В. Дорожкина о В. Кравченко

Сквозь дым отечества
(О творчестве Василия Кравченко)

Василия Кравченко справедливо называют мастером остросюжетной новеллистики. Сколько бы ни выходило рецензий на его произведения, редко кто из критиков не отмечал эту особенность писателя.
Его путь в литературу, как и у многих других, начинался с журналистики. Василий Кравченко работал в областной молодёжной газете «Комсомольское знамя». Именно эта газета с его литературным объединением была творческим прибежищем для многих начинающих поэтов и прозаиков. Среди них уже достаточно серьёзным жизненным и литературным опытом выделялся Василий Кравченко. Его творчество высоко оценивали не только местные критики. В 1972 году в журнале «Молодая гвардия» была напечатана повесть «Братья Карандеевы», которой дал «добро» известный писатель Владимир Дудинцев.
Но до этого момента у Василия Кравченко был ещё долгий путь студенчества, учительства и журналистики. Он родился 18 мая 1937 года в городе Брагино Гомельской области Белоруссии. Будущий писатель, с детства познавший не только лишения, но и трагические моменты, уже тогда, может быть, осознал своё предназначение.
В 1950-е годы он приехал в Тамбовскую область, поступил в Мичуринский педагогический институт. После его окончания работал учителем в Белоруссии. Но всё настойчивее тянули к себе понравившаяся тамбовская природа, люди, с которыми успел подружиться в студенческие годы. Василий Кравченко окончательно переезжает в Тамбов. Именно здесь он состоялся как журналист и писатель.
Было время, когда проблемные очерки Василия Кравченко не сходили со страниц областных газет, журнала «Подъём». Он зарекомендовал себя публицистом, поднимающим и понимающим проблемы тамбовских сёл, в которых он бывал чуть ли не ежедневно. Основные темы очерков и статей писателя: переустройство всей жизни Тамбовского края, пропаганда духовных ценностей, улучшение жилищных условий сельчан и горожан – всё то, что и сейчас не потеряло своей остроты.
А разве не современно звучат слова Василия Кравченко о хлебе в его писательских заметках «Каравай на ладонях», опубликованных в областной газете «Тамбовская правда» почти тридцать (!) лет назад? Автор сравнивает зёрна пшеницы с крупинками золота: «Вот течёт оно струёй из бункера, вот уже возвышаются золотые горы на току… А ещё через несколько дней, просушенное и очищенное (не так ли кропотливо и тщательно промывают и настоящее золото!), оно заполнит закрома…»
И далее, рассуждая о труде хлебороба, писатель без какой-либо назидательности, но всё с тем же чувством любви к русскому полю, уважения к его труженику, заставляет и нас, читателей, обратить внимание на такое простое (и бесценное!) понятие – «хлеб»:
«Когда вы идёте мимо хлебозавода и улавливаете обонянием хлебный дух, вы невольно задерживаете шаг. Запах этот очень многим людям в одно мгновение может напомнить и голодные тридцатые годы, когда засуха начисто выжгла хлебный колос в самых главных житницах страны, и тяжёлые годы войны, и новостройки, когда после упорного труда, после жары или стужи люди тянулись к жилью, к свежему ломтю хлеба… Он всюду с нами, наш хлеб насущный. И как бы легко нам ни жилось, мы всегда должны помнить, что добыт он нелёгким трудом…»
Сама жизнь давала темы для художественных произведений. Став профессиональным писателем, Василий Васильевич не оставил журналистское перо. Его очерки, статьи, сюжеты для которых он брал из непосредственного общения с людьми в многочисленных командировках по области, - это как «сырьё» для будущих остросюжетных повестей и рассказов.
Начиная с 1970-х годов, Центрально-Чернозёмное издательство выпустило несколько книг Василия Кравченко: «Время долгих ночей» (1974), «Беспокойный человек» (1979), «Грустная история» (1983), «Личное дело следователя Дудникова» (1990).
