Писатель-фронтовик А. В. Сапаров

     Ниже воспроизводится полный текст очерка М.Сапарова "Писатель-фронтовик А.В.Сапаров", впервые опубликованного в журнале РАН "Вопросы истории",2012, №5, С.143-145 в связи со 100-летним юбилеем ленинградского писателя и журналиста Арифа Васльевича САПАРОВА (15.07.1912-02.11.1973).
     Послесловие и комментарии Т.В.Алексеевой.

     Ленинградскому писателю,  мастеру документальной прозы,  Арифу Валеевичу(Васильевичу) Сапарову суждено было стать непосредственным свидетелем и первым летописцем героических будней  легендарной Дороги жизни.
    Именно он еще в ноябре 1941 года был направлен Политуправлением Ленинградского фронта на Ладогу для оперативного освещения в газете «На страже Родины» и других фронтовых  изданиях боевой жизни уникальной военно-стратегической магистрали  через Ладожское озеро, связывавшей блокированный фашистами Ленинград с тыловыми районами страны.
     Известно личное участие   Арифа Сапарова  в самых рискованных и опасных  военных операциях, таких , например, как переброска тяжелых танков КВ из Ленинграда по льду Ладоги в январе 1942 года. Боевая дружба связывала его со многими героями Дороги жизни, такими,  как водители Максим Твердохлеб и Кошкомбай Оспанов , военфельдшер Ольга Писаренко, капитан прославленного сторожевого корабля «Пурга» Иван Горовой и многих других.
    Неудивительно, что когда в 1947 году вышла в свет книга Арифа Сапарова «Дорога жизни» -  обстоятельная художественно-документальная книга, посвященная беспримерной Ладожской эпопее,_она сразу же стала событием международного значения. Документальная повесть, неоднократно переиздававшаяся и дополнявшаяся, она была переведена на многие языки мира. На протяжении многих лет к ней обращаются как к бесценному свидетельству очевидца и историческому документу наиболее авторитетные военные историки, такие как: Гаррисон Солсбери, Леон Гур, Дэвид Гланц и другие.
     И хотя Ариф Сапаров –автор многих популярных книг : блокадной повести «Январь сорок второго», военных очерков «Четыре тетради», чекистских повестей «Гороховая,2», «Фальшивые червонцы», «Опасные комедианты» - истинным подвигом писателя остается книга-репортаж «Дорога жизни».
               
