Мотылёк. Пьеса с вариациями

МОТЫЛЁК
(пьеса с вариациями)

Действующие лица:

Ю Л И А Н
О Л Ь Г А
Э Д И К
В А Л Е Р И Н А
З Р И Т Е Л Ь
А В Т О Р

Время действия: не так давно.

 
СЦЕНА ПЕРВАЯ

Добротно обставленная комната. Слышно, где-то работает телевизор.
Ожесточённые звонки в дверь. Хозяин – с газетой и чашкой кофе – быстро проходит по комнате. За дверями крики: «Ай! Спасите! Откройте!.. А-а-а-а-а!..» В дверь стучат, и снова крики: «Мама! А-а-а-а-а-а-а-а-а-а!..» Вдруг – тишина. Хлопнула дверь. В комнату влетает юная особа – полуголая, с сумочкой в руке.

ОЛЬГА. Пожалуйста, закройте дверь крепко-накрепко! Иначе они убьют и меня, и вас!
ЮЛИАН. Не волнуйтесь, дверь очень надёжная.
ОЛЬГА. Тсс!.. (Прикладывает палец к губам.)
ЮЛИАН. Что?
ОЛЬГА. Тихо!.. Меня Оля зовут.
ЮЛИАН. Юлиан Сергеевич. (Пожимает протянутую руку.)
ОЛЬГА. Странное имя… Тсс… Кажется, отъехали?
ЮЛИАН. Кто?
ОЛЬГА. Шпана! Мафиозники проклятые!.. Я из киношки шла. До общежития далеко. К тому же темно и холодно… Вдруг машина остановилась. Мужчины. Двое. Вроде интелли-гентные люди. Предложили подвезти. И вот… (Мнётся.)
ЮЛИАН. Эх, молодо-зелено! Разве можно доверять первым встречным? Скажите: они вас… (Неловкая пауза.) Может, нужна медицинская помощь?
ОЛЬГА. Нет. (Сквозь слёзы.) Они стащили с меня пальто, новую юбку – джинсовую, коф-точку. (Плачет.) Забрали серёжки, колечко – мамин подарок… (Утирает слёзы.)
ЮЛИАН. Что же я стою, как дурак! Я сейчас!..

Хозяин быстро уходит и возвращается с халатом.

ЮЛИАН. Вот халат жены… Берите…
Он вновь уходит и приносит пузырёк и мензурку.
ЮЛИАН. Я там кофеёк поставил… Сейчас мы вам валерьяночки накапаем.
ОЛЬГА. Не надо. У меня от неё аллергия. Накапайте лучше это. (Достаёт из сумочки бу-тылку водки.) Подружкам везла.
ЮЛИАН. Оля… (Кашляет.) Ольга, вы пьёте… водку?
ОЛЬГА. Почти не пью. Но сейчас я так замёрзла… (Дрожит, кутаясь в халат.) Недолго и заболеть.
ЮЛИАН. Да-да… Пожалуй… (Приносит рюмку.)
ОЛЬГА. А себе?
ЮЛИАН. Да-да… (Уходит и возвращается с рюмкой и с дольками лимона на тарелке.) Ну, Ольга… (Наливает в рюмки.)
ОЛЬГА. Давайте, Юлиан… Можно, я вас без отчества?
ЮЛИАН. Пожалуйста, только я вам в отцы гожусь.
ОЛЬГА. Перестаньте… Вы очень и очень даже ничего. А где ваша семья?
ЮЛИАН. Валерина Сидоровна изволила отдыхать на курорте.
ОЛЬГА. О, вот оно что! Тогда я вам не завидую.
ЮЛИАН. Почему же?
ОЛЬГА. Ну, курорты… это – знакомства, ухаживания… Амурные дела!..
ЮЛИАН. Перестаньте. Она у меня женщина серьёзная. Но не будем о ней…
ОЛЬГА. Правильно. Будем о нас! Ну, за знакомство.
ЮЛИАН. Можно…

ОЛЯ пьёт, ЮЛИАН следом за ней. Оба закусывают.

