56. Челябинск - Танкоград ч6

              ООО  «ЧТЗ – УРАЛТРАК»  - 80 лет. Часть 6



     29 мая 1929 года  Совнарком принял Постановление  о строительстве тракторного завода на Урале.Плановая мощность – 40 тысяч тракторов в год.  Прототип – Американский трактор Caterpillar 60.

     15 мая 1933 года, т.е. через четыре года,- из ворот завода вышел первый в стране гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60), мощностью семдесятдве л.с., весом 9,5 тонн, с тяговым усилием – 4,5 тонн.

     Официальное открытие завода – 1 июня 1933 года.

     Трактор успешно выдержал в 1936 году снежный поход по Якутии при температуре минус 50 градусов и Памирский переход через горы на высоте 4000 метров.

     В мае 1937 года на Всемирной Выставке в Париже –трактор «Сталинец С-65» получил высшую награду – Диплом «Гранд – При».  С этого же года завод приступил к серийному выпуску трактора С-65 с дизелем 65 л.с.

     В 1939 году Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) освоил выпуск боевой техники – артиллерийский тягач «Сталинец-2»  С-2, мощностью стопять л.с.  С 1940 года начались проектные работы тяжёлого танка КВ, а 31 декабря того же года был принят первый танк.

     30 марта 1940 года с конвейера завода сошёл стотысячный трактор.  Суммарная мощность всех выпущенных машин – 6 млн. л.с., равна мощности двухсот Днепрогэс.

     До 6 октября 1941 года завод носил имя Сталина.  После эвакуации в Челябинск Кировского тракторного завода и до 1958 года ЧТЗ назывался Кировским заводом Наркомтанкопрома.

     В годы Великой Отечественной Войны с эвакуированными в Челябинск заводами образовался танкостроительный комбинат.  Позднее, неофициально именуемый  «ТАНКОГРАД».  Завод за время
ВОВ выпустил восемнадцать тысяч танков и самоходок, сороквосемь тысяч дизельных моторов, более семнадцати миллионов заготовок боеприпасов.  За это же время конструкторами завода было создано тринадцать типов новых танков и шесть типов дизельных моторов.

     Впервые в мировой практике танкостроения, сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер.

     В военное время заводу тридцатьтри раза присуждались переходящие Красные Знамёна Госкомитета Обороны.  Два знамени – оставлены заводу на вечное хранение.

     В 1946 году – произведён первый трактор «Сталинец – 80», через десять лет – «Сталинец – 100». С 1958  по 1971 год – завод назывался  ЧТЗ.  С 1971 года – это Производственное Объединение «ЧТЗ имени Ленина».  Накануне сошёл с конвейера новый трактор Т-100М.

     В 1970 году объявлена Ударная Комсомольская стройка и реконструкция ЧТЗ под трактор  Т-130.

     1 июня 1983 года в честь 50-летия ЧТЗ на постамент возведён первый трактор С-60 – первая советская гусеничная
машина «Сталинец», и собран первый сверхмощный трактор Т-800  (820 л.с.).

     3 ноября 1984 года весь город Челябинск праздновал выпуск ЧТЗ – миллионного трактора! В марте 1988 года начат выпуск трактора Т-170. За этот год выпущено 31,5 тысяч машин, т.е. около 90 тракторов в сутки, четыре штуки в час. Каждые 15 минут –трактор! С 1989 года начат серийный выпуск ДЭТ-250М2.
     С 1990 года завод выпускает бульдозер-рыхлитель Т-800.  Он занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в Мире!  В том же году вышел первый серийный трактор Т-10  с гидромеханической трансмиссией.

     С 1971 по 1992 года  «ПО ЧТЗ» носит имя Ленина. – Машиностроительное предприятие по производству колёсной и гусеничной дорожно-строительной техники, двигателей внутреннего сгорания и запчастей.  Предприятие занимало площадь полтора миллиона квадратных метров.

     30 апреля 1992 года – Распоряжением Правительства РФ №835-Р «О приватизации «ПО ЧТЗ им. Ленина», предприятие преобразовано в Акционерное Общество «Уралтрак» (ОАО Уралтрак). С 1996 года ЧТЗ переименован в ОАО «Челябинский тракторный завод».


     1998 год  -  полное банкротство! Массовые увольнения специалистов. Реорганизация, появление нового предприятия ООО «ЧТЗ Уралтрак».

     1999 год – освоено серийное производство танкового дизеля В.92 с2.  25 сентября 2000 года на международной выставке в Уфе «Уралстрой-2000», продукция ЧТЗ была отмечена Золотым Кубком 1-й степени.

     Собран первый опытный образец трактора ДЭТ-320.  В 2003 году освоен выпуск Т10М и агрегатов к нему.
     За 2008 год произведено продукции на 12,4 млрд. рублей (на 16,2 % больше 2007 года).  Объём экспорта тракторов возрос до двух миллиардов рублей.

     В марте 2011 года Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» приобрела 63,3 % акций ЧТЗ.  Сегодня у них – 80 % акций и 20 % - у правительства области.

