Не бойся, я в гости иду
Но Богу душу на хранение сдала.
Сегодня знаю, наверняка, что Смерти боится наше тело, которое ещё не наелось, не напрыгалось, не налюбилось и т. д.
Ведь по данным науки геронтологии ( науки о правильном старении) Человек должен жить не менее ста двадцати лет, а потом медленно и красиво усыхать лет тридцать, сохраняя интеллект.
Вот тогда тело без страха Смерть и примет,… засыпая.
********
Меня никто не учил правильно умирать.Вот правильно спать учили в детском саду. Там чёткую инструкцию давали.
- Лечь на правый бочок, руки лодочкой и под щёчку, закрыть глаза. Спать.
Но вот умирать… Решила я потренироваться, порепетировать что ли.
Зачем эти репетиции?
Во-первых, потому что я Смерти очень боялась с самого детства. Иногда такой ужас охватит и тело, и душу до озноба нервного. Вспоминаю, лихорадочно думала, что же будет, если я умру. Мама тогда атеисткой была. На мой вопрос о смерти, увидев страх в глазах, ответила:
- Когда ты вырастишь, врачи придумают лекарство от смерти, и её не будет.
- А вдруг всё-таки умру, не дождавшись?
Но уже в раннем возрасте я была склонна анализировать, то есть разделять на отдельные фрагменты и исследовать каждый из них.
- Что больше всего жалко на белом Свете потерять? – спрашивала себя.
И врать себе не стала.
- Фильмы, которые не посмотрю!
Да, больше всего мне было страшно уйти, в то время, как фильмы будут идти по телевизору... и без меня! Я была фанатом кинематографа. Мечта стать артисткой, а скорее, режиссёром, жила во мне лет до четырнадцати. Я могла в лицах пересказать любой фильм так, что слушатели рты открывали и утверждали, что у меня получается интереснее, чем когда они этот фильм смотрели.
Становясь старше, я, как и многие из вас, уважаемые читатели, о Смерти старалась не думать вовсе ни с анализом, ни без него.
А потом стала к этой теме возвращаться снова и снова. Философия, религия, эзотерика не игнорировали этот важнейший аспект нашей жизни. Страхи то усиливались, то отступали.
Во-вторых, я убедилась в том, что страх самая разрушительная … сила. Хотя, так трудно представить себе, что мокрые штаны – это следствие проявленной силы. Но это так, страх как чёрная дыра высасывает иногда мгновенно всю энергию, парализуя волю и тело. Его сравнивают с лезвием опасной бритвы, которая может искромсать все струны души. И так далее, и тому подобное.
Короче. Я решила действовать по обычной методике. Иди туда, где самое - самое пугающее… При ближайшем рассмотрении убедишься, что ничего особенного…, есть вещи и пострашнее… где-то.
А вдруг, начнёшь репетировать и «взаправду» умрёшь?
Собрав некую информацию, я затягивать с репетициями не стала. Лучше всё заранее отрепетировать, чтоб потом не провалиться на «главной сцене».
Легла на спину, как-то «привычнее» умирать на спине. Произнесла дежурную молитва…, я и в Сон без неё ни ногой, а уж тем более в Смерть.
Теперь надо, чтобы уж всё прочувствовать, как следует пригласить Её эту самую, даму по имени Смерть…. Морена у славян, Кали у индусов, Анубис у египтян и так далее.
Но, где вы сейчас слышали, Морена пришла и, конец? Или, всё – Кали! Или Анубис тебе!
Нет, мы говорим Смерть, и именно это слово все страхи несёт
Но, что бы быть честной, сознаюсь, что прежде чем идти на такой эксперимент, я об этой Даме, не всё, но кое-что узнала. Нет, ни с точки зрения физиологии или биохимии, эти знания у меня с академической парты имеются, но мне это сейчас не очень пригодилось бы.
А вот сказки русские, где мёртвая вода богатыря, разрубленного на части, соединяет. Или средства, утомлённых медициной физиков, которые прибор народу предложили для изготовления этой самой мёртвой водицы, что убирает ранки и воспаления. То есть, есть таки в Смерти, как и в любом явлении Природы нечто положительное.
- Вот, за него и держись! – сказала я себе.
Да, и здравый смысл окончательно успокоил: если бы так легко было «отчалить», то незачем было бы придумывать сложные, не эстетичные и часто болезненные способы…
Всё решено!
Легла на спину, расслабилась с помощью АТ (аутогенной тренировки) и мысленно приглашаю Смерть войти в моё тело…. Лежу, жду…
И, вдруг, явственный холодок коснулся моих ног, а укрыта я тёплым, пуховым одеялом.
