Вот уже и скоро

Пятый курс

И вот, наконец-то начался  пятый курс. С одной стороны, конечно здорово! А с другой - немного грустно, ведь он для меня - последний. Нам предстояло отучиться один  семестр, съездить на преддипломную практику, сделать дипломную работу и защитить её. Вот такая программа нас  ожидала.
В этом году нам предстояло изучить всякие дополнительные, но очень необходимые, по мнению преподавателей, предметы как  основы экономики, охрана труда, планирование производства, и, наконец - научный коммунизм! Насчет последнего я сначала по плевался, про себя конечно, подумав, что нам до него, т.е. до коммунизма и не дожить, но потом оценил данный предмет, а вернее самого преподавателя.
Вёл его профессор философских наук, весёлый, интеллигентный и доброжелательный преподаватель,  а мы, почему-то, величали его как  пан Бабляк. На первом занятии он сразу заявил, что бы название предмета нас не пугало, а целью его курса, поскольку мы скоро станем руководителями производства, является научить студентов выступать публично. Но для сохранения темы и названия предмета он будет иногда напоминать нам, о том самом, коммунизме.
И действительно, наш пан Бабляк, представил нам свою теорию подготовки и проведения выступлений. Необходимо, говорил он, составить тезисный план выступления, в котором есть вводная часть, основная часть, и самое главное – это выводы. Вот, например: слесарь Петров вчера выпил на рабочем месте и в результате испортил колёсную пару, при её обточке.  Вам надо, во первых, известить об этом весь коллектив, во вторых сказать, что колесная пара безвозвратно испорчена и в третьих сообщить, что сегодня обеда не будет, поскольку тот электровоз, с той колесной парой, не привез те дрова, для той печки, на которой готовился тот обед. И всем тогда это будет понятно. А мы сидели и с удовольствием слушали эту лекцию. Во первых, всё было ясно и понятно изложено и во вторых четко прорисовывалась руководящая роль руководящих работников в процессе производства.
И вот ещё о предметах: (!)
Охрана труда должна являться основой подготовки производства, говорил нам преподаватель этой дисциплины на первой лекции. И действительно, эти правила написаны кровью и слезами пострадавших от несчастных случаев людей. И не надо забывать об этом! После таких слов, вся наша группа тихонечко сидела и слушала лекции по этому предмету. На практических занятиях мы уже  опробовали  лабораторные методы этого предмета, а я, принеся свой фотик,  запечатлел как мы осваиваем светотехнические измерения с Сережей Белоусовыми Галочкой Писановой. На следующем занятии, по основам вентиляционных систем,  я сфотографировал Юру Вайнера, а так же и Петю Генрихса, с Томой Зубаревой.
 И вообще то, надо сказать, что в жизни моей я частенько сталкивался с охраной труда на том производстве, где работал и с сожалением отмечаю, что в армии ей уделяют очень мало внимания, а зря. Я вот, при составлении различных инструкций по охране труда, чувствовал свою ответственность за эту работу и всегда старался представить какие травмоопасные ситуации могут тут возникнуть, и всегда старался их предотвратить их появление, с помощью своих инструкций.
На предмете «Планирование производства» рассматривались вопросы создания сетевых графиков выработки продукции. Не понятно? Ну, тогда будет звучать так: что, когда, куда привезти; как, что и где произвести и еще и куда увезти. И все это, и с учетом временных интервалов транспортировки сырья, выработки составных частей и поэтапной сборки выпускаемой продукции. Ну и наши студенты тоже не совсем понимали, для чего применять эту мировую систему организации производства где-нибудь в каком-то локомотивном депо, где основной проблемой является наличие сырья и инструментов, а не совпадение выполнения заданных циклических графиков производства.
Ну а теперь надо рассказать о самом основном в производстве, о расчете его эффективности. А то ведь, и заниматься каким либо производством не стоит, если оно не эффективно, а тем более если оно убыточно. Вот в наше тогдашнее социалистическое время их, этих производств очень даже хватало, потому как, все думали: А! государство такое большое, за всё заплатит. Вот в этом то и была наша ошибка! И поскольку все-таки так думали, так всё и получилось, с крахом социалистической системы. Потому и Советский Союз и развалился. Чтобы этого не случилось раньше времени, доцент с нашей кафедры Бабич Валентин Матвеевич, прочитал нам курс лекций по оптимизации использования подвижного состава, где было четко сказано: что, как,  почему и зачем.
