Сотворенный Богом в первый день,
Свет - зародыш мира.
Свет - риза Бога (Пс. 103).
Бог является в Ветхом Завете в пламени и свете:
в купине неопалимой, в явлении Моисею на Синае, в столпе огненном, в вознесении Илии. Явление этого света - невыносимое, чуждое человеческой природе до Христа.
В Новом Завете Свет утешный пришел в мир - Свете тихий. Бог в Своей сущности при этом остается неприступным, невидимым, - даже свет Его, у свт. Дионисия Ареопагита, есть «пресущественное сияние божественной тьмы».
Нам, Борис Иванович, это и не дано, пока мы не очистим сердце до святости. Это исихаты достигали. Думаю, увидя сейчас свет Бога, мы ослепли бы, как Савл, и была бы нам явлена "божественная тьма". :-)
Так и я ж про святых сказал.
Они способны в глубоком смирении своем узреть Фаворский свет, который мы НЕ видим из-за своей духовной слепоты.
То есть мы погружены в тьму сатанинскую, а божественной тьмы НЕ бывает.
"Свет во тьме светит, и тьма не объяла его".
Если свет ослепил кого-то, это не повод обозвать свет тьмой.
)))
Из "Одной ночи в пустыне Святой Горы". Моисей на горе Хорив видел свет в виде горящей купины. В другой раз Господь велит Моисею войти во мрак и там беседует с ним. Сперва свет, потом мрак. Святой Григорий Нисский объясняет, что человек вначале видит свет, ибо ранее жил во тьме. Но чем более приближается к Божественной сущности, более "зрит незримо" мрак - несозерцадмую Божественную сущность. Ведение благочестия в первый раз бывает светом, но ум, углубляясь в понимание непостижимости, усматривает несозерцаемость Божественного естества, разум идет к более внутреннему, пока не проникает в незримое, и там истинное выше всякого познания, как бы объято отовсюду мраком непостижимости. Человек от созерцания малого света идет к великому, пока не войдет в "пресветлый мрак".
Всё равно НЕ приемлю отождествления света и тьмы, Мила. Ну никак... Это мы помрачены, а "Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы" (ап. Иоанн). Если мы НЕ способны узреть Бога в силу помрачения своего, то это не повод заявлять о какой-то божественной тьме.
Очень опасно привносить некую тьму в Божество. Соблазн великий...
Ещё вспомнилось: "Если свет, который в тебе, больше похож на тьму, то какова же тьма?" (неточная цитата из Апостола).
Борис Иванович, не Бог есть мрак, но осознание непостижимости, когда в молитве в Имени Он Сам, но постичь Его невозможно и чувствует молитвенник себя во мраке непознаваемости. Вы не можете принять - это понятно. Но святые отцы-молитвенники едины в этом переживании. Апостол же имел радость видеть Христа во плоти и этого лишены были после вознесения люди. Молитвенный опыт позже.
Насчет опасности Вы правы. Для того есть духовный наставник, а умную молитву без руководства и благословения не практикуют, а практикуя исповедуют помыслы и ощущения. Мрак и свет - творение одного Творца. Простите, что смутила.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.