Социальная механика и социальные механизмы

         Социальная механика не является научной дисциплиной, так как относящийся к редукционизму механицизм не приветствуется социологией и другими гуманитарными науками. Научные предпосылки возникновения социальной механики заложил П. Сорокин. Социальная механика изучает социальные механизмы и изменение с течением времени социального положения социальных тел в социальном пространстве – социальную стратификацию и социальную мобильность, а также взаимодействие социальных тел. Взаимодействие представляет собой действия социальных тел друг на друга. По-другому, социальная механика изучает движение социальных тел под действием социальных сил – социальное движение в социальном пространстве: текучую социальную реальность, действительность, можно сказать, социальную деятельность, если её считать формой последней.
         Социальный механизм – это множество определённым образом связанных между собой социальных тел, совершающих задуманные или запрограммированные действия. Социальные механизмы, социальные машины облегчают, ускоряют социальную деятельность, достижение поставленных целей. Социальное тело – это человек в его рефлекторных и предумышленных телодвижениях, психомоторике. Включение «человека телесного» в социокультурное пространство превращает тело из биологического явления в явление социальное. При этом тело приобретает социальные характеристики, в частности, работоспособность.
         Никакое задуманное действие человека не возможно, если нет тела, опорно-двигательного аппарата, играющего роль исполнительного механизма человеческой воли и замыслов. Тело может быть вооружено орудиями труда и орудиями войны (техническими механизмами). Орудия, технические механизмы – продолжение человеческого тела как органической машины. Тело может не только мыслиться, но и реально быть физическим, а также биологическим или живым и одухотворённым. В соответствии с этим делением тел, наполненное ими пространство может условно подразделяться на физическое типа геосферы, биологическое типа биосферы и духовное как ноосфера или социосфера. Увы, тело деятельного человека нельзя разорвать на его аналитические составляющие. Оно не просто единство тел, единое сложное тело. Оно – целое тело, способное осуществлять собственный, или чужой замысел, так как обладает психической и физической силой, энергией.
         Благодаря живому телу, мысль имеет силу и возможность воплощаться путём индивидуального и совместного усилия. То, что не по силам одному человеку, по силам организованному множеству людей, которое можно рассматривать не как социальный организм, что имеет место в органицизме, а как социальную машину - механистически. Так государство иногда представляют политической машиной. Социальная, в том числе, государственная машина воплощает ту или иную социальную - политическую, экономическую - идею.
         Противоположность социальных идей не говорит о полной противоположности устройств социальных машин, их воплощающих. Просто при смене управляющих человеческими действиями идей государственная машина несколько по-другому монтируется. Идей этих две. Одна предлагает формировать социальную деятельность на основе традиционной логики, другая, наоборот, на основе кривой логики. Традиционная логика зиждется на законе тождества, равенства, имеющем формулу: А есть А (А=А). Кривая логика это логика неравенства, выражаемая формулой А не есть А (А не равно А). Первая логика ассоциируется со справедливостью, правдой, вторая – с несправедливость, неправдой. Некогда А.С. Пушкин написал: «Нет правды на земле, но нет её и выше. Это звучит как простая гамма».
         Понятие справедливости развивается с античного времени. Сократики считали, что говорить правду, не вводить в заблуждение справедливо, а вводить в заблуждение, лгать – несправедливо. Аристотель называл несправедливым человека, берущего лишнее с других. Карл Маркс предложил бороться с несправедливостью то есть с самовозрастанием стоимости и основывать товарно-денежный обмен на равенстве Д=Т=Д. Таким образом вместе с неравенством, кривая логика с её заблуждениями уйдёт из общественных отношений и установится состояние социального равновесия, то, чем занимается социальная физика с её F=F;. Для воплощения в жизнь идеи К.Маркса, В.Ленин предложил захватить и сломать государственную машину в России. Идея «очаровала» пассионарное меньшинство, и оно организовалось в большевистскую партию как некий политический механизм для её реализации. Большевистская механика оказалась успешной. В 1917 году большевики захватили власть в России, сломали старую государственную машину и построили так называемое справедливое общество-государство, где все равны, просуществовавшее до 1993 года. При этом изменилась социальная стратификация. Исчез класс буржуазии, появился слой партийной и советской номенклатуры или элита. Сформировался механизм народного хозяйства, который сросся с государственной машиной. Общество, по словам Ленина, стало единым "заводом" по "производству жизни: средств к жизни и человека" - социосферы и социальных тел.
