Сон Каракола

Сказка к 50-летию Ангарска


Пролог

Коля: Странное задание Анна Ивановна придумала: нарисовать картину о строительстве нашего города. А я откуда знаю, как он строился? Меня же тогда на свете не было. Анна Ивановна сказала, чтобы мы почитали, родителей поспрашивали, с бабушками-дедушками побеседовали. Пофантазировали. Легко сказать! Думаю-думаю, а ничего не придумывается (зевает), даже спать захотелось. Поспать что ли минут шестьсот? (засыпает)
Мама укрывает Колю и ласково говорит:
-Умаялся мой художник. Спи, Коленька, утро вечера мудренее
(целует его).
Автор: И снится Коле удивительный сон: будто живет он в таёжной глухомани со своими родителями между реками Ангара и Китой в ветхой избушке. А по соседству с ними живет леший - не леший, колдун - не колдун, а зовут его Михеем. И есть у него птица, чёрная, нахохленная, всегда всем недовольная. Михей величает её Враном.

Первое действие

К зимовью подходит медведь, заглядывает в окно.
Медведь: Хозяин, ты живой? Где ты?
Михей: Туточки! Что тебе, Михайло Иванович, не спится? Зимушка ведь!
Медведь: От страху проснулся. Сон страшный видел.
Михей: Что за сон?
Медведь: А вроде бы тайгу вырубили и берлогу мою разорили.
Михей: Да не верь ты сну: кому это под силу тайгу вырубить?
Пожуй валериановый корень, да и спи спокойно.
Медведь: Да и то правда. Что-то нервный я стал. (уходит).

Второе действие.

К зимовью в ступе с реактивным двигателем подлетает Бабушка-Ягушка, она поет:
- Мчись же, ступа-ступушка,
Я хочу, голубушка,
У Михея побывать.
Вместе с ним поколдовать.
Михей: Кому колдовать-то? Скоро совсем разучусь - практики нет.
Баба-Яга: Хоть бы забрёл кто в нашу глухомань...
Михей: Пойду Врана покличу. Может, видел кого? Вран! Вран! Где тебя носит? Домой!
Вран: Что изволишь. Михеюшка? Кого извести надо? На кого страху нагнать?
Михей: Что ты напраслину наводишь? Когда это я тебя пакостить посылал?
Вран: Шучу, Михеюшка. Это я после встречи с Колькой таким задиристым стал: он кого хочешь разозлит.
Михей: Неужто такой озорной?
Вран: А ты сам на него посмотри, вот-вот пожалует – додраться не успел.

Третье действие.

