Лабиринт для Лысого

Театрально-поэтическая фантазия

                Жанне Гусаровой много лет назад

Лея
Лысый
Троп

Дверной проём без дверей. У косяка сидит девушка. Она неподвижна, как будто спит с открытыми глазами. В проём оттуда-то снизу вползает юноша, осматривается,  замечает девушку. Подсаживается к ней. Некоторое время молча сидит рядом.

Лысый. Спишь?
Лея. Угу.
Лысый. Я так сразу и понял, что спишь. (Пауза.) А я вот третьи сутки не могу заснуть. И что смешно, спать хочу смертельно, а глаза закрываю…
Лея. А ты не закрывай – так спи.
Лысый. Да?.. Гм… Надо попробовать.
Садится точно так же, как Лея у второго дверного косяка. Некоторое время сидят молча.
Лея. Ну как, получается?
Лысый. Не очень.
Лея. Это потому что ты смотришь наружу…
Лысый. Наружу… А куда же ещё?
Лея. Внутрь.
Лысый. Ну знаешь ли!..
Лея. Тогда уходи.
Лысый. Мешаю?
Лея. Уходи.
Лысый. Ну уж нет! Если я тебе мешаю, сама уходи.
Лея. Я первая сюда пришла.
Лысый. Вот и уйдёшь первая.
Лея. Ах, вот так!? А ну иди отсюда! Выметайся быстро! Давай, давай… (толкает Лысого)
Лысый. И не подумаю.
Лея вскакивает, изо всех сил пытается вытолкать Лысого, бьёт его, как может.
Лысый. Ты что, озверела?
Лея. Пошёл! Пошёл вон! Убирайся! Пошёл вон! (Колотит его изо всех сил, кусается и царапается)
Лысый. Ненормальная… (С трудом отдирает её от себя, Лея падает, лежит не двигаясь)
Лысый приводит себя в порядок. Пауза.
Лысый. Ненормальная? Да?... Чокнутая?.. (Лея молчит) Силы девать некуда?.. Дура! (Лея молчит) Чего примолкла? Эй… ты, что сильно ударилась? Тебе больно?.. (Наклоняется над ней) Или ты … спишь что ли?..
Лея. Сплю.
Лысый. Так я сразу и подумал, что спишь…
Лея. Тебя как зовут?
Лысый. Чего?
Лея. Имя твоё как?
Лысый. А, имя… Лысый.
Лея. Лысый? Странное имя.
Лысый. Да это не имя – кличка. Но я к ней привык.
Лея. Кличка? Ты что собака?
Лысый. Собака?.. А, может, и собака?... Отговорка такая есть: «я что , лысый что ли!» так вот , я – Лысый. Поняла?
Лея. Нет.
Лысый. Ну как тебе объяснить…
Лея. Не надо ничего объяснять! Это здорово, что твоя кличка на букву «л»!
Лысый. Почему здорово?
Лея (таинственно). Потому что на «л» слова «люблю», «ласкать», «ладонь» (Берёт его ладонь, прикладывает к губам)
Лысый. Э-э-э… Ты что?
Лея. Я сразу поняла, что ты не такой, как все. Ты – необычный.
Лысый. Ну вот уж нет! Самый даже обычный, обычней не бывает. Рост средний, вес тоже, особых примет нет. А если ты парня давно не видала, то я для этого не гожусь… Я с чокнутыми не того…
Лея (отпрянула от него, забилась комочком в угол). Уходи!
Долгая пауза. Лысый то собирается уйти, то возвращается, пытается подойти к съёжившейся, как обиженный котёнок Лее.
Лысый. Ну… Чего примолкла?.. Спишь что ли?
Лея. О смилуйся… о не затронь…
Будь милосерден, но по кругу:
Целуем бьющую ладонь
И бьём протянутую руку.
Лысый. Я в стишках ни бум-бум… Детективы люблю, фантастику… а стишки…
Лея. Я когда твою руку только взяла, я уже знала, что ты меня ударишь… Заранее знала.
Лысый. Да кто тебя бил?  Сама отскочила, как ошпаренная!
Лея. И я заранее знала, что сегодня сюда придёт человек с именем на букву «л», и я его полюблю.
Лысый. Что… Что ты с ним сделаешь?!
Лея. И этот человек поможет мне выйти из лабиринта.
Лысый. Из какого ещё лабиринта?
Лея. Из этого (показывает на пространство вокруг)
Лысый. Но это всего лишь чердак!
Лея. Ты не понял! Оставаясь один, человек попадает в лабиринт собственных мыслей, а здесь… здесь я всегда одна. Или с Машкой.
