О Добре и Зле

   Один из уважаемых коллег был крайне возмущён моим утверждением, что "свободы" как таковой не существует,что это абстрактное понятие - плод досужего человеческого интеллектуализма,не имеющее ничего общего с живым миром природы.Он возбуждённо написал о восстании Спартака, о великих лозунгах Французской революции,лишний раз наглядно подтвердив исключительную человеческую внушаемость, трафаретность восприятия и склонность к мифологизации,когда невозможно объективную реальность отделить от вымысла.
 
   Он,вероятно,чрезвычайно удивился бы,узнав, что священный  лозунг революции "Свобода,равенство,братство" был придуман,оплачен и внедрён французскими ростовщиками еврейского происхождения в массы буржуа с целью свержения монархии; в противном случае их ждал бы исход по Кромвелю, или испанский вариант,или португальский - то есть изгнание с территории государства с конфискацией имущества *(бывает очень опасно рулить финансовыми потоками и при этом пытаться влиять на политику).Знакомая,даже по прошествию веков,картинка! И главным в этой троице было, конечно же, слово "равенство", которое,являясь бессмыслицей, тем не менее предполагало отмену сословного деления, которое по тем временам сильно ущемляло права богатейшей еврейской общины,связывало их деятельность.К тому же монархия настолько задолжала банкирам,что ей проще было их просто уничтожить,чем расплатиться.
  Все люди-братья  -  тоже скорее некий идеально-поэтический образ,этакая дымовая завеса, за которой очень легко обобрать брата, укоризненно отвечая недовольным:" Ведь ты же мой брат! Зачем столько шума?"

   Смешно,когда слышишь о новоявленных гениях манипуляции общественным сознанием - технологии "оранжевых революций" были разработаны в глубокой древности и с тех же времён успешно применяемы.

   После вышесказанного моё утверждение, что Добра и Зла, как объективных предметов,не существует,а существует эмоционально окрашенная оценка тех или иных событий,явлений или представлений,вряд ли кого-нибудь шокирует.Всё,что мы видим и ощущаем вокруг себя,воспринимается нами с исключительно эмоционально:нам нравится тот или иной интерьер,предмет меблировки,мы оцениваем женщину наличием у неё приятным нам внешних данных,иногда не в состоянии объяснить антипатии к какому-либо субъекту,который и умён,и красив,но вызывает вполне реальную брезгливость.
   Дело в том,что мы оцениваем предмет,событие или явление не категориями "хорошо-плохо","полезно - вредно", но категориями "нравится - не нравится","доставляет удовольствие - не доставляет удовольствия".То,что вызывает у нас положительные эмоции,относится нами к "хорошо", что нам не нравится - к "плохо",а по большому счёту,к абстрактным Добру и Злу.
   Очень часто происходит конфликт устойчивых стереотипов,зачастую навязанных,с эмоциональной оценкой:с одной стороны, алкоголь-плохо,разрушает нервную систему, с другой стороны -доставляет удовольствие,поэтому "отрицательность" игнорируется.
   Зачастую люди попадают в ловушки собственного эмоционального восприятия;человек,оставивший о себе благосклонное впечатление (ПРИЯТЕН в общении,ДОСТАВИЛ УДОВОЛЬСТВИЕ при близком общении)на поверку оказывается ловким мошенником, психологическим манипулятором.(то есть первоначальная оценка+ резко меняется на -, Добро превращается в Зло,а ведь это один и тот же человек!)
 Даже слова воспринимаются нами эмоционально окрашенно,но окраска эта меняется при различных словосочетаниях: красота -хорошо, красивая женщина - очень хорошо,  ПРОДАЖНАЯ красота - Вульгарно и пошло, плохо; любовь- возвышенно и хорошо,любовь к детям - очень возвышенно и очень хорошо, любовь педофила к детям - омерзительно до отвращения; мать - святое, мать-одиночка - сожаление и сочувствие, мать-кукушка - неприятие и осуждение.

  Различие национальных,исторических традиций также приводит к смещению позиций и мнений о том, что хорошо и что плохо.Мусульманское многожёнство воспринимается западной цивилизацией как неприемлемое, и абсолютно не понимается тот факт,что многожёнство это является не проявлением узаконенной распущенности,а необходимостью в короткие сроки пополнять народонаселение,поскольку мужчины-воины десятками тысяч гибли в бесконечных войнах.Точно так же мусульманам не понятно поклонение иконам,распятиям и т.п.,поскольку они видят в них лишь дерево и металл и ничего более.
   Со временем или при вновь открывшихся обстоятельствах оценка одного и того же действия или поступка может диаметрально меняться: убийство - неприемлемо, убийство убийцы - допустимо, убийство ребёнка - недопустимо, убийство ребёнка,который,повзрослев,точно станет серийным маньяком - ?

  Оценка с позиций "хорошо - плохо","Добро - Зло" неблагодарное и бесполезное занятие.Всё дело  в том,на чьей позиции восприятия мы находимся,какими кальками и трафаретами пользуемся,в каких приятных раздражениях нуждается наш мозг и какие иллюзии мы склонны принимать за чистую монету.

  И Бог, и Дьявол находятся не вне нас, а внутри нас,в нашей голове,нашей психике и,как правило, Дьявол - всего лишь другая точка зрения на Бога.


Рецензии