Вечер после праздника Самхейн

Муйрхертах,  король Ирландии, однажды отправился на охоту. 
И случилось так, что он потерял своих спутников и остался в одиночестве.

Блуждая, король увидел одинокую девушку в зеленом плаще  -  прекрасно  сложенную, с прекрасным лицом, с ослепительно-белой кожей.
Она сидела на могильном холме.

«Ему показалось, что он еще не встречал женщины, равной ей по красоте и очарованию.
Всё его тело и всё его существо наполнились любовью к ней, и, глядя на нее, он подумал, что отдал бы всю Ирландию за то, чтобы провести одну ночь с ней  -  так страстно полюбил он ее с первого взгляда»

Король приветствовал девушку и спросил: кто она и откуда?

 - Я отвечу тебе, - сказала  девушка. 
Я - любовь Муйрхертаха, сына Эрк, короля Ирландии.
И я пришла сюда, чтобы встретиться с ним.

 - Разве ты знаешь меня, девушка? - спросил король.
 - Знаю, - отвечала она,- ибо сведуща я в делах ещё более тайных, чем это.
И известны мне и ты, и другие мужи Ирландии.
- Пойдешь ты со мной, девушка? - спросил Муйрхертах.
- Я пойду с тобой,- отвечала она, - если ты дашь мне дар, который я попрошу.
- Я дам тебе всё, что могу дать, девушка, -  сказал сын Эрк...  Я дам тебе сто голов от каждого стада, сто рогов, из которых пьют мёд, сто чаш, сто золотых колец, и каждый второй вечер я буду устраивать для тебя пир в Клетехе.

- Нет, - сказала девушка. - Этого мне не надо.
Но вот чего я требую: - ты никогда не должен произносить  моего имени.
Дуайбсех, мать твоих детей, должна скрыться с моих глаз.
И люди Церкви не должны ступать ногой в дом, где я буду жить.

- Пусть будет так, -  ответил король.  Но,  скажи мне,  как твое имя, чтобы мы знали его и избегали произносить.

Она ответила:
- Вздох, Свист, Буря, Резкий Ветер, Зимняя Ночь, Крик, Рыданье, Стон...

Муйрхертах  обязался исполнить всё, что она попросила.
И они вернулись вместе в дом короля…

И она изгнала жену короля с ее детьми из Клетеха.

Пошла Дуайбсех со своими детьми к святому епископу Кайрнеху,  и поведала ему о своем горе.
Сильно разгневался Кайрнех. 
Он велел бить в колокол - и это было проклятием королю.

Король сел на трон, а девушка - по правую руку его.
Ещё не было на земле девушки, более прекрасной обликом, чем она.
Король глядел на нее и задавал ей вопросы, чтобы почерпнуть у нее мудрости:

- Скажи нам, милая девушка,
 веришь ли ты в Бога монахов?
 В этот мир,  откуда явилась ты?
 
Девушка отвечала ему:
 
- Я верую в Истинного Бога,
 Спасителя моего от смерти.
 Не совершалось еще в мире чуда,
 которого бы и я не совершила...

 Я могу создать и луну, и солнце,
 и звезды, блистающие в небе.
 Я могу создать храбрых воинов,
 бьющихся в жестоком сражении...

Я могу создать овец из камней,
свиней из папоротника.
Сотворить я могу серебро и золото
пред лицом всего войска...

 - Соверши для нас одно из этих великих чудес,- сказал король.

Девушка вышла и тотчас создала два полка, равных по числу воинов, по силе, по красоте.
Присутствовавшим казалось, что никогда еще на земле не было двух полков более отважных и смелых людей.
А они стремительно пронзали, ранили и  убивали друг друга на глазах у собравшихся.

 - Видишь, -  сказала девушка, - кажется, моя сила не обман.

 - Я вижу, -  отвечал Муйрхертах.

Потом король со своими людьми вернулся в замок.

В это время ему принесли воду, и король попросил девушку превратить ее в вино.
Она наполнила водой три бочонка и произнесла над ними заклинания.
Король и его люди нашли, что никогда еще на земле не было более вкусного и крепкого вина.
Она также создала из папоротника волшебную, призрачную свинью и отдала вино и свинью воинам, которые разделили полученное между собой, поели, и, как казалось им, - насытились.

В ту ночь сон короля охраняло племя Тадга, сына Киана.
Когда  Муйрхертах  встал утром, он чувствовал себя обессиленным, и так же чувствовали себя все те, кто вчера отведал вина и призрачного, волшебного мяса.