               
                БИОГРАФИЯ
     Ленинградский писатель-документалист Ариф Васильевич Сапаров родился 15 июля 1912 года в городе Луга Ленинградской области в татарской семье.
Его отец –  Сапаров Валей Хабибулович  трагически погиб в 1919 году, не дожив до тридцати лет. Его мать - Сапарова Махфуза Атауловна, оставшаяся без каких-либо средств к существованию, была поставлена перед необходимостью самостоятельно вырастить троих малолетних детей : Арифа, Мирсаида и Саадию.  С детских лет Ариф Сапаров был приобщен к систематическому труду, освоил несколько профессий.
     До вступления в Союз писателей более четверти века работал газетным очеркистом, опубликовав на страницах «Ленинградской правды», «Смены», «На страже Родины» и других военных изданий  сотни очерков. Именно тогда он сформировался как писатель со своими художественными пристрастиями и манерой исследования жизненного материала. Он становится убежденным сторонником и приверженцем документально-художественной прозы.   Излюбленными и неизменными героями всех произведений А.В.Сапарова оказываются его современники – неутомимые труженики в мирные дни и бесстрашные воины в дни военных испытаний со всеми своими надеждами, устремлениями и заблуждениями.
С весны 1939 года А.В.Сапаров целиком вовлечен в профессиональную журналистскую работу, сотрудничая поначалу в в лужской «Крестьянской правде», затем в редакции «Ленинградской правды».
     В сентябре 1939 года он принял участие в освобождении Западной Белоруссии.  Спустя два месяца как военный корреспондент «Ленинградской правды» участвовал в боях финской кампании, был тяжело ранен.
Годы Великой Отечественной войны  провел в действующей армии на Лениградском, Третьем Прибалтийском и Первом Украинском фронтах.
    В дни жестоких испытаний в блокадном Ленинграде А.В.Сапаров изо дня в день, из номера в номер трудится в армейской газете «На страже Родины». Как писал Алексей Гребенщиков: «… обитая на Невском, 2, в комнатах, еле обогреваемых печурками-времянками, под распоротыми бомбами небом, Ариф Сапаров вместе с Максимом Гордоном, Яковом Потехиным, Владимиром Ардашниковым и другими,  были в ответе за то, чтобы в самом маленьком подразделении был дух воинского братства, чтобы опыт лучших снайперов становился достоянием общим, чтобы каждый овладевал наукой побеждать.»1)
Профессор Кембриджского университета Лайза А.Киршенбаум в своем фундаментальном исследовании «Наследие осады Ленинграда, 1941-1995:миф, воспоминания, памятники» приводит характерный эпизод : «Ариф Сапаров, сотрудничавший в газете «На страже Родины», вспоминает ночь, когда газетный фотограф ворвался в помещение редакции, уверяя, что видел как в соседнем здании, расколотом пополам бомбой, целехонькое пианино повисло прямо над краем пропасти.            
     Однако писателя впечатлило не столько уцелевшее пианино, сколько вешалка для одежды этажом выше, на которой все еще висело светлое мужское пальто и шляпа. «При этом пальто мерно раскачивалось…» И все это… на фоне находившегося рядом шпиля  Адмиралтейства, уподобившегося оперной декорации,  что делало эту сцену еще более странной и незабываемой.
     Такие образы, - заключает Л.Киршенбаум – визуально удостоверяли, что Ленинград был городом, в котором обыденность становилась ИСТОРИЕЙ.» 2)
 

