Охота. С полуметра не промахивался...

       Данный рассказ опубликован в альманахе "Охотничьи просторы" №4 - ноябрь 2013г. под названием "Сурок на храп не вышел"...


       Охота... Это слово наполняет мужские души желанием лететь в охот-магазин за патронами... Ну и, конечно, мчаться в продмаг за консервами, ведром картошки, хлебом,  колбасой и энным количеством емкостей с энным числом звездочек... О давно ждущих своего часа ни низком старте палатке, спальниках,  биноклях и ружьях, - и говорить не стоит... Список необходимого истинным ценителям природы на природе вручается женам... Которые собирают нас на охоту с несказанным – и ладно, пусть молчат – неудовольствием... По пятницам мы втроем выезжаем на охоту... Раньше мы пытались охотиться в степи на зайцев... Но косые так быстро скачут от нас, что ну никак не дают приблизиться к ним на верный выстрел... То есть - на два-три метра... Или максимум - на пять...

      Теперь мы ездим в горы... Во-первых, в горах около Джамбула полным-полно куропаток-кекликов... Этот казахстанский город стал известен после фильма, в котором один из его героев, Василий Алибабаевич, очень хотел домой... Так как в нем тепло и там его мама... Ныне городу вернули название Тараз, основанного гуннами ещё в 36 году до нашей эры, а на городском рынке «Шахристан» Василию Алибабаевичу поставили памятник... О чём это я..? Ах, да, кеклики... К ним, в отличие от зайцев, можно подкрасться на вышеупомянутый выстрел... Если, прячась за кустами, идти вдоль горных ручьев... Еще там обитают сурки, которых вообще искать не надо... Залег у норы, и жди – он сам вылезет... А если хорошо замаскироваться или заснуть - то может даже сам приблизиться...

      …Итак, мы едем на охоту... Мы – это «01-й», «02-й» и «03-й»... Ноль первый, Александр Николаич или Санчо, всегда спешит и командует, в общем - торопит нас, как на пожар... В результате, приехав на охоту, мы обязательно чего-то не досчитываемся: «Где вареная картошка?» - «А фиг ее знает» - « Теплые носки взял?» - «Были в ботинках, но что-то я их не вижу» - «В чем же ты?» - «В домашних тапочках...»...
       Ноль второй – это Муса, Михал Михалыч или Мишель... Наши внутренние органы по безопасности и надзору... Он следит, чтобы мы, самое главное, не забыли ружья и патроны... К оставлению всего другого он относится спокойно... Знает, что его прекраснейшая подруга Ася наложит ему запасов минимум на взвод... Вплоть до сметаны и варенья... Поэтому у него всегда самый большой рюкзак объемом в два верблюжьих горба... По приезду на место, ноль второй ощущает это собственным горбом... Ведь до охотничьего бивуака вещи нужно тащить на себе... А это от машины метров триста-четыреста, да еще в гору...

      Я - ноль третий, скорая помощь... Знаю рецепты на все случаи жизни... Как-то у сестры ноль второго разболелись зубы... А я где-то вычитал, что зубную боль снимают бельевой прищепкой, защемив ею мочку уха... В том смысле, что раздражением нервных окончаний на ушной раковине достигается лечебный эффект... На мочке - окончания зубные... Я поведал об этом Михал Михалычу... На следующий день звонит ноль первый и говорит, чтобы я не попадался ему на глаза... Оказывается, его сестра вечером защемила мочку и легла спать... Наутро ухо так распухло, что про зубы она забыла... Конечно ее брат меня не нашел...

      Еще я заговариваю нарывы... Для этого нужно взять свежий сучок дерева... Вообще-то, об этом говорить нельзя, хотя мне почему-то сказали... Но предупредили, чтобы я – никому... И опять же у ноль второго на ноге под пятой точкой вскочил фурункул... Он меня уже простил, согласившись, что прищепка зубам все же помогла... Но от заговора он наотрез отказался... Занялся самолечением... В смысле - мазал нарыв аптечной мазью, грел синей лампой, прибинтовывал подорожник и т.д. ...Толку не было, раз на охоту он ехал на заднем сиденье лежа на боку...

