56. Челябинск - Танкоград ч6
29 мая 1929 года Совнарком принял Постановление о строительстве тракторного завода на Урале.Плановая мощность – 40 тысяч тракторов в год. Прототип – Американский трактор Caterpillar 60.
15 мая 1933 года, т.е. через четыре года,- из ворот завода вышел первый в стране гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60), мощностью семдесятдве л.с., весом 9,5 тонн, с тяговым усилием – 4,5 тонн.
Официальное открытие завода – 1 июня 1933 года.
Трактор успешно выдержал в 1936 году снежный поход по Якутии при температуре минус 50 градусов и Памирский переход через горы на высоте 4000 метров.
В мае 1937 года на Всемирной Выставке в Париже –трактор «Сталинец С-65» получил высшую награду – Диплом «Гранд – При». С этого же года завод приступил к серийному выпуску трактора С-65 с дизелем 65 л.с.
В 1939 году Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) освоил выпуск боевой техники – артиллерийский тягач «Сталинец-2» С-2, мощностью стопять л.с. С 1940 года начались проектные работы тяжёлого танка КВ, а 31 декабря того же года был принят первый танк.
30 марта 1940 года с конвейера завода сошёл стотысячный трактор. Суммарная мощность всех выпущенных машин – 6 млн. л.с., равна мощности двухсот Днепрогэс.
До 6 октября 1941 года завод носил имя Сталина. После эвакуации в Челябинск Кировского тракторного завода и до 1958 года ЧТЗ назывался Кировским заводом Наркомтанкопрома.
В годы Великой Отечественной Войны с эвакуированными в Челябинск заводами образовался танкостроительный комбинат. Позднее, неофициально именуемый «ТАНКОГРАД». Завод за время
ВОВ выпустил восемнадцать тысяч танков и самоходок, сороквосемь тысяч дизельных моторов, более семнадцати миллионов заготовок боеприпасов. За это же время конструкторами завода было создано тринадцать типов новых танков и шесть типов дизельных моторов.
Впервые в мировой практике танкостроения, сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер.
В военное время заводу тридцатьтри раза присуждались переходящие Красные Знамёна Госкомитета Обороны. Два знамени – оставлены заводу на вечное хранение.
В 1946 году – произведён первый трактор «Сталинец – 80», через десять лет – «Сталинец – 100». С 1958 по 1971 год – завод назывался ЧТЗ. С 1971 года – это Производственное Объединение «ЧТЗ имени Ленина». Накануне сошёл с конвейера новый трактор Т-100М.
В 1970 году объявлена Ударная Комсомольская стройка и реконструкция ЧТЗ под трактор Т-130.
1 июня 1983 года в честь 50-летия ЧТЗ на постамент возведён первый трактор С-60 – первая советская гусеничная
машина «Сталинец», и собран первый сверхмощный трактор Т-800 (820 л.с.).
3 ноября 1984 года весь город Челябинск праздновал выпуск ЧТЗ – миллионного трактора! В марте 1988 года начат выпуск трактора Т-170. За этот год выпущено 31,5 тысяч машин, т.е. около 90 тракторов в сутки, четыре штуки в час. Каждые 15 минут –трактор! С 1989 года начат серийный выпуск ДЭТ-250М2.
С 1990 года завод выпускает бульдозер-рыхлитель Т-800. Он занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в Мире! В том же году вышел первый серийный трактор Т-10 с гидромеханической трансмиссией.
С 1971 по 1992 года «ПО ЧТЗ» носит имя Ленина. – Машиностроительное предприятие по производству колёсной и гусеничной дорожно-строительной техники, двигателей внутреннего сгорания и запчастей. Предприятие занимало площадь полтора миллиона квадратных метров.
30 апреля 1992 года – Распоряжением Правительства РФ №835-Р «О приватизации «ПО ЧТЗ им. Ленина», предприятие преобразовано в Акционерное Общество «Уралтрак» (ОАО Уралтрак). С 1996 года ЧТЗ переименован в ОАО «Челябинский тракторный завод».
1998 год - полное банкротство! Массовые увольнения специалистов. Реорганизация, появление нового предприятия ООО «ЧТЗ Уралтрак».
1999 год – освоено серийное производство танкового дизеля В.92 с2. 25 сентября 2000 года на международной выставке в Уфе «Уралстрой-2000», продукция ЧТЗ была отмечена Золотым Кубком 1-й степени.
Собран первый опытный образец трактора ДЭТ-320. В 2003 году освоен выпуск Т10М и агрегатов к нему.
За 2008 год произведено продукции на 12,4 млрд. рублей (на 16,2 % больше 2007 года). Объём экспорта тракторов возрос до двух миллиардов рублей.
В марте 2011 года Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» приобрела 63,3 % акций ЧТЗ. Сегодня у них – 80 % акций и 20 % - у правительства области.