                ДОРОГА ЖИЗНИ
     Будучи корреспондентом газеты «На страже Родины», А.В.Сапаров был направлен Политуправлением Ленфронта на оперативное освещение хроники строительства уникальной ледовой трассы через Ладожское озеро, получившей в народе название «Дороги жизни».
Первая книга А.В.Сапарова «Дорога жизни» создавалась в немыслимых , нечеловечески жестоких обстоятельствах ледовой трассы. Автору пришлось не раз на себе испытать, каково водить в осажденный Ленинград грузовики, доставлявшие хлеб измученному городу. Обстрелы, налеты бомбардировщиков, неожиданно возникавшие полыньи, коварно поджидавшие шоферов, суровые морозы…
     К этому необходимо добавить, что автор, подобно большинству своих персонажей, страдал от  голода и истощения. Если учесть, что вдобавок А.В.Сапаров был болен туберкулезом, то нетрудно представить себе, что зачастую он оказывался в мучительно тяжелом и опасном рейсе совершенно больным.
     Павел Лукницкий в известной книге «Ленинград действует» пишет, как ему пришлось 21 февраля 1942 года, когда он находился в командировке на Волховском фронте в деревне Оломна, по мере возможности спасать коллегу : «Приехал  вчера А.Сапаров  из редакции «На страже Родины» больной, и я его лечил, уступив ему свои нары, сам спал на столах.»3)
Истины ради надо сказать, что многие персонажи «Дороги жизни», такие как герои-водители Филипп Сапожников, Максим Твердохлеб или военный фельдшер Ольга Писаренко и многие другие не только были найдены и запечатлены очеркистом А.Сапаровым -  практически только он успел записать и воспроизвести их бесценные свидетельства и воспоминания в непосредственно боевых условиях. Дело в том, что многие из них не дожили до конца войны, погибнув на других фронтах. А дожившие до Победы – увы!- прожили , как правило недолго.
     Очеркист по призванию, мастер документально-художественного повествования ,
 А.В.Сапаров, неоднократно выступал убежденным защитником документальной прозы. Он считал, что ничто так не унижает достоинства жанра, как приукрашивание, как попытки расцветить  и нарочито беллетризировать реальные события. В  свое время в секции документальной прозы Ленинградского отделения Союза писателей А.В.Сапаров любил повторять известную формулу Н.Чернышевского о том, что действительность всегда выше искусства. Эта фраза иногда кажется странной и загадочной, если не попытаться понять ее в целостном контексте российского искусства.
     По глубокому убеждению А.В.Сапарова, искусство документального очерка -  совершенно самостоятельный, полноценный жанр художественной литературы, требующий от автора упрямой самоотверженности, дисциплины и настойчивости в постижении труднообъяснимых коллизий жизни. Задача писателя-очеркиста -  говорил А.В.Сапаров – не  в том, чтобы находить ту или иную субъективную  интерпретацию событиям жизни, а двинуться вглубь жизненного материала, так , чтобы он раскрыл свою внутреннюю динамику и многосложность. Надо ли говорить о том, насколько трудна такая задача.
     Принципиальная установка писателя на ограничение вымысла в художественно-документальной прозе, его стремление опираться исключительно на  реальные, подтвержденные фактами события, показывая их истинный драматизм и многосмысленность , нередко встречала понимание и высокую оценку , в частности, у наиболее известного зарубежного историка блокадных 900 дней Гаррисона Солсбери. Характерно, что в своей многократно издававшейся на разных языках книге «900 дней», американский журналист, историк, писатель, в годы войны  -  руководитель агентства
      «Юнайтед Пресс»(ЮПИ), а после войны – сотрудник газеты «Нью-Йорк Таймс», не раз ссылается на тексты А.Сапарова  как на прямые документальные свидетельства.
Любопытно, что говоря о легендарной переправке тяжелых танков «КВ»  по льду Ладоги, Солсбери пишет : «Эта подробность, сообщенная самим Федюнинским, , все же , видимо, приведена по ошибке. На деле, по-видимому, «КВ» переправлялись через лед в январе, чтобы помочь при дальнейшем наступлении (А.Сапаров, Дорога жизни», с.146)»4).
     В другом месте, упоминая о противоречиях в двух публикациях «Военно-исторического журнала»(1966 г., №1 ,  1964, №12), которые разошлись в определении  даты приказа о дороге на Заборье, автор предпочитает датировку, данную А.Сапаровым как наиболее достоверную 5).
     Когда в 1947 году А.В.Сапаров принес книгу «Дорога жизни» в издательство, она была сокращена вдвое редактором, посчитавшим,  что в ней слишком много мрачных, «натуралистических» подробностей. Народ должен был огражден от излишне сурового, мрачного тона описания еще кровоточащих событий великой войны, закончившейся победой. Первое издание появилось в 1947 году в Ленинградском книжно-журнальном издательстве небольшим тиражом 7 тысяч экземпляров и получило массу восторженных отзывов, среди которых особый интерес представляли отклики бойцов и водителей ледовой трассы. Например, один из читателей, В.А.Трофимов писал в издательство, что  книга А.Сапарова «раскрывает разгадку нашей победы над технически оснащенным врагом» (письмо датировано 6 ноября 1947 года).6)

                «ЛЕНИГРАДСКОЕ ДЕЛО»
     Второе издание было подготовлено расширенным тиражом в 1949 году, но, однако, книга была изъята из обращения. Сам же автор, А.В.Сапаров, работавший заведующим отделом  «Ленинградской правды», был немедленно изгнан из газеты.
     Фактически вопрос стоял об аресте.
     Вот как описывает это событие Антон Антонов-Овсеенко в своей книге «Берия», говоря об атмосфере так называемого «ленинградского дела»: « На охоту за ведьмами
кинулся весь партаппарат. Достаточно было обнаружить в книге имена казненных, как ее изымали, автора привлекали. Так случилось с книгой А.Сапарова «Дорога жизни». Бюро обкома, бюро райкома разбирали сотни, тысячи персональных дел, возбужденных по лживым, часто анонимным доносам. Два года партаппарат только то и делал, что изучал пустые, злобные кляузы.»7)
     Впрочем, донос, сочиненный литературным критиком Т.К.Трифоновой, был не таким уж пустым. В нем говорилось, что А.В.Сапаров не только является личным другом «врага народа» Ивана Дмитриева(в годы войны возглавлявшего партизанское движение в Лужском районе), но и сознательно пропагандирует  вражескую деятельность А.А.Кузнецова, П.С.Попкова,и Я.Ф.Капустина, прославленных руководителей обороны Ленинграда, объявленных врагами.
Этого было достаточно, чтобы А.В.Сапарова лишили работы, запретили печататься.
Кстати, в дневниках К.И.Чуковского впечатляюще описывается, , как Т.К.Трифонова выступала в качестве лжеэксперта, когда понадобилось уличить и посадить известного театрального деятеля Симона Дрейдена.8)  Так что в доносительском ремесле Т.К.Трифонова, можно сказать, поднаторела.

