Глава 3 Сказ Шамарский Страдивари
Вернувшись, домой, к свояку, он начал производить
разборку кутузов.
- Дядь Вась, а это что у Вас? – указал на лобзик сын
Пелагеи Иван.
- Не видел, что такое? Никогда?
- Нет.
- Лобзик, для того чтобы выпиливать кружевные де-
тали из дерева.
- О –о-о
- У вас здесь есть хорошие берёзовые рощи, которые
занимают весь склон горы?
- Есть,- я покажу: все леса в округе знаю; и девчон-
кам тоже покажем… Там, за рекой Вогулкой, есть кра-
сивая роща,- грибов в ней ужас…
- Давай перекусим и сходим.
- Зачем? – грибы ещё не появились.
- Нужен материал для музыкальных инструментов.
- Вы гармошки делаете?
- Нет. Я делаю балалайки, мандолины. И вот хочу
сделать скрипку.
- Пойдём.
- Надо взять пилу, топор и немного хлеба, чтобы пе-
рекусить.
Вскоре весёлая компания детей с Василием Петрови-
чем отправилась в сторону реки Вогулки. Дети с приба-
утками бежали впереди, Сувалов, прихрамыя, шёл за
ними, держа в руках пилу и топор.
- Дядя, Вася, а почему у Вас одна нога короче?- под-
скочил к нему Иван.
- Лошадь кость раздробила,- срослась неверно; вот с
тех пор отец и стал меня учить столярному ремеслу. Ес-
ли бы не увечье, то как все – крестьянствовал. Профес-
сия хорошая, думная…
- А чего думать –то? – пили, коли, строгай…
- Ай, нет. Исходный материал надо знать хорошо.
Каждый сучок вычислить и предсказать его место на
изделии. Ежели делать табурет, лавку это не так важно,
но если мастерить музыкальный инструмент, то здесь
неважного нет ничего. В Италии давным – давно жили
знаменитые мастера по скрипке; они делали такие инст-
рументы, которые до сих пор не могут превзойти. Я
слышал о таких мастерах от одного еврея – музыканта,
который находился в нашей деревне во время ссылки.
У него я кое – чему смог научиться: начал играть на ба-
лалайке, мандолине, скрипке, гармонике. Но более всего
мне понравилась игра на скрипке.
- Я никогда не слышал игры на скрипке.
- Ещё услышишь,- какие твои годы…
Так между разговорами, Сувалов с детьми, перешёл
через мост на реке Вогулке и углубился в лес по грун-
товой дороге. Стоял полуденный зной. Гнус назойливо
вился вокруг почерневших от загара детей.
- Коров здесь пасут,- вот и гнуса много,- пояснил Иван.
- Райка, на тебя сел целый «воробей», - крикнул
он, хлестнув березовой веткой двоюродную сестру по
спине. Девочка взвизгнула и в свою очередь ударила
веткой по голове мальчика.
- Ну – ко, остановитесь! – грозно крикнул Василий Петрович.
- А, «чо» он?- возмутилась Рая.
- Ничего. Кровососущее насекомое отогнал,- тебе помог,
а ты « в занозу».
- Здесь, дядя Вася, надо повернуть налево, в гору, -
предупредил мальчик.
- Эй, девчонки, вы не туда убежали,- крикнул он сёст-
рам.
Девочки повернули назад и собравшись вместе нача-
ли подъём в гору. Сувалов начал пристально пригляды-
ваться к каждой берёзе, растущей на склоне горы.
- Дядя,- начала капризничать племянница Аня,- руби
эту,- и домой: пауты сильно кусают…
- Потерпи дочка,- увлёкся поиском Василий Петрович.
- Поиграй с ребятами.
На середине склона он осторожно подошёл к строй-
ной берёзе, ветви которой находились только на макуш-
ке.- Ваня, - крикнул он.- Вот эту и пилить будем!
- Почему эту, а не ту? – показал мальчик пальцем на
соседнею берёзу.
- Об этом разговор у нас ещё будет, а пока давай пи-
лить,- Сувалов подал ему ручку пилы. – Пилить – то мо-
жжешь?
- Могу. Я с отцом весной уже дрова заготавливал.
- Хорошо. Эй, девки,- крикнул Василий.- Брысь от
дерева подальше!- валить будем…
Девчонки отбежали вверх по склону горы, отмахива-
ясь ветвями берёзы от гнуса, начали наблюдать за рабо-
той пильщиков.
Пила шла хорошо, береза вскоре со скрипом упала
вниз по склону. Столяр внимательно осмотрел срез на
комле ствола.- Серцевина узкая,- хорошая в середине
ствола должна быть структура. Затем он подошёл к
середине ствола и наметил шесть резов. – Сделаем пять
чураков, которые унесём домой,- пояснил он свои дейс-
твия мальчику. – Только ещё для грифа нужна молодая
«витая» берёза.
Вскоре пять чурачков были отпилены; два из них
взялся нести нести сам Сувалов, один нёс мальчик, а
остальные несли девочки. Внизу, у подножья горы, Ва-
силий Петрович остановился и срубил небольшую бере-
зку.- Это для грифа,- пояснил он, зажимая жердь под
мышкой. Такой вот ватагой они тащились – иным сло-
вом это действие и не назвать – до жилья свояченицы.
У калитки их ждала Анна Никаноровна.- Не успел
он устроиться на работу, как опять блажить!
- Аня, до настоящего дела ещё далеко,- только заго-
товки. По моим расчётам звук этих скрипок будет от-
менным: деревья отвечают моей теории.
- Теоретик хренов! Лучше бы о пропитании семьи
подумал. Теоретик! – хлопнув рукой по бедру, развер-
нувшись, она ушла в дом.
- Ваня, нужно темное прохладное место,- попросил
мальчика Сувалов.
- На чердаке,- нормально?
- Да. Только вначале сделаем на чураках, берёзовой
жерди «пролысины», тоненькие…
- Для чего?
- Чтобы материал не прел. Через неделю расширим
«пролысины», потом ещё раза три это сделаем, чтобы
материал просыхал равномерно, без трещин.
Свидетельство о публикации №213041400539