Мои воспоминания

   
                Игры и забавы

           Жили мы в небольшом провинциальном городке   Балаково Саратовской области. Моя мама и отчим работали
в пригородном совхозе с раннего утра и дотемна, а я
постоянно находилась у бабушки с дедом, родственные связи с которыми объяснить не просто, история довольно запутанная. Люди они были добрые. Своих внуков у них не было и поэтому всю свою любовь отдавали мне. Я отвечала взаимностью.
      Дед часто играл со мной в такие игры, как магазин, больница, дочки матери. С удовольствием играла я и в мяч. Протянет, бывало, дед верёвку во дворе и учит меня перекидывать мяч через неё. А в конце игры подарит самодельный леденец на палочке. За старание!  А зимой дед водил меня на горку.
Санки были редкостью, поэтому дед замораживал днище старого таза, получалась этакая ледянка. Бывало, посадит меня в таз и пустит с горы. Радости не было предела!


                Бабушкины сказки

 
     Бабушка была мастерица рассказывать сказки. С раннего детства я наизусть знала такие сказки, как «Сивка Бурка»,
«Царевна лягушка», «Иван царевич и серый волк», не говоря уже о таких сказках, как «Репка», «Колобок» и «Курочка ряба».
В сумерки, закончив свои домашние дела, бабушка прибавляла фитиль в лампе и, присев на сундучок, покрытый самотканым покрывалом, бралась за вязание кружева. Я тут же усаживалась рядом. Бабушка улыбалась. Она знала, что я жду сказку.
Мягкий свет окутывал горницу, тихо постукивали коклюшки… Ласковым, воркующим голосом бабушка начинала: –
 «В  некотором царстве, в некотором государстве…» и я растворялась в том волшебстве, о котором ворковала бабушка.
Иногда мне казалось, что некоторые сказки бабушка придумывает сама. Кстати, будучи взрослой, таких сказок я не встречала. Это и подтверждает мои догадки. А сейчас я смело могу сказать, что выросла на сказках.



                Я учусь читать


     Мне исполнилось пять лет.  Однажды вечером дед, лукаво щуря глаз, положил передо мной газету (название её я не помню)
и, показывая пальцем на заголовок, сказал: « Вот это слова. Они
складываются из букв. Буду тебя учить читать».  «А играть мы с тобой будем?» – спросила я деда.  Дед улыбнулся: «Будем! Но не в дочки матери, а в школу». Он достал с полки тетрадь в клеточку,
расправил чуть примятые уголки и ножницами разрезал её пополам. Получилось две маленькие тетрадочки. Одну он положил передо мной и сказал: « Возьми карандаш и пиши вот эту букву. Это «А». И он стал показывать буквы, находя их в заголовках газеты. Я с любопытством копировала их. 
По видимому  это занятие мне очень понравилось и я каждый день приставала к деду: «Давай играть в школу. Я буду стараться».
    И каково было удивление мамы, когда вскоре я ей прочитала целый рассказ. На её глазах появились слёзы. Я спросила: «Мама, почему ты плачешь?» Она улыбнулась:
« Доченька, ты читаешь лучше меня. Я куплю тебе книжку.
Обязательно куплю». И, глубоко вздохнув, мама погладила  меня по голове своей натруженной, мозолистой рукой.
       Ведь в те послевоенные годы купить детскую книгу было трудно. В местном магазине книги не продавались. Да и стоили они очень дорого. А зарплату, чаще всего, выдавали овощами или ржаной мукой.



                Мои первые книжки


            Наступила зима. Приближался Новогодний праздник.
Поздно вечером, когда я уснула, дед внёс в горницу высокую пушистую сосну, ёлки в наших лесах не росли, и бабушка с мамой нарядили её. Наряд был незатейливым: пряники из ржаной муки, испечённые бабушкой и завёрнутые в маленькие бумажные кулёчки, и флажки, вырезанные из газеты.
       Утром я проснулась от пряного хвойного запаха. Открыв глаза, я увидела, как дед ходит вокруг наряженной сосны и, что-то мурлыча себе под нос, бросает на ветки небольшие клочки ваты, а бабушка, скрестив руки на груди, умилённо улыбается, загадочно глядя на меня.
      Ко мне подошла мама и, ладонью вытирая со щеки скатившуюся слезу, протянула две книги.
« С Новым годом, дочка», – сказала она, – «Читай, учись и за меня, и за себя. Я так мечтала стать грамотной. А ты живёшь в другое время. Дай Бог тебе счастья». У меня перехватило дыхание. Я не могла оторвать взгляд от книг. В хорошем твёрдом переплёте, с яркими обложками, волнующе пахли
 «Три богатыря» и « Русские народные сказки».
Это были мои первые книжки. Зажмурившись, я прижала их к груди, будто боялась, что их у меня заберут. Мама улыбнулась и сказала: «Война кончилась. Всё будет хорошо».
       Я и сейчас часто вспоминаю эти волнующие мгновения, когда беру в руки новый томик, пахнущий типографской краской.


Рецензии