      Видимо, нарыв его уже так достал, что в горах он согласился, чтобы я оказал ему медпомощь... Мы долго ходили среди деревьев, выбирая сучок... Нашли, больной оголил предмет беспокойства, я поводил вокруг куском дерева, пошептал нужные слова и выбросил медицинское приспособление...
     - И это все...? – с угрозой спросил ноль второй... Наверно, он заподозрил, что час поисков сучка и минута процедуры несовместимы... Я заверил, что через пару дней все пройдет... Через день позвонил ноль первый и сказал, что меня снова разыскивает ноль второй... Вот, блин, неужели ногу тоже разбомбило, как ухо..?
     Но оказалось, что нарыв, необъяснимым для меня самого образом, пропал... Неужели я действительно обладаю этим даром...? Ноль первый только потом узнал про заговор, и теперь угорает, вспоминая, что никак не мог взять в толк, куда это мы так загадочно ушли... Затем он видел, как я указывал пальцем, а Михал Михалыч голыми руками очищал гектар рощи от сухостоя... По его расчетам, ноль второй наломал вагон дров... Но для костра так ни одной палочки не принес...
 
     …Итак, приехав в ущелье, мы быстренько перетаскали весь скарб на полянку в рощице... Поставили палатку, надули матрасы, разобрали рюкзаки... Проверили, что на этот раз забыли, покритиковали, как обычно, за это ноль первого... Накрыли стол, закусили и завалились отдыхать...
     Будильник поставили на четыре... Когда он зазвонил, то, открыв глаза, мы узрели горевшую свечку и уже полностью экипированного Михал Михалыча... Ноль второй был в маскхалате с ружьем через плечо... На его правом боку висел, вызывающий невольную дрожь, кавказский кинжал, на левом – набитая патронами противогазная сумка...

     - Вам кофе в постель..? – сварливо осведомился он...
     - Можно в чашку... И, вообще, не рановато ли..? – вопросом на вопрос ответил Александр Николаич... Наш человек... По его тону было ясно, что он бы полежал еще часок-другой...
      - Пора! – бросил ноль второй, и крадущимися шагами ушел в темноту по левому отщелку...

      Нам, по уговору, достался правый... Там тоже было несколько колоний сурков... Пришлось вставать, одеваться, вооружаться и двигаться к местам обитания «наших» объектов охоты... Прошли метров десять... Но тут ноль первый остановился...
      - С пулями взял..? – шепотом спросил он...
      - Зачем..?
      - А если волк или медведь выскочат..?
      Говорят, что в наших горах живут медведи... Волки же народ степной, чего бы они в горы поперлись…?

      Но всё же вернулся, и взял несколько патронов с пулями... Свернул в рулон два пустых мешка...
      - Что это..? – спросил Санчо, разглядев сверток...
      - Мешки... Дичь складывать...

      Двинулись дальше, постоянно спотыкаясь в кромешной темноте... Вдруг в скалах справа и выше раздался такой грозный звериный рев, что мы плашмя рухнули на острые камни... Окапываться было негде... Ноль первый перезарядил ружье пулевыми патронами...
      - Вот видишь, а если бы не взяли..? – еле слышно дыхнул он мне в ухо...
      - Кто это..? – одними губами прошелестел я...
      - По описанию, барс или архар... Я читал, что барсы так приманивают архаров, имитируя их крики...

      Мы пытались в бинокли рассмотреть что-то в темноте, и слушали крики удаляющегося, судя по осыпающимся со скал камням, животного...
      - Вот это голосище - орет, как в мегафон... Но это не барс, он же из семейства кошачьих... Поэтому не может так камнями шуметь... Архар, - поставил он точку. – Или медведь...
      Крики, перепугавшие нас, смолкли... Но мы еще полежали... На всякий случай...
      
      Начинало светлеть... Нужно было торопиться, чтобы успеть замаскироваться у нор до выхода сурков на утреннюю зарядку... Вскоре были на месте... Ноль первый выбрал колонию на левом склоне, моя была на правом за поворотом...
      Неудобно устроившись на крутом склоне вниз головой, я почти не дышал, ни сводя глаз с сурковых нор ниже... И хотя, по описанию, зверьки выходят на кормежку рано, они что-то не появлялись... Или распорядок дня у них был не по науке, или в моих норах жили одни засони...

      ...Первый из них вылез не раньше, чем через час... Дышать, естественно, я перестал совсем... В горле пересохло, а сердце стучало так, что его мог услышать сурок, который высунул голову из норы и надолго замер... Я видел только его затылок, но боялся шевельнуться, думая, а вдруг он косит глазом...
      Наконец, он высунулся по пояс и опять замер... Ладони вспотели еще больше... Да еще начало урчать в животе... А объект охоты и не думал вылезать... Я уже хотел бабахнуть в него, но стволы ружья смотрели несколько в сторону...
 
      В конце концов, он встал на задние лапы во весь рост и уставился вниз по ущелью... Еще тот был толстячок... Теперь ясно, почему он так долго дрых... Затем сурок повернулся градусов на тридцать, постоял, повернулся еще, опять постоял... Так он обозрел все ущелье по сторонам... Но назад и наверх почему-то так и не посмотрел... Видимо не предполагал, что я лежу именно там...
      Закончив рекогносцировку, он опустился на четвереньки и двинулся вправо по склону... Стволы как раз смотрели в ту сторону... Я приподнялся, чтобы взять его на мушку...

      ...Но неожиданно локти поехали вниз, и я на животе заскользил по склону, быстро достигнув норы, из которой вылез грызун... Причем оказался у нее раньше, чем торопящийся назад хозяин, и прямо на его пути....
      Он с разгону ткнулся мне куда-то в подмышку и отскочил на полметра... Но не убежал, а вдруг встал на задние лапы и оглушительно-коротко выкрикнул что-то высоким голосом... Затем насупился и, честное слово, принял боксерскую стойку. Потом опять крикнул и сделал шаг вперед...

       - Ты че, сдурел..? – заорал я на него, покрывшись холодными мурашками. – Пошёл...! Черт...! Уйди...! Пошёл...! – и пытался повернуться на бок...В крайнем случае - буду отбиваться ногами...
       Но «боксер» и не подумал пугаться, а наоборот опять крикнул и сделал еще шаг. Еще крикнул, еще шаг. Я тоже орал ему что-то не совсем литературное. Может, он тоже матерился - я ж сурчиного языка не знаю... С каждым выкриком дикий зверь был все ближе и ближе.
      Мурашки по телу побежали уже ротами, батальонами, и тогда я вскочил на ноги. Владелец норы тут же нырнул в нее...

      Сзади раздался еще один крик. Я вздрогнул и обернулся - ко мне со всех ног мчался Николаич...
    - Где он...? Кто напал...?– вопрошал он, угрожающе поводя стволами по склонам. – Ты не ранен...? Давай посмотрю…
    Он начал со всех сторон осматривать меня... Конечно, можно было насвистеть что-нибудь про волка или медведя, но я честно рассказал все, как было....
    - Что же ты не стрелял в него...? – воскликнул ноль первый. – Ты же с полуметра никогда не промахивался…
    - Видите ли, Шура, – попытался я еще раз объснить ситуацию. И заодно стал оглядыватьмя по сторонам, ища свое ружье. Оно оказалось в моих руках... Причем, из левого ствола кокетливо торчала веточка...
     - Господи, и это охотник! С кем я связался...? – с надрывом сказал ноль первый и пошел обратно к своей колонии, пытаясь придать походке непринужденное изящество заправского следопыта...
     - Хемингуэй нашелся, - пробурчал я ему вслед. – Сам хоть бы раз кого подстрелил...
     Александр Николаич сделал вид, что отошел достаточно далеко, и уже меня не слышит. Я двинулся следом. Но он прошел мимо своей засады, сказав, что сегодня они теперь вряд ли вылезут. Так как мой сурок под землей наверняка всем уже о нас рассказал. ...Я согласился...
 
      ...Дошли до базы... Достали продукты, хорошенько позавтракали, попили чаю, добавив в него для аромата из емкости со звездочками... Погуляли по окрестностям, еще попили чаю... Аромат был хороший... Полежали в палатке, повспоминали прошлые охотничьи выезды... Еще раз позавтракали... Или пообедали... Ноль второго все не было...
     - Может, он столько настрелял, что унести не может..? – сказал ноль первый. – Или мучается там со снятием шкурок…
     - Или его архар укусил, который нас напугал…, - поддакнул я. – И теперь истекает кровью. Может, ему медпомощь нужна… Надо искать…

     Взяли бинокли, бинты, хлеба, колбаски, огурцов и оправились... Но Михал Михалыча не было у ближайших колоний сурков, при нашем виде убегающих в свои норы... Наконец у третьей заметили что-то в тени большого куста… В бинокль определили, что под ним в неестественной позе лежит наш друг..!
     В жутком волнении мы взбежали на склон, подскочили к кусту и бухнулись на колени у распростертого тела… Но оказалось, что ноль второй просто безмятежно дрыхнет на надувной подушке в обнимку с ружьем... Причем, сопит себе и даже похрапывает...