ОЛЬГА. А почему у вас такие грустные глаза?
ЮЛИАН. Не знаю… Наверно, потому что один остался. В институте проблемы, сын вон из армии ничего не пишет…
ОЛЬГА. М-да… Надо развеяться. (Сама разливает по рюмкам.) Почему-то я не слышу у вас музыки.
ЮЛИАН. Есть, есть музыка. Сын оставил целый ящик кассет. Сейчас я что-нибудь сооб-ражу.
ОЛЬГА. Но сначала выпейте…
ЮЛИАН. Так ещё ж…
ОЛЬГА. Ничего-ничего! За хорошую музыку!..
Пьют. ЮЛИАН морщится.
ЮЛИАН. Противная, тьфу! Где вы такую брали?
ОЛЬГА. Неважно… По-моему, нам пора перейти на «ты». Я, между прочим, уже перешла.
ЮЛИАН. Да как-то…

Заработал музыкальный центр. Звучит красивая инструментальная пьеса.

ОЛЬГА зажигает найденную на серванте свечку, гасит люстру.
ОЛЬГА. Сударь, можно вас пригласить на танец? (Делает реверанс.)
ЮЛИАН. С удовольствием… сударыня!

Танцуют на расстоянии друг от друга.

ОЛЬГА. Юлиан, ты меня не бойся. И так теперь не танцуют. Это не современно. Вот… (Обнимает Юлиана.)

Танцуют, плотно прижавшись.

ЮЛИАН. Хорошо с вами… (Поправляется.) С тобой.
ОЛЬГА. И с тобой…

Долгая пауза.

ЮЛИАН. Оля!..
ОЛЬГА. Юлиан!..

Томительная пауза.

ЮЛИАН. Оля, не знаю… Это прозвучит, может быть, глупо, но… Я хочу сказать, что сего-дня… здесь… сейчас… я… я… я люблю тебя!
ОЛЬГА. И я…

Долгий поцелуй.

ЮЛИАН. Ой!
ОЛЬГА. Что такое?
ЮЛИАН. Кажется, кофе убежал! (Мчится на кухню.)

ОЛЯ, покружившись, подходит к музыкальному центру, прокручивает кассету. Звучит ритмичная мелодия. Девушка наливает себе водки, залпом выпивает. Наливает ещё – себе и хозяину. Танцует. Входит ЮЛИАН с подносом.

ЮЛИАН. Да, кофе тю-тю! Но я приготовил быстрорастворимый.
ОЛЬГА. Ура!
ЮЛИАН. А вот кусочек торта. Остатки прежней роскоши. Супругу провожал…
ОЛЬГА. Ух ты! Нам, студентам, такое и не снилось! Ну?.. (Поднимает рюмку.) За любовь с первого взгляда.
ЮЛИАН. Да…

Пьют на брудершафт и целуются. ОЛЬГА снимает халат.
Звучит нежная инструментальная пьеса. ЮЛИАН и ОЛЬГА опускаются на колени. Дол-гий поцелуй.
Девушка затевает игру на четвереньках. Оба передвигаются по ковру как влюблён-ные кошки.
Приглушается свет.
Девушка задувает свечку. Полумрак.
Слышны голоса, полные нежности.

ЮЛИАН. Оля!
ОЛЬГА. Юлиан!
ЮЛИАН. Оля…
ОЛЬГА. Юлиан…
ЮЛИАН. Оля!.. О-о-о…
ОЛЬГА. Ю-ю-ю… Юлий Цезарь!..

Гаснет свет, и в темноте – душераздирающее кошачье «мяу»!


СЦЕНА ВТОРАЯ

Утро… Тихо работает радио. Вдруг – резкий дверной звонок: «Та-та, та-та-та, тата-тата, та-та!» Из спальни выходит заспанный ЮЛИАН СЕРГЕЕВИЧ в пижаме. Идёт в прихожую. Голоса: «Кто там?» – «Родственники!» – «Не понимаю?» – «Оля у вас?» – «Да…» – «Я брат Оли…» Пауза. В комнату проходит детина: молодой, подстриженный, мус¬кулистый, упитанный, хорошо одетый. Посвистывая, он проходит по комнате, разглядывая мебель и картины. В дверях появляется ЮЛИАН, детина садится в крес-ло.