Василий Кравченко показывает истоки нравственности героев, ставит их перед выбором: по какому пути идти – трудному или лёгкому? В этом отношении наиболее характерны произведения «Конец ассамблеи», «Грустная история», где особенно ярко видна гражданская позиция и героев, и самого автора. Остро ощущается его причастность к делам и событиям, будь то рассказ о грузчиках, о доярках или строителях…
В 1992 году, по инициативе Василия Кравченко, в Тамбове было создано издательство «Новая жизнь», выпустившее сразу две книги писателя: «Рассказы о любви» и «Лицедеи», которые, конечно же, не прошли незамеченными. О «Лицедеях» не забыли и через двадцать лет после выхода. Почему? Потому что герои – не выдуманные, это реальные люди, подверженные порокам общества, в котором живут. Но одни противостоят этим порокам, другие нет.
В «Лицедеях» Василий Кравченко удачно использует приём «внутреннего монолога». Герой говорит с собой, но не только для одного себя. Он ищет собеседника – понимающего, сочувствующего. И в то же время он почти уверен, что такого собеседника у него пока нет. А он так необходим! Совсем не случайно вводит Василий Кравченко в повествование незначительный, на первый взгляд, эпизод - встречу на Павелецком вокзале: «Не сразу заметил Пётр, что на него внимательно смотрит молодой мужчина, примерно его ровесник… Когда Пётр поднял на него глаза, мужчина оживился и попросил:
- Слушай, мужик… Поговори со мной.
- Что? – не сразу понял Пётр.
- Поговори со мной. Душа болит, - пояснил сосед.
- У кого она нынче не болит?- сказал Пётр»…
Здесь мы явственно слышим авторский голос. Писатель  разворачивает перед нами непростую, запутанную  картину жизни героев, но делает это не отстранённо, а с душевным участием, пропуская через себя все события, описанные им в повести «Лицедеи»…
В те, теперь уже далёкие, можно сказать, годы, областная газета «Тамбовская правда», превратившаяся под «давлением» перестройки в «Тамбовскую жизнь», регулярно печатала произведения местных прозаиков, поэтов, краеведов на специальной «Литературной странице». Выходил к читателям газеты со своими рассказами и очерками и Василий Кравченко. И у многих сложилось впечатление, что это – основные жанры в творчестве писателя. Хотя было уже издано несколько его повестей, в том числе и уже упомянутая повесть «Лицедеи».
Об этом писал прозаик, критик и литературовед Николай Наседкин в книге «Литературные мушкетёры» (Тамбов, 1996), рисуя творческий портрет Василия Кравченко. Получился достаточно яркий образ «тамбовского Портоса» (так называет его Наседкин), но образ далеко не полный, если иметь в виду сегодняшний день писателя, выпустившего две солидных книги – роман «Графский наследник» (Тамбов, 2000) и «Сага о заблудших» (Тамбов, 2007). Это - самая, что ни на есть, «злоба дня», о которой – где с юмором, где с горечью, - рассказывает автор своему читателю…
И опять на первом плане – поиски героями нравственного идеала. Особенно остро они показаны в романе «Графский наследник». Далеко не всегда эти поиски успешны. Писатель рисует и внешний лоск, и неприглядную изнанку обитателей города Лысогорска, где разворачиваются основные события романа. И если в повести «Лицедеи» читатель только по отдельным эпизодам узнаёт свой город Тамбов и некоторых его жителей, то в «Графском наследнике» областной центр показан с такими подробностями, что не узнать его невозможно. Да автор и не пытается скрыть, что Лысогорск – это Тамбов: он хоть и «зашифровывает» имена и фамилии действующих лиц, но по тем метким характеристикам, которые он им даёт, мы безошибочно узнаём тогдашних руководителей города и области, местных миллионеров, которые, прикрываясь должностями и удостоверениями депутатов, преступным путём наживают себе капитал на развалинах перестройки...
