День жертвоприношения

  Коль скоро это естественно и подвластно людям, нельзя знать будущее,
как оно будет происходить, лучше и определённее, чем из древних историй,
если только хотеть прилежно наблюдать и замечать, как одно вытекает из
другого. Как это свершалось у древних, которые из-за несправедливости или
справедливости возвышались или исчезали, соответственно этому так же
случается и с нами.
               
(Иоганн "Авентин" Турмейр "Баварская хроника".)


  В этом году лето выдалось жарким и засушливым. Под ярко-голубым безоблачным небом медленно иссыхали от жажды поля и сады, воду для которых время от времени натужно таскали как рабы, так и свободные поселяне, помогая еле живым оросительным каналам, скорее забитым затвердевающей донной грязью, чем заполненным водой. А сухая земля щедро делилась с дующим из далёких пустынь ветром пылью, которую тот гнал куда ему вздумается. Где же долгожданный дождь?

  1.

  Изоба Мвенай Третий, Царь Никайский задумчиво расхаживал по галерее дворца и отсутствующим взглядом рассматривал то колонны, то статуи, то львов-стражников, шевеля усами. А его роскошный пятнистый хвост мотался из стороны в сторону в такт каждому шагу.
  Засуха явно затягивалась, грозя прежде времени истощить запасы зерна и овощей. Да и купцы свои да иноземные на съестные припасы цену приподняли. От бескормицы может начаться падёж уомов- тогда ещё и мяса не станет. А там и до голодных бунтов недалеко, как ни крути, потому что в обрушившемся на царство бедствии многие жители видели гнев Великого Бокари, не довольного принесённой в Праздник Окончания Весны жертвой.
  Гепард пригладил усы и зажмурился на мгновение. Сто откормленных взрослых уомов обеих полов были зарезаны и сожжены на алтаре Храма Великого Бокари в Нтанде, а их кровью полили землю в священной кедровой роще Унати. Но, видимо, жертва была не по нраву на этот раз, потому что за два месяца не выпало ни капли дождя, да что там дождя- ни облачка не показалось, и это печалило сердце и душу царя. Даже дополнительные жертвы, принесённые уже Братьям и Сёстрам Великого Бокари, не смогли помочь делу- и у тех не получилось склонить своего старшего Брата к милости и позволить Сестре Эбел пролить воду из своей волшебной лейки на страдающую землю.
  -Изволишь выслушать?- к Изобе приблизился Афолаби Чимека, Верховный Жрец Великого Бокари. Буйвол старательно обмахивал морду ушами, отчего на массивных рогах тихонько позвякивали золотые колокольчики. Его тёмно-коричневая мантия с золотым шитьём как обычно вошла в контраст со свободными синими штанами и рубахой правителя.
  -Говори,- разрешительный кивок.
  -Народ ропщет,- начал без вступления Верховный Жрец.
  -Знаю, мне об этом уже почти с начала засухи говорят.
  -Великий Бокари держит гнев на нас,- одновременные жесты, отводящие беду.
  -Что же Ему пришлось не по нраву?- приподнял брови Мвенай Третий, а в его глазах цвета янтаря промелькнуло недоумение.
  -На этот раз Он хочет принять не уомов,- колокольчики тихонько звякнули.
  -Мы всегда приносили Ему в пищу уомов, с тех пор, как Он создал мир и расселил нас по свету. Подожди,- царь отошёл на некоторое расстояние и о чём-то поговорил с малорослым феньком в жёлтой рубахе и белых штанах- начальником соглядатаев Никайского царства. Жрецу пришлось терпеливо дожидаться окончания беседы.
  -Истинно так,- ответил буйвол вернувшемуся гепарду.- Если их правильно кормить и ухаживать за ними, то они могут быть очень вкусны. Как говорят об этом едящие их,- слегка стушевавшись, уточнил он. Изоба облизнул усы. Хорошо откормленный, правильно испечённый и приправленный специями уом- объедение.
  -И кого же хочет Великий Бокари?
  -Знамение открыло, что Ему нужен узник по имени Юша Чинеду.
  -Этот неверующий проповедник? Который утверждает, что все наши Боги есть один Изначальный, которого разменяли на нескольких? И которого вы изловили, взяв в заложники около тысячи его последователей в столичной провинции?
  -Да, он самый.
  -Мне кажется, что всё равно это не поможет. Пусть твои жрецы и жрецы Братьев и Сестёр ещё порасспрашивают- истина открывается настойчивым,- Изоба задумчиво глянул в окно, на гребень дворцовой стены.- У Юши есть много сторонников, а нам ещё один повод для народного недовольства не нужен.
  -Понимаю,- почтительно склонил голову Афолаби. Ему тоже не хотелось волнений, тем более, что такое жертвоприношение может лишь добавить узнику новых последователей, считающих, что тот пострадал за правду.- Но Большой Совет Жрецов склоняется к жертве.
  Царь поморщился: враждовать с Большим Советом в открытую он опасался. Не то чтобы в страхе за свою жизнь, а больше из соображений избежания смуты и усобиц, могущих быть раздутыми служителями культов. Тем повод только дай, а уж шум поднимут- только держись.
  -Кроме того, идеи Юши проникли и в соседние земли, как записанные им самим, так и разнесённые его учениками устно. И пусть они пока что ходят среди простонародья, но к ним могут прислушаться и в верхах, если уже не прислушались. Заметь, Афолаби, в знати- не среди высших Жрецов.
  -Мой царь, знать не любит сорить деньгами почём зря, как она считает. И кто знает, больше ли им по душе жертвовать одному Богу, чем нескольким,- Верховный Жрец прикусил язык, не давая крамольной мысли дальнейшего изречения. Гепард пошевелил усами и фыркнул.
  -Ещё бы. Тем более, что его вера не требует жертвоприношений на ублажение Бога, а большие капища они не строят, возводя только самое нужное и простое по виду. А то и вообще молятся по домам или за стенами городов. И жрецов у них меньше да содержать их почти не надо- они работают, насколько возможно, вместе со всеми. И ещё много чего занятного.
  -Я знаю,- вздохнул буйвол и обмахнулся ушами, снова вызвав перезвон колокольчиков. В последнее время он начал ловить себя на мысли, что народ, да-да, тот самый простой народ начал уставать от Великого Бокари, Его Братьев и Сестёр, от множества Их жрецов, обилия роскошных капищ и пышных ритуальных церемоний, от налогов в пользу каждой веры Совета. И хотел по-другому верить. Но, если честно, это началось ещё при предшественнике Афолаби, постепенно, неспешно, уверенно и неотвратимо набирая силу протеста. Посему нужно было что-то менять.
  -Так что, я соберу Царский Совет, а ты собери Большой, и обсудим положение вещей. Волнений и бунтов надо избежать на как можно дольший срок, а там и до окончания засухи, быть может, дотянем.
  -Будет исполнено,- слегка склонившись, Верховный Жрец покинул царя и исчез за поворотом галереи.