В наш последний учебный год студенты наши, на последок  ещё больше  сплотились. Дружно поработали на субботнике под руководством нашего комсорга Юры Кондратенко, а потом, подкрепившись  закончили это дело. И даже потом « на троих» пили не водку пили, а кефир! Вот посмотрите! В выходные наши ребята и лыжные прогулки организовывали, вот например, наши девушки  катаются. А на последнюю демонстрацию все дружно сходили. Даже шли за нашим транспарантом ОМИИТа. Ну и конечно я и Наташу Степанову сфотографировал.  Запечатлели и нас, с Галочкой Писановой.
Занятия уже и к концу подходили,  когда у нас разразилось такое очень весёлое заболевание, под названием «дурачество». Это когда пятикурсники превращаются в пятиклассников. Причем и наши уважаемые девушки им тоже умудрились заболеть. Вот представьте картинку: после звонка преподаватель еще в аудиторию не подошел, а ребята наши кто бумажками кидается, а кто из трубочки стреляет! Преподаватель заходит, а тут такая жуткая картина. Кошмар!!! А вот так один раз и ректор пришел! Правда, он с нашей кафедры был, это не так страшно. И самое страшное, что и меня тоже «заводили», и это было не преодолимо! И я тоже кидался бумажками!
Вот  с нашим паном Бабляком получился еще  вот такой казус, а вернее не с ним,  а  с моим приятелем Валерой Неустроевым. Я ведь выше  написал о нашей веселой эпидемии, а тут Валера со мной хотел сдать зачет по научному коммунизму, и мы ждали для этого Бабляка. А у нас с Бабляком, были одинаково скрипучие зимние сапоги. Я пошел пока в деканат, получать ведомость на стипендию, и скрылся за поворотом коридора, и тут Валера решил подурачиться, выскочить из-за угла и схватив меня за горло потребовать деньги. Я в деканате задержался, а тут кок раз Бабляк «скрипит» так же как и я за углом. Валера выскакивает, хватает его за горло и кричит - давай кошелёк!!! А я как раз шел сзади и всё слышал. Потом наступила тишина, и Бабляк откашлялся, и сказал, что он у него отсутствует! А долее Валера вылетел из-за угла, пронесся мимо меня, и  скрылся за другим поворотом коридора. Я постоял, подумал, и тогда до меня всё это дошло, и я пошел к Бабляку, всё  объяснил, про наше дурачество, про задержанную стипендию и про нашего Валеру. Потом мы с ним долго смеялись, над произошедшим. Затем Бабляк посмотрел мою работу и поставил мне зачет. Выхожу я из аудитории, смотрю - стоит Валера и мучается, как зайти! А меня смех, снова разобрал и на смех  Бабляк вышел и говорит: А!! Неустроев!! А нука заходи, и Валера на полусогнутых туда и пошел, а я снова смеялся до упаду. Через некоторое время, Валера вышел, улыбаясь,  и говорит всё - зачет! А он у меня ничего и не спрашивал!
Вот теперь и настало время, когда наши  девчата и ребята стали всерьез задумываться и о создании семьи своей. И хоть далеко не все  выбрали себе вторую половинку, но в мыслях, наверное, все подумали  об этом. Вот и Галчонок мой ушёл от меня, и мне стало особенно грустно. И я стал поглядывать на девчонок, особенно с нашего потока, ведь они точно так же смотрели на нас. Впрочем, по моему, на меня и не очень и смотрели. Наверное чувствовали, что женится я теперь  не намерен. Моя старая знакомая, Любочка Власова теперь  занята была другим, но всё же, приветливо улыбалась. Мне, в принципе, тогда никто и не нужен  был. Ведь я решил сначала в армии отслужить и чего либо, добиться в жизни, а уж потом и женится. Но всё равно я на девчонок поглядывал. Мне тогда нравилась Светлана Сороколетова. Симпатичная и умная, и такая доброжелательная, но вот она на меня  даже и не смотрела. А я и не имел права к ней подходить. Вот так мы с ней и разошлись. А жаль.
  Наконец подошло время последней нашей сессии. Наша группа с успехом прошла контрольную неделю перед ней. Вот Толя Лапин с успехом сдал зачет, и преподаватель расписывается в его зачетке. Ну а потом группа с успехом сдала и экзамены. Нам выдали дипломные задания, и я выбрал проектирование тягового двигателя, с надеждой съездить в Новочеркасск, на почти родной уже, завод НЭВЗ за готовой документацией, ну и на тамошнюю Любочку посмотреть.
И вот я приехал в Новочеркасск уже зимой, когда всё время было пасмурно,  и он мне показался таким заснувшим, и не таким ярким как летом. Собор тоже казался таким застывшим, а вместо панорамы вокруг, все виделось как в тумане. На центральной площади стоял также и памятник Ермаку Тимофеевичу с надписью «От донцов», и я его тоже заснял. Ну и прогулялся к монументальным памятным воротам и там тоже сфотографировался.   В ж.д. кассе я глянул на окошко и конечно Любы там не увидел, ведь это она летом там подрабатывала. Зато придя  в технический отдел НЭВЗа, увидел её там, но уже  с кольцом на правой руке. Я, что бы ни было лишних разговоров,  не стал к ней  подходить. Прейдя на следующий день за документами, сфотографировал начальника, а потом, по его разрешению, и Любочку. Мы не говорили вслух, а только взглядами, но как! Потом я обошел завод, и я заснял ребят на фоне нового электровоза с рекуперацией.
Сфотографировал на память заводоуправление и меня прохожий сфотографировал на его фоне. Потом, получив расчеты и чертежи, я в этот же день  уехал. Лежал на верхней полке, вспоминал наше маленькое с Любой счастье, и ругал себя за упущенное. А потом успокоился, решил, что, наверное так Любе лучше будет, раз сама выбрала. Но обратная дорога, получилась ну очень долгой, ведь прошлое вспоминалось и вспоминалось.
Приехав, я сразу взялся за диплом. Он должен был состоять из вводной части, основной части, части о проектировании тягового двигателя, дополнительной части о рекуперации (возврате) электроэнергии с помощью электродвигателя, с созданием уменьшенного макета в лаборатории кафедры и экономического расчета рекуперации.
Начал я конечно с расчета тягового двигателя. Он, в общем-то, был не сложный, за исключением расчета паза якоря, который надо было сделать методом последовательного  приближения и хотелось выполнить эту работу на ЭВМ. Время у меня было, и я пошел к нашим вычислителям, симпатичной и весёлой компании девушек. Так вот они, глядя на мою, наверное, не менее симпатичную физиономию, и учитывая размер моей стипендии в 35р,  много и не запросили. Но ведь я, то хотел и сам программу по составлять! Тогда они полушутя, полусерьёзно, предложили мне выбрать себе невесту и с ней и заниматься, подобными расчетами. И теперь мне пришлось глянуть на этих милых дам уже и по другому. Ведь они все и были симпатичными. И вот тут-то мне и пришлось выбирать себе помощницу, глядя в  глаза. И мне показалось, что у одной промелькнула, такая живая заинтересованность, и как впоследствии оказалось, я не ошибся.
Моя Верочка действительно не  имела своего избранника. Правда она была на пять лет меня старше, но благодаря стройной фигуре и юному состоянию души, казалась мне ровесницей. Так вот!  Мы с Верой оставались после окончания её работы и сделали всё, как и положено было: составили задание, те исходные данные, по ним составили схему расчетов, а потом уже и саму программу. Причем на последнем этапе мне приходилось Верочку всё время останавливать, чтобы уловить суть составления самой программы. И вот тут я и понял, что программиста из меня и не получиться никогда, т.к. там много тонкостей, а Верочка, как хороший специалист в этом деле, летала там птичкой.
Но вот работа закончена и мне очень хотелось сделать Верочке приятное. Поскольку мы уже и немного  подружились, я ей так и сказал. Проси то, что твоей душе угодно! А она глянула на меня, вздохнула и сказала, вернее, попросила – а можно мы с тобой в театры ходить будем? Ну я конечно согласился. Сказав, что Верунчик, из меня ещё и образованного человека сделает! И тут я первый раз пошел домой её провожать, благо она  жила не далеко. По дороге, мы как какие ни будь школяры, смеялись и шутили, и были счастливы своим общением.