Лысый. С Машкой? С кошкой что ли?
Лея. Нет… Машка – это… Это – Машка. Она – там (показывает в дальний тёмный угол, Лысый направляется туда) Машка – чудо, она меня понимает. Правда-правда… а я её очень люблю…
Лысый (находит что-то в углу, в ужасе вскрикивает, отскакивает назад к Лее). Та… там….
Лея. Это – Машка!
Лысый. Но там…
Лея. Мы с ней подруги. Да. Мы с ней очень похожи. Иногда я смотрю на неё и думаю, пройдёт немного времени, и мы с ней станем близнецами.
Лысый. Чокнутая… Точно чокнутая.
Лея. Я сейчас вас познакомлю. (Идёт за Машкой). Я вас представлю друг другу.
Лысый. Так. Всё. Я пошёл.
Лея возвращается. В руках у неё скелет, точнее, учебное пособие по анатомии, которое в полутьме чердака выглядит достаточно зловеще.
Лея. Познакомьтесь, пожалуйста, Лысый, это – Машка. (Делает скелетом книксен), Машенька, это – Лысый, он притворяется, что такой же, как все, а сам трое суток уснуть не может.
Лысый. Бессонница ещё не признак необычности.
Лея. Не уходи! Пожалуйста! Если тебя смущает Машка, я её поставлю в угол за то, что она тебя напугала…
Пауза.
Лысый. Маленькая что ли, всё в куклы играешь…
Лея (обидевшись). Машка – не кукла, она моя подруга… Хотя… а ведь ты прав, подруг в угол не ставят, я об этом не подумала… ( К скелету) Машенька, прости! Видишь, какой он… А говорит, что обычный, а сам такие вещи понимает!
Лысый. А почему Машка? Может быть, это - он? Например, Роберт?
Лея. Нет, не Роберт! У меня был один знакомый врач, я его очень любила. Так вот, он, когда познакомился с Машкой, которая тогда ещё Машкой не была, он очень внимательно её осмотрел, и сказал, что это женщина, точнее девушка, она умерла совсем молодой. Впрочем, я и сама догадывалась, что Машка не мужчина. Посмотри, какие у неё изящные косточки.
Лысый. Соврал тебе твой врач!
Лея. Почему?
Лысый. Твоя Машка – учебное пособие, и собрана она из костей разных покойников, а то и вовсе из пластмассы – муляж!
Лея. Зачем ты так?.. Уходи!
Лысый. Ладно… Что ли, пока. Я пошёл?
Лея (обнимает Машку, плачет). Вовсе она и не муляж! Сам ты муляж…
Лысый. Ты её небось в школе стащила из кабинета биологии?
Лея. А вот и нет! Мне её подарили.
Лысый. Ничего себе подарочек!.. Ко дню рождения? Или на рождество?
Лея. Нет, просто был один человек, я его очень любила, а он любил другую девушку. Однажды я ему сказала, что когда он умрёт, она, та другая, его похоронит и забудет. А я… даже скелет бы его любила… каждую косточку… Вот он и подарил мне Машку. Люби, говорит, себе на здоровье. Представь, говорит, что это – я, и люби себе и никому не мешай… Вот он какой… заботливый…
Лысый. В морду бы ему дать за такую заботу…
Лея. Да что ты, он был такой… добрый… самый лучший!
Лысый. Что-то у тебя слишком много любимых…
Лея. Каждый – первый, и каждый – последний.
И – единственный. И – один.
Всей прошедшей любви наследник
И всех будущих господин.
Лысый. И сколько же их у тебя было, этих первых-последних?
Лея. Теперь это уже не важно, потому что теперь – ты! Только меня почему-то все бросали… Кроме вот Машки… И ты... тоже бросишь…
Пауза
Лысый. Слушай, тебя зовут то как?
Лея. Чего?
Лысый. Имя твоё как? Я – Лысый, а ты?
Лея. Имя… Лея.
Лысый. Странное имя.
Лея. Тоже что-то вроде клички. Я его сама себе придумала. Моё настоящее имя мне совсем не подходит. А у человека должно быть обязательно СВОЁ имя. Если родители ошибаются и при рождении дают ему чужое, то он растёт неправильно. В словах – магия. В каждом имени – заклинание. Каждому – своё, чужие – не помогут.