  2.

  Несколькими днями позже.

  Тусклое мерцание факелов и позвякивание оружия стражников. Духота и потемневшие от времени каменные стены. Обшитые толстыми досками решётчатые двери и полумрак за ними. Главная тюрьма города.
  Окружённый шестью рослыми львами-охранниками в полном вооружении, сопровождаемый носорогом-начальником тюрьмы и гиеной-ключником, Изоба Мвенай Третий шёл проведать узника, которого наметил себе в жертву Великий Бокари.
  Вот и нужная камера.
  Ключник отпер замок и отодвинул засов. Приказав охране и тюремщикам остаться в коридоре, гепард сам распахнул дверь и вошёл внутрь помещения.
  Пространство пять на семь шагов и на голову выше роста Изобы- вот такой простор для жизни. Маленькое зарешёченное окно со ставней, большая охапка соломы в одном из углов, две глиняных миски на полу- насущные удобства. Для естественных нужд- условный стук в дверь и вывод под охраной в отдельное место.
  Сам заключённый стоял около соломы- босой беспородный пёс "пыльного" окраса, чуть ниже среднего роста, в обтрёпанных по низу бледно-зелёных штанах и серой рубахе. И спокойно рассматривал Мвеная Третьего умными тёмно-карими глазами с мелкими золотистыми искорками.
  -Привет тебе, царь Изоба.
  -И тебе привет, Юша-проповедник,- в таком же ключе отозвался гепард, прикрыв створку и отойдя немного в сторону, чтобы его не было видно из коридора. Пёс подошёл к нему.
  -Жрецы на Совете решили принести тебя в жертву. Царский Совет большей частью занял их сторону.
  -Я знаю,- кивок головой и еле слышный вздох.
  -Тебя это страшит, как я чувствую.
  -Нет. Всего лишь смерть. Страшнее может быть тогда, когда за ней не будет новой жизни, а будут вечные посмертные мучения или небытие. Здесь же я оставляю незавершённые дела, которые придётся завершать другим- вот что меня печалит.
  -Я... Я бы...- в горле гепарда застыл тугой ком, который он натужно пытался сглотнуть.
  -Освободить меня тебе не удастся. Если сделаешь это, то через недолгое время, примерно с полгода, будешь убит посланником Ордена Брата Бхекизиты во время объезда провинций. А я снова окажусь в застенке, заступившись за страдающих, и свершится то, что должно свершиться, только ты этому помешать уже никак не сможешь. К тому же, может пострадать и твой сын.
  -Пошлю войска, чтобы они разогнали всю эту нечисть...- тёплая подушечка пальца мягко легла на нос царя, заставив его замолчать.
  -Не надо. Этим ты только вызовешь возмущение и восстановишь жрецов с частью народа против себя. Поверь, сейчас одна смерть может отвести большое насилие, грозящее междоусобной войной в твоём царстве.
  -Ты и вправду в это веришь?
  -Я просто знаю.
  -Прости...
  -Не думай о плохом, а лучше подумай о том, что должно быть после. И не отчаивайся- устоявший в правом деле после смерти будет жить в доброй памяти тех, кто грядёт.
  Вместо ответа Изоба взял лапу Юши в свои и прижался к ней мордой.