         Как известно, к концу 1980-х номенклатуру или элиту разочаровала идея равенства и справедливости, и она перестроила государственную машину, сменила социальные принципы, законы социальной механики, отразив их в Конституции РФ в 1993 году. Социальная жизнь в России свернула к кривой логике, к всеобщему неравенству. Для скорейшего демонтажа социалистического народно-хозяйственного механизма в 1990-х дозволялась криминальная приватизация. Для этого использовался административный ресурс. Те, кто оказался «в нужное время в нужном месте» – номенклатурщики – стали крупными собственниками. Народно-хозяйственный механизм стал децентрализованным. Планирование сверху сменилось планированием снизу. Частными лицами планировалось извлечение прибыли из хозяйственной деятельности. Погоня за прибылью вела к конкуренции и криминализации бизнеса. Обычным делом стали заказные убийства и терроризм. Наркобизнес и наркомания приняли невиданный размах. Появились «откаты». Криминал, бизнес и чиновничество срастались в единый механизм. 
         Социальная система подвижного равновесия - социального гомеостаза -
потеряла ту устойчивость, которую давала плановая экономика с её застоем. Рост,  производства стал периодически сменяться спадом, расширенный тип общественного воспроизводства - суженным. Социальная динамика приняла волнообразный характер. Рост дифференциации доходов населения указывал на нарастание кривизны пространства социальной действительности от деятельности по извлечению прибыли. Кривизна вела к перевороту. Низы могли оказаться сверху, а верхи – снизу. Как в прежние времена стали формироваться условия для очарования людей идеей справедливости, которая должна была для этого облачиться в новые одежды.
         Тем не менее, если изобретения нового способа производства не произойдёт, механика социального развития коснётся лишь дальнейшей модернизации производства, но не производственных и социальных отношений. Маятникообразное качание общества от неравенства к равенству и обратно, а также от расширенного типа общественного воспроизводства к суженному типу воспроизводства и обратно могло бы выразить механистическое представление о социальной динамике.
         В общем, в социальной механике социальные преобразования носят механистический характер. Механика эта удобна для управления обществом, так как проста и не предполагает неучтённых факторов развития, ведущих к непредвиденным обстоятельствам. Например, при либерализме механистически кривая логика касается только количественной стороны дела: периодических расширения, сужения производства и нулевого его роста. Качества производства она не касается. Если же кривая логика начнёт по-настоящему касаться качества производства, оно начнёт технически развиваться, обновляться, чем вызовет не совсем предсказуемое обновление общественной жизни и управления ею. Это страшит консервативные круги, уютно устроившиеся в им понятной социальной системе. Поэтому они либо выступают против науки, как церковь, например, либо слабо её финансируют. И если бы не конкуренция, то наука и вовсе бы не развивалась.
         В общем, надо бы сказать, что социальная механика не исключает диалектики, предполагающую под кривой логикой социальную мутацию посредством изобретений и их отбора. Заниматься изобретательством в «модернизированной» научной системе смогут лишь истинные фанаты, если, конечно, машина науки не получит в собственность средства производств, хозяйственный механизм необходимый не только для получения нового знания, но и для внедрения изобретений в производство. Поскольку общенародный хозяйственный механизм может развиваться только за счёт науки, то при приватизации застрельщики перестройки должны были учесть это и передать в собственность российской науке необходимые ресурсы.  А так как этого не произошло, то данный факт наводит на мысль, что они больше пеклись о себе, а не о России.
PS
Новый способ производства изобретён и предложен мной в статье "Новый способ производства" на прозе ру от 09.10.2017
      


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.