Прыжок, однако, не задался

Какая жалость! Какая жалость, что у меня нет склероза!  Я все помню! Господа авторы — Марианна Сокольская, Алексей Тагушев и иже с вами Владимир Янощук!  Я все помню, и  в этом ваша беда! Я помню почти наизусть фильм  «Вокзал для двоих». Не буду повторять  хвалебных характеристик этого фильма. Они давно известны: одна из лучших отечественных мелодрам, классика жанра, блистательный режиссер Эльдар Рязанов, блистательный сценарий Эмиля Брагинского, блистательные актеры Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. Все это известно и без меня.    Мне всегда казалось, фильм настолько   ярок и талантлив, что вряд ли кто решится  трогать эту тему. Тут ведь надо прыгнуть выше или вообще не прыгать. Как оказалось, я ошиблась.   Вышеупомянутые господа авторы: Сокольская, Тагушев и Янощук -  решились прыгнуть, наваяли мелодраму «Прощание славянки». Прыжок  однако не задался.

                Само название фильма настраивает на  эпохальность событий,  широту обобщений, глубину проникновений.  Да еще любимые артисты — Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский — в главных ролях. Ждала с нетерпением. Дождалась. Посмотрела.  Сюжет знаком до неприличия.  Провинциальная железнодорожная станция. Главная героиня Альбина— не официантка, а уже начальница станции. Но, как и Вера в «Вокзале для двоих»  с несчастливой женской судьбой.  Вере муж изменил и бросил ее.  Альбине муж тоже изменил, но не бросил жену, она сама собрала чемоданчик и ушла.

Не знаю, кого хотели изваять из Альбины авторы, а получилось нечто маловразумительное. Мне искренне жаль прекрасную актрису Евгению Добровольскую. Жаль, что ей пришлось играть роль, в которой играть, собственно, и нечего. По замыслу авторов, в Альбину сходу влюбляются все встречные мужчины, хотя совершенно не ясно, чем она так привлекает. Неземной крсотой? Нет. Выдающимися личностными качествами?  Может, они и есть, но остались за кадром, а значит, неведомы для зрителя.   Может, она выдающийся  начальник станции? Остается только гадать. Сам фильм ничего подобного для удовлетворения законного любопытства не дает. И начинаешь понимать: так задумано авторами. Вот такую они придумали своей героине харизму. Мечется  Альбина по станции, в поисках работяг-алкашей, а все встречные мужики при виде ее падают и в штабеля укладываются. Вот где-то так.   И если Вера в «Вокзале для двоих» виртуозно носила подносы, не обсчитывала клиентов, словом, хоть как-то можно было понять, кем и как она работает, то про профессию Альбины что-то определенное сказать трудно. То она алкашей гоняет, то сама коньячок с тоски принимает, то день рождения механика отмечает, то ведет задушевные разговоры с коллегой. И всё!

И вот появляется главный герой. В отличие от пианиста Платона Рябинина из «Вокзала...» психолог Артур Васильков не отстает от поезда, а остается на станции сам, по семейным обстоятельствам. А дальше авторы, не смущаясь, топают по следам предшественников. Герой скандалит с героиней, требует билет. Ну а как же без скандала-то? А героиня сопротивляется, потому как у нее душевная драма и ей не до билетов. Чтоб добавить перцу в сюжет, авторы наделяют толстуху в жемчугах — кассиршу и по совместительству подругу героини — злобной завистью. А поскольку все события в фильме вращаются вокруг вагона-ресторана, который почему-то понадобился высокому начальству именно к 9 утра, то злобная подруга, дабы спихнуть Альбину с ее насиженного места начальника, скрывает от героини время Ч. Бедная Альбина, ничего себе не подозревая, кушает водочку на дне рождения механика,  а тучи над ней уже сгустились. Механик накушался вместе с остальными гостями, и вагон ремонтировать уже не в состоянии,  но перед тем, как уйти в нирвану, успел признаться главной героине в любви, чем поднял ее самооценку  на невиданную высоту. А злобная кассирша никак не может угомониться, и выбив «каблук» из-под вагонного колеса, отправляет вагон-ресторан вместе с Альбиной и Артуром прямым ходом к обрыву. Но бойкий Артур Васильков, проявив чудеса эквилибристики, прыгнул из вагона, догнал его, перегнал и перевел-таки стрелку.  Свои  эквилибристические способности Артур туманно объяснил тем, что  долго наблюдал за гимнастами. Помогло. Артуру, может, и помогло, но вот зрителям поверить в такую откровенную лабуду — нет, не помогло.

Спасая вагон-ресторан, герои, естественно, полюбили друг друга. Артур предлагает героине руку и сердце, а заодно предлагает бросить постылый вокзал. Он произносит пламенную речь о том, что каждый человек должен стремиться к борьбе, двигаться вперед, к новым высотам. А куда ж двигаться на захолустной станции? Только по рельсам... Героине не хочется стремиться к борьбе и двигаться ни вперед, ни назад. Но она понимает, что деваться ей некуда. От изменщика - она ушла, а  к первому мужу — бравому подполковнику — возвращаться не захотела, и подхватив чемоданчик, героиня отбывает с Артуром  к личному счастью, поставив предварительно пластинку «Прошание славянки». Марш гремит на весь вокзал, поезд отходит от станции, а зритель в недоумении задается вопросом: что же это было?

Не парься сомнениями, дорогой зритель: это была очередная халтура.  Подделка под настоящее кино, под настоящее искусство. Фальшивые герои, фальшивые чувства, фальшивые слова.

И только бессмертный марш Василия Агапкина «Прощание славянки» — настоящий.


Рецензии
Фильм не смотрела,поэтому порылась в интернете - в надежде обнаружить ссылку с презентацией и описанием к/ф,в котором были бы слова "римейк", или "пародия". Не нашла. Но аллюзии к "Вокзалу для двоих" столь явные, частые и открытые, что возникает вопрос: "А зачем?". Наверное, затем же, зачем звуки марша под конец. А чтобы можно было и не "прыгать" вовсе. Не выше, не ниже, если следовать вашей, Нина, аналогии. Скорее "полежали" авторы, что называется, в тени чужого успеха. "Пипл схавает"... Грустно...

Галина Заславская   17.04.2013 18:06     Заявить о нарушении
Галина, мне очень понравилось Ваше выражение " полежали в тени чужого успеха"! Колко и метко.)) Они взяли беспроигрышные, уже опробованные на публике лекала, скроили по ним свою подделку и решили, что обречены на успех. На рынке подделки под раскрученные бренды идут на ура! И даже приносят доход))) Они просто не учли, что рынки разные)))

Спасибо!

Нина Роженко Верба   27.04.2013 11:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.