  3.

  Ещё несколько дней спустя.

  Мерный шаг львов-мечников и бородавочников-копейщиков в полном вооружении. Феньки-лучники с полными колчанами стрел и луками наизготовку. Жрецы (Буйволы, носороги и кистеухие свиньи.) и чиветты-служки в церемониальных одеждах. Ведущая на длинный мыс дорога с редкой пожухлой растительностью по обочинам. Солдаты, цепями остающиеся охранять дорогу и окрестности между обрывами, отсекая толпу народа от процессии. Пара гукающих и покряхтывающих уомов-самцов. Подъём на возвышенность. Каменистая земля с редкими пучками травы. Ветер, несущий солёный воздух с моря. Необозримая синяя гладь воды, теряющаяся в единении с небом на горизонте. Вымощенная камнем площадка неподалёку от берегового обрыва на конце мыса, в центре которой была вкопана большая глиняная бочка на двести дукелей (Прим.: Четыреста литров.). Тяжёлый запах земляного масла.
  Оставшаяся часть процессии приблизилась к бочке. Афолаби прочитал краткую приветственную молитву Великому Бокари и Его Брату и Сестре, и жестом приказал подвести к нему одного из уомов. Служка исполнил требуемое. Достав из отделанных золотом ножен ритуальный кинжал, буйвол наклонился и погладил уома по голове, а когда тот поднял к нему свою плоскую безволосую морду и что-то благодарно забубнил, резко полоснул его по горлу. Потекла кровь, бесхвостое и почти безволосое тело забилось в агонии, но, получив толчок ступнёй от Верховного Жреца, полетело с обрыва в полосу прибоя. Это- подарок Брату Бахари. Оставшийся в живых уом беспокойно загукал и замотал головой, но быстро утихомирился, будучи почёсанным за ушами. Афолаби отвёл его в сторону от пришедших с ним. По новому жесту-приказу другой служка принёс большой черпак с земляным маслом и полил уома с головы до конечностей. Уому действие не понравилось, и он взревнул, пытаясь понять, что с ним делают. Третий служка подал буйволу горящий факел. Уом вспыхнул быстро, в воздухе повисли и понеслись по ветру истошный визг и запахи горелого масла и мяса. Горящая фигурка заметалась и завертелась на небольшом пятачке, ослепнув от огня и обезумев от боли, поджигая оказывающуюся рядом траву. Подарок Сестре Ардхи. Факел был погашен о камень. Жрецы начали читать молитвы, обращённые к милости Богов. Их низкие, хорошо поставленные голоса создали плотную звуковую завесу вокруг места действия и настроили всех присутствующих на торжественный лад.
  Теперь настало время принести жертву самому Великому Бокари.
  Солдаты и служки отошли подальше, а жрецы встали несколько ближе, продолжая свои речитативы. Около бочки остались только буйвол и пёс. На севере, над морем начали медленно собираться тяжёлые низкие тучи.
  -Ты действительно всё решил?- на морде Верховного Жреца отразилось беспокойство.
  -Да,- кивнул проповедник.
  -Юша, ты можешь спастись, если захочешь. Когда я был маленьким, я часто нырял и плавал в здешних местах- эти волны и прибой только на вид кажутся страшными, но под ними достаточно глубоко, чтобы не разбиться, прыгнув отсюда. Все решат, что ты убился о камни и твоё тело унесло в море, поэтому искать тебя никто не будет.
  -Нет.
  -Можно будет уйти в дальние страны и вести проповеди там, вдали от никайских соглядатаев. И если всё же станет ясно, что к чему, ты уже успеешь состариться и умереть. Даже твоя мнимая гибель будет истолкована как чудо,- буйвол умоляюще глянул на пса. Тот вздохнул и пошевелил ушами.
  -Моё тело боится смерти, но дух мой- во власти Изначального Бога и готов принять уготованную участь. А это жертвоприношение поможет отвести большое насилие и усобицы в Никайском царстве.
  -Неужели ты в это веришь?- удивлённо выдохнул Афолаби.
  -Да, так и будет. И пусть возврат к старой вере идёт мирным путём, без смут. Ведь кровь будет порождать кровь, но если она будет пролита не за справедливость и не во имя защиты родной земли, то рано или поздно царство истощится и рухнет. А когда придут иноземцы, то страдания оставшихся в живых могут и приумножиться.
  -Но разве так будет?- сомнение в голосе Верховного Жреца таки прорвалось наружу, а его чёрные глаза раскрылись до предела.
  -Ты и сам это знаешь,- в глазах пса блеснули искорки.- Время Великого Бокари и его Семьи проходит, и те, кто верит, видят разницу между служением им и служением Изначальному Богу, который есть Дух Вселенной. Да, будут те, кто уцепится за уходящее и станет держать его, не отказываясь и от кровопролития во имя его. Но и они уйдут в тень вслед за своими Богами, и эту тень рассеет заря нового дня.
  -А что дальше?
  Тучи постепенно приближались, подгоняемые ветром. В воздухе повеяло грозой. Юша подошёл к бочке и присел перед ней.
  -Хорошая бочка. Отец сделал, когда молод был.
  -И такая участь ей выпала,- добавил Афолаби.