Лысый. Лея – это потому что на букву «л»?
Лея (улыбается). Не только, здесь есть много причин. У меня был один друг, я его очень…
Лысый. … любила… Ну-ну… Слушай, избавь меня от рассказов о своих…
Лея (удивлённо). Ревнуешь?
Лысый. Вот ещё, просто… (не может выкрутиться)
Лея. Тот мой знакомый он научил меня вычислять имена по звёздам! Он очень много для меня сделал, он был такой добрый…
Лысый (раздраженно). …самый лучший, а потом тебя бросил!?
Лея (восхищённо). Ты всё-таки ревнуешь!
Лысый. Да иди ты… Надоело… Пока!
Ныряет в дверной проём. Лея остается одна, сажает Машку себе на колени, как ребёнка, напевает колыбельную. Через некоторое время из проёма появляется голова Лысого.
Лысый. А про бессонницу это я соврал. Думал, здесь никого нет, смотрю, девушка симпатичная. Надо же было как то разговор завязать.
Лея. А зачем ты сюда залез? Ты любишь чердаки?
Лысый. Плевать я хотел на чердаки. Просто искал ночлег.
Лея. У тебя нет дома?
Лысый. Ну не то что бы совсем… Слушай, а ты можешь меня научить спать с открытыми глазами?
Лея. Могу.
Лысый. Научи, а…
Лея. Ты, правда, хочешь?
Лысый. Хочу. Так, чтобы смотреть не наружу, а внутрь.
Лея. Только учти, если у нас получится, то спать , как все, ты уже не сможешь. Тебе не страшно?
Лысый (усмехается). А потом ты мне вычислишь имя по звёздам.
Лея. Уже вычислила! Но скажу позже. Ложись! (Лысый укладывается так, как она показывает.) Ты действительно ничего не боишься?
Лысый. Ну разве что Машку, которая болтает у меня перед глазами своими изящными косточками.
Лея. Ой, извини. (Аккуратно усаживает Машку  у стены). Ты готов?
Лысый. Что надо делать?
Лея. Ничего. Просто лежать и не мешать мне. Главное – не мешать! И ещё… верить.
Лысый. Так просто? Годится.
Лея поднимает руки ладонями вверх, затем опускает их на лежащего Лысого.
Лея. Нет, так не получится…
Лысый. Но я же не мешал. И верил. Честно.
Лея. Мне надо чувствовать кожу. Через одежду не могу.
Лысый (снимает свитер или рубашку). Так хватит?
Лея. Пока хватит. (Повторяет свои манипуляции , шепчет над Лысым)
Набухание почек и сок набухающих желез, -
Всех неявленных сил живые следы соберу
И дыханием рук по дыханию кожи, через
Иллюзорность преграды…
Лысый. Ты колдунья что ли?
Лея. Я же просила не мешать!... Ну вот, теперь ты всё испортил! Ну зачем?.. Я же просила… (Отбегает , подсаживается к Машке, плачет)
Пауза
Лысый. Лея… (Пауза) Лея, я тебя не брошу. Слышишь? (Пауза) Ты меня слышишь, я тебя не брошу.
Пауза. Через дверной проём влезает Троп - мужчина в очках, в руках у него фонарик, он, начинает шарить световым лучом, натыкается на Машку.
Лея. Выключи фонарь, здесь достаточно светло.
Троп. Ты же знаешь, Лея, я плохо вижу.
Лея. Сегодня я возьму с собой Машку. Я так хочу.
Троп (ласково, но твёрдо). Нет, Лея, Машку ты оставишь здесь.
Лея (Лысому). Это Троп. На самом деле его зовут иначе, но подходит ему именно это имя. оно созвучно со словом «труп». Моя Машка гораздо больше человек, чем этот…
Троп (находит лучом фонарика полуодетого Лысого. Пауза). Пойдём, Лея. Пора спать.
Лея (Тропу). Это – Лысый. Он – мой друг. Он будет сегодня у нас ночевать. Я так хочу.
Троп. Нет, Лея, твой друг не будет сегодня у нас ночевать. Идём.
Троп уводит Лею. Пауза. Лысый подсаживается к скелету, накидывает ему на плечи свой свитер. Пауза.
Лысый. Вот такие дела, друг Машка.


Рецензии