ЮЛИАН. А в чём, собственно, дело? Как вы узнали, что Ольга здесь?
ЭДИК. Да вот так… Мафия не дремлет. Мафия знает всё.
ЮЛИАН. Ничего не понимаю.
ЭДИК (кричит). Оля! Сестрёнка! Ты где?
ГОЛОС ОЛИ. Я ещё сон не досмотрела.
ЭДИК. Вставай, дома досмотришь. По видику… (Юлиану.) Так вот… Оля – моя единствен-ная сестра. Я люблю её больше жизни! Она – луч света в нашем тёмном царстве!.. (Сме-ётся.) Оля, неплохо говорю, да?
ГОЛОС ОЛИ. Отстань, надоел!
ЭДИК. Дальше – больше… Оля – моя надежда и опора, и я не потерплю позора! Ха! Я её никому в обиду не дам! Я за неё горло перегрызу! Вот так… (Рычит.) Р-р-р-р! Гаф ф!.. По-этому мне было очень больно, горько и абидно узнать, что какой-то дядя средних лет и слабой конструкции мою любимую и ласковую сестрёнку – р-р-раз! – и обесчестил!
ЮЛИАН. Что-о-о?
ЭДИК. А то. Ты лишил её невинности! И за такое дело тебя повесить мало. Оля, правда?
ГОЛОС ОЛИ. Правда-правда.
ЮЛИАН. Я… я… Да как вы!.. Я люблю её!
ЭДИК. Господин, как вас… Оля, как его?
ГОЛОС ОЛИ. Юлиан Сергеевич.
ЭДИК. Господин Юлиан Сергеевич, не забывайте, что вы безнадёжно женаты, а Оленьке нет ещё и шестнадцати. Вы переспали с несовершеннолетней! Ай-яй-яй! А по закону…
ЮЛИАН. Так не бывает! Оля!..

Входит ОЛЯ, одетая как попугай.

ОЛЬГА. Юлианчик, это ничего, что я надела кое-что из гардероба твоей жены? Должна же я в чём-то выйти на улицу.
ЮЛИАН. Оля… зачем ты так?
ОЛЬГА. Как?
ЮЛИАН. Я же люблю тебя, Оля!?
ОЛЬГА. Да ладно тебе!.. Надоел! (Садится, нервно закуривает.) Эдик, говори с ним сам!
ЮЛИАН. Оленька, дорогая моя!..
ЭДИК. О, «дорогая»! Кстати, о цене. Невинность действительно ценится очень дорого. Так что, батя, выкладывай лимон, и мы замнём это дело для полной ясности.
ЮЛИАН. Что-о-о?
ЭДИК. Не дошло? Повторяю для особо дебильных: один миллион рублей. С тебя! (Пауза.) Один лимончик, понял? Можно в апельсинах или в мандаринах… (Хохочет.)
ЮЛИАН. Да кто вы такие?
ЭДИК. Мафия, дядя!
ЮЛИАН. Я такие деньги в глаза не видел! Зарплата преподавателя – курам на смех!
ЭДИК. Это ваши проблемы. И перестань нюни распускать. Жену на курорт отправил, зна-чит – денежный.
ЮЛИАН. За неё предприятие заплатило…
ЭДИК. И ты заплатишь, понял? Иначе я вызываю правоохранительные органы. Человека с ружьём.
ЮЛИАН. Вызывайте…

ЮЛИАН опускается на пол. Детина поднимает телефонную трубку, набирает номер, ему отвечают, он молчит, слышны гудки. ОЛЯ встаёт и кладёт трубку на телефон.

ОЛЬГА. Юлиан, давай по-хорошему. Завтра утром тебе позвонят и скажут, куда принести деньги. А ты сегодня посоображай в темпе вальса. Там займи, там сними, там продай что-нибудь… (Ходит по комнате.) Телевизор, например. Картины. Гарнитур спальный… Ну, будь умницей!
ЮЛИАН. Оля, как ты могла?..
ОЛЬГА. Давай без нравоучений! Надоело! Кому нужна эта мораль? Да и не тебе меня учить.
ЭДИК. Вот именно! Растлитель малолетних девочек!
ЮЛИАН. Оля, ты вообще-то кто?

Пауза.

ОЛЬГА. Я – мотылёк.
ЭДИК. Готовь лимон, батя! К завтраму. И запомни: мы тебя под землёй найдём и на небо доставим. Понял? Мафия не шутит!