Я внимательно слежу за своими ощущениями. Если я замерзала раньше, то вслед за первым холодком озноб наступал, весьма неприятное чувство, с мурашками и общим недовольством всего тела.
А тут, нет, после холодка, ноги мои невесомыми стали, а потом, и вовсе, я их чувствовать перестала.
Продолжаю звать, приглашаю дальше продвигаться. Те же ощущения повторились в теле и руках. Сначала холодок, потом невесомость и … нет ничего, пусто. Вот и грудь, и плечи, шея исчезли из моего восприятия…
Вот тут я остановилась.
- Ой, а если Она в голову войдёт, что будет? Вдруг всё-таки умру?
А потом думаю.
- А на кой ляд мне одна голова, без всего остального? Давай, милая, заходи и в голову!
Больше мыслей не было. В голове никакого холодка я не почувствовала….
Я просто увидела себя со стороны… И вижу, как моё тело, поворачивается на правый бочок, руки лодочкой под щёчку…
Утром проснулась необыкновенно бодрой, с отличным самочувствием во всём теле и приподнятым состоянием души. Ура!
Несколько запоздало для медика, но всё потому, что тема Смерти всегда пугала, нашла в биографии учёного Павлова его комментарии в момент собственного умирания, записанные учеником. Прочла, что и у него ощущение Смерти с ног началось.
Значит, не показалось!
Стала практиковаться несколько раз в неделю.
Вскоре поехала в Севастополь по делам, остановилась у подруги. Она давай выпытывать, что мол у тебя нового, делись, не таи. Я ей и рассказала, что самый большой свой страх из себя вытаскиваю.
- Я тоже очень хочу, только я одна не буду! Давай вместе умирать будем. И говорить даже мысленно я боюсь! Давай, ты будешь вслух умирать! А я рядышком с тобой тоже репетировать буду, пожалуйста!
- Ладно! – не могла отказать я, сочувствуя всем, кто страх испытывает.
Ночью легли на большой раскинутый диван. Как два солдатика вытянулись. Я начала говорить, сначала ключи на расслабление, потом приглашение Смерти. Звук моего голоса лично мне мешал больше, чем помогал. Но с трудом и большими повторами я всё-таки прочувствовала Её присутствие и заснула. Утром спрашиваю подругу.
- Расскажи, как у тебя всё происходило?
- Честно,... я после первых твоих установок на расслабление заснула и больше ничего не слышала.
С тех пор я никого «за руку не вела». Категорически отказывалась. Тогда другая моя подруга, не уговорив меня на совместный сеанс, сказала.
- А можно я «поумираю» немного днём? Ночью и одной, уж очень страшно. А ты, пожалуйста, в другой комнате посиди… если что, через пару часов загляни ко мне…
Прошло полчаса, не больше. Она выходит, вся такая таинственная.
- Потрясающе! Мне кажется, Она у меня в животе что-то полечила даже. Везде холодок лёгкий был, а на живот как будто кусок льда положили. Потом заснула, а проснулась тепло и лёгкость во всём теле. Неужели, Она была во мне?
Я так и не знаю до сих пор, прошло двадцать лет от тех экспериментов, входила Смерть в тело, или нет. Но страха в душе не стало.
И в продолжении представлю вам одно исследование.
"Леля, Жива, Марена – три лика Богини Плодородия"
Цель этого небольшого исследования – обратить внимание читателей на наличие существенного сходства между тремя Богинями славян – Лелей, Живой и Мареной, и попытаться обосновать отражённое в заглавии предположение: возможно, эти три Богини на самом деле три имени, три лика Одной…
Леля
Имя этой Богини, по мнению исследователей, родственно словам «лелеять» (заботиться), «люлька» (колыбель), «лелека» (аист; как известно, приносящий детей). В белорусском языке оно звучит как «Ляля», что означает «ребёнок».
Академик Б.А. Рыбаков приводит старинное письменное свидетельство о почитании Лели – в «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой Горе» (XVI век) сказано: «На том же месте был храм трёх идолов, которых звали Лада, Бода, Леля. К ним простые люди сходились в первый день мая, молитвы им творить и жертвы им приносить». [1] Тот же Б.А. Рыбаков пересказывает сообщение Древлянского о белорусском народном празднике «Ляльник», отмечавшемся 22 кветня (апреля): «Девушки выбирали из своей среды самую красивую и она исполняла роль Лели. Для Лели изготавливалась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была символизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Леля, а по сторонам от неё на скамью укладывались приношения (по одну сторону – хлеб, а по другую – кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана). У ног Лели лежали сплетённые венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели, прославляя её как кормилицу и подательницу урожая. По окончании хороводной пляски и пения Леля наделяла девушек венками». [1] Скорее всего, культ Лели связан также с праздником Купалы – во время русалий исполнялись песни с архаичным припевом «О-эв-Леля», «Лелемье» и т.п.