  -Дальше будет много трудностей,- начал ответ пёс, залезая в бочку.- Появятся лжепророки и лжеучителя, говорящие от моего имени и не верящие в учение об Изначальном Боге ни на волос. Но сломить учение им не удастся, и они будут посрамлены. Иноземцы из дальних пределов захотят завоевать эти земли, чтобы сделать их жителей рабами и насадить свою веру. Но и им не будет успеха. Уйдёт в прошлое рабство, которое начнёт отменять Изоба и окончательно отменит один из его близких потомков. Только жажда богатства овладеет многими, поэтому рабство изменится и станет долговым. Вера и знание будут разобщены и начнут враждовать между собой. Борьба за мир будет тяжела, но не бесплодна, и чаша весов миротворцев будет утяжеляться. А позже придёт новое время, когда два мира соединятся и станут одним. Это принесёт много смертей, пойдут войны и болезни, голод и лишения, ведь в том мире всё не так, как в нашем. Уомы же там- не скот на убой, а правители и хозяева, которые не захотят отказаться от своего положения и разделить новый мир с нами без насилия. И церковники там сродни многим здешним жрецам- многая часть их алчна и ненасытна, порочна и грязна духом, хотя и делает вид, что печётся о вере и добре, словесно призывая к очищению и миру, на деле же- пролезая во власть и подталкивая народы к истреблению друг друга из-за разного толкования любой мелочи или исповедания другой веры. Но также там есть истинные подвижники веры и те, кто верит в Изначального- это вселяет надежду. Хотя, найдутся отступники, кто пойдёт на союзы с нечистыми духом или станет возрождать многобожие- нашей вере придётся отстаивать своё право на жизнь в тяжёлой борьбе и с ними. Два народа всё же уживутся вместе, хотя избавление от войн не придёт ещё очень и очень долго. Умножится число охочих до денег и золота обманщиков, ростовщиков и проходимцев, которые продолжат растлевать народы жаждой наживы и кабальной власти. И будут новые попытки построить царство справедливости в новом мире, снова свести воедино веру и знание, и многие из них окончатся провалом по разным причинам, но время всё расставит по своим местам,- проповедник закончил свою речь и обвёл окружающую местность и присутствующих долгим проницательным взглядом.
  -Вот оно как,- с трудом смог выговорить Верховный Жрец, осмысливая услышанное.
  Тем временем, тучи окончательно заняли небо над головами как участников церемонии, так и народа, простёршись до горизонта. Кое-где проблеснули змеистые белые молнии и послышались урчащие раскаты грома.
  -У меня есть последняя просьба к тебе,- добавил сидящий в бочке.
  -Я слушаю тебя и готов выполнить её.
  -Помоги царю в его трудном деле- так будет лучше для мирного исхода.
  -Изоба- один из верящих в Изначального?- удивился буйвол, мотнув головой и звякнув колокольчиками.
  -Да. Ведь к истине ведут многие пути. Одни из них короче и труднее, другие- легче и длиннее, третьи же- иные и разные. И каждый, кто ищет истину, приходит по ним к её знанию и пониманию. А если не приходит, то может начать поиск уже в новой жизни. Никому- ни рабам, ни свободным поселянам, ни знати не заказано.
  -Твоя просьба будет выполнена,- склонённая голова.- Пора зажигать огонь.
  -Бывай, Афолаби.
  -Бывай, Юша.
  Верховный Жрец достал из поясного кошеля два огневых камня и приготовился высечь искры. Жрецы повысили голоса и начали заключительный цикл молитв.
Ветер усилился и молнии стали чаще мелькать среди ставших совсем чёрными туч, сопровождаясь тяжёлыми громовыми ударами. Море покрылось белыми барашками, принявшись яростнее биться о мыс. По ходу дела, надвигался шторм с сильным ливнем.
  И как только лапы с камнями уже приготовились стукнуть теми друг о друга, как ослепительно-белая вспышка сверкнула перед глазами буйвола, а его самого передёрнуло и отбросило на почти десяток шагов в сторону.
  В бочку ударила молния.
  Вздрогнул что-то писавший на пергаменте в присутственном зале дворца Мвенай Третий. Под его шерстью пробежал пробирающий до костей озноб.
  Земляное масло разом вспыхнуло, а ветер принялся трепать длинный огненный шлейф из стороны в сторону. И кое-как пришедший в себя Верховный Жрец смотрел на это, не в силах встать- у него получалось только медленно отползать от бочки, чтобы ненароком не загореться самому. Служки бросились ему на помощь и оттащили дальше от мятущегося пламени, а подоспевший сурикат-лекарь начал колдовать над пострадавшим.
  Толпа, стоящая вдалеке, наблюдала за происходящим молча, поражённая таким метким ударом молнии и видящая в нём промысел Великого Бокари.
  Прошло некоторое время. Земляное масло постепенно выгорало. На землю упали первые крупные капли дождя, слегка прибившие пыль и смочившие одежду и шерсть участников церемонии и зрителей. Ещё несколько раз блеснули молнии, бывшие длиннее обычных, а гром ударил вслед за ними особенно тяжело. Ветер сменился на порывистый, задул попеременно с разных сторон.
  И с неба плотной стеной хлынул ливень.