Оба выходят. Шум отъезжающей машины.
По сцене и залу летают гигантские разноцветные мотыльки.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Та же комната, но уже опустошённая. Голые стены. Вместо люстры с потолка све-шивается лампочка на длинном шнуре. Несколько пустых ящиков. На одном телефон, на другом – деньги в пачках. Закутавшись в рваный плед, входит хозяин. Садится на ящик, перебирает банкноты.

ЮЛИАН. Да, немного же надо… Книги, сервизы, картины, холодильники, телевизоры… И всё вместилось вот в эти бумажки…

Пауза… Звонок телефона.

ЮЛИАН. Алё… Это я… Ну?.. (Долго слушает.) Я не приду! Спокойно… Я дома. Деньги при-готовил, но предупреждаю: отдам их только в руки Ольге. Если захотите взять силой, то имейте в виду: я купил пистолет и канис¬т¬ру бензина… Да… Сожгу всё – и себя не пожа-лею. Ясно?.. Когда подъедете к дому, просигнальте три раза. И не выходите из машины. Всё. Жду Ольгу. (Кладёт трубку.)

ЮЛИАН ходит по комнате, переключает радиоволну. Кутается в плед, наливает из бутылки, пьёт.

ЮЛИАН. А что, если взять и рвануть с этими деньжищами за тридевять земель? А?.. Снять квартиру и жить в своё удовольствие! С Валериной у нас давно всё порвалось… Никаких близких отношений. У неё – свои интересы, у меня – свои. Связывает нас только Стасик. (Поправляет рамку с фотографией на стене.) Но и у него будет своя жизнь. Вернётся из армии, женится… Отрезанный ломоть… Вот и думай! Решайся! Купи билет на поезд – и к морю или в горы, а ещё лучше – в тайгу! Подальше… вглубь… в чащу… от людей… от злобы… Что тебе одному надо? Жратва и тряпки… Смешно!.. М-да…

Шум подъезжающей машины. Три сигнала. ЮЛИАН выкладывает на ящик пистолет. Пауза. Звонок в дверь.

ЮЛИАН. Входите, там открыто.
Входит ОЛЯ. Пауза.
ОЛЬГА. Привет. Слушай, ты что задумал?
ЮЛИАН. Здравствуйте. Садитесь.
ОЛЬГА. Ой-ой, к чему так официально? (Садится.) Ну, села. Слушаю. (Закуривает.)
ЮЛИАН. Ольга… Ладно. Оля!.. Послушай, может, я говорю банальности, но… Ты стала мне самым родным человеком. Ты за одну ночь перевернула в моей душе всё вверх дном. Пойми, что я не могу без тебя ни дышать, ни жить… Я не буду говорить, что я люблю тебя, ты сама это видишь. Я… я… (Плачет.)
ОЛЬГА. Да, история… Ну зачем так серьёзно ко всему относиться?.. Здоровье надо бе-речь… (Гладит его склонённую голову.)
ЮЛИАН. Оля, Оленька. Я не могу, поверить! Неужели ты всё это сыграла?
ОЛЬГА. А что, не похоже?
ЮЛИАН. Оля, я тебе вот что предлагаю: давай убежим. Деньги – вот они. Семья моя рас-сыпалась. Мы с женой чужие люди. Сын далеко, вырастет – поймёт.
ОЛЬГА. Ты смотри, как я тебя зацепила!
ЮЛИАН. Давай уедем. Снимем комнату, будем работать, читать хорошие книги, вместе проводить вечера…
ОЛЬГА. А они? Они же нас живьём съедят, если отыщут.
ЮЛИАН. Не отыщут.
ОЛЬГА. Плохо ты их знаешь. Мафия всесильна! И потом, почему ты решил, что мне по-нравится жизнь, которую ты тут нарисовал? А?.. Мне от жизни другое требуется. Я люблю лёгкость в отношениях. Люблю игру, интригу… Всё люблю. Не люблю только обязанно-стей. Они старят. А мне хочется плыть по течению. Брать то, что попадётся под руку. Не задумываться о завтрашнем дне. И не прокручивать прошлое как заезженную пластин-ку… Вот.
ЮЛИАН. Значит, нет?

Пауза.