Описание Лелиного Дня, сделанное Древлянским, прямо указывает на наличие у Лели функции Богини плодородия. Работам этого автора доверяют не все, однако, есть и другие свидетельства (правда, косвенные). Во-первых, это даты праздников (22 кветня апреля и 1 травня мая – время бурного весеннего возрождения жизни; Купала – время расцвета природы). Во-вторых – значение имени Богини, которое можно трактовать как «ребёнок» (в этом случае Леля, по-видимому, выступает, помимо прочего, и как олицетворение весенней зелени) или «лелеющая» - то есть, Богиня, заботящаяся о возрождении природы… Обе эти трактовки, на мой взгляд, не противоречат друг-другу.
Жива
Средневековый хронист Гельмольд упоминает Живу (Siva) как главное Божество в земле западных славян – полабов. Имя этой Богини связано со словами «жизнь», «живой» и т.д. и, по-видимому, означает «Живящая», «Дающая жизнь».
А.Н. Афанасьев в своих «Поэтических воззрениях славян на природу» приводит цитату из польской хроники: «Божеству Живее было устроено капище на горе, названной по её имени Живец, где в первые дни мая благоговейно сходился многочисленный народ, к той, которую считал источником жизни, долговременного и благополучного здравствования. Особенно ей приносили жертвы те, которые слышали первое пение кукушки, предсказывавшей им столько лет жизни, сколько раз повторится её голос. Думали, что высочайший владыка Вселенной превращается в кукушку и сам предвещает продолжение жизни». [2]
Приведённый выше отрывок позволяет предполагать, что в глазах наших Предков власть Живы была настолько велика, что эта Богиня могла даже продлить срок жизни, установленный свыше… Дата праздника в её честь указывает на связь Живы с плодородием, об этом же говорит и семантика имени (сравните слова «нажива», «пожива», «жито»). Есть и другие свидетельства: зарубежные авторы XV-XVII вв. изображают Богиню в виде обнажённой женщины с плодами в руках, а в «Mater Verborum» (источнике, конечно, спорном) Жива сопоставлена с Церерой: «Богиня зерна, Церера, Жива».
Марена
Марена (Морена) в мифологии славян – Богиня смерти. Имя её родственно таким словам, как «мор», «марево» и т.п. Однако, власть над смертью – только одна из функций этой Богини.
Польский хронист XV века Ян Длугош отождествляет Марену (её имя он приводит в форме «Маржана») с римской Церерой. По поверьям лужицких сербов, «В полдень же прохаживается (по Kotmarss0g`у) какая-то Мара, заботясь, чтобы всё хорошо росло, особенно травы: её видали пастухи и приносили ей жертвы, прося у неё помощи своим стадам: зажигали огни и обливали землю молоком, вскипячённым с травами». [3]
В мифологическом словаре даётся такое описание: «Марена, Марана, Морена, Маржана, Маржена в славянской мифологии богиня, связанная (…) с воплощениями смерти (Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя». [4]
Важное место в купальской обрядности занимает уничтожение изображения Марены; по данным этнографии, части этого изображения участники обряда могли относить на огород – для плодородия…
Полагаю, приведённых выше сведений вполне достаточно для того, чтобы с уверенностью говорить о наличии у Марены функции Божества плодородия.
Итак, что мы имеем в итоге? Все три Богини являются Божествами плодородия; пересекаются даты праздников в их честь (1 травня мая – день Лели и Живы; Купала – Лели и Марены). На мой взгляд, Жива (Живящая), Леля (Лелеющая) и Марена (Мертвящая) вполне могут быть не разными Божествами, а разными именами одной Богини…
Мирослав
Список литературы:
1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу (в трёх томах).
3. Сербо-лужицкия народные поверия (из бумаг И.И. Срезневского). Живая Старина, СПб.: 1890, вып. 2, с.60
4. Мифологический словарь (под редакцией Е.М. Мелетинского). М.: Советская энциклопедия, 1990 г.
Боимся того, что меньше знакомо,
Ночью те страхи нам спать не дают.
«Хватит», - страхам сказала я твёрдо,
В сон погружаясь, к Морене иду!
Я репетирую смерть ежедневно,
Скульптора вечности ночью зову.
В тело она пройдёт постепенно,
Скажет: «Не бойся, я в гости иду».
Свидетельство о публикации №213041100332
Ты очень смелая, Валюша, но , наверняка есть ещё страхи?
Лев Чайка 01.07.2013 01:00 Заявить о нарушении
Демидова Валентина Евгеньевна 01.07.2013 01:03 Заявить о нарушении