Появляется Коля, взъерошенный, с рогаткой. Михей и Баба Яга прячутся за куст калины.
Коля (обращается к Врану): Вот ты где, вражина! Что улетел? Струсил?
Вран: Ой- ой- ой, прямо от страха падаю! Что ты пристал ко мне?
Коля: Ничего мне от тебя не надо, просто подраться не с кем. Да и завидую я тебе: летаешь, где хочешь, живешь долго-долго. Хотел бы я быть на твоём месте
Михей и баба Яга выходят из укрытия и вместе говорят:
А мы, Коля, тебе помочь можем: превратим тебя в ворона, летай, куда хочешь, живи, сколько можешь
Коля: Ишь вы какие хитренькие: почему это я должен жить сколько смогу? Колдуйте мне тысячу лет, тогда соглашусь
Баба Яга: Ух ты, привереда какой! Тыщу!
Михей: Тыщу - не тыщу. А триста тебе положено. Согласен?
Коля: Ладно, колдуйте. Чего резину тянете? Только в ВО;РОНА, а не в воро;ну щипаную.
Михей: Естественно.
Баба Яга: Готов? Не хочешь ли с родителями попрощаться?
Коля: Ещё чего? Да ну их!
Баба Яга: Не хотела бы я быть твоей матерью, эгоист несчастный.
Михей: Предупреждаю, что я колдунскую школу пока не закончил, экзамены не сдал, диплом не получил. Пока экспериментирую. Согласен?
Коля: Люблю эксперименты. Начинайте!
Михей берет в руку сосновую ветку, машет ею и приговаривает:
Колдуй, баба, колдуй, дед.
Заколдованный билет,
Ветка, слушайся Михея.
Колю превращай скорее
Не в лягушку, не в корову,
А в сословье вороно;во.
Превращайся на века
Ты во птицу ВОРОНКА;!
Баба-Яга машет помелом, помогая Михею. У Коли постепенно отрастают крылья, клюв, но он сам себя не видит и об этом не знает.
Вран: Был задира ты известный, а теперь ты - бессловесный!
Коля: Почему это я - бессловесный?
Михей: Ой- ой- ой, вот дурак-то я недоученный, про голос забыл. И ты, подружка Ягушка, не подсказала.
Баба-яга: А за подсказки двойки ставят.
Михей: Могла бы и получить!
Баба Яга: Очень надо! Твоё колдовство: ты за него и в ответе. Переделай!
Михей: Не умею! Жить тебе, Коля, говорящим вороном: Вcё видеть, всё слышать, обо всём рассказывать. А звать тебя отныне - КАРАКОЛ, что значит - ворон Коля.
Коля: Это я что ли ворон?
Баба Яга: А то кто же?
Коля смотрится в лужу и в страхе кричит:
Ой, мамочка, как же я дома покажусь? (плачет)
Михей: По доброй воле всё, по доброй воле.
Коля: Я же не знал, что вы поправде наколдуете, думал – шутите. Мамочка меня не узнает, потеряет (плачет)
Михей: Когда получу диплом, - расколдую.
Коля: Это когда ещё будет, а меня дома ждут, волнуются (плачет).
Баба Яга: Теперь плачь-не плачь, а обратного пути нет. Привыкай к вороньей жизни.
Автор: Давно это было, больше ста лет назад, но живёт в наших лесах до сих пор говорящий ворон Каракол.

Четвёртое действие

На балконе девятиэтажки на своём седьмом этаже стоит девочка и смотрит на макушки сосен, растущих у дома. Замечает гнездо.
Таня: Мамочка, посмотри-ка, - гнездышко, а рядом - вороны.
Мама: Смелая птица, если под окнами гнездо строит, значит, людям доверяет.
Таня: Можно я птичек позову?
Мама: Не прилетят: ворон - птица осторожная (уходит).
Таня: А я попробую. Ворон! Ворон! Кара! Кара!
Каракол, услышав часть своего имени, взлетел на балкон.
Каракол: Здравствуй, девочка. Зачем звала?
Таня испугалась, закрыла лицо руками, но не убежала. Сквозь пальцы смотрит на Каракола.
Каракол: Не бойся, я - птица мирная.
Таня: Я не боюсь. Странно только, что вы разговариваете, будто я в сказку попала.
Каракол: А жизнь и сказка переплетаются, порой сливаются, в них многое сбывается.
Таня: А вы давно в Ангарске живёте?
Каракол: Да уж скоро сто двадцать лет будет, как я здесь проживаю. Только Ангарском это место недавно стало называться, чуть больше пятидесяти лет.
Таня: Знаю. В школе говорили, как город строился. Вот бы посмотреть, как это было!
Каракол: Нет ничего проще: я же все видел и всё слышал. Расскажу и картинки покажу
Таня: Ой, а нам как раз задали нарисовать картины о строительстве нашего города. А не могли бы вы к нам в «художку» прилететь и всё рассказать, а мы вам свои картины покажем.
Каракол: Могу, конечно! Завтра в пятнадцать ноль-ноль буду.