ЮЛИАН. На моё предложение ты говоришь «нет». Так?
ОЛЬГА. Хм!.. Ну, нет.
ЮЛИАН. Тогда у меня один выход. (Берёт пистолет.) Вот он.
ОЛЬГА. Ну?!
ЮЛИАН. Я остановлю тебя.
ОЛЬГА. Ой, не смеши!
ЮЛИАН. Я серьёзно.
ОЛЬГА. Ладно, не устраивай мыльную оперу!
ЮЛИАН. Прости, Оля, я хотел как лучше.
ОЛЬГА. Перестань!..

ОЛЬГА поднимается, бежит от ЮЛИАНА, кидая в него попавшими под руку вещами.
Оба скрываются за кулисами. Шум борьбы. Выстрел. Пауза. Сигнальные гудки машины.

Возвращается ЮЛИАН. Медленно поднимает канистру и разливает содержимое по комнате. Медленно садится, рвёт деньги, комкает их, складывает на поднос и поджи-гает.

Горит костерок.

Гаснет свет. Вспыхивают ярко-красные языки пламени.
По сцене скачут красные петухи и истошно кукарекают.

Занавес.

ИНТЕРМЕДИЯ

В зрительном зале шум и возмущение. Они прерывают аплодисменты. Один из зрите-лей особо активен.

ЗРИТЕЛЬ. Что и всё? Погодите, господа! Это мне не нравится! Уж слишком всё мрачно, депрессивно. Мы и так всего такого насмотрелись. В жизни и по телевизору. Я зачем в театр пришёл? Развлечься, расслабиться. Господа актёры, переиграйте последнюю сце-ну! Надо повеселить народ. Ободрить. Развеять грусть-тоску. Показать свет в конце тон-неля. Вы способны на такое? (Зрителям.) Давайте их попросим.
Аплодисменты. На сцене три актёра. Один из них выходит на авансцену.
ЮЛИАН. Вообще-то это, конечно, странно… К тому же у пьесы есть автор. Что он скажет?..
ЗРИТЕЛЬ. Автор ничего не узнает. Мы ему не донесём. (Зрителям.) Договорились? (Зрители отвечают.) Вот.
ЮЛИАН. Ну… не знаю… (Актёрам.) Вы как?
ЭДИК. Рабочий день закончился… (Пауза.) И у меня свидание через час. На ступеньках театра.
ЮЛИАН. Успеем.
ОЛЬГА. А, была не была! Сымпровизируем.
ЮЛИАН. Тогда начнём с последней сцены. Я сижу в пустой квартире. Жду звонка… А где деньги возьмём? Всё ж сгорело!
ЗРИТЕЛЬ. Деньги займём у народа. (Достаёт «стольник».) Ну, как? Соберём миллион на развитие театра?..
ЮЛИАН. Да нет, откуда у них такие деньги?
ОЛЬГА. Сделаем так. Вот кейс. Представьте, что эти деньги уже здесь (Юлиану.) Ты их приготовил, уложил.
ЮЛИАН. Понял. А где пистолет?
ГОЛОС ИЗ-ЗА КУЛИС. Вот.

Входит женщина с текстом пьесы в руках, отдаёт оружие и, хмыкнув, уходит.

ОЛЬГА. Тогда – по местам!

Актёры расходятся.

ЮЛИАН. Значит, нужна веселуха с надеждой на будущее. Ну что ж. Будет веселуха. Начали! Занавес!

Затемнение.


СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ

Та же комната. Всё – то же, только на ящике лежит дип¬ломат. С высоты падают мыльные пузыри. Телефонные звонки. Входит ЮЛИАН, хотел взять трубку, но разду-мал – «подождут». Телефон умолкает. ЮЛИАН садится, открывает дипломат.

ЮЛИАН. Вот они – денежки! Целый миллион. М-да… Немного же надо для идиотского счастья… (Оглядывается.) А в доме стало лучше, ничего лишнего… Мне нравится.
Достаёт пистолет, целится в телефон. Телефонный звонок. Кладёт пистолет на ди-пломат.

