Оплата услуг жкх все для нас, или клиент всегда ви

ОПЛАТА УСЛУГ ЖКХ – ВСЕ ДЛЯ НАС, ИЛИ КЛИЕНТ ВСЕГДА ВИНОВАТ?
В советское время списки злостных неплательщиков за квартиру вывешивали на двери подъезда. Если и эта мера не помогала, а долг за жилье не погашался целый год, несознательного жильца ожидал товарищеский суд. Ну и, разумеется, не платить в срок было и остается невыгодным – набегают пенни.
В наше время продекларирован принцип, что каждый должен оплачивать коммунальные услуги по тем же принципам, что и любую услугу на рынке. Но принцип ценообразования на услуги дворников, сантехников и слесарей остается все таким же неясным. Часто не только простые квартиросъемщики, но даже специалисты не могут объяснить, откуда взялась конечная цифра в жировке.
В результате оплата услуг ЖКХ превратилась в национальную борьбу населения с коммунальщиками. Одни стремятся выжать, как можно больше; другие – не платить или платить как можно меньше.

Как «они» «нас»: что делать, если услуга некачественная?

О «чудесах» нашего коммунального обслуживания можно написать целую книгу. О слесаре, который, обещая зайти до обеда, является в восемь часов вечера; о температуре в двенадцать градусов зимой и неожиданном отключении горячей воды осенью; о чудо-дворе, заваленном обрубками деревьев. Иногда жильцы, желая наказать управляющую компанию, просто перестают  оплачивать счета.
К сожалению, люди не знают, что таким образом они могут навредить только самим себе – самовольно отказавшись платить, квартиросъемщики автоматически становятся неплательщиками, со всеми вытекающими из этого последствиями. И все же способ воздействия на коммунальщиков есть. Если выяснилось, что услуга оказывается некачественно либо не оказывается вовсе, необходимо сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу любым удобным способом (позвонить, написать заявление). Обращение обязаны зафиксировать документально, в специальном журнале. Следует знать, что по закону в течение не более чем двух часов после обращения сотрудники «аварийки» обязаны произвести проверку для подтверждения (установления) факта нарушения качества коммунальной услуги, выявления причин и выяснения сроков их устранения. По результатам оформляется акт.
С момента предоставления услуг надлежащего качества управляющая компания обязана оформить перерасчет ранее начисленных платежей за весь период, когда услуга не оказывалась или оказывалась некачественно. Если причиной отказа от оплаты служат претензии к стоимости, то необходимо знать, что потребителя должны уведомлять в письменном виде не менее чем за 30 дней до введения новых тарифов. В противном случае действия управляющей компании (ЖЭУ, ДУКов, ТСЖ, ЕИРЦ), связанные с повышением стоимости услуг будут незаконны.
Конечно, бороться с управляющей компанией – дело долгое, трудное и нервное, да и много богаче мы тоже не станем. И все же смысл действовать по Закону есть – в случае, если подобных жалоб и тяжб будет много, есть основания отказаться от услуг управляющей компании или поставить вопрос о компетентности руководства ДЭЗа.
 
Если нет возможности оплатить услугу в срок…

Случается, что порядочная семья, попав в сложную жизненную ситуацию, временно не может оплачивать квартиру. Чаще всего так происходит из-за длительного отсутствия или утраты источника доходов. Как и раньше, в таких случаях за каждый день просрочки начисляется штраф – пеня. Следует знать, что размер пени регулируется государством – в настоящее время Центробанк определил величину этой ставки равной 8,25 % в год, таким образом, на каждую 1000 рублей задолженности потребителю ежедневно будут начислять 28 копеек пени.
Если заранее известно, что предстоит длительная командировка, поездка на дачу, лечение в больнице или санатории, то следует перед отъездом написать заявление в управляющую компанию (ЖЭУ, ДУК, ТСЖ, ЕИРЦ) с указанием периода, за который необходимо произвести перерасчет коммунальных платежей. Он не может превышать 6 месяцев.

 Если же планируется более длительное  отсутствие, необходимо будет повторно направить заявление о перерасчете на следующий период (это можно сделать по почте). С заявлением о перерасчете платежей и переоформлении квитанций на оплату коммуналки можно обратиться и после возвращения, но в срок не более 30 дней со времени прибытия на место жительства. В любом случае вместе с заявлением необходимо представить документы, подтверждающие отсутствие по месту жительства (командировочное удостоверение с отметками, приказ о направлении в командировку, бюллетень о нахождении в стационаре, больничный лист, путевку на отдых, проездные документы, справка из правления дачного поселка).