     В 2011 году ЧТЗ выполнил ряд экспортных поставок (контрактов) в ближайшее зарубежье и Вьетнам. Экспорт увеличился на 36 %!

     НАЛИЧИЕ  БОЛЬШОГО  ЧИСЛА  КОНТРАКТОВ  ПОЗВОЛИЛО  ЧТЗ ВПЕРВЫЕ  ЗА  ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ  -  ВОЗОБНОВИТЬ  ПРИЁМ  РАБОТНИКОВ!


     ЧТЗ сегодня производит: Трактор Т10М,  ДЭТ – 250М2.  Трубоукладчики грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн.  Бульдозеры  Б 10М.  Дизельные двигатели до 1000 л.с.  Дизель-генераторные установки мощностью до 100 квт для автономного энергообеспечения.  Запчасти к тракторам.  Завод выпускает
товары народного потребления, в том числе – минитрактор  «Уралец» 12 л.с. и др.


     В этом – 2013 году ЧТЗ исполняется  80  лет!  За это время заводом изготовлено 1,3 миллиона тракторов.  Они переместили – 350 кубических километров грунта, которым можно покрыть поверхность всей луны слоем в  3,5 сантиметра.
     Чтоб перевести этот грунт, снятый техникой ЧТЗ, потребуется железнодорожный состав длинной 135,5 миллионов километров.

     Трактора ЧТЗ прошли по планете 90 миллиардов километров, т.е. – 600  расстояний до солнца.

     ЧТЗ имеет Правительственные награды:  1944 год – Орден Красной Звезды.  1945 год – Орден Кутузова.  1971 год – Орден Ленина.  1983 год  -  Орден Трудового Красного Знамени.

     Двенадцать тракторостроителей награждены высоким званием – Героев Социалистического Труда.

     2011 год  -  Бульдозер Б 8   -  в числе двадцати лучших товаров Челябинской области, в числе  ста лучших товаром  Южного Урала и ста лучших товаров России.

     Минэкономразвития РФ присудило заводу звание – «Лучший экспортёр» в отрасли тракторостроения.


     Группа туристов – авторов «Проза. Ру» побывала в сборочном цехе и на площадке готовой продукции завода. Грузились сразу несколько железнодорожных составов.  Картина впечатляющая!
     После завода, туристы посетили музей боевой техники ЧТЗ под открытым небом и сегодняшней новой тракторной техники на резиновом и гусеничном ходу.

     В  качестве  культурной  программы,  гостей, прибывших  из  Москвы, пригласили  посетить  Дворец Культура ЧТЗ, который младше завода всего на один год.  Туристы разошлись по классам и студиям.Посетили занятия детской студии танца «Грация».  Побывали в студии живописи и рисунка. Посмотрели несколько сцен Народного театра (рук. Виктор Сивков).  Побывали на занятиях школы Ушу. Студия бального танца для гостей исполнила фрагменты своей программы.

     Всего в ДК ЧТЗ работают пятнадцать коллективов самодеятельности.  На ЧТЗ есть свой театр. В настоящее время труппа театра находится на гастролях на тракторных заводах в Минске и Чебоксарах.В завершении экскурсии по ДК ЧТЗ, группа хора исполнила для гостей Гимн Челябинска (стихи Алюшкина В.С.)

Наш край величавый, с петровских времён, ты светом великих побед озарён.
Священным металлом, рукой трудовой веками ты служишь России родной.

Тобой мы гордимся, тебе мы верны, наш Южный Урал – честь и слава Страны.
Озёр твоих синих, лесов и полей нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.

Надежда России, её часовой, хранишь ты любимой отчизны покой.
Тобой мы гордимся, тебе мы верны, наш Южный Урал – честь и слава Страны!


     Поблагодарив коллектив ДК ЧТЗ, и оставив отзыв в книге гостей ДК, авторы «Проза. Ру» отбыли в гостиницу «Южный Урал». Программа дня – выполнена. Сегодня вечером, наверное, уже никто никуда не пойдёт, все устали.  Вечером будут приглашать друг друга в гости, а, может быть, и выйдут на площадь Революции или Кировку…

     Дальнейшими планами на сегодня уже интересовались у Автора: Ирина Бабкина, Наталья Важенкова, Антонина Быстрых, Володя Капустин, Тамара Тачеева, Владимир Пастухов, Дмитрий Медведев, Валерий Каменев, Нинель Языкова, Татьяна Микулич, Наталья Малиновская, Агеева Светлана, Дебора Вишневская.

Смотри ссылки:  Продукция ЧТЗ   http://ru.myalbum.com/Album=NVPPLTFN

                Музей ЧТЗ          http://ru.myalbum.com/Album=UJJQGWXI

    

                (Продолжение – часть 7)

       http://www.proza.ru/2013/04/18/1916


               


Рецензии
Юра, как всегда интересные исторические данные! Спасибо! С теплом, Т.

Татьяна Микулич   17.04.2013 21:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.