ЮЛИАН. Алё! Да. Что?.. Хорошо. Алё! (Кричит.) Плохо слышно, говорите громче! Да! Ва-лерина, это ты? Здравствуй! Как доехала? Всё нормально. Так. И у меня. Что? Не прика-саться к твоей хрустальной вазе? А что она – особенная? Так, отключить холодильник и разморозить его? Уже поздно. Протереть пыль на рояле? Нечего протирать – всё чисто. В шифоньере взять бельё и погладить?.. Увы. Отдать шубу в химчистку?.. Слушай, ты не могла это всё дома сказать? Перед отъездом. Трезвонишь с кудыкиных гор. И вообще, Валерина… У меня есть новости. Хорошие. Я… (Кашляет.) Я влюбился! Ничего я не вы-думываю. В кого?.. Ты не знаешь. Она рэкетирша. Квартиру пришла грабить. Сейчас её жду… Всё имущество продал. Уезжаю с любимой на Канарские острова. Валерина, я не шучу. Нас давно ничто не объединяет. Стасик? Он уже не маленький. Квартира записана на тебя. Я буду помогать. Издалека. Всё-всё. Некогда. Сейчас мафия должна позвонить, а ты линию занимаешь. Извини. У меня переговоры. Всё-всё! (Опускает трубку, потира-ет ладони.) Так-то оно лучше! (Наливает стакан водки, долго пьёт.) Уф! Комедия!

Снова телефонный звонок.

ЮЛИАН. Алё? Наконец-то! Я вас заждался. И не орите!.. Занято было. Мало ли почему. С милицией разговаривал. О чём?.. Засаду в моей квартире устраивают. Обсудили дета-ли… Ну ладно, я пошутил. Деньги? Всё здесь… В дипломате. Только у меня к вам уговор: деньги отдам Ольге. Лично в руки. И слушать не хочу. Пусть приходит Ольга. И знайте: я купил гранатомёт, мины и автомат Калашникова. Живым не дамся… Если нужны деньги, потерпите. Жду Ольгу. Всё! (Кладёт трубку, наливает ещё стакан, пьёт.) Тьфу, про-тивная! Но будь что будет. Пьяному море по колено и помирать не страшно. (Поднима-ется, включает радиоприёмник, звучит лирическая музыка, подходит к ящику.) Ольга Мафиозовна, разрешите вас пригласить на чёрно-белый танец?.. (Вальсирует с ящи-ком.) О, что-то у меня голова кружится. Пардон, мадам, я кажется пьян…

Звонок в дверь. ЮЛИАН уходит и возвращается с ОЛЬГОЙ.

ЮЛИАН. Силь ву пле, мадам! Простите за беспорядок. Присаживайтесь, будьте добры, в кресло. (Усаживает её на ящик.) Сейчас я вам шампанского полный фужер. Вот… (Нали-вает водки.) Вздрагивайте! Извините за бестактность. Опрокидывайте! Закуски, увы, нет – в доме шаром покати! Занюхаете! О, чуть не забыл, я купил вам розы! Где же они?.. (Берёт в руки веник.) Увы, завяли… Какая жалость! Пейте, мадам, до дна – не оставляйте зла! (Поёт.) Паам-пам-парам!..
ОЛЬГА. Может, хватит кривляться! (Выплёскивает водку.) Сегодня я не пью. Деньги где?
ЮЛИАН. Вот. (Ставит кейс-дипломат на ящик.) Всё здесь. Полюбуйтесь.
ОЛЬГА открывает и смотрит.
ЮЛИАН. Ну, как? Красивое зрелище?
ОЛЬГА. Что ж, спасибо. Я немножечко перед тобой виновата, но учти, я расплатилась… (хмыкнула) натурой!
ЮЛИАН. Конечно-конечно. О! Это было божественно! Весьма рад был познакомиться с вами! Вы так облегчили мою жизнь. Эх! (Выхватывает пистолет.) Ручки вверх! Ма-дам, извините, но… Я передумал. Я решил эти денежки обратно взять и купить на них яхту. Точно! Хочу в Эгейское море! Эгей, залётные!.. Вы поедете со мной, княгиня?
ОЛЬГА. Прекрати этот балаган!
ЮЛИАН. Почему же? Вчера был ваш выход, мадам Баттерфляй. Сегодня – мой! Сади-тесь! (Обнимает её.) Хочу поговорить с вами по душам.
ОЛЬГА (сопротивляется.) Бесполезно. Нет у меня души.
ЮЛИАН. Врёшь, есть.
ЮЛИАН встаёт перед ОЛЬГОЙ на колени. Резко меняет тон разговора.
ЮЛИАН Оля, милая, я же люблю тебя! Прости, но ты меня сама вынуждаешь… Ты зна-ешь, за прошедший день я всю свою жизнь передумал. Я не могу без тебя, слышишь? Давай убежим.
ОЛЬГА (ухмыльнувшись.) Куда?
ЮЛИАН. На Канарские острова, к чёрту на кулички, куда хочешь?
ОЛЬГА. Не знаю, что и сказать… (Зрителям.) Что делать-то?..
ЗРИТЕЛЬ. Соглашайтесь.
ОЛЬГА. Но так не бывает!
ЗРИТЕЛЬ. Я очень прошу. Все просят. (Организует аплодисменты.)

