Шехтель
К числу самых известных сооружений Шехтеля в стиле модерн относят особняк банкира Рябушинского (1900-1902), в котором торжествует принцип свободной асимметрии. Каждый из его фасадов скомпонован по-своему, образуя уступчивую композицию. Своими прихотливо асимметричными выступами крылец, эркеров, балконов, сильно вынесенным карнизом дом напоминает растение, пустившее корни и органично врастающее в окружающее пространство. Мотивы растительного орнамента многократно повторяются, достигая своего апогея внутри здания – в причудливой форме мраморных перил и мраморной лестницы, трактованных в виде взметнувшейся и опадающей волны (http://proza.ru/2013/04/13/996).
К началу ХХ века Москву уже невозможно было представить без зданий Шехтеля. Построенные по его проектам особняки, доходные дома, общественные здания стали образцом для подражания. В то же время в стилевые поиски архитектора вплелась мощная национально-романтическая струя. Формы русской архитектуры начинают сплавляться с приемами стиля модерн, что создавало своеобразный неорусский стиль. С особенной яркостью он воплотился в здании Ярославского вокзала (http://proza.ru/2013/04/13/1010).
Творчество Шехтеля второй половины 1900-х гг. прошло под знаком создания торгово-банковых сооружений, которые можно по праву отнести к шедеврам модерна в его строгом рационалистическом варианте, предвещающим грядущий конструктивизм. В их числе типография Рябушинского «Утро России» (http://proza.ru/2013/04/13/1016), дом Московского купеческого общества (1909), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1913-1914). Все эти здания имеют строгие формы, основанные на свойствах каркасной конструкции, застекленные поверхности огромных окон, округленные углы. О модерне здесь напоминают лишь причудливое разнообразие ритма оконных переплетов.
Шехтель принял Октябрьскую революцию 1917 г. и был в числе тех, кто сразу же начал сотрудничать с новой властью. Он был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-производственной комиссии при НТО ВСНХ. По его проекту строится павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года (http://proza.ru/2013/04/13/1039). Шехтель разработал в это время несколько интересных проектов, которые так и не были осуществлены. Умер архитектор в июне 1926 г.
Модернизм и постмодернизм http://proza.ru/2010/11/27/375
Свидетельство о публикации №213041300941