Сказал опять король:

 - Покажи мне что-нибудь из твоего тайного искусства,  девушка.

 - Хорошо, я это сделаю, -  отвечала она.

И она создала из камней воинов:
синих людей и людей с козлиными головами.

Король Муйрхертах надел доспехи, взял свое оружие и ринулся на них.
Он ранил и убивал их, но каждый воин, которого он убивал, тотчас опять вставал.
Он убивал их целый день до вечера. Хотя велики были ярость и гнев короля, все же, наконец, он утомился.

Печальный вернулся он в свой замок, и девушка опять дала ему волшебное вино и волшебную свинью.
Король и его люди поужинали и заснули тяжелым сном.
А когда утром они пробудились, то не чувствовали в себе ни силы, ни крепости.

А в то время, когда король  сражался, святой епископ Кайрнех послал к нему трех монахов,  ибо великий святой знал о насилии, совершавшемся над ним.
Монахи встретили короля в то время, как он рубил камни, дерн и колосья.
Они благословили короля и камни и тотчас гнев Муйрхертаха улегся.
Король пришел в себя, осенил себя крестным знамением и увидел, что кругом не было ничего, кроме камней, дерна и колосьев.

 - Для чего вы пришли? - спросил он монахов.

 - Ради твоего бренного тела, - отвечали они, - ибо смерть близка к тебе.

Король вернулся в Клетех и сел по правую руку своей жены.

Спросила девушка, что прервало его бой в этот день.

- Пришли ко мне монахи, осенили меня знаком креста Христова, и я увидел, что вокруг меня не было ничего, кроме камней и травы.
И раз не с кем было больше сражаться - я ушел.

 - Не верь монахам, - сказала девушка, - они лгут.
Я буду тебе лучшей помощницей, чем они.
И было это в вечер вторника, после праздника Самхейн.

После того как воины охмелели, пируя этим вечером, - завыл сильный ветер.

 - Это стон Зимней Ночи, - сказал король.

 А девушка сказала:

 - Это я - Резкий Ветер, я - Зимняя Ночь, дочь прекрасных, благородных существ.
Вот мое имя, всегда и всюду:  я - Стон, я - Ветер, я - Зимняя Ночь.

И она вызвала снежную бурю.
Никогда шум битвы не был сильнее, чем шум густого снега, падавшего в этот чаc.
Он несся с северо-запада.

Когда пир закончился - воины прилегли.
И ни в одном из них не было силы хотя бы столько, сколько в женщине, рожающей ребенка.
Король лежал на своем ложе. Тяжелый сон овладел им.
Вдруг, громко вскрикнул он во сне и пробудился.

 - Что случилось? - спросила девушка.

 - Полчища демонов явились мне,- отвечал он.

Сказал король:

- Жестока буря сегодня ночью для монахов в их убежище. Они не могут заснуть,- так зла ночная буря.

Сказала девушка:

Зачем ты назвал мое имя, человек, сын Эрк и Муйредаха?
Теперь ты примешь смерть  -  тихий праздник...

-  Спи в эту ночь, -  сказала девушка, -  предоставь мне охранять тебя и стеречь от врагов. И, если тебе не суждено, твой дом не сгорит над тобой в эту ночь.

В то время как он лежал, погруженный в сон, девушка встала, собрала копья и дротики всех воинов в доме и поставила их в воротах, обратив остриями к дому.
Она создала множество воинов вокруг замка, затем вошла в дом, рассыпала огонь во всех направлениях по дому и по стенам крепости, а потом легла в постель.

Пробудился король от сна.

 - Что случилось? - спросила девушка.

 - Толпа демонов привиделась мне. Они зажгли дом надо мной и перебили моих людей у ворот.

 - В этом нет беды,- отвечала девушка, - ведь это только сон.

В это время послышался треск рушащейся кровли  и крики толпы демонов  вокруг дома.

Король  подошел к дверям.
Между ним и дверьми были искры и языки пламени.

Когда огонь охватил путь к выходу и весь дом кругом и король нигде не мог найти себе убежища, он залез в бочку с вином и погрузился в нее.
Он ежеминутно вылезал и снова прятался в бочку, из страха перед огнем.
Наконец рухнул дом над ним, и сгорело его тело на пять футов длины, остальную же часть его предохраняло от огня вино.

На утро следующего дня пришли к королю монахи Масан, Касан и Кридан и отнесли его тело, чтобы омыть в Бонне.
И сам святой епископ Кайрнех со своими монахами пришел.
И печалился святой, и оплакивал короля.

