На то она и первая

          А вы помните свою первую в жизни зарплату? Я спрашивала об этом у знакомых. Нет, многие не помнят.
          А, между прочим, по моим наблюдениям, в разных семьях отношение к деньгам разное. У кого-то финансы находятся в руках мужчины, у кого-то - в руках женщины, где-то коллегиально решаются вопросы. Когда слышу разговоры коллег, то мысленно отмечаю, как отношения складываются в семьях, в которых живут уже взрослые дети или, когда с родителями живут молодые семьи. Я не знаю, как должно быть правильно, и не берусь судить никого. Кого как устраивает, у каждой семьи свой уклад. Мне нравилось, как было у нас дома: без трепета к денежным знакам. Их не прятали, они лежали в доступном месте, родители нормально зарабатывали и, в общем хватало. Дети вообще не задумывались, почём она копеечка. Одеты, обуты, сыты, никогда и не просили ни о чем родителей, ибо я считала, что это некрасиво. Да и было всё необходимое: телевизор, радио с проигрывателем для пластинок, даже красивое черное пианино, у брата – баян, у папы – гармонь, магнитофонов тогда ещё не было. Многие родители считали своим долгом дать детям музыкальное образование.
          Как-то на День пионерии – 19 мая (мне было лет 12), отец - любитель воспитания житейской мудрости, дал мне с братом по «трёшке» и сказал:
- Интересно мне, как вы их потратите?
          Меня эта фраза удивила, я пожала плечами. То есть, это меня будут оценивать: умно или не умно распорядилась?  А что можно сделать в нашем селе с «трешкой», на что потратить? Я так понимала, «умно» - это когда их (денег) станет больше. Вспомнилась кем-то рассказанная история об американском миллионере, который начал свой бизнес с одного коробка спичек, за копейку (одну гравицапу) давал прикуривать господам, потом перешел на сигареты, ну и так далее, дошел до миллиона. В советское время верили всему, что говорилось по телевизору. Мне, как-то не очень верилось в сказочку про «золотого теленочка».
          Вскоре я убежала играть на улицу. В почете были классики, скакалка, игра в чижика, клёк, в прятки, в догонялки, в вышибалы и в лапту, в лянгу (кусочек шерсти пришит к пластинке свинца, и кто больше ногой набьет, как футболисты в мяч) и в альчики (крашеные косточки), казаки-разбойники и другие. Уставшая, я приплелась домой.
Вечером папа спросил:
- Ну, и как погуляли, чем занимались?
          Брат ходил в парк. Парк, надо сказать, в селе был шикарный, деревья высокие, аллеи широкие, стадион, танцевальная площадка с духовым оркестром, и молодежь там любила гулять.
- Я катался на каруселях, ел мороженое, играл с ребятами в футбол, купил пистолет с пистонами, - улыбаясь, сказал Серёжа.
- Ну, а ты, Валечка?
          Меня дома всегда так звали, ни Валя, ни боже упаси, чтоб  Валькой, только Валечка.   
- А я возле дома играла с девочками, - сказала я и положила «трёшку» на стол.
- Зря! Надо было повеселиться и погулять, - как мне показалось, огорченно сказал папа.
- Ну, не знаю… пусть, чем не умно, лучше никак.
          В школе изучали классику – Фонвизина «Недоросль». Там Стародум одну историю сказывал:
- Табакерке цена пятьсот рублёв. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принёс домой табакерку. Другой пришёл домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришёл домой ни с чем? Ошибаешься. Он принёс назад свои пятьсот рублёв целы.
          Ну, и я вроде того. На самом деле, просто пробегала на улице и забыла про папин эксперимент.
          Приближалась осень, мне уже 14 лет. Поскольку в селе основным предприятием был сахарный завод и окрестные поля были засажены сахарной свеклой, то и весной всех школьников на неделю, а то и на две, посылали в совхоз на прополку свеклы, а осенью - на её уборку.
          По полю проедет трактор, выроет из земли свеклу, а потом мы идем следом и собираем её. Затем обрубали ножом ботву и хвостик свекле и бросали в кучу и надо было набросать центнеров 30.  Если проходил дождь, то такая грязюка была в поле, земля налипала на резиновые сапоги или кеды. Так и запомнились эти трудовые будни. Брали свои «тормозки»-завтраки, бегали друг за другом, кидаясь ботвой. Хоть и уставали, а всё равно все кричали: «Ура!», - лишь бы в классе не сидеть.
           Некоторым деткам заботливые мамы, конечно, доставали справки от врачей о плохом здоровье, и они просто сидели дома, но мне такое не обламывалось, в ум не приходило ни мне, ни родителям.
           Совхоз заплатил за уборку деньги. Как сейчас помню - тринадцать рублей. Задумалась, чтобы на них купить? Всё же первая зарплата!
- Надо маме купить подарок, - подумала я, - и отправилась в универмаг.
           Настроение было замечательное, в голове крутилась песня, и я тихонько подвывала:

           Подрастают наши младшие сестрё-о-он-ки,
           Незнакомые ребята ходят к ним,
           И стоим мы незаметные в сторо-о-нке,
           Чуть ревниво за сестренками глядим.
           Мы катали их на саночках когда-а-то,
           Защищали от мальчишек во дворе-е,
           Покупали им на первую зарпла-а-ту,
           Апельсины в золотистой кожуре…
           Тара-ру-ра-ру-ра-ру-рам…

           Универмаг – это Мекка, чего там только не было. Тюками лежали разные ткани. Тётеньки подходили к прилавку, гладили рукой ткань и говорили:
- Шелк. Креп-жоржет. Крепдешин, или там: ситец, штапель и др. И рожи такие умные-умные.      
           Я понятия не имела, как это они отличают, какая ткань, как называется?
Не спеша рассматривала за стеклом сувениры, и вдруг увидела, что у прилавка сгрудились женщины и, что-то там рассматривают. Ёлки зелёные! Дамские штучки – «близнецы». Я вытянула шею и пыталась рассмотреть, что же там такое?
           Под кофточкой уже что-то обозначалось. Девчонки в школе кучковались и шушукались о чем-то своем, девичьем, и мне хотелось приобщиться.
           Я прикинула, что должно хватить на покупку и мне и на подарок маме. Открыла сумку, которая и не запиралась вовсе - денег в кармашке не было!
           Пока я вытягивала шею, сумка болталась в руке сзади меня и помню, что рядом крутились мальчишки из ближайшего совхоза… Понурая я вернулась домой.
           В школе учителя, как-то узнали о моем горе, сочувствовали, и даже у кого-то мелькнула мысль «скинуться»... Слава богу, одумались.
           С тех пор настороженно отношусь в цифре 13 и когда слышу песню:
«… на то она и первая любовь, чтоб быть и не особенно удачной…», вспоминаю свою первую зарплату, на то она и первая…


Рецензии
Ваш рассказ, Валентина, навеял воспоминания о моей первой зарплате. Тогда из старшеклассников школы, в которой я учился, сформировали комсомольско-молодежную бригаду и направили её в подшефный колхоз. Мы вилами, наравне со взрослыми мужчинами, грузили тяжеленные кипы отсыревшего от дождей гороха на прицепы тракторов. Работали без выходных дней, от зари и до зари, а бригадир за наш труд как школьникам записывал каждому по половине трудодня. Осенью в тот год в колхозе на трудодень колхозникам выдавали по 200 граммов зерна. За месяц каторжной работы я заработал три килограммов зерна. Это была моя первая зарплата, которую я даже не пошел получать.
Эти воспоминания о радостном труде на колхозных полях остались у меня на всю жизнь.
С уважением - Михаил.

Михаил Дышкант   19.02.2014 19:06     Заявить о нарушении
А мне не хочется, поверь,
"Задрав штаны,
Бежать за комсомолом".
(С Есенин."Русь уходящая")
Спасибо огромное за отклик. Поздравляю с праздником настоящих мужчин! Желаю крепкого здоровья и успехов Вам в творчестве!
С уважением,

Валентина Агафонова   23.02.2014 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.