Шехтель

Федор Осипович Шехтель родился в августе 1859 г. в Саратове в семье инженера-технолога. В 1876-1877 гг. он учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, которое так и не закончил. В течение долгого времени будущий архитектор работал театральным художником, создав за свою жизнь множество эскизов костюмов и декораций. Одновременно в начале 1880-х гг. Шехтель состоял помощником у архитекторов Каминского и Тверского, которые ввели его в круг московского просвещенного купечества и познакомили с состоятельными заказчиками. Первой крупной постройкой Шехтеля стала усадьба Дервиза «Кирицы»  в Рязанской губернии (1887-1889).  Вслед за тем по его проектам было возведено несколько загородных домов в Московской и Ярославской губерниях. Широкая известность пришла к Шехтелю после строительства дачи (1895) и особняка (1893-1898) Морозовой (http://proza.ru/2013/04/13/954) (http://proza.ru/2013/04/13/977).

К числу самых известных сооружений Шехтеля в стиле модерн относят особняк банкира Рябушинского (1900-1902), в котором торжествует принцип свободной асимметрии. Каждый из его фасадов скомпонован по-своему, образуя уступчивую композицию. Своими прихотливо асимметричными выступами крылец, эркеров, балконов, сильно вынесенным карнизом дом напоминает растение, пустившее корни и органично врастающее в окружающее пространство. Мотивы растительного орнамента многократно повторяются, достигая своего апогея внутри здания – в причудливой форме мраморных перил и мраморной лестницы, трактованных в виде взметнувшейся и опадающей волны (http://proza.ru/2013/04/13/996).

К началу ХХ века Москву уже невозможно было представить без зданий Шехтеля. Построенные по его проектам особняки, доходные дома, общественные здания  стали образцом для подражания. В то же время в стилевые поиски архитектора вплелась мощная национально-романтическая струя. Формы русской архитектуры начинают сплавляться  с приемами стиля модерн, что создавало своеобразный неорусский стиль. С особенной яркостью он воплотился в здании Ярославского вокзала (http://proza.ru/2013/04/13/1010).

Творчество Шехтеля второй половины 1900-х гг. прошло под знаком создания торгово-банковых сооружений, которые можно по праву отнести к шедеврам  модерна в его  строгом рационалистическом варианте, предвещающим грядущий конструктивизм. В их числе типография Рябушинского «Утро России» (http://proza.ru/2013/04/13/1016), дом Московского купеческого общества (1909), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1913-1914). Все эти здания имеют строгие формы, основанные на свойствах каркасной конструкции, застекленные поверхности огромных окон, округленные углы. О модерне здесь напоминают лишь причудливое разнообразие ритма оконных переплетов.
 
Шехтель принял Октябрьскую революцию 1917 г. и был  в числе тех, кто сразу же начал сотрудничать с новой властью. Он был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-производственной комиссии при НТО ВСНХ. По его проекту строится  павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года (http://proza.ru/2013/04/13/1039). Шехтель разработал в это время несколько интересных проектов, которые так и не были осуществлены. Умер архитектор в  июне 1926 г.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии