Фантастическая история из нашей реальности

То ли сказка, то ли быль, то ли сплошная фантастика...
Только, жил в некотором государстве народ – жизнь которого, как-то, не складывалась…
И народ, вроде, не глупый… а экономика разваливается, уровень рождаемости никак не превысит уровень смертности, коррупция и взяточничество растут, по мере усиления борьбы с ними, дети не вылезают из-за учебников, а страна, в разнообразных международных рейтингах, уже отползла в третий десяток…
Список можно продолжать и продолжать, поскольку весь социальный организм оказался расшатан, разбалансирован.
Самые умные люди страны ломают голову – что же происходит, как выходить из сложившейся ситуации? Мнений – почти столько же сколько умных людей… а деградация только убыстряется!

И, невдомёк людям, что они оказались заложниками очень коварной, научной ошибки!

Глава 1.
С самого начала цивилизации перед человечеством встал вопрос – что такое разум? Мнений, опять же, было много... Но, практически, все сходились на одном пункте – «слово»! Слово сделало человека человеком!

Да, действительно! Именно слово превратило мозг высшего млекопитающего в человеческий! И, приняв данный факт как аксиому, человечество на этом успокоилось!
Почему-то человечеству вообще и науке в частности совсем не интересно – каким таким чудом – набор из нескольких гласных и согласных букв способен переносить глубочайший смысл?

Вот человечество и принялось, изо всех сил, развивать «слово», как его понимает!
А тут ещё и технический прогресс подоспел. Некогда остановиться и подумать: Почему  уровень бездуховности растёт, а  культуры понижается? Почему дети не читают книги...  талантливых людей становится всё меньше... мораль и нравственность сошли с ума... растёт уровень депрессивности...
Это то, что касается всего человечества…

Но, вернёмся к «некому государству»…
Те проблемы, которые у всего человечества ещё только в периоде развития… в «неком государстве» уже расцвели махровым цветом.
Прогресс давно обернулся регрессом…
Культура и духовность – близки к нулю...
Таланты собираются выискивать по всей стране, под контролем президента…
Ну, а от депрессивных состояний  есть проверенное средство… Пол страны спивается!  Причины всего этого в историческом прошлом «некого государства». И, один из основных моментов, - всеобщее среднее образование!

Дело не в образовании, как таковом… а в том, что оно осуществлялось и осуществляется одинаково для всех детей… под копирку чиновников Министерства Образования… и направлено на развитие «Слова».
А, о том, что такое «Слово», повторяю, никто не задумывается!

Глава 2.

В недалёком прошлом «некого государства» было много умных, талантливых людей.
Был очень большой учёный, лауреат международной премии… назовём его… Павлов…
Он разрабатывал идею другого талантливого учёного… скажем, Сеченова… о рефлексах головного мозга.
В результате этой работы возникло учение о сигнальных системах.
В чём его суть?

Кора головного мозга человека состоит из двух сигнальных систем, работающих по разным сигналам, с разной волновой активностью, по разным видам внимания.
Вторая сигнальная система – это лобные доли и районы речевых анализаторов. Работает эта часть коры – по второму сигналу: Слово (как звукобуквенная форма) и другие абстрактные, условные символы (цифры, ноты, формулы, значки  - всё то, что необходимо просто заучить)

А, вот, остальная часть коры - около семидесяти процентов – это первая сигнальная система (бывший мозг высшего млекопитающего). Работает первая сигнальная, по первому сигналу – «Образ»!
(Следует добавить – что это факт физиологии, который наука… являющаяся настоящей наукой, а, такая, в «некой стране», наверное, ещё осталась…  ни в коей мере не опровергает)

Согласно Павлову, между первым и вторым сигналами существует, туда – обратная, рефлекторная связь.
Её необходимо создать, а дальше она работает автоматически.
 
(Ребёнку  показывают предмет и говорят слово. Ни один взрослый, каким бы глупым он ни был, - не станет учить младенца наоборот: сначала сказать слово, а потом… может показать, а, может, и не показывать предмет.
Такими вещами, в «некой стране»,  занимается только педагогика. Это у неё называется абстрактное, логическое мышление. Дети должны выучить слова! А, образовывается ли связи с образами или нет… это никого  не волнует)

По Павлову же, повторяю, – существует рефлекторная связь между двумя сигналами. Если мы видим крокодила – активируется слово. Если слышим слово – активируется образ… вернее, образы всех тех крокодилов, которые хранятся в образной памяти. А мы, в результате, можем проанализировать, сравнить все образы – что, в общем-то, и является мышлением.

