же откликнулась Лубская:
- Какие мероприятия, намеченные по плану, не проведены? – спросила она, коварно посматривая в план воспитательных работ, готовая в любой момент разоблачить Бусеву, если та скажет что-нибудь не так.
Но Бусева достойно вышла из затруднительного положения, сказав:
- Вот это (она имела в виду свой отчёт) проведено, а остальное…
Слово предоставили Леущенко, классному руководителю отчаянного 7-а.
Когда она выбиралась из-за парты, успела перекинуться несколькими словами с Авросиной.
Авросина:
- Ты посещала своих?
Леущенко:
- Нет! И не буду: зарок дала.
Авросина:
- Интересно, как ты на этот вопрос ответишь…
 Леущенко (обращаясь ко всем):
- В моём классе 35 учащихся, в первой четверти не успевало 10, а во второй – 7, причём из них один не аттестован.
Потом она сообщила о том, что у Родной и Приходько «двойки» по русскому, а у Грибачёва по химии и что много «единиц» по черчению. Сказала она, что в её классе за четверть было проведено две политинформации (умолчав, что темы их были «Эхо войны», интереснейший рассказ и разговор о спутниках Земли). Сообщила, что у неё Басикова и Майстренко учатся на «4» и «5» и умолкла.
Тогда Авросина,  приняв серьёзный вид спросила:
- Посещали ли Вы учащихся  на дому?
На что Леущенко тоже с серьёзным видом ответила:
- Нет, но я писала родителям открытки, вызывала родителей (про себя подумала: ругалась с ними) и записывала в дневники, что нужно.
Лубская поинтересовалась, почему мало было политинформаций, на что услышала ответ:
- Некогда было: мы ведь всю четверть заседали по понедельникам и вторникам.
Лубская пыталась выяснить, какую помощь получала Леущенко от вожатой школы, но Леущенко как-то неопределённо ответила на этот вопрос.
Следующей отчитывалась Авросина. Она поведала, что в её классе организована взаимопомощь учащихся, что идёт в классе борьба за чистоту. Эту мысль она не закончила, увлёкшись описанием классной комнаты после занятий первой смены. И остался не совсем ясным вопрос о результатах борьбы за чистоту. Сообщила она о том, что учащиеся её класса выслушали беседы о вежливости, что они обсудили и осудили частые вторжения в учительскую Будникова, что дали ряд ценных советов друг другу, как учить геометрию. Порадовала Авросина всех собравшихся, сообщив, что комсомольцы её класса высказали такую гипотезу:
- У нас не будет неуспевающих!
Так оптимистически кончила свой отчёт Ася Яковлевна.
И все стали слушать отчёт Волоховой, классного руководителя 5-а класса.
Волохова сказала, что в её классе низкая успеваемость, но хорошая дисциплина и часто выпускается стенгазета, что звенья хорошо работают, но не хватает вожатых отрядных (их только две, а звеньев четыре).
На этом закончились доклады и начались прения.
Выступил Игнатенко, завхоз школы, и умело сравнил работу педагогов с работой армейской. Он призвал сплотиться для борьбы с нарушителями школьной дисциплины.
Затем выступила Брыскина с резкой критикой системы дежурств в школе и рассказала о безответственном отношении дежурных учащихся к своим обязанностям.
Приподнялась за партой Московченко и попросила перевести её класс в первую смену.
Слово взяла Иванькович и поделилась опытом (который оказался неприемлем для других). Она рассказала, как с помощью табеля перевоспитала одного невоспитанного ученика. Потом она высказалась по поводу замещения одних учителей другими, вернее, нескольких одной. Причём, товарищ Иванькович усомнилась в качестве уроков этой замещающей всех учительницы, которой оказалась Гетман.
Скромно, но с затаённой обидой в голосе Гетман сообщила, что она хорошо подготовила учеников нынешних пятых классов. Но в свою очередь упрекнула целую группу учителей в том, что они не дают ей методических разработок, когда приходят обследовать школу. (Осталось не выясненным, как же она работает без методических разработок в течение того времени, когда нет инспекторов в школе). Атмосфера накалилась уже значительно, когда вторично выступила Брыскина со скандальной повестью на новогоднюю тему, она рассказала, откуда пришёл к нам в школу дед-Мороз и какой раздор он внёс в коллектив педагогов.
Тут поднялся страшный шум: слово захватили сразу четверо или пятеро. В воздухе висело слова «дед-Мороз» и «дружба». Кто-то выкрикнул, пытаясь унять страсти:
- Товарищи, к следующей ёлке своего деда-Мороза вырастим.
Благовещенская металась у стола, покрытого красной скатертью, что-то кричала о порядке и тишине. Кое-как буря, устроенная дедом-Морозом, улеглась, и Благовещенская опять взяла слово и сообщила, что она мало работала по борьбе с неуспеваемостью (хотя она больше всех проводила  дополнительные занятия с  отстающими).
Затем опять говорила Волохова об успеваемости 5-б, а за ней выступила Леущенко с похвальной речью по поводу дисциплины в 5-а и, возбуждённая чьей-то репликой, с жаром принялась доказывать, что в 5-а успеваемость не зависит от дисциплины.
За ней, как и в первом туре, выступила Авросина, которая похвалила дисциплину и в 5-а и в 5-б.
 Чугай попросила слова и сказала, что на переменах за учащимися необходим усиленный надзор со стороны учителей, а учителям нужен контроль со стороны завуча.
На часах было 13 без пяти, когда выступила Лубская, завуч. Она сообщила, что дисциплина зависит от учителя.
 В это время пришла Ануфриева. Её попросили рассказать о причинах большой неуспеваемости по английскому языку. Она ответила, что ей ещё не ясны знания учащихся, что она старается, что, вероятно, в следующей четверти у неё не будет неуспевающих.
С заключительным словом выступил директор школы. Он хорошо сказал о результате совещания:
- С чем пришли, с тем и ушли.
Народной пословицей сказал комплимент Авросиной о её здоровье и раздал тетради для того, чтоб их подшили к журналам.
На этом собрание закончилось.


Рецензии
"- С чем пришли, с тем и ушли."(с)
Очень яркое резюме!
И в среде учителей есть самые разные люди, с неоднозначным
отношением к своему труду. Удручающая картина...
Много воспомнаний вызвала в душе миниатюра, когда работала в школе,
летнем лагере: приходилось "включать" в работу, "вытягивать"
из сотрудников планы мероприятий, добросовестное отношение к своему делу...
Спасибо, Татьяна!
С теплом,-

Ордина   08.08.2018 06:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.