При обращении в эксплуатирующую организацию до отъезда перерасчет будет осуществляться по мере начисления коммунальных платежей, после — будет сделан в текущий расчетный период. При этом за отопление и общедомовые нужды перерасчет не производится.
«В случае финансовых затруднений до возникновения задолженности лучше дело не доводить и оформить получение субсидии (это деньги, которые государство выделяет определенным категориям граждан на оплату коммунальных услуг), — советует адвокат Олег Сухов. — Порядок и размер их предоставления, а также перечень необходимых документов устанавливается региональными органами власти. Если своевременно добиться дотации от государства не удалось, и долг все же появился, то следует обратиться в управляющую компанию (ЖЭУ, ДУК, ТСЖ, ЕИРЦ) с просьбой о заключении соглашения об отсрочке или рассрочке оплаты коммунальных платежей. К сожалению, получение рассрочки никак не гарантировано и согласовывается потребителем и исполнителем индивидуально. Однако при его наличии и регулярном исполнении упомянутое соглашение защитит от ограничения или отказа в представлении коммунальных услуг при имеющейся задолженности

Как «мы» «их» - жильцы не лыком шиты

   Справедливо заметить, что жильцы далеко не всегда добросовестно и честно оплачивают коммунальные услуги. Самый простой и распространенный способ уклониться от оплаты – сдавать нулевые показания счетчиков газа и воды. Но действовать таким образом долгое время не получится, так как 1 раз в 3 месяца, согласно действующему законодательству, необходимо предоставлять доступ сотрудникам ресурсоснабжающей организации для сверки показаний счетчиков.
Случается, владелец квартиры приносит справки, что отсутствовал по месту жительства, а сам на время своего отсутствия сдает квартиру десятку мигрантов. В таком случае соседи не только испытывают неудобства, но и оплачивают потребленную квартирантами воду. Ведь общедомовой долг распределяется поровну на всех жильцов.
К сожалению, Закон часто позволяют недобросовестному хозяину квартиры злоупотреблять своим положением. Процедура взыскания долгов за коммуналку – очень долгая и трудная.
Если начисление происходит по нормативам, а оплата не осуществляется более 3 месяцев, и отсутствует соглашение о погашении задолженности, то коммунальные службы должны письменно сообщить об ограничении или о приостановлении оказания неоплаченных услуг по истечении 30 календарных дней с момента уведомления. Затем за трое суток до окончания указанного срока неплательщика обязаны повторно ознакомить, уже под роспись, о введении ограничения и последующего приостановления предоставления услуг.
 При этом необходимо помнить, что отключать отопление, а в многоквартирных домах — и холодное водоснабжение, запрещено законом, а для отключения газа и горячей воды в конкретной квартире не всегда имеется техническая возможность. Получается, что оплата не осуществляется уже 4 месяца, а потребитель продолжает пользоваться услугами, пусть даже и не всегда в полном объеме.
Далее управляющая компания (ЖЭУ, ДЭЗ, ТСЖ, ЕИРЦ), скорее всего, обратится в суд с исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению в течение двух месяцев (а в случае проведения экспертизы этот срок продлевается на «неопределенное» время). Даже если решение в пользу коммунальщиков вынесут сразу, то вступит оно в силу по истечении 1 месяца, а затем еще несколько месяцев уйдет на его обжалование. Вот и прошел почти год.
Конечно, можно уклоняться от исполнения решения суда и продолжать не платить, но в этом случае грядет исполнительное производство, которое повлечет опись имущества и изъятие его в счет погашения долга. Кроме того, суммы задолженности и пеней будут продолжать расти.
Впрочем, на практике такое бывает очень редко. Борьба коммунальщиков и жильцов продолжается.


Рецензии
Борьба коммунальщиков и жильцов продолжается - и нет ей конца!

Дебора Вишневская   17.06.2013 14:50     Заявить о нарушении
Зато правильной дорогой идем, товарищи...

Надежда Семеновская   17.06.2013 15:04   Заявить о нарушении
Может быть:)))

Дебора Вишневская   17.06.2013 15:13   Заявить о нарушении