Пятое действие

Автор: Сосед Тани, Севка, со своего пятого этажа, тоже заметил гнездо и ворона. Видел даже, как он к Тане на балкон прилетал, и решил его изловить. Выставил на балкон кормушку с едой, соорудил ловушку и стал ждать. А нужен был ему ворон, чтобы научить его говорить: вчера по телевизору в «Местном времени» объявили, что того, кто доставит в редакцию говорящую птицу, ждёт приз. В это время пришёл к Севке его друг Артур.
Севка: Во время пришел: сейчас ворона ловить будем!
Артур: На фиг он тебе?
Севка: Ты что, телек не смотришь? Вчера обещали денежный приз за говорящую птицу.
Артур: Так это - за говорящую!
Севка: Научим!
Артур: Ты уверен?
Севка: На все сто!
Артур: А где ты птицу возьмёшь?
Севка: Ты чем слушаешь? Я же тебе толкую, что сейчас ворона ловить будем.
Артур: Он что к тебе по заявке прилетит?
Севка: Он под моими окнами живёт. Вчера к Таньке на балкон прилетал.
В это время на балконе что-то стукнуло, упало, кто-то чертыхнулся. Севка выбежал на балкон и скоро вернулся с вороном
Севка: Есть! Попался!
Артур: Ой, какой страшный!
Каракол: Страшный, страшный! Тебя бы так сдавить, какой бы ты был?
Мальчики (вместе): Говорящий! (падают в обморок)
Каракол взлетает на шкаф. В это время возвращаются родители Севы, видят мальчиков без сознания, вызывают «скорую». Врач приводит мальчиков в чувство, а со шкафа вдруг раздается ворчливый голос Каракола:
- Слабаки, Ворона испугались! Сами в ловушку заманили, а теперь в обморок хлопнулись!
(Теперь падают в обморок родители Севы.) Мальчики приводят их в чувство, а Каракола сажают в клетку

Шестое действие

Каракол: Сижу за решёткой в темнице сырой...
Севка: Чего ты орёшь? Соседи сбегутся.
Каракол: Пусть сбегутся! Буду орать! Караул! Убивают! Выпустите из клетки, а то голодовку объявлю!
Севка; Да замолчи, крикун, выпущу я тебя, только форточку закрою. Мальчик открывает клетку, Каракол садится на подоконник зарешеченного окна и снова орёт.
Каракол: И здесь решётка! О, дайте, дайте мне свободу!
Севка: Вот горлан, свободы ему захотелось. Нет, бpaтец, ты с нами на телестудию пойдёшь. Нам приз полагается.
Каракол: Шантажисты! Вымогатели! Отпустите, спешу, в художественной школе ждут!
Севка: В какой? Зачем ты там нужен?
Каракол: Я много жил, и много видел и слышал, могу рассказать, как Ангарск строился. Меня Таня позвала.
Севка: Так это наша школа. Ладно, лети, послушаем тебя, а потом за призом.
Каракол: А ты когда объявление о призе слышал?
Севка: Вчера.
Каракол: Так вчера же первое апреля было.
(Немая сцена.)

Седьмое действие

Школьный зал заполнен учениками. На сцене - Таня
Таня: Ребята, у нас необычный гость - ворон Каракол, который давно живёт в Ангарске. Не удивляйтесь, что он говорящий, а внимательно слушайте. Встречайте гостя.
(Появляется Каракол, кланяется. Все хлопают)
Каракол: Здравствуйте, юные краеведы. Похвально, что хотите узнать историю родного края. Я вам помогу. Смотрите!