Ну, и, исходя из этого учения, можно вывести цепочку:
(Реальный предмет) – (Его отражение, образ) –  (Условное, звукобуквенное обозначение этого предмета, его имя)
Вот это всё, в комплексе, и есть слово, речь - как носитель разума.
Реальный предмет мы называем словом.
Но познать его можно только через образ.

Реальный предмет и звукобуквенную форму, из этой цепочки убрать можно…
Если, к примеру, человек оказался в полной изоляции от реальности… находясь в сознании, он может жить в воображаемом мире прошлого или в иллюзорном, фантазийном мире.  Какое-то время…
А с помощью всего нескольких «весёлых и очень популярных слов», мы можем передавать огромное количество самых разных смыслов. И, будем поняты. В крайнем случае, объяснимся жестами.
Ограниченное владение словом, это, конечно, ослабленный интеллект...
Но, разум, пусть и неразвитый, присутствует.  В реально - фантастической жизни сегодняшней действительности, найдётся масса таких людей.
А животные вообще не владеют вторым сигналом… находясь, при этом, в полном сознании… и, вполне разумны – для своего вида.

Но, выбросить образ… связующее звено между реальностью и индивидуальным сознанием…
Науке и образованию «некой страны» - это почти удалось!

Глава 3.
По счастью, у природы большой запас прочности!
Первая сигнальная система, ассоциативные участки коры - работают только непроизвольно!
Сознательно управлять непроизвольным вниманием можно…
Но, этому надо научиться… или, это получается случайно…
А вот волевым усилием, то есть произвольным вниманием, – воздействовать на непроизвольное – невозможно… одно внимание не управляет другим…

На непроизвольном уровне первая сигнальная система - развита у всех…
(Развивается наглядно! Увидел, как делают другие – научился делать сам)
Но, увы, это бытовой, примитивненький уровень. (Обработка простых образов – еда, одежда, комфорт. Но, буксует уже на уровне взаимоотношений) Как делаются дети, понять можно. Как их правильно воспитывать - уже не очень.


Кстати, в этой фантастической стране, учёные не рассматривают первую сигнальную систему.
Наука проигнорировала учение Павлова. Не опровергла, нет! Просто, не поняла и забыла.
Физиологически, эта часть коры изучена хорошо. А для науки психологии - её, просто, не существует! Так, обрывки мыслей об образном мышлении…

Семьдесят процентов – не чего-то там… - а коры головного мозга – проигнорированы наукой! Не поняты педагогикой! Почти забыты людьми творчества!
Об этой части мозга - не знают родители… хотя, дошкольники живут, преимущественно, в образном, а подростки в эмоционально – образном мире!

А, главное, никто не может сообразить, что  мы живём в реальности, которая - словами никак не является!
Мы её можем обозначать словами, для удобства коммуникации… а, можем жить молча… не интересуясь человеческими названиями… глубоко понимая саму природу вещей… образы…
Но, лучше, наверное, иметь развитие обеих систем? Красивый, глубокий человеческий мозг – слишком драгоценная вещь, чтобы  лишаться его… по глупости… по незнанию… из-за ошибки.

Глава 4.

Интересная штука - человеческий мозг! Если в нём чего-то нет – не развито! – то этого нет. И, соответственно, нет понимания, что ты чего-то лишён.
Нет музыкального слуха – нет сожалений о том, что не можешь насладиться прекрасной музыкой! Для тебя её не существует!
Нет понимания – что такое любовь… и, девица, с насмешкой относится к поговорке - «С милым – рай в шалаше». Не развита совесть – человек обманет, предаст, облапошит, вытребует взятку – и, мало будет гордиться своим умом… он, обманутых, будет считать намного ниже себя.

А если не развито всё, что связано с образами? Если само понятие это незнакомо? Если даже творческие люди - понимают только «художественные образы»? Если сами эти слова - "Образ", "образное мышление" - забыты людьми?

Вот это всё и случилось в «некой стране», которой невозможно объяснить, что, у большей части её граждан, нарушена органика мозга… Что, при активной, многолетней дрессировке второй сигнальной системы, первая осталась на уровне развития того самого пещерного человека, с которого начался род людской.

Можно попробовать объяснить «пещерным людям», что у них недостаточный уровень культуры, интеллекта…
Попытаться можно!

Но, одно дело – «пещерные». А другое – со школьным аттестатом, с институтским дипломом. Такие все образованные и умные!
Теоретически, мы все способны понять, что оказались заложниками научного и педагогического заблуждения. А практически, научные  горы – под названием Психология и Педагогика – сдвинуть с места невозможно. И, сопротивляться они будут до конца. Даже если всем станет ясно, что построены они на ложной установке… что, «проспали» семьдесят процентов коры головного мозга!