И всё-таки именно в рассказах, написанных в последнее десятилетие, в большей степени, на мой взгляд, Василий Кравченко проявил себя как мастер остросюжетной новеллистики. Многие рассказы были в разные годы напечатаны в газетах – областных, городских, районных - и, безусловно, задерживали внимание читателей на литературных страницах местной печати. Собранные под одной обложкой в книге «Дым Отечества», разные по объёму, тематике и по времени, в котором происходят события, рассказы воссоздают реальную жизнь, которую вместе с автором и героями проживает и читатель, – настолько захватывает повествование.
Зная жизнь периода «тоталитарного режима», как говорится, «изнутри», Василий Кравченко со знанием дела показывает, как в обычном деревенском человеке – доярке Зое Грезневой из рассказа «Таблица Менделеева» - махровым цветом расцветают пороки, когда её, «по лимиту», выдвигают в Верховный Совет СССР. Как быстро она, полуграмотная, не обременяющая себя ни работой, ни заботой о детях, сообразила, что можно извлечь из своего нового положения. И ещё как извлекает!
Отсутствие нравственных устоев в героях и в обществе, в котором они живут, приводит, в конечном счёте, к неприятностям, а то и к трагедии. В этом отношении характерны рассказы «Обычный день профессора Бурдаева», «Утро олигарха», «Степное гнездо». И даже в «Рассказе со счастливым концом» всё, чем он завершается, трудно назвать счастьем – так, зыбкое благополучие…
Рассказы «Эхо» и «Дым Отечества» переносят нас в далёкие сороковые годы прошлого века. Герой первого рассказа Егор Павлович, прошедший с боями множество фронтовых дорог, побывавший в плену, вынужден жить под чужой фамилией из-за сложных перипетий – последствий войны. Честь советского солдата не даёт ему права мстить слепой местью предателю Родины Канищеву. Он получил по заслугам. Но Егор Павлович знал, что у Канищева остался маленький сын. И он после войны едет за ним и становится ему отцом. И воспитывает из него хорошего человека. Но в конечном итоге настоящего счастья никто из героев не обретает…
С трагическими следами, оставленными войной, встречаемся мы и в рассказе «Дым Отечества». …В сорок третьем году в селе Верхотурье, занятом немцами, в доме бывшего колхозного бухгалтера Веры Степановны поселился обер-лейтенант барон Курт фон Штаубе. Муж и старший сын хозяйки были на войне, она жила с восемнадцатилетней дочерью. Каково же было ей, когда она узнала, что дочь «спуталась» с немцем и, более того, забеременела от него! Такого позора мать пережить не могла, и она сама выносит приговор и барону, и дочери, и себе:
«Вера Степановна вышла во двор. В ясном небе висела большая яркая луна. К ней тянулись редкие дымы, остро пахло палёным навозом. Где-то тихонько скулила голодная собака. Прислушавшись, женщина уловила глухие удары, тоскливо подумала: «Наши идут». Ещё недавно это вызвало бы в её душе радость, а теперь тревога заставляла сердце учащённо биться.
Посмотрев на село, Вера Степановна перекрестилась и вернулась в дом. Подбросила дровишек в печку, подождала, пока они хорошо разгорятся. А когда от них остались только уголья и по ним забегали зелёные язычки, она широко распахнула дверцу печки, а вьюшку задвинула до упора. Села к столу, положила голову на руки и уснула…»
Таковы итоги «дыма Отечества». Но не может этот дым заслонить света, скрыть то хорошее и радостное, что – слава Богу! – есть ещё в нашей жизни. Невозможно вытравить из характера русского человека патриотизм, стремление к справедливости, высокое чувство любви, готовность прийти на помощь товарищу.