Дуайбсех, жена короля, встретила монахов с  телом мужа.
Она стала испускать великие горестные стоны, полные муки.
Поток крови хлынул из ее сердца и груди, и они тут же на месте умерла от тоски по мужу.
Монахи положили тело королевы рядом с телом короля.

Затем похоронили королеву и насыпали над ней могильный холм.
Похоронили и короля поблизости от холма, с северной стороны.

Когда монахи окончили погребение, они увидели одинокую девушку, прекрасную, светлоликую, в зеленом плаще с золотой бахромой поверх шелковой рубашки.
Она приблизилась к монахам, приветствовала их, и монахи приветствовали её.
Они заметили печальное выражение ее лица и признали в ней ту, что погубила короля.
Спросил ее Кайрнех, кто она?
И все монахи спросили ее, кто она, кто ее отец и мать и ради чего погубила она короля?

- Син, мое имя,- отвечала она.
Сиге, сын Диана, сына Трена - мой отец.
Муйрхертах, сын Эрк, убил моего отца, мою мать и мою сестру в битве при Кербе на Бойне. Он истребил в этой битве все древние кланы Темры и моей родины.

И прибавила:

- Я сама умру от тоски тяжкой по великом короле Западного Мира,
терзаясь тем, что принесла страданье верховному королю Ирландии.

Затем она исповедалась Кайрнеху и покаялась Богу, как повелел Кайрнех.
Она поступила в послушницы к нему и вскоре умерла от великой скорби по королю.

Кайрнех велел вырыть для нее могилу и покрыть ее дерном.
Так и было сделано.


Рецензии
Понравился текст! Спасибо.
Но это христианская интерпретация предания. В мифах настоящим королем мог стать только тот, кто имел любовную связь с женщиной из «другого мира». Возможно, девушка из этой истории - из «людей богов» («Племена богини Дану») и ее дом - «Невидимая Ирландия». После поражения «Племён богини Дану» Сыновьям Миля – предкам современных ирландцев, Ирландия разделилась на две части: Видимую и Невидимую). Исповедоваться Кайрнеху девушка из «Невидимой Ирландии» никогда бы не стала) Любовная история между представителями двух Ирландий – вечный сюжет ирландского эпоса.
С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   13.11.2023 20:57     Заявить о нарушении
Да, конечно, Александр, - это христианская интерпретация.
Однако, насколько мне известно, практически все эпические произведения ирландцев были записаны христианскими клириками, а потому, естественно, содержат вставки монахов-переписчиков. Так что (кроме печально знаменитого "Оссиана") чисто языческих кельтских повествований мы, пожалуй, и не знаем.
Даже в "Похищении быка из Куалнге" местами явственно чувствуется влияние христианства.
Хотя вполне допускаю, что мне далеко не всё известно об исторической поэзии кельтов)))

К кому принадлежала Син: к "племенам богини Дану" или даже к "Фир Болг" - мы можем только гадать, как мне кажется.
Во всяком случае, имя девушки, которым она представляется королю: "Вздох, Свист, Буря, Резкий Ветер, Зимняя Ночь, Крик, Рыданье, Стон..." - очень любопытно.
Как и дальнейшее, рассказанное в этой истории.

Несхожесть кельтских преданий и поэтики кельтов с поэтикой других "индоевропейцев" - очень впечатляет.
Как мало мы знаем о реальной истории(((

С уважением,

Кузьма Калабашкин   14.11.2023 14:25   Заявить о нарушении
Текст очень интересный. Ирландцы большие молодцы. Они сумели сохранить своё мифологическое наследие. Монахи, записывая предания, не забывали, что они не только христиане, но ещё и ирландцы.
У нас системный процесс сбора и обработки преданий, легенд, обрядов, заговоров, оберегов и так далее начался на порядок позднее, когда уже многое в силу разных причин было безвозвратно утрачено. Но даже оставшаяся часть «наследия» во второй половине 19 века вызвала серьезную дискуссию по поводу происхождения некоторых «элементов» в ней. Высказывались самые разные мнения. На мой взгляд, на тему нашего мифологического наследия имеет смысл читать только монографии, изданные до Октябрьской революции.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   14.11.2023 16:19   Заявить о нарушении
С нашим мифологическим наследием (ежели Вы, Александр, имеете здесь в виду славянское) - на мой взгляд - полный schwach.
Пока особо не интересовался этой темой. Надо будет, как-нибудь, почитать хоть Гильфердинга)))
Суважением,

Кузьма Калабашкин   14.11.2023 16:33   Заявить о нарушении
Да, Кузьма, со славянским мифологическим наследием все обстоит, мягко говоря, не очень хорошо). Нескончаемый поток дешевого и бульварного «новодела», хлынувший начиная с 80-х, может вызвать лишь саркастическую усмешку. Литературные мистификации нужно создавать хорошо и правильно, а не абы как)).