     Санчо с шипением втянул в себя воздух, и стал сматывать обратно в рулон, размотанный им на бегу, бинт... Отдышавшись, мы решили прервать его уникальный способ охоты, тронув за руку... Тронули... Но ноль второй вдруг заорал, и бросился со сна на куст, под которым лежал... Мы отскочили и с опасением смотрели на стремление Михал Михалыча положить его на лопатки одним из своих излюбленных приемов. ...Наконец он увидел нас и оставил куст в покое.
      - Чё приперлись..? – спросил он. – Всех сурков мне распугали…
      - Щас, - сказал ноль первый. – А нам кажется, что это ты своим храпом заставил их задуматься о смене местожительства... Все вон уже строятся в колонну по одному… Они ж не в курсе, как надолго ты здесь… Может ты в спячку залег...

      - Да ла-адно вам… Ну, заблудился я… Темно же, как у н… (африканца) в ж… (сделаем вид, что он сказал «в желудке») в двенадцать ночи…
      - В полпятого, - уточнил Санчо...
      - Ходил, ходил, рассветать стало. Смотрю – колония, я и залег. А они не выходят и не выходят... Ну, я и задремал, наверно... Вдруг кто-то зубами за руку как схватит..! Сами же говорили, что здесь медведи водятся…

      - Теперь нет, - вздохнул ноль первый... – Со смеху все померли, глядя, какие вы с Василичем охотники...
      - Он тоже все проспал..? – облегченно заулыбался Мишель... И потер руки...
      Ноль первый подробно и в красках живописал мою встречу с «боксером», придав ей собственную интерпретацию... На мои поправки и уточнения он плевать хотел... Притом, что его одобрительным хмыканьем подбадривал ноль второй... Еще бы он ни радовался, - ведь его совсем не охотничья эпопея как бы затушевывалась более ярким событием дня...
 
      - Не переживай, с кем не бывает, - по окончании рассказа воспрянул ноль второй... - Главное, что будет что вспомнить, - он похлопал меня по плечу... - В дополнение к тому, как ты сломал приклад, пытаясь оглушить им раненого зайца... И при этом выбил из плеча руку, а потом неделю гордо носил ее на повязке...
      - Или как сурок на храп не вышел, - пытался я вернуть его в текущее время...
      - Или, что у нас на охоте вечно что-то приключается, - похлопал нас обоих ноль первый... – Правда, об этом еще не знают здешние обитатели… Надо бы им хотя бы намекнуть…
      И мы намекнули... Сняли с предохранителей двустволки и одновременно нажали на спусковые крючки... Гром от нашего залпа покатился по ущелью, воспарил к вершинам скал и улетел за горный хребет...

      ...Вот тут-то до всех зверей наверняка дошло, что мы не какие-то там халам-балам, а можем быть непредсказуемо опасны... Да запросто...

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2013/10/25/745
            
      


Рецензии
Здравствуйте мой дорогой Валерий Васильевич

Вот я и появилась там, откуда не ждали. А где эта работа была до сих пор? Ведь не могла же я этот ваш цимис - "Охота. С полуметра никогда не промахивался..." пропустить. Прелесть эта ваша Охота. У вас и сурки и друзья - слаще Джамбульской халвы.

Я думала прежде, что сурки то же самое, что морские свинки по размеру. Но ведь у вас сказано, что один из них вас атаковал. Поэтому пошла в Интернет за сведениями о сурках. Нашла - "Длина тела байбака достигает 60, а хвоста 15 сантиметров". Нашла линейку, чтобы точно отмерить 60 см. И поняла, что на каждого охотника и рыбака приходится кое-что из Мюнхаузена - сантиметров так еще на 60.

Спасибо за подарок. Совершенно нежданно моя дорогая интуиция меня снова не подвела, а привела к суркам - то есть к Валерию Васильевичу.

Да, хотела спросить - а почему на них охотятся и передумала. Боялась, что вы скажете - из-за вкусного мяса. Поэтому и передумала спрашивать.

Очарованная байбаками Наталия Алексеевна

Наталия Мурюшина   06.10.2013 04:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая моя Наталия Алексеевна...!

Охота на сурков, которых и сейчас в горах и степях очень много, - в Казахстане ведётся издревле из-за их шкур на шапки, ну и из-за их лечебного жира... Правда, мы за всё время ни одного так и не подстрелили - для нас был важен сам процесс подготовки и участия в такой охоте...)))... А главное - выезд именно в горы...

В отношении размеров - да, это достаточно крупные грызуны весом до 10-14 кг... А после того, как у нас дома пожил Борис Суркович - мы на них вообще больше вообще никогда не охотились...

Спасибо за Ваш отклик и проявленный интерес к этим прекрасным животинкам...!

С уважением, Ваш В.В.

Валерий Анипко   06.10.2013 09:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.