Томительная пауза.

ОЛЬГА. Л-ладно… Давай убежим.
ЮЛИАН. Ты, правда, согласна? (Кивок.) Глазам своим не верю!
ОЛЬГА. А что? Мне тоже надоело со шпаной волыниться. Не сегодня так завтра полетят в места не столь отдалённые. Опасно стало.
ЮЛИАН. А куда поедем?
ОЛЬГА. Куда скажешь. Я – твоя раба! Хоть на Канары, хоть на Багамы, подальше от папы, подальше от мамы.
ЮЛИАН. Оля, милая, это снова ты?!
ОЛЬГА. Я.

Долгий поцелуй. Входит ЭДИК.

ЭДИК. Ба, какие нежности! Ё-моё! Оля, я ревную! Как Отелло Дездемону. И даже кого-то хочу придушить.

Все замирают. ЭДИК подходит к столу, берёт кейс, открывает, проверяет деньги и закрывает крышку. Щёлкает замок.

ЭДИК. Молодец, всё точно. Шустро обернулся! Хвалю за усердие.
Удар ниже пояса, ЮЛИАН – падает. ЭДИК поднимает упавший пистолет.
ЭДИК (Ольге.) Ну что, потопали?.. (Пауза.) Или у вас на самом деле что-то серьёзное?.. Тогда придётся вам обоим сделать бо-бо… (Целится в Юлиана.)
ГОЛОС ЗРИТЕЛЯ. Я же просил комедию!
ЭДИК (в зал). Это ещё кто? Свидетель? Ну-ка, иди сюда, я и тебя продырявлю!
ЗРИТЕЛЬ. Мы же договорились!?
ЭДИК. Ничего не знаю. Стреляю без предупреждения. (К Ольге.) Ну что, бэби?..
ЮЛИАН. Оля!
ЮЛИАН бросается на ЭДИКА, отбивая у него ОЛЬГУ. Короткая схватка.

Удар – ЮЛИАН падает.

ЭДИК. Тэк-с, папаша!.. Моча в голову ударила? Молодость вспомнил? Зубки прореза-лись? Рога чешутся? Успокойся – щас мы тебя малость упакуем… (Связывает Юлиана бе-чёвкой.) И тебя, дорогуша!

Связанные сидят спинами к друг другу.

ЭДИК. Я мокрыми делами не занимаюсь, моё дело – деньги доставить. Пусть шеф сам расхлёбывает эту кашу. Эдик сделал своё дело, Эдик может уходить. (Идёт к дверям, возвращается.) Я, думаю, вы не будете искать приключений, угу? Не забывайте – ма-фия всё видит! Чао! (Уходит.)
ОЛЬГА. Ну, вот и приехали! На Канарские острова!
ЮЛИАН. А что – неплохо! Схватили нас пираты, привязали к мачте. Плывём! Меня даже покачивает и подташнивает. Похоже, начинается морская болезнь. Но это ерунда! Одно плохо – я тебя не вижу.
ОЛЬГА. И я тоже.
ЮЛИАН. Оля, ты на меня не сердишься?
ОЛЬГА. А за что?
ЮЛИАН. Наверно, думаешь: я трус – засуетился, деньги собрал. Я из-за тебя всё! Хотел тебе эти бумажки в лицо бросить. А, в сущности, мне всё равно: деньги для меня уже не ценность.
ОЛЬГА. А куда же без них?
ЮЛИАН. Пешком по Руси…
ОЛЬГА. Ещё скажи – босиком.
ЮЛИАН. С тобой я бы пошёл… Что молчишь, Оля?
ОЛЬГА. Ты меня любишь?
ЮЛИАН. Не знаю. Но мне было хорошо. Я вспоминал тебя весь день с нежностью. И бы-ло почему-то больно и грустно. Не знаю, наверно, я старею.
ОЛЬГА. Не смеши.
ЮЛИАН. Оль?..
ОЛЬГА. М-м…
ЮЛИАН. Я люблю тебя.
ОЛЬГА вздохнула.
ЮЛИАН. Я правда-правда люблю тебя.
ОЛЬГА. Скажи ещё.
ЮЛИАН. Я тебя люблю, люблю, люблю!
ОЛЬГА. Хорошо…