Картинка первая
Проезжает кибитка слышен звон колокольчика. По дороге плетутся узники в кандалах. Звучит песня « Дин-дон слышен звон кандальный»
Каракол: Это Московский тракт он идет от Москвы до Иркутска. Часть его проходит по Ангарску. Когда вы едете на трамвае по улице Московской, то около Дворца творчества трамвайная линия делает изгиб, - это памятник кандальному тракту, а около моста через Китой воздвигнут памятник декабристам, которые шли по тракту в Сибирь на каторгу. Смотрите дальше.
Картинка вторая
Тайга. С грохотом проносится поезд. Гудок паровоза.
Медведь: Опять я уснуть не могу, вся берлога так ходуном и ходит. От грохота я глохнуть стал. И что за зверь в нашем лесу объявился с длинным хвостом и горящими глазами? Может, дракон?
Каракол: Ох, и отстал ты от жизни, дядя Миша! Все, даже дети, знают, что сто лет назад здесь построили сибирскую железную дорогу. Тебе мой совет: построй себе берлогу подальше от неё и будешь спать спокойно.
Медведь: Придется. Не хотелось бы из родных мест уходить, но... (махнув лапой, уходит).
Таня: А об Ангарске-то когда расскажете?
Сейчас и расскажу. Всё на моих глазах случилось. Начали строить в 1945 году поселок Ангарский, а уже через шесть лет он городом стал. У меня есть его свидетельство о рождении (показывает)
Гражданин - ГОРОД АНГАРСК
Родился - 30 МАЯ 1951 ГОДА
Место рождения - ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, РСФСР.
Таня: А что вы ещё помните?
Каракол: Первую юрту.
Первый дом.
Первую школу
Первый кинотеатр «ПОБЕДА».
Первый ДК« НЕФТЕХИМИК».
Первый трамвай.

Картинка третья.
По тайге едет трамвай, рядом бегут зайцы.
Каракол: Зайчики, здравствуйте!
Зайцы: Здравствуй ворон!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайцы погулять,
И с трамваем нам с руки
Пробежать вперегонки! (хохоча, убегают).

Восьмое действие

Внезапно появляются Михей и Баба Яга. Они одеты по-современному, но узнаваемы.
Михей: Здравствуйте, люди добрые.
Баба Яга: Примите и моё возвращение.
Ребята: Кто вы такие?
Михей: А вот Каракол вам расскажет, кто мы такие.
Каракол: Не хотел бы я с вами встречаться, да что поделаешь...В общем, ребята, это те, кто меня из человека в птицу превратил. Больше ста лет мучаюсь.
Баба Яга: Что мучаешься-то, ведь сам хотел 300 лет прожить, а за любое желание надо платить.
Михей: А я тебя, Коля, обрадовать хочу: колдунскую школу я закончил, диплом получил и сейчас я верну тебе прежний облик. Вот моя лицензия, не бойся, всё сделаем, как надо! Помогай, Ягушка.
Михей и Баба Яга:
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Заколдованный билет,
Каракол, домой вернись.
Снова в Колю обернись,
Ты умойся белым снегом,-
Снова станешь человеком!
Каракол умывается снегом и превращается в мальчика

Эпилог

Коля спит, мама подходит, будит его
Мама: Коленька, вставай, милый. Пора!
Коля (ощупывает себя, оглядывает): Мама, я-птица или человек?
Мама: Пташечка ты моя любимая.
Коля (целует маму): Мамочка, я тебя так люблю! Ура! Я – человек! Ну, Анна Ивановна, я теперь такую картину нарисую!


Рецензии
Надежда, ради Бога, извините, но насколько мне известно - в прологе не бывает прямой речи и диалогов. В прологе идёт описание того места, где происходят события и знакомство с персонажами. Я подумала: может я не права, и заглянула в интернет.

Пролог - (от греч. prologos - вступление) - вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения. В литературном (театральном) прологе рассказывается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.

Лариса Евсикова   07.03.2015 08:17     Заявить о нарушении
lЛариса, спасибо за комментарий. В словаре А.П Квятковского ("Школьный поэтический словарь") есть ещё одно значение понятия "Пролог": "... в некоторых литературных произведениях ПРОЛОГ - это вводная глава, подготавливающая читателя к дальнейшему развёртыванию сюжета". А раз глава, то там и диалог возможен, как у меня, чтобы показать, что это сон.

