Пирог с капустой

       – Главное, всё делать с любовью, с душой… На, детка, лепи. Чуешь, какое тесто доброе, ласковое…
       Маришке недавно исполнилось пять лет. «Уже большая девочка, – говорит бабушка, – пора учиться хозяйничать, а то никто замуж не возьмёт». Женихи Маришку не волнуют, ей интересно возиться рядом с бабулей, и она старательно мнёт тесто пальчиками, размешивает большой ложкой капусту для начинки.
       Голос у бабушки Варвары мягкий, тихий, как и она сама. И жить рядом с ней спокойно и вкусно… Маришка втягивает носом ароматный дух. Ей нравится оставаться с бабушкой в деревне, когда её родители – геологи - надолго уезжают «в поле».
       Где это «поле», девочка не знает, но иногда по ночам ей снится огромное, до горизонта, пустое пространство, в центре которого стоит дядька в плаще, каске и с автоматом. Маришка видела его по телевизору и знает, что это и есть «солдат».  Правда, тот был памятник и стоял в немецком парке, но на руках держал – страшно подумать! – маленькую девочку… Понятно, украл! Не послушалась та девочка, ушла от дома!.. Вот Маришка никогда за калитку одна не ходит, она послушная и верит бабушке, которая каждый день твердит: «Мариша, не выходи со двора! Не то утащит тебя солдат, спрячет в лесу и никто не найдёт!» Мама на неё ругается: «Варвара Николаевна! Что вы ребёнка запугиваете! Она и так неспокойно спит, а вы ей страхов добавляете. И почему солдат? У вас что, страшнее солдата зверя нет?»
       Бабуля улыбается и пожимает плечами: «Да не знаю… Как воинскую часть за лесом поставили, так и стали в деревне детей «солдатом» пугать… Раньше мы всегда спокойно по грибы–ягоды ходили, а сейчас чуть не в ту сторону свернёшь – из кустов солдатик с ружьём как гаркнет: «Стой, кто идёт?!» Вокруг понатыкали плакатов «запретная зона» – не знаешь, куда и ступить. Словно война… Словно мы враги… Аж не по себе делается… Народ эту страшилку вроде как шутя выдумал, но прижилась… Не дай Бог ребёнок за калитку выйдет – лес рядом, долго ли заблудиться! Пусть хоть страхом держится, пока маленькая, а потом сама разберётся»…
       Так вот, там, во сне Маришка точно знает, что огромный чёрный солдат сейчас схватит одной рукой маму, другой – папу и понесёт в лес прятать. Она кричит громко–громко...
        И вдруг рядом раздаётся мягкий и тёплый как свежее тесто голос бабушки Варвары:
       – Что ты, маленькая, что ты! Это кто же такой страшный к тебе в сон забрался? Сейчас мы его прогоним!
       Бабушка ложится рядом и тихо напевает что-то протяжное, пока Маришка не заснёт глубоко и спокойно...

       Так и живут бабушка с внучкой в любви и согласии, порой по нескольку месяцев, пока Маришкины родители «с поля» не вернутся и не заберут дочку в город. В городе Маришка ходит в детский сад, ест там манную кашу, творожную запеканку, толстые невкусные булки и скучает по бабушке с её пирогами – воздушными, тёплыми, с тоненькой хрусткой корочкой и обильной начинкой.
       И в это лето бабушка встретила внучку как обычно. Она радостно–удивлённо развела руками: «Выросла-то как! Красавица! – и прижала к мягкой груди. – Цыпушонок мой, худюсенький!» И пообещала: «Вот я тебя пирожками-то поправлю!» Маришкина мама слегка надулась на свекровь: «Она растёт, зачем ей быть толстой?», но сама уже принюхивалась к вкусному запаху и поглядывала в сторону летней кухни. 
       В этом отдельном домике во дворе готовили еду в жару, чтобы не топить печь в доме. В открытую дверь виднелся накрытый стол, на котором лоснился румяной корочкой знаменитый бабушкин пирог с капустой…