                РЕАБИЛИТАЦИЯ


     Реабилитация последовала лишь в 1957 году. А.В.Сапаров получил возможность печататься под своим именем, заниматься авторской литературной работой. Вышло в свет новое, дополненное издание «Дороги жизни». Книга только на родине издавалась более
 десяти раз. Она была переведена на многие европейские языки : чешский, польский, болгарский, немецкий и др.
     Продолжением работы над книгой «Дорога жизни» стала хроникальная повесть «Январь сорок второго» (1969) о наиболее драматическом периоде в жизни блокадного Ленинграда. Автор рассказал о поистине удивительном явлении - молодежных бытовых отрядах, участники которых, совершая подвиги самопожертвования, спасали обреченных на смерть, умирающих в своих квартирах от голода и болезней ленинградцев. Голод, как бомбы и снаряды, был, может быть, самым сильным орудием врага.
     Большое место в повести занимает отнюдь не выдуманная, а действительная история о том, как руками фашистской агентуры фабриковались тысячи фальшивых продовольственных карточек, преследующих цель дезорганизовать продовольственное 
снабжение Ленинграда в самые критические дни битвы, и как  ленинградцы не поддались на провокацию, проявив мужество, благородство и бдительность.
     Тысячи километров прошел А.Сапаров дорогами войны, был свидетелем и участником многих легендарных боевых операций, включая штурм Берлина, танковый бросок на Прагу.Был награжден орденами «Отечественной войны» первой и второй степени, орденом «Красной звезды», двумя медалями «За отвагу», медалью «За боевые заслуги»,  медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги»,  «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг».
     В годы войны он публикует десятки очерков и корреспонденций, посвященных героям боев, на страницах фронтовых газет, печатается в литературно-художественных сборниках, выходивших на Ленинградском фронте, в журналах  «Звезда» и «Ленинград».
Военные очерки А.В.Сапарова заслужили высокую оценку со стороны Юрия Германа, Ольги Берггольц, Николая Тихонова, Ильи Эренбурга и др.
 

                «ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА»
     Будучи гоним и лишен постоянной работы, А.В.Сапаров, начиная с 1949 года  по собственному почину приступает к разработке и формированию документально-художественного сборника, посвященного обороне осажденного города. Уникальная книга «Подвиг Ленинграда», составителем и членом редколлегии которой стал А.В.Сапаров, после многолетней, тщательной подготовки вышла в свет в 1960 году. Ее авторами, были не только профессиональные литераторы, известные советские писатели и журналисты, но и  бывалые люди : воины армии и флота, рабочие, ученые, врачи, учителя, водители, архитекторы, хранители музеев, специально для этого издания написавшие свои воспоминания.
     «Подвиг Ленинграда» фактически стал первой энциклопедией обороны города, поскольку в соответствии с концепцией издания документальные очерки и свидетельства складывались в мозаику, дающую целостную панораму событий. Некоторые материалы,  например, воспоминания И.Д.Дмитриева, руководителя партизанского движения  в Лужском районе, просто не увидели бы свет, не проведи А.В.Сапаров длительной, кропотливой работы с их авторами.
     Наряду с прозой и поэзией в книгу органически вошли документы: обращение руководителей обороны «Ко всем трудящимся города Ленина» от 20 августа 1941 г. и др.
     Был создан обширный фонд фотографических свидетельств с привлечением работ известных фотомастеров : Д.Трахтенберга, А.И.Бродского, Г.Чертова, В.Логинова.
Привлекались к работе и художники : Н.Кочергин, В.Серов, С.Юдовин, А.Харшак.
     Появление этого издания побудило известного мастера документального кино Ефима Учителя снять одноименный фильм на основе блокадной хроники. Одним из авторов сценария был А.В.Сапаров.
     Позднее писатель участвовал в коллективном сборнике «900 дней». Был автором и составителем литературно-документальных сборников «Молодые защитники Ленинграда» и «Граница».
     «Четыре тетради» - итоговое обширное военное повествование А.В.Сапарова, где речь идет о трагических перипетиях войны: от первых тяжелых испытаний вплоть до боев уже на территории Германии, на подступах к Берлину. Писателя волновала мысль о необходимости запечатлеть и сохранить в памяти поколений подвиги героев. В книге получила свое развитие главная тема его военного творчества  - тема массового героизма сражающегося народа.