В 2011 году ЧТЗ выполнил ряд экспортных поставок (контрактов) в ближайшее зарубежье и Вьетнам. Экспорт увеличился на 36 %!
НАЛИЧИЕ БОЛЬШОГО ЧИСЛА КОНТРАКТОВ ПОЗВОЛИЛО ЧТЗ ВПЕРВЫЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ - ВОЗОБНОВИТЬ ПРИЁМ РАБОТНИКОВ!
ЧТЗ сегодня производит: Трактор Т10М, ДЭТ – 250М2. Трубоукладчики грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн. Бульдозеры Б 10М. Дизельные двигатели до 1000 л.с. Дизель-генераторные установки мощностью до 100 квт для автономного энергообеспечения. Запчасти к тракторам. Завод выпускает
товары народного потребления, в том числе – минитрактор «Уралец» 12 л.с. и др.
В этом – 2013 году ЧТЗ исполняется 80 лет! За это время заводом изготовлено 1,3 миллиона тракторов. Они переместили – 350 кубических километров грунта, которым можно покрыть поверхность всей луны слоем в 3,5 сантиметра.
Чтоб перевести этот грунт, снятый техникой ЧТЗ, потребуется железнодорожный состав длинной 135,5 миллионов километров.
Трактора ЧТЗ прошли по планете 90 миллиардов километров, т.е. – 600 расстояний до солнца.
ЧТЗ имеет Правительственные награды: 1944 год – Орден Красной Звезды. 1945 год – Орден Кутузова. 1971 год – Орден Ленина. 1983 год - Орден Трудового Красного Знамени.
Двенадцать тракторостроителей награждены высоким званием – Героев Социалистического Труда.
2011 год - Бульдозер Б 8 - в числе двадцати лучших товаров Челябинской области, в числе ста лучших товаром Южного Урала и ста лучших товаров России.
Минэкономразвития РФ присудило заводу звание – «Лучший экспортёр» в отрасли тракторостроения.
Группа туристов – авторов «Проза. Ру» побывала в сборочном цехе и на площадке готовой продукции завода. Грузились сразу несколько железнодорожных составов. Картина впечатляющая!
После завода, туристы посетили музей боевой техники ЧТЗ под открытым небом и сегодняшней новой тракторной техники на резиновом и гусеничном ходу.
В качестве культурной программы, гостей, прибывших из Москвы, пригласили посетить Дворец Культура ЧТЗ, который младше завода всего на один год. Туристы разошлись по классам и студиям.Посетили занятия детской студии танца «Грация». Побывали в студии живописи и рисунка. Посмотрели несколько сцен Народного театра (рук. Виктор Сивков). Побывали на занятиях школы Ушу. Студия бального танца для гостей исполнила фрагменты своей программы.
Всего в ДК ЧТЗ работают пятнадцать коллективов самодеятельности. На ЧТЗ есть свой театр. В настоящее время труппа театра находится на гастролях на тракторных заводах в Минске и Чебоксарах.В завершении экскурсии по ДК ЧТЗ, группа хора исполнила для гостей Гимн Челябинска (стихи Алюшкина В.С.)
Наш край величавый, с петровских времён, ты светом великих побед озарён.
Священным металлом, рукой трудовой веками ты служишь России родной.
Тобой мы гордимся, тебе мы верны, наш Южный Урал – честь и слава Страны.
Озёр твоих синих, лесов и полей нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
Надежда России, её часовой, хранишь ты любимой отчизны покой.
Тобой мы гордимся, тебе мы верны, наш Южный Урал – честь и слава Страны!
Поблагодарив коллектив ДК ЧТЗ, и оставив отзыв в книге гостей ДК, авторы «Проза. Ру» отбыли в гостиницу «Южный Урал». Программа дня – выполнена. Сегодня вечером, наверное, уже никто никуда не пойдёт, все устали. Вечером будут приглашать друг друга в гости, а, может быть, и выйдут на площадь Революции или Кировку…
Дальнейшими планами на сегодня уже интересовались у Автора: Ирина Бабкина, Наталья Важенкова, Антонина Быстрых, Володя Капустин, Тамара Тачеева, Владимир Пастухов, Дмитрий Медведев, Валерий Каменев, Нинель Языкова, Татьяна Микулич, Наталья Малиновская, Агеева Светлана, Дебора Вишневская.
Смотри ссылки: Продукция ЧТЗ http://ru.myalbum.com/Album=NVPPLTFN
Музей ЧТЗ http://ru.myalbum.com/Album=UJJQGWXI
(Продолжение – часть 7)
http://www.proza.ru/2013/04/18/1916
Свидетельство о публикации №213041400959
Татьяна Микулич 17.04.2013 21:44 Заявить о нарушении