За кулисами шум и грохот. Томительная пауза.

ЮЛИАН. Всё. Финита ля комедия. Прощай, Оля! Теперь можно и умереть!
ОЛЬГА. Нет, это ещё не конец. Неужели, мафия вернулась?

На сцене появляется ВАЛЕРИНА СИДОРОВНА. В одной руке – кейс с деньгами, в другой – еле живой ЭДИК.

ВАЛЕРИНА. Ну, что? Не узнаёшь свою Валерину? Вот ты как?! Я отдохнуть решила, подле-читься, а ты мне такое устроил! (Швыряет Эдика в угол. Осматривается.) Ёлки-палки, пустая квартира? А это она и есть – рэкетирша твоя? У, стерва!
ОЛЬГА. Здрасьте!
ЮЛИАН. Валерина, ты каким чудом здесь?!
ВАЛЕРИНА. Собрала последние деньги – и на самолёт.
ЮЛИАН. А, по-моему, ты на метле прилетела.
ВАЛЕРИНА. Ты доехидничаешь! Что это за люди? Почему у этого придурка был в руках твой дипломат?
ЭДИК (приподнимаясь). Я только хотел…
ВАЛЕРИНА. Молчать! (Юлиану.) Что он унёс?
ЮЛИАН. Открой, увидишь.
ВАЛЕРИНА открывает кейс, увидела деньги и ахнула.
ВАЛЕРИНА. Мать честная!
ЮЛИАН. Это ж надо! Ну, теперь держись, мафия! Валерина в бой идёт!
ЭДИК (с пола). Пьеса зашла неизвестно куда! Занавес! Занавес!
ОЛЬГА. Давно пора!
ВСЕ. Занавес!

Поплыл занавес и споткнулся.

ИНТЕРМЕДИЯ

На сцену поднимается ЗРИТЕЛЬ.

ЗРИТЕЛЬ (аплодируя). Вот это действительно комедия! Спасибо за доставленную ра-дость! (Жмёт актёрам руки. Овация.) Господа актёры, а, может, попробуете оперетку на ту же тему – с песнями, с цыганами, с гитарой семиструнной?!
ЭДИК (с пола). Уберите его! Мне шею свернули.
ОЛЬГА. Мы так никогда спектакль не закончим.
ЮЛИАН (Зрителю). А ну пошёл отсюда. Брысь!
ОЛЬГА. Развяжите-ка нас…
ЭДИК развязывает обоих.
ЗРИТЕЛЬ. Попросим наших народных артистов! (Вновь организует овацию.)
ЭДИК. Ох, и надоел ты мне! Я из-за тебя на свидание опоздал. Занавес! Занавес!

ЭДИК схватил пистолет, гоняет ЗРИТЕЛЯ по сцене, а потом – по залу. Наконец, оба скрылись. Слышны выстрелы.

ОЛЬГА. Коллеги, а пистолет настоящий?
ЮЛИАН. Нет, стартовый.
ОЛЬГА. Слава богу! (Валерине.) Послушай, а ты-то зачем здесь появилась? Твоё дело суфлёрское – сидеть за кулисами и подсказывать текст.
ВАЛЕРИНА. А что мне подсказывать, если вы такую ахинею несёте.
ОЛЬГА. Ой-ой, больно образованная!
ВАЛЕРИНА. Играет несовершеннолетнюю, а сама одной ногой – на пенсии!
ЮЛИАН. Милые женщины, прекратите! На нас люди смотрят! Зачем перед зрителями грязное бельё перетряхивать?..
ВАЛЕРИНА. А что? Сколько можно мне за кулисами сидеть? Может, я в душе Джульетта, Айседора Дункан, Дульсинