Икс Пушкина

Рисунок художника А.С. Андреева
*****************************
     Профессор математического класса Царскосельского Лицея Карцев написал мелом  на классной доске математическую задачу, и, отойдя в центр аудитории, повернулся к ученикам:
    - Нет ничего прекрасней, чем эта древнегреческим задача! Алгебра – это сплошная живая, поэтическая цифирь. Она рвётся немедленно разрешиться в  математическую поэму Вам необходимо красиво решить  эту формулу и ответить: «Чему равняется икс?»
     Все ученики одновременно, кроме одного пятнадцатилетнего Александра, затрясли поднятой вверх правой рукой, желая блеснуть своими математическими знаниями. Но профессор Карцев подошёл с улыбкой к молодому поэтическому таланту, уже почитаемому всеми  педагогами лицея, Пушкину:
     Я знаю со слов вашей родной сестрицы, что вы с самого детства не любите математику. Хочу привить вам, Александр, такое же высокое уважение к поэзии цифр, равное по чувствам вашей любви к  поэтическому слову. Пожалуйста, пройдите к доске! Но прошу, ради Бога, не  пишите  вместо икса одни нули. Даю вам подсказку: «икс обязан разрешиться только в цифирь».
Саша, переминаясь с ноги на ногу, упорно писал какой-то набор латинских букв, знаков, окончания русских слов и конце задачки написал: «Х= 130»
    -  Я вас совершенно не понимаю, Александр! – развёл руками профессор.
    -  Что обозначает эта нелепая цифра?  Объяснитесь, сударь!..
   Александр, нисколько не смущаясь, ответил гордо:
    -  За шесть прекрасных, чудных лет моего курса в Лицеи я сочинил 130 опусов моих сочинений! Это и есть мой «Мистер Икс!»
   Профессор Карпов первым начал аплодировать молодому, будущему гению, великому поэту России.


Рецензии
Здравствуйте, Евгений Петрович!
Просто замечательный и удивительный литературоведческий мини-очерк, но не только литературоведческий, но и по праву есть поэтическо-философский. Ведь, действительно, исходя из описания данного очерка, Пушкин удивительно феноменально указал на проблему человека, которая неразрешима чисто математически и чисто логически-рационально, как и Пушкин показал своим примером, что бытие человека-поэта есть то бытие Х, что непостижимо. Как и подтверждением примера "бытия Х" молодого поэта Пушкина может быть пример зрелого Пушкина, который сказал о себе: "Вечно тот же, вечно новый"...

И вот к Вашему литературно-философскому очерку хочу добавить выдержки из размышлений Бориса Вышеславцева, как:

"...Что существует? Основной вопрос познания: что есть?..
Когда мы говорим: "Мы не знаем до конца и наверное, что именно существует, но мы знаем наверное, что нечто существует", - тогда бытие этого Х, этой иррациональности самоочевидно.
Вместе с тем, когда мы утверждаем: "что-то существует, хотя мы и не знаем в конце концов, что именно", то мы утверждаем что-то последнее, фундаментальное, истинно-сущее, существующее "в конце концов", иначе говоря, существующее абсолютно...
Если "сам я" вечно ускользаю от всякого опознания и осознания, то в этом заключается мое преимущество, а не мой недостаток: есть во мне нечто превышающее всякое познание, и этот переизбыток тайны составляет своеобразное величие неприступности. "Бог в свете живет неприступном", но и человек в глубине самого себя открываает "свет неприступный". В этом состоит последний и высший мистический момент его богоподобия. Бог трансцендентен, и сам я - трансцендентен; Бог сокровенен, и сам я сокровенен; существует сокрытый Бог, и существует сокрытый человек. Существует негативная теология, указывающая на последнюю тайну Божества; должна существовать и негативная антропология, указующая на тайну самого человека.
Этот высший мистический момент богоподобия со всею отчетливостью формулирован тем отцом Церкви, который выше всего вознес человека в его "богоподобии", а именно Григорием Нисским. Он рассуждает так:
"образ должен иметь в себе все существенные черты пробораза; но для Бога существенна непостижимость его сущности, это должно отображаться в непостижимости самого человека, как образа Божества. "Кто познал ум Гоаподень?" - говорит Апостол; "я же добавлю к этому, - говорит Григорий Нисский, - кто постиг свой собственный ум?" Таинственность и непонятность "умной" личности состоит в ее сложном многообразии и вместе с тем в простоте и "несоставности" ее последнего единства. Здесь-то и лежит подобие в непостижимости: "наша духовная природа, существующая по образу Творца, ускользает от постижения и в этом имеет полное сходство с тем, что лежит выше нас; в непостижимости себя самой обнаруживая отпечаток природы неприступной"..." (Б.П. Вышеславцев "Этика преображенного Эроса").

Вот удивительно, как схожи мысли молодого поэта Пушкина, указавшего на свое бытие Х, и мысли зрелого Пушкина "вечно тот же, вечно новый" с тем образом мысли Григория Нисского, что запечатлил Борис Вышеславцев; когда образ Пушкина "вечно тот же, вечно новый" совпадает с образом мысли Григоря Нисского "наша духовная природа, существующая по образу Творца, ускользает от постижения и в этом имеет полное сходство с тем, что лежит выше нас; в непостижимости себя самой обнаруживая отпечаток природы неприступной"...

Вот удивительно, казалось бы, А.С. Пушкин и Гр.Нисский, и Патристика, но ничего удивительного в этом нет, мы Пушкина еще вовсе и совсем не знаем, каков он есть, несмотря на множество исследовательской литературы, посвященной поэту...
Как и удивительна интуиция молодого Александра Пушкина, указующая на бытие Х человека, что "в непостижимости себя самой обнаруживая отпечаток природы неприступной"...

Спасибо и с уважением,


Бармин Виктор   27.07.2013 22:02     Заявить о нарушении
Вечная дискуссия физиков (математиков) с лириками - всегда оканчивается новыми чудным рождениями гениев пера и гениев цифры.
Что это? Вы совершенно правы, Виктор! Вечный вопрос! Пушкин, слава Богу, останется вечной загадкой. Душу человеческую нельзя измерит ничем. Как приятно, дорогой Виктор, что мы понимаем друг друга.
Ваш,

Евгений Петрович Ганин   28.07.2013 06:34   Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений Петрович, и мне, в свою очередь, радостно, когда достигается Понимание между людьми...

С уважением,

Бармин Виктор   29.07.2013 06:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.