Рецензия на последнюю сказку риты

Вчера в "Закрытом показе" смотрел "Последнюю сказку Риты" Ренаты Литвиновой.
Впечатлений два.
Первое. Ужасно раздражал и мешал Гордон. То есть я понимаю, что это его работа. Но уж больно однообразно он ее выполняет. Такое впечатление, что он сам себе надоевшая жена, с которой пора разводиться.
Второе. Фильм понравился. Литвинова все же в первую очередь женщина, а потом уже логически мыслящее существо, а потому ее творение надо рассматривать исключительно как эмоциональный выплеск, как застывший ужас. Причем что порождает больший ужас - бытие, которое видится как неумолимое увядание или смерть, неизбежная и беспощадная, - остается загадкой.
Разумеется, сюжет практически отсутствует, это даже не муви, то есть движение, а полиптих, что-то вроде диафильмов, но только вместо отдельного кадра - минискетч. Каждая (почти каждая) сцена красива той неповторимой, изломанной и манерной литвиновской красотой, которая так мила и узнаваема. Любую сцену можно рассматривать как отдельное полотно. Полотна эти связаны ассоциативно, но отнюдь не формально-логически, а потому порождают огромное количество аллюзий: Клеопатра, Мата Хари, "Дама с горностаем", полотна Брейгеля-старшего и Босха, путешествия по времени и  даже некие намеки на социальность, напоминание о бессмысленности жизни и о беспомощности перед лицом смерти. Сумбур, конечно, беспорядок. Но художественно организованный беспорядок. Отдельно стоит сказать о сексе. Он как бы есть, а, в то же время, его нет. Мужчины в фильме Ренаты убоги, секс с ними - насмешка, его даже фригидным нельзя назвать. И это единственно правильная позиция для женщины с косой. Правда, Клеопатра, по слухам, была более благосклонна к своим любовникам. Впрочем, это ведь по слухам. Сами любовники после ночи царственной любви уже были лишены возможности поделиться впечатлениями. 
Но все же у картины есть один весьма серьезный, с моей точки зрения, недостаток. Стилистика актерской игры в точности повторяет манеру Киры Муратовой. Разумеется, эти две талантливые женщины очень много работали вместе, но все же...


Рецензии