  04. 02. 2011 г. - 14. 04. 2013 г.


  Комментарий:

  Рассказ входит в Гатландский цикл.

  IT:

  -"CTN"- "Rapid Cateract": http://www.youtube.com/watch?v=EmwRzeFZeMc .


Рецензии
Чем кончается такое, известно на примере инков.

Старый Ирвин Эллисон   11.06.2017 11:48     Заявить о нарушении
Возможно, чем-то может напоминать, но тут были взяты для построения пантеона африканские имена и контекст. Как и само действо проходило одном из северо-восточных регионов Африки тамошнего мира.

Кровавые же культы существовать могут и в нынешнее время, но их распространённость уменьшиться и локализоваться могла, попрятавшись в укромные глухие уголки и задворки цивилизации. В повествовании же приносились в дар богам человекоподобные существа, выполнявшие, подобно животным в этом мире, функцию сырья для еды в мире том. Пленные же больше становились либо рабами, либо заложниками- бесполезная кровожадность была не в почёте.

Крыс Пасюк   25.06.2017 00:11   Заявить о нарушении
Ага, животными и брёвнами и в 20 веке жертв звали, вот.

Старый Ирвин Эллисон   25.06.2017 10:46   Заявить о нарушении
Да, такое имело место быть. Потому что, как я полагаю, уничтожать тех, кто признан стоящим ниже человека, может быть несколько проще морально, чем уничтожать их именно как себе подобных, даже если они- другой расы и национальности. Вследствие чего вполне возможна практика внушения в ходе обучения и муштры, направленная на снижение статуса противника, чтобы потом уничтожение вражеского солдата воспринималось так, как будто забили свинью или зарезали барана,- и меньше было переживаний. Не говоря уже о влиянии традиций и религий.

Крыс Пасюк   02.07.2017 17:29   Заявить о нарушении
Не все из них, разумеется, такие сами по себе- но поддаваться внушению пропаганды могут. Тем более, когда речь идёт о том, что кругом враги и надо их уничтожать на дальних подступах, а попутно- ещё и своё жизненное пространство расширять по возможности. Впрочем, враги не только вне границ, но и внутри них.

Крыс Пасюк   30.07.2017 12:00   Заявить о нарушении
На пропаганде надо спихивать, она не имела бы успеха без внутренних наклонностей...

Старый Ирвин Эллисон   10.08.2017 08:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.