Красная Горка или Ох, уж, эти язычники!

       
   Скоро закончится Великий Пост и наступят Пасхальные праздники! Крашеные яички, сыр, масло: все самое вкусное будет выставлено на столах у православных христиан, когда они вернуться с Пасхальной службы домой.
 А вот следующее воскресенье называется : Антипасха, она же Фомина Неделя, она же Красная Горка!  Что за странное название  эта Красная Горка? 
 
    Оказалось, что действительно, была такая  Горка  Красная, то есть Красивая!
    В дохристианскую эпоху, когда славяне верили, что их жизнь целиком и полностью зависит от пантеона языческих богов, существовал обычай призывать весну. Обряд этот носил ласковое название «Ляльник». В конце апреля (по новому стилю в середине мая), по-славянски «берёзозола»: времени, когда берёзки наряжаются в зелень, а горки и холмы расцветают первыми цветами - на молоденьких девушек и девочек возлагалась вся ответственность за новый, урожайный и добрый год. Первый день его приходился на двадцатое марта.
  Виновницу обряда, юную нежную дочь богини плодородия и изобилия урожая, звали Леля. Она покровительствовала девочкам, юным и незамужним девушкам, одаривала их красотой и вечной молодостью чувств.  Вероятно, что и  слово «ляля», знакомое всем нам с детства, обозначало статус незамужней молоденькой девочки. «Лялька» - это и кукла, и обращение к малышке, которую «лелеяли». Даже аист, приносящий детей, звался «лелеко».

   К  «Ляльнику» готовились задолго. Из выбеленного льна, специально сотканного к этому дню, долгими зимними вечерами шили рубашки и сарафаны, вышивали цветами, красили ленты, делали бусы.
   Но самое главное: конкурс красоты! Тщательно выбирали самую милую,  нежную и добрую девочку. Она то и была главным действующим лицом праздника: Лелей.  Лелю наряжали с головы до ног не только лентами, бусами, но и, конечно же, приготовленными загодя цветами, собранными со всей округи любезными подружками.
  Место действия обряда определялось  просто: высокий холм или горка, наиболее покрытая цветами назначалась «главной сценой». Горку не забывали украсить шестами с привязанными к ним разноцветными полосками материи. И называли её не иначе, как "Красная Горка" !

    Позже, когда будет принята официальная государственная религия (христианство), этот праздник догадливые славяне, дабы  не упоминать языческое имя Лели, переименовали в Красную Горку. А отмечать  стали через неделю после Пасхи, в Антипасху (или Фомин день, названный так из-за  опоздавшего  апостола Фомы. Фома не уверовал в воскресение Христово до тех пор, пока не убедился сам лично в смертельных травмах явившегося во плоти Бога, засунув свои пальцы внутрь Его раны ).

  Мальчишки и молодые люди не допускались на магический обряд: ляльник – праздник сугубо девичий.
   «Леля» садилась на приготовленное сиденье из дёрна  посреди горки, а  подруги начинали водить хоровод вокруг неё и петь специальные «лялины» песни, зазывая Лелю-весну:
Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи
   Кстати сказать, хоровод – непосредственно весенний танец, изначально посвящённый Хорсу, богу солнца, практически единственному языческому богу-не-человеку, а просто кругу. Участники вставали в круг, символизирующий солнце и вечность,  и, взявшись за руки, взывали к богу Хорсу вместе, то есть «хором».  Кстати, круглый хлеб «каравай» так же получил свой название благодаря богу-кругу-солнцу.

    Хоровод девичий всё ускорялся, песни убыстрялись, становились громче.  Леля надевала на каждую участницу сплетённый из цветов и зелени венок. Получив  его, девочки разрывали хоровод: начиналось выкликание птиц.
« Чу-вих-вих! Чу-вих-вих!» - неслось далеко с горы. (Собственно, затем и нужна была горка – с неё легче кричать вдаль). Кстати говоря, слово «чувиха» обозначало статус  девочки, которая кличет птиц весенних. Кто, как не юные прекрасные девушки были «на ты» с самой весною?

   Девочки приносили на  обрядовый  праздник крашенные яйца, но не варёные, как теперь на Пасху, а сырые. Яйца дарили любимым подруженькам. Напевшись, наплясавшись, навыкликавшись весеннего благоволения девчонки делали  на костре (олелии) ритуальную  яичницу и тут же с удовольствием «ритуально»  съедали её.
  Перед «кульминационной» яичницей девицы опять хороводили вокруг олелии, вполне вероятно, что и прыгали через костёр, очищаясь от всего прошлогоднего…   Как тут не вспомнить бедную Снегурочку?
      А уже на сытый желудок (кроме яиц приносили  сыр, масло, сметану, пшеничный каравай и молоко) торжественно отправлялись к ручью или реке, дабы пустить по воде свой веночек. Леля  должна была помочь им в их важном деле: попросить свою мать, богиню любви Ладу: пусть веночек выловит суженый!  Именно  в этот день происходил выбор будущих жён.

   С Ляльника начиналась череда  свадеб.  В православной Руси начиная с Фоминой недели (на  Красную Горку) после Великого поста и первой праздничной недели Пасхальных празднований,  наконец,  позволяется венчаться молодожёнам.
  Защитница девичьих сердец, юная Леля уступала своё место матери Ладе. Славянская богиня красоты, плотских отношений и супружеской любви  Лада  отвечала не только за крепость семьи, но и за зрелую зелень лесов и полей. Первые всходы, первые колосья – за всем внимательно следила   мать-богиня.  Когда природа вступала в союз с Ярилой, богом весеннего солнца, наступали  и  Ладины  праздники.

    Скульптура несравненной красавицы в венке из роз стояла посреди своего храма в Киеве, принимая подношения. Золотые волосы убраны жемчугами, платье – драгоценными каменьями, а рука сжимала ладонь крылатого сына, младенца Леля, бога любви. Многодетная богиня имела по крайней мере, пятерых детей: вечно юную Лелю (богиню молодости), сынишку-проказника, похожего на купидона - Леля, бога красоты и любви, но любви свободной, неожиданной, вспыхивающей как пламя, и как пламя, готовой тут же  потухнуть. За Лелем шёл его младший брат Полеля, бог брака в венке из роз шиповника, вечный враг  Припекалы, покровителя супружеской неверности. Но Полеля был, конечно, другом духа-хранителя брачного ложа Люба, большеухого, мохнатого, златоволосого огромного кота со стеблем стрелолиста в пасти. Люба надо было всячески ублажать, чтобы тот отгонял от дома такого же кота, только Нелюба, чёрного и злобного, с веткой белены во рту.
  Третьего сына Лада назвала Дидом. Как и все её дети, Дид тоже всегда оставался юным, так как любовь никогда не стареет. Дид помогал Полелю: был богом счастья в супружестве, покровительствовал прочному брачному союзу. Даже когда угасала страсть и первый жар любви слегка потухал, Дид следил, чтобы нежные отношения супругов, уважение и радость оставались в семье.  Дида можно было легко узнать: на его юной голове красовался венок из васильков, а в руках были две горлинки, символизирующие, вероятно, союз любви. К алтарю Дида принято было приходить всей большой семьёй, благодарить за счастливые долгие прожитые годы в любви и доброте, приносить  богу зрелые ягоды, фрукты и цветы.
  Самым младшим ребёнком, вероятно, был некий Лад, «родившийся» значительно позднее других детей, бог примирения и согласия, дружбы и искренности. Развёрнутая кисть руки, протянутая  одноплеменнику в знак договора о дружбе и верности должна была показать, что там не прячется оружие. Очевидно, что слова «ладонь» и «поладить» имеют к Ладу самое прямое отношение.

   Красавица богиня Лада имела и верного спутника: всегда сияющего открытой радостной улыбкой,  в венке из нежных ярких цветов юного Услада - бога веселья и всяческого блаженства, пиров, гуляний и разного рода наслаждений. Прекрасное крепкое тело его было чуть прикрыто одеждой, всегда готовое к удовлетворению чувственных прихотей.
   Наши предки в первую очередь призывали Услада разделить с ними пир, ему посвящался первый глоток из всякого кубка в застолье.  Да и первый поцелуй  вспыхнувшего чувства получал в дар тоже он, весёлый и нежный дружок Лады,   взамен награждая влюблённых сказочным наслаждением. 
   
    Был у Лады и недруг, имя ему  - Лёд. Это он сковывал воду, дающую жизнь земле  так, что она уже не могла прорваться  наружу и напитать всё вокруг. Это он вдруг сковывал сердца двух влюблённых, и чувство их застывало, принося печаль и горе обоим. Но жар  весеннего ритуального костра - олелии всегда мог растопить этот лёд, вернуть к жизни любовь, возродить весну в сердце. На пламя высокого костра с неба спускались «летавницы» падучими звёздами, ударялись о земь и становились прекрасными юношами и девушками с длинными золотыми волосами. Добрые духи «летавницы» здоровьем  и светом наполняли  больное сердце,  и оно снова могло любить. 
   Живое  сердце, наполненное  весенним солнцем и  радостью пробуждения, готово встретить того самого дорогого, единственного человека…  С тем же волнующим чувством ожидания суженого, с той же верой в любовь  современные девчонки наряжаются в лучшие одежды и отправляются встречать свою весну.  Но во все времена, при любой религии женщины знали одну простую истину: счастье настоящей любви не приходит просто так, оно всегда вымаливается. Любовь – это дарованная милость Мироздания!


Рецензии
Благодарю за древние исторические детали праздника дохристианского славянского язычества. Православная церковь после крещения адаптировала почти все славянские языческие праздники под себя. Многим поменяли названия,а многим поменяли суть сохранив название. Например, христианская Пасха сохранила всю атрибутику славянских языческих праздников Весны и Возрождения, которые не прыгали в зависимости от пришедшей позже Пасхи. Яйца крашенки и писанки, фаллические символы - куличи и пасхи пришли из далекого дохристианского прошлого
Так языческая Красная горка превратилась в Фомину неделю. Термина Красная горка в христианстве нет.
Очень хочется, наконец. отделить дохристианскую славянскую мифологию, богов и обряды и обычаи от собственно христианства. И издать отдельной книгой.
Только так можно оценить всю сложность пантеона языческих/ведических богов - символов природы и космоса, древнюю красоту славянских радостных праздников.
даже поминальный день у славян был согрет радостью - Рад-уница.
Наш народ имеет право изучать и знать родную мифологию и традиции, а не только древнегреческие.

Владимир Брусенцев   06.03.2021 15:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.