       Ну, Варвара Николаевна расстаралась! Последний противень из духовки достала уже затемно, когда сын с невесткой, едва дыша, отвалились от стола, а их дочка спала, прижав к раздувшемуся животику плюшевого Чебурашку.
       – Больше не могу, мама! – Маришкин папа сполз со стула и чмокнул свою мать в щёку. – Спокойной ночи!
       – Ступайте в дом, ложитесь на веранде! А я тут сейчас приберу и с Маришей в горнице лягу… – бабушка накрыла нетронутый пирог чистым полотенцем, быстро помыла посуду и, окинув кухню взглядом, погасила свет.

       Утром Маришка проснулась от громких голосов во дворе.
       – …Сегодня в незапертую кухню влезли, а завтра дом взломают и тебе по голове дадут! – кричал папа.
       – Странно вы рассуждаете! Мало ли кто голодный – это не повод лазить по чужим дворам! – поддерживала его мама.
       Бабушку не было слышно – она никогда голоса не повышала.
       Выбежав на крыльцо, девочка увидела возбуждённых родителей и невозмутимую бабушку, которая тихо, но твёрдо поставила точку в споре:
       – Я нормально рассуждаю. Все знают, что солдатиков кое-как кормят. Я сама видела, как мальчишки в лесу грибы собирали и на костре жарили. Худющие такие, бледные! Не побегу я из-за пирога в милицию. И всё! Точка! А вы на меня не кричите, тут я хозяйка – как скажу, так и будет! – и, увидев заспанную внучку, расплылась в счастливой улыбке. – Моя ласточка проснулась!..
       Весь день, до самого отъезда папа с мамой обсуждали кражу пирога.
       В том, что это сделали солдаты из воинской части в лесу, сомнений у них не было. Были опасения, что преступники могут прийти ещё и за деньгами и нападут на бабушку с Маришкой.
       Варвара Николаевна этих опасений не разделяла. Она отметала все доводы и, усаживая сына с женой в машину, уверенно пообещала:
       – Ничего не случится! Нет у нас тут грабителей. Я сама виновата, никогда дверь в кухню не запираю. Так ведь ценностей-то там – пироги да посуда дешёвая. Позарился кто на еду – и на здоровье! Значит припёрло бедного… Всё будет хорошо! Даже не сомневайтесь!
       И в самом деле, до осени ничего не случилось ни с Маришкой, ни с бабушкой, ни с пирогами.
       Правда, поначалу напуганная Маришка плохо спала, кричала во сне. После, конечно, забыла о происшествии, да и бабушка о краже не вспоминала, и внучку солдатом больше не пугала. Говорила с ней как с большой: «Не выходи одна со двора, прошу тебя, цыпушонок», – и всё. И Мариша не выходила. Не от страха, а чтобы бабушку не огорчать.
       Но солдат всё-таки пришёл. Осенью, когда и Маришка, и бабушка его совсем не ждали.
       Девочка не видела, как он вошёл. Она возилась на веранде с котятами, а бабушка на кухне - с пирогами. Когда аромат свежей выпечки достиг курносого носа Маришки, она прибежала в кухню за первым, самым вкусным куском. За столом сидел незнакомый парень в армейской форме.
       Маришка поняла, что это, видимо, и есть солдат. Но она совсем не испугалась: конечно, чего бояться? Во-первых, этот солдат совсем не был похож на того страшного, в каске и плаще, из её сна, а во-вторых, она уже большая и не верит всяким глупым страшилкам, да и бабушка смеётся, что-то ласково говорит солдату…
       – Мариша, иди сюда, ласточка, садись. У нас, видишь, гость… Это моя внучка, Марина, а это… Тебя, сынок, как звать?
       Солдат встал, надел пилотку, которую мял в руках, вытянул руки по швам, покраснел, ответил ломким баском: «Вова», снова сдёрнул пилотку с наголо стриженой головы и переступил с ноги на ногу. Он оказался высоким, тощим и очень смешным. Маришка даже хихикнула, и бабушка засмеялась:
       – Да ладно, Володя, что ты тянешься передо мной, словно я генерал? Садись, сейчас кушать будем… Пирог-то мой тогда понравился?
       – Да, очень! Извините меня, пожалуйста… Я ночью из отпуска возвращался… Понимаете, ночь ехал в поезде, днём надо было уже в часть прибыть… В вагоне мужики были, вроде как, нормальные… Мне выпить дали, я уснул, а они деньги, вещи – всё украли. Хорошо, хоть документы остались. Меня в милиции задержали: проверяли, опрашивали… Вечером только отпустили, справку дали, но всё равно утром уже дезертиром был бы… Ночью шёл через деревню… От голода аж тошнило… А у вас так пирогами пахло… Я раньше никак не мог прийти извиниться, меня за опоздание наказали – увольнительных на три месяца лишили…
       – Да ладно, извинился уже! Ешь. Родители у тебя есть?
       – Спасибо, – Вова зачем-то снова встал и отрапортовал:
       – Мама. И брат младший, ему десять лет только ещё…
       – Да сиди ты! – бабушка махнула на солдата полотенцем. – Письма пишешь?
       – Да, – Вова откусил от пирога и невнятно сообщил:
       – Она тоже пирожки печёт… И блинчики…
       Когда на блюде остались только крошки, солдат поднялся из-за стола.
       – Спасибо вам, Варвара Николаевна, спасибо! Вы потрясающая! Я скоро демобилизуюсь, мне деньги дадут, и я вам…
       – И не вздумай! Не обижай! Не возьму! Ты мне напиши, если будет желание, а то приезжай летом. Сам видишь, какие у нас места замечательные…
       – Да, мне здесь очень нравится! Очень! Красиво и город недалеко…
       – Небось, девчонку присмотрел в городе-то?
Маришка опять засмеялась, а солдат смутился так, что даже вспотел.
       – Вы откуда знаете?
       – Чего тут знать? Молодой, красивый – пора уж невесту подбирать. Выучиться только непременно надо…
       – Конечно. Я уже в городе в институте был… Я вам очень благодарен, что вы… что я… Если бы милиция, расследование… неизвестно чем бы всё кончилось…
       – Из-за пирога-то?! Тоже мне, потеря!
       Тут солдат сделал нечто совершенно невообразимое: согнулся в пояснице, словно складной метр, взял бабушкину руку и приложился к ней губами. Маришка ойкнула – ей показалось, что Вова понюхал бабушку. Нет, бабушка, конечно, вкусно пахнет, Маришка сама обожает её запах, но это уж слишком…
       Бабушка зарделась и спрятала руку за спину:
       – Да что ты, сынок, что ты… – она перекрестила солдата и растроганно шмыгнула носом. – Приезжай к нам непременно. Я тебя ждать буду. Пирогов напеку.
       – С капустой?
       – И с капустой тоже, – засмеялась бабушка, а Маришка нахмурилась, ей хотелось, чтобы бабушка ждала и баловала только её одну.
               
       Прошло пятнадцать лет.
       – Прошу скрепить ваш брак поцелуем!
       Молодые смущённо соприкоснулись губами.
       Величественная как кариатида сотрудница загса приглашающим жестом махнула в сторону притихших родственников и гостей:
       – Можно поздравить молодожёнов!
       Все разом загалдели и кинулись к молодым.
       Новобрачная, смеясь, обняла высокого худощавого мужчину:
       – Вот так, Володенька, мы с тобой теперь родственники! А если бы ты у нас тогда пирог не стянул, то я бы за твоего брата никогда замуж не вышла!
       Цветы, шампанское, смех, вспышки фотокамеры…
       В шумной праздничной толпе не было бабушки Варвары Николаевны. Два года назад она ушла из жизни.

       Секретную воинскую часть в ходе армейской реформы вывели из сибирского леса. Землю отдали китайским фермерам. Теперь они там капусту выращивают.


Рецензии