Запоминается вернувшийся с афганской войны инвалидом Андрей Журихин, спасший в горах Кандагара Сергея - своего товарища. Когда оканчивали военное училище, были друзьями, а потом… Сергей обманным путём, как выяснилось позже, женился на девушке, которую любил Андрей. Вместе воевали в Афганистане. Покалеченные морально и физически, всё-таки вернулись живыми. Конечно, о прежних отношениях нечего было и думать, хотя общались иногда. А однажды, после традиционной встречи афганцев, Сергей уговорил Андрея поехать на рыбалку вместе с другими любителями подлёдного лова. И вот там-то и произошла трагедия: лёд, тронутый оттепелью, не выдержал, и Сергей оказался в воде. Времени для раздумий не было: «Андрей прыгнул на лёд, вода сразу втянула его в себя, сковала, он скользил и уже не управлял своим телом… Они утонули оба…»
Такие, как Андрей, в любой ситуации остаются порядочными людьми. На них, как говорят, земля держится…
Каждый рассказ Василия Кравченко – это своеобразная, художественная, информация к размышлению. Читатель не может не задуматься над вопросом: а как бы я поступил в подобной ситуации?
В жизни случается всякое. Иногда встречается человек, у которого есть задатки, и даже возможности, стать порядочным человеком. Но судьба так повернёт-перевернёт, встретятся такие «доброжелатели», - глядишь, либо тунеядец вырос, либо проходимец, либо ещё хуже – преступник, плодящий зло. А его и так предостаточно. Безнравственные поступки, иногда ничем не оправданная жестокость приводят к разрыву отношений между самыми близкими людьми. Это с особой остротой показано в рассказах «Пиковая дама», «Вот и всё…», «Баран». Те же причины привели к трагедии, которой заканчивается «Степное гнездо».
Мне особенно запомнился рассказ «Трепетная младость». Василий Кравченко показал удивительное знание психологии художника, его внутреннего мира, мира людей искусства вообще. На наших глазах, волею случая, рождается шедевр, созданный заурядным в общем-то художником Панкратовым, считавшим себя неудачником. Его персональную выставку хвалили, но так как-то… неискренне, не от души. И только одна посетительница высказала ему своё, отнюдь не лестное, мнение о его работах. Она-то и стала натурщицей для будущего шедевра. Он успел сделать только карандашные наброски, а когда натурщица ушла, Панкратов взялся за кисть и работал, как одержимый, несколько часов подряд… Словно исчезла преграда, отделявшая ремесленника от гения.
«Да, на всё есть свой миг… Панкратов открыл кладовку и вынес оттуда картину, ещё пахнущую непросохшей краской. Трепетная Афродита сидела на мраморных перилах, нагретых южным утренним солнцем. Богиня красоты и любви… Боги непроницаемы. И недоступны. Им непонятна мирская суета, а значит, непонятны людские скорби и желания…»
Впавшим в неистовство поэтом Шамыгиным, обманутым той, оказавшейся непорядочной, женщиной, которая позировала художнику, шедевр был уничтожен. И в этом – только подтверждение того, что портрет был исполнен действительно гениально. Пронзая полотно ножом, Шамыгин кричал: «Вот тебе, продажная тварь! Вот! Вот!»
Василий Кравченко опять даёт нам возможность поразмышлять: случайность ли то, что Панкратов создал шедевр? Как дальше он будет работать? Хочется верить, что ремесленник Панкратов остался в прошлом – произошло рождение художника Панкратова…
В архиве писателя ещё много неизданного. 2013 год он встретил на творческом подъёме: подготовил к изданию роман «Не суждено нам жить в Париже», который вышел через несколько дней после внезапной кончины автора. Василия Кравченко не стало 26 февраля 2013 года. Но его жизнь продолжается в книгах, которые он создавал горячим сердцем и неравнодушным пером.


Рецензии
Как жаль, когда уходят люди... А особенно такие талантливые! Как жаль, что Василий Васильевич не дождался выхода книги... Как жаль...

Спасибо за прекрасный очерк!

Наталья Меркушова   11.04.2013 17:47     Заявить о нарушении
Наташа, я рада, что ты прочитала очерк.
Мне очень жаль Василия Васильевича. У нас разница в днях рождения всег в трм дня... Некого поздравлять....

Королёва Зинаида 2   12.04.2013 00:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.