Надежда Кудашкина   07.03.2015 09:06   Заявить о нарушении
Нет, Надежда, не могу с Вами согласиться. Да, пролог - это в своём роде глава, но в ней, как правило, идёт описание предстоящих событий и тех героев, которые участвуют в этих событиях.

Минутку! Сейчас попробую выразить свою мысль...

Для чего в пьесе нужен пролог? Потому что дальше идут только диалоги и ремарки. Всё! Для того, чтобы не перегружать ремарки дополнительной информацией, читателя вводят в курс дела в ПРОЛОГЕ.

Лариса Евсикова   07.03.2015 09:47   Заявить о нарушении
Это - методика.

Мне ОЧЕНЬ нравится Ваше творчество. Я говорю это совершенно искренне. Особенно произведения для детей. Вы в детские души сеете доброе, вечное и мудрое.
Творческих Вам успехов, Надежда! И с наступающим 8 марта!

Лариса Евсикова   07.03.2015 10:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за добрые слова И вас поздравляю с Весной. Творческих успехов, счастья и любви

Надежда Кудашкина   07.03.2015 10:34   Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, Надежда!
Я надеюсь, что моё примечание, ни коем образом не отразится на наших отношениях. Мне бы не хотелось, чтобы у Вас сложилось обо мне превратное мнение.
Я посмотрела статью, на которую Вы ссылаетесь, но, к сожалению, ничего не нашла по поводу пролога и пьес. Там методика написания стихов. Возможно, я что-то и пропустила, но в любом случае стало любопытно.

Счастья Вам и здоровья!

Лариса Евсикова   07.03.2015 10:54   Заявить о нарушении
Что вы, Лариса, каждый имеет своё мнение и это хорошо. Я не статью вам приводила, а , как в словаре слово ПРОЛОГ объясняется. Всего вам доброго

Надежда Кудашкина   07.03.2015 15:18   Заявить о нарушении
И я о том же самом.

Поэтический словарь А. П. Квятковского — справочник по теории ПОЭЗИИ. Содержит около 670 терминов из области стихосложения и поэтики стихотворных текстов, информацию о русской литературной и народной поэзии, античной поэтике и риторике, формах и жанрах западноевропейской поэзии, терминологию...

Лариса Евсикова   07.03.2015 16:11   Заявить о нарушении
Я здесь искала что-нибудь о прологе и не нашла. Там всё о поэзии. Я просто неправильно выразилась. Не статья, а словарь.
Конечно, сейчас кто как хочет, так и пишет. Но то, что простительно известному писателю, не простят начинающему. Что-то у меня резко пропало желание писать пьесы. Шучу!
Всего хорошего, Надежда!

Лариса Евсикова   07.03.2015 16:25   Заявить о нарушении
Надежда, я докопалась до истины. Возможно Вам это будет не интересно, но я всё-таки поделюсь с Вами этой информацией. Как знать: может где-то и пригодится.

Да, пролог может быть целой главой, но смотря в каком ЖАНРЕ.
Если это художественное произведение, вроде сказки "Гадкие цыплята", которую Вы просматривали, то там в прологе идёт подробнейшее описание места событий и прорисовываются характеры персонажей.

В пьесе же - сухой язык потому, что это сценарий для спектакля или театрализованной постановки. (Я - режиссёр по специальности). Там присутствует пролог в виде одного предложения: "События происходят там-то и тогда-то". Всё! И само слово "Пролог" не пишется - и так понятно.

Пролог - это вступительная часть, где автор вводит читателя в курс дела. Ну, это тоже самое как Вы пишите статью к чужому произведению или к книге. Естественно, ни каких диалогов и монологов там не может быть.

Вы можете спросить: А какая разница? Суть дела же не меняет.
Конечно, сюжет от этого не пострадал. Страдает только имидж автора.

Лариса Евсикова   07.03.2015 22:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Надежда Николаевна! Мне очень интересно.

Нина Бочкарева   24.03.2015 12:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.