Александр Галяткин Юлия Фадеева   14.11.2023 17:06   Заявить о нарушении
Вот именно, Александр, - "бульварный новодел". Очень жаль, что многие принимают его за чистую монету. А, казалось бы, почитайте побольше и этот новодел покажется вам полнейшим примитивном для придурков)))

Кузьма Калабашкин   15.11.2023 12:31   Заявить о нарушении
По-моему, принимают «новодел» за чистую монету, потому что он вызывает у неокрепших душ примитивную иллюзию избранности и чувство сопричастности к чему-то «значительному». Конечно, все познается в сравнении, но для сравнения нужно знакомиться с историческими документами и комментариями к ним. Часть публики не понимает, что историческая реальность намного удивительнее, чем любые самые безумные фантазии о ней, но может сильно не понравиться)) C'est La Vie

Александр Галяткин Юлия Фадеева   15.11.2023 14:23   Заявить о нарушении
И ещё один занятный момент: из-за развития технологий с каждым днем все сложнее «находить» первичный текст в океане метатекста к нему. В нашем случае первичный текст: «В вечер после праздника Самхейн», а метатекст – наши комментарии.
После того, как к созданию метатекста подключились чат-боты, «жить стало лучше, жить стало веселее»)). В самом ближайшем будущем чат-боты не только будут создавать метатекст и новые первичные тексты, но и изменять старые первичные тексты. И вот тогда «белый пушистый зверь» вступит в свои права))

Александр Галяткин Юлия Фадеева   15.11.2023 14:52   Заявить о нарушении
Песец, Александр, вступит в свои права сразу, как только мы покинем этот мир.
Ну, мне так кажется.
Очень хотел бы ошибиться.
Очень надеюсь, что ошибаюсь.

Кузьма Калабашкин   20.11.2023 21:06   Заявить о нарушении
Значит, придется нам постараться пожить подольше из-за дружественного отношения ко всему живому, если Вы ставите вопрос так))
Термоядерный реактор создать не получается, искусственную гравитацию для освоения дальнего космоса тоже, а ресурсная база планета постоянно сокращается и борьба за ещё оставшиеся ресурсы лишь усиливается. Сейчас активно развиваются только прикладные дисциплины: всякая цифровая, эко и био хрень.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   21.11.2023 00:52   Заявить о нарушении
А как песец может не вступить в свои права, если уже, на мой взгляд, начался процесс регресса и деградации нашего биологического вида из-за особенностей текущего направления технологического развития? С капитализмом все обстоит неплохо, пока ему есть куда развиваться в материальной сфере для извлечения прибыли. Но пределы роста в материальной сфере давно определены, экономика перестает расти по экспоненте, и вектор технологического развития для извлечения прибыли переносится в «нематериальную» (цифровую) сферу. Вот тогда и приходит песец).
Да, одни хотят создать единую в мире распределительную систему (многоуровневую экономику), а другие - разделить мир на экономические кластеры (зоны), в которых будут действовать свои институции, но все это не остановит процесс регресса, потому что направление технологического развития не меняется.
«А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».
))

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   21.11.2023 15:08   Заявить о нарушении
Не знаю, Александр. видели ли Вы мою заметку про "социальный переформат" (написанную тогда ещё, когда пресловутые "скрижали Джорджии" стояли на месте)?
Я пытался сам для себя объяснить более-менее "рационально" вектор.
Но, кажется, как всегда, мне это не удалось до конца)))
С Вашими выводами - согласен.
С уважением.

Кузьма Калабашкин   21.11.2023 16:20   Заявить о нарушении
Читал предыдущую публикацию статьи и оставил на нее отзыв. На мой взгляд, парадоксальность ситуации состоит в том, что сейчас быстрее всех деградируют наднациональные группы согласования. И постепенно миром начинает править «не тайная ложа, а явная лажа». Короче, Кузьма, не выходит у них «каменный цветок»))

Александр Галяткин Юлия Фадеева   23.11.2023 10:24   Заявить о нарушении
Простите, Александр, я похоже пропустил Ваш отзыв. Или он как-то удалился (такое тоже бывает на Прозе)
Потому и отправил вам предложение посмотреть.
Будем надеяться на то, что у дегенератов ничего не выйдет.
И способствовать этому - по мере наших сил и возможностей.

Кузьма Калабашкин   23.11.2023 11:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.