                ЧЕКИСТСКИЕ ПОВЕСТИ
     Толчком, побудившим А.В.Сапарова начать цикл «чекистских повестей», пользовавшихся впоследствии огромательским интересом, послужили случайные встречи со своим давними фронтовыми знакомцами, которые, как неожиданно обнаружилось, принимали участие в наиболее опасных и хитроумных разведывательных операциях Второй мировой войны.
     Это были люди отваги и чести.
     Они-то и рассказали писателю о своих учителях и наставниках: Александре Ивановиче Ланге, Петре Адамовиче Карусе, Николае Павловиче Комарове, Эдуарде Морицевиче Отто – остававшимися  неизвестными легендарных чекистах.
     Так появились популярные чекистские повести А.В.Сапарова: «Битая карта.(Хроника одного заговора)», 1967; «Гороховая,2. Из хроники чекистских будней», 1970; «Фальшивые червонцы.Две повести из хроники чекистских будней», 1972.
     Писателю-документалисту, как и журналисту суждены на его пути неожиданные, интересные встречи. И даже если он работает с архивами, пишет о временах давно ушедших – такие встречи обязательно будут, он сможет увидеть своих героев, повторившихся в потомках, они непременно объявятся.
     У А.В.Сапарова был, к примеру, такой случай. В повести «Опасные комедианты» есть образ Дмитрия Дмитриевича Зуева, бывшего офицера Преображенского полка, участника Первой мировой войны, верно и преданно служившего Отечеству, человека трудной, во многом несправедливой судьбы… И вдруг А.Сапаров получает письмо из Москвы: оказывается у Зуева есть сын, тоже Дмитрий Дмитриевич, возглавляющий издательство «Просвещение». Он прислал неизвестную писателю фотографию отца. Естественно, завязалась переписка автора с сыном своего героя.
     Есть еще поразительное письмо вдовы А.И.Ланге, которая спрашивала писателя: «Неужели Вы действительно служили вместе с моим покойным мужем? Настолько узнаваемы в повести его характерные черты и привычки…» 9)
     Суровая концепция художественно-документальной прозы, которой строго придерживался А.В.Сапаров, требующая аскетизма и самодисциплины  - заставляла его избегать искусственного нагнетания драматизма, нарочитой эффектности описаний. Автор намеренно пренебрегает «выигрышными», поражающими воображение сценами и эпизодами. Он стремится к более сложному, воссоздавая невымышленный драматизм истинной жизни, приберегающей для автора такие детали, которые просто невозможно придумать, настолько они неординарны.

     В писательской среде была хорошо известны свойственные А.И.Сапарову неспособность кривить душой, открытость и прямота, зачастую граничившие с прямолинейностью. И в то же время – неизменная готовность самоотверженно следовать своему писательскому долгу,  придти на  помощь товарищу, попавшему в трудную
житейскую ситуацию, ( См., например : Довлатов С. Наши;    Чепуров А. Стихи памяти А.В.Сапарова  - Умер человек…) 10)
 
Примечания:
1)Гребенщиков А. «Память – наша совесть…» - «Петербургский союз журналистов», 2010, №4.
2)Lisa A.Kirschenbaum. The Legacy of the Siege of Leningrad, 1941-1995: myth, memories and monuments. New York:Cambridge University Press, 2006.P.88-89.
3)Лукницкий П. Ленинград действует.Фронтовой дневник(22 июня 1941 года – март 1942 года). М.:Советский писатель, 1961, с.635.
      4)Garrison E.SALISBURY.The 900 days.The Siege of Leningrad.New York,Harper and Row, 1969.
      Гаррисон Солсбери.900 дней. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское отделение РИК «Культура». М.:Издательская группа «Прогресс»,1994,с.424.
5) Там же, с.441.
6) Из личного архива писателя.
7) Антонов-Овсеенко А. Берия. М., 1999, С.378.
8) Чуковский К.И. Дневники. М.:Современный писатель, 1995, с.222.
9) Из личного архива писателя.
10)Довлатов С. Собр.соч.в 4-х т. Т.2. Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2002.С.346.
   Чепуров А. Избранное. Л.,Художественная литература, 1982.С.260.
   
Творческое наследие
• Дорога жизни. 1947, 1957, 1959, 1961, 1967, 1968
• «Скворцы» перелетают Ладогу. 1960
• Так мы живем. 1961
• Четыре тетради. 1962
• Ради тебя, товарищ! 1965
• Мальчишка из Ленинграда. 1965
• Остановки не будет. 1966
• Битая карта. 1967
• Январь сорок второго. 1969
• Гороховая,2. Из хроники чекистских будней.
• Фальшивые червонцы. Опасные комедианты. 1972
• Автор, составитель и редактор фундаментального труда «Подвиг Ленинграда»,М.,1960, переведенного на многие языки народов мира
• Автор, составитель и редактор: сборника «Чекисты», 1967, 1970, 1977, 1982 г.г.изданий
• "Дрожат дома-громады". - В кн.:С пером и автоматом.Писатели и журналисты Ленинграда в годы блокады. Сост.М.И.Гордон. Л,Лениздат, 1964.
• Дорога жизни.-В кн.:Венок славы.Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах. Т.3.Подвиг Ленинграда.М.,"Современник",1984,с.266-285.
• Saparov A. Ladoga-Chronik. - Neunhundert Tage. Dietz Verlag, Berlin, 1959.
• Saparov A.Cesta ;ivota. Vypr;v;ni o dob; blok;dy. Na;e vojsko, Praha, 1974.
• Автор и составитель сборника «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина. Л.,Лениздат, 1956


Основные публикации о произведениях А. В. Сапарова
• Краткая литературная энциклопедия. Т.9.М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1978, с.682.
• Писатели Ленинграда.1934-1981. Сост. В.Бахтин, А.Лурье. Л., 1982,с.274.
• В годы суровых испытаний.Ленинградская писательская организация в Великой Отечественной войне.  Л.,Лениздат, 1984, с.369.
• Азаров Вс. Сильнее вымысла. — Вечерний Ленинград, 1958, 11 января, № 9(3703)
• Воеводин Евг. Ничто не забыто! -Вечерний Ленинград, 1960, 27 декабря.
• Воронов Н.Отважные, чистые сердцем.-Вечерний Ленинград, 1965, 25 ноября.
• Чапчахов Ф.Герои тайной войны.-Октябрь, 1969,№ 1,с.193-206.
• Идашкин Ю.Рыцари без страха и упрека.-Октябрь, 1970,№ 11,с.215-218.
• Гребенщиков А. Чекисты двадцатых годов.-Аврора, 1973,№ 12, с.70
• Отюгова Т. Не в тиши кабинета. -Смена, 1972,9 августа, № 184
• Ковский В. Без скидок на жанр.- Литературное обозрение, 1973,№2

      Послесловие и комментарии Т.В.Алексеевой



© C


Рецензии