Критика на роман Булгакова Мастер и Маргарита отры

Роман «Мастер и Маргарита» является не только великим литературным явлением начала ХХ века, но и историческим источником жизни в СССР в 20-30-е годы. По мнению одних критиков, этот роман является и гимном дьяволу и антирелигиозной миссией, а по мнению других этот «гимн» открывает глаза «заблудившимся».
Начнём с того, что сам роман является прелестью, причём немного в ином смысле этого слова.
«Прелесть» - от славянского произносится как обман, лесть. Почему же «Мастер и Маргарита» - прелесть? Дело в том, что сами Мастер и Марго не являются по большему счёту главными героями. Звучит парадоксально, но произведение о демоне, о Воланде, и только, о нём.
Так почему же Воланд – главный герой романа? Перед первой главой есть эпиграф: «…так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» (Гёте И.-В. Фауст)
Сила дьявола, которая  «вечно хочет зла»!!! Воланд – одно из 96 имён дьявола, не иначе как Люцифера, которого Бог прогнал в мир более тёмный, мрачный и пустой – ад. Демон лишён плоти, он дух, он не может творить. В отличие от человека, который создан по образу и подобию Бога. Следовательно, раз человек по образу Бога создан – он является творцом? Обратимся к Библии, где указанно, что Адам дал всему сотворённому Богом имена и названия, Адам являлся в какой-то степени творцом. Из Евангелия находим: «…У человека есть свобода выбора…» Не иначе как свобода воли, умение творить.  Дьявол же, являясь духом, не может быть творцом и страшно завидует людям, ему нужен Мастер, чтобы написать своеобразную «книгу сатаны».  Не являясь творцом, он не может предугадывать будущее, он может его строить, как путь к своей цели.
На протяжении всего романа мы наблюдаем именно действие мистики, участия нечистой силы, коей является сатана.
Автор, Михаил Афанасьевич Булгаков, религиозно образованный человек. Его отец – доцент в Киевской Духовной Академии. Сам Михаил ещё в гимназии изучал Ветхий и Новый Заветы, Закон Божий. В 1910 году, когда Булгаков достигает совершеннолетия – он снимает навсегда с себя нательный крест, как бы отказываясь от Бога. Ещё с 20-х годов он начинает писать произведение о дьяволе носившее разные названия «Князь Тьмы», «Чёрный Маг», «Консультант с Копытом» и др.
Существует мнение, что пальцы на ногах демона превратились в копыта. В то время ходивший по Москве слух, что у Иосифа Сталина пальцы на ногах срослись, заставил Булгакова вырвать из романа описание консультанта. Что самое интересное, Михаил Афанасьевич уничтожал 2/3 страниц романа, а 1/3 часть сохранялась, так по начальным фразам можно было восстановить роман, как и сказал Воланд: «рукописи не горят».
Наблюдая за Мастером и его автором, мы находим много общего, так, например, Мастер сжигал свой роман о Понтии Пилате. У Булгакова была также и своя Маргарита, Елена Сергеевна Шиловская. Мастер рассказывал, что когда он взглянул на икону Ангела-Хранителя – ангел отвернулся от него, потому что сам Мастер отказался от Хранителя, видимо, поэтому он отрёкся и от имени, данного при крещении. Разве не находим того же и у Михаила Афанасьевича?
К слову о романе, написанном Мастером. Роман его является противоположностью Евангелию, где Иешуа Га-Ноцри полнейшая противоположность Иисусу Христу. Сделаем сравнение:
1. На вопрос Пилата кто он по роду и откуда, Иешуа ответил, что родом он родом из Гамалы и родителей своих не помнит. Христос говорил: «Как отец знает меня, так и я знаю Отца».
2. Прокуратор спросил бродягу: «что такое истина?», на что Га-Ноцри ответил: «Истина прежде в том, игемон, что у тебя болит голова…» здесь Иешуа проявил себя со стороны врача и экстрасенса. Иисус же на данный вопрос молчал, предоставляя прокуратору возможность понять самому, что Истина стоит перед ним.
3. Подсудимый был чрезвычайно болтлив в романе Мастера, игемону было жаль безвинного бродягу-врача, к тому же замечательного собеседника, который не хотел идти на смерть. Сын Божий же, опираясь на Евангелие – был молчалив и скромен, как подобает тому, кто намеренно шёл на смерть, ради спасения человечества.
В этом есть много противоречий. Обращусь к выше упомянутому: «Воланд – одно из 96 имён Люцифера» Мы подметили, что 96 – число-перевёртыш. Странное свойство, ведь имя автора начинается на ту же букву, что и «имя» его героя. Михаил и Мастер. В свою очередь буква «М» является отражением буквы «W», а это начальная буква имени Воланда на визитной карточке.


Рецензии
Алексей Алейников "Мастер и мастерство Михаила Булгакова"
http://proza.ru/2010/06/28/80

Алексей Алейников 4   01.01.2021 18:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.