А если учесть, что педагогика прилагает массу усилий для того, чтобы окончательно перевести мозги детей на второй сигнал... То, будущее «некой страны» - печально: ограниченно – рассудочный, цинично - прагматичный, бездуховный и бескультурный – тупой и нетворческий народ.
Сколько времени он сможет продержаться, во всё ухудшающихся экономических условиях? Без надежды на прогресс, в окружении сильных соседей?

В «Обитаемом острове» братьев Стругацких - для оболванивания людей использовалось излучение. А всего-то надо ограничить эмоционально – образное развитие детей! Тогда, из них можно делать – что угодно! Фашистов, националистов, террористов – смертников, религиозных фанатиков, идейных - любых мастей. А, главное, тупо – исполнительных чиновников, которые очень хорошо умеют делать только одно – вымогать взятки!

Вот такая фантастическая история.


Прежде чем читатель  сделает выводы о вышеизложенном...
Предлагаю, прочитать следующее:

Основные, физиологические "программы" восприятия и обработки  образной информации.
Наглядное мышление
Ассоциативное
Воображение
Фантазия
И второй сигнал, как способ адресного активирования образной информации. И абстрактного обобщения всей суммы образов в понятие под началом одного символа.

Виды образного мышления, работающие на основе  главных "программ":
Аналитико-синтетическое (Сознательно - мысли, мышление. Подсознательно - интуиция)
Пространственное.
Художественное
Математическое
К образному мышлению относится всё: музыкальный слух, пластика, цветовосприятие, чувство формы, вкусовые ощущения, тактильные.
 
Логика - это вовсе не работа лобных долей, как все думают. Это причинно - следственные связи, а не  жонглирование словами. Дерево не может расти корнями вверх, лёд не может быть горячим, чёрный цвет – белым, а два больше трёх. В основе логики - жизненный, здравый смысл.
Парадокс же и абсурд - это, как раз, нелогичность, нестандартность, несовместимость жизненных образов.


Эмоционально - образное развитие (Духовность): Высшие чувства.
Базисные:
Эстетические (Гармоничное восприятие образного мира) и нравственные чувства.


Ну, и творчество, талант и гениальность. В этих процессах человеческой психики задействованы все "программы" мозга. Здесь используются все виды образного мышления, эмоции, слова. Это наивысший уровень развития мозга, с обязательным мышлением и хорошим владением словом.


Без развития первой сигнальной системы – мышление и талант невозможны!
Более того: Без такого развития - невозможно воспринять то, что делает талант! Не имеет значения, в какой сфере. Не будет общего языка!
Писатель пишет книгу, имея определённый интеллектуальный уровень. Учёный делает открытие - имея развитое мышление. Понять и оценить их работу смогут только те, кто находится на близком уровне интеллекта.
Примитивный мозг - талантливую работу, просто, не поймёт! Его ум не подготовлен для восприятия и понимания.


И, несколько цитат:
 «…анализ связи между знаком и значением, между словом и обозначаемым им предметом у ребенка дошкольного возраста»…
«…исследование мотивировки, даваемой ребенком при объяснении, почему данный предмет назван данным словом (по клиническому методу Ж. Пиаже)…»
«…Для того чтобы быть знаком вещи, слово должно иметь опору в свойствах обозначаемого объекта»…
«…Так же и слово связывается для ребенка с вещью через ее свойства, вплетаясь в их общую структуру. Поэтому ребенок в наших опытах не соглашается с тем, что можно было бы пол называть стаканом («по нему, ходить нельзя будет»), но делает стул поездом, изменяя в игре его свойства, т. е. обращаясь с ним как с поездом. Ребенок отказывается переменить значения слов «стол» и «лампа», потому что «на лампе нельзя будет писать, а стол будет гореть». Изменить название — значит, для него, изменить свойства вещи»…
«…ребенок не открывает связи между знаком и значением в самом начале возникновения речи и долгое время не приходит к осознанию этой связи»
«…То, что возникает к началу образования речи у ребенка, есть не открытие, что каждая вещь имеет свое имя, а новый способ обращения с вещами, именно их называние»

Л.С. Выготский
Издательство «Педагогика», 1984 г.
ОРУДИЕ И ЗНАК В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

«…ребенок не открывает связи между знаком и значением в самом начале возникновения речи и долгое время не приходит к осознанию этой связи»   -  Весь наш народ, включая науку, так и не сумел разобраться – что такое знак и что такое значение – и, какая между ними связь. Мы выросли, но, так и не повзрослели.


Рецензии