И с тех пор так я и диплом делал. С утра делаю диплом, а к пяти - в институт, к Верочке! И куда мы только не ходили: и в театры, и в музеи, и на всякие выставки. И не как какая-то, скучная пара, а я за ней с удовольствием ухаживал, только, что на руках не носил. Но видимо чувствовал, что не моё это сокровище. Сначала Верочка стеснялась такому обращению, а я ей говорил, давай побудем счастливыми, она счастливо улыбалась, и мне это нравилось! Но вот однажды к нам в театре, подошел мужчина лет тридцати пяти, они обрадовались такой встрече и стали общаться как старые друзья. Заходя уже в зал, они повернулись ко мне, и глянули на меня с надеждой, а я их понял и попросил билет у этого мужчины, отдав ему свой билет. Вот на этом и закончилось у меня с Верочкой, эта сказка.
Ну а мне предстояло скоро защищать диплом. Чтобы хорошо видеть чертежи, в  комнате я установил две мощных лампы с дневного цвета. У меня был лист очень качественного, гоззнаковского ватмана. Я чертил на нем общий вид двигателя, причем с удовольствием и, как говорится и «не дышал» на него. Мама же сделала мой любимый куриный плов, а я утащил сковородку с ним в комнату и когда в двери позвонили, нечаянно сунул крышку от сковородки на любимый чертеж! И о ужас, чертеж испорчен!!! Я чуть не убил соседа, который пришел, уж не помню за чем! Я в полном отчаянии !!! Но тут пришла мама и успокоила меня. Она попросила раскрошить мела, которым на доске в школе пишут, и засыпала им ту жирную полоску. Постепенно мел впитал жир, и чертеж был спасен.
К защите диплома всё было прекрасно и чудесно! И пух тополиный полетел, и жара наступила, короче все «удовольствия» были на лицо. И потом  защищался я тринадцатого. Но я в такие приметы  не верил. И пошел с уверенностью! Пока моя очередь не подошла, я слушал как защищаются другие и мне запомнилось как мой приятель Толя Лапин, сообщил всем нам, что  . . . даже Леонид Ильич Брежнев отметил большое значение железных дорог . . .  тут все засмеялись. Ну да ладно. Защитился я быстро и успешно, на пятерку,  побежал домой, а дома мама меня встретила букетом цветов, чему я очень удивился, но был очень рад.
Дипломы нам вручали через неделю в актовом зале института с участием ректора. Собрались преподаватели наших кафедр и в том числе и наш ректор, с нашей кафедры. Выступление открыл проректор. Он рассказал о нашей успешной учебе и нашем распределении, а потом выступил наш декан Поздняков и тоже рассказал, какие мы хорошие. Потом стали вручать нам дипломы и поздравлять с окончанием института.
Наших ребят распредели кого куда. Подвижников в основном по локомотивным депо.  Вот Георгия Классена, направили например, в наше локомотивное депо «Московка», а энергоснабженцев, тех вообще, в глушь,  по подстанциям. Я благодаря тому, что окончил институт, почти с золотой медалью и по ходатайству куратора нашей группы Роговолода Яковлевича Медлина, а так же по наличию места, был оставлен на работу на нашей кафедре, инженером отдела научно-исследовательских работ (ОНИРа) с перспективой написания диссертации на звание кандидата технических наук. Звучит очень даже здорово!
А практически я должен был сначала сходить в армию на год, послужить солдатом, поскольку у нас военной кафедры не было, потом сдать экзамены на кандидатский минимум. Это экзамен технический, по профилю, затем иняз, и конечно историю партии! Симпатичный набор, ничего не скажешь. Ну а вообще надо взять на себя часть хоз. договорной, научно исследовательской работы, выполняемой тем самым ОНИРом, вернее сотрудниками кафедры по этой линии. 
А тут и Витя Ситников на каникулы со своего училища приехал и к нам зашел. Мы, конечно, обрадовались такому событию, и мама вкусно нас угостила. А я это дело и сфотографировал. Сначала маму с Витей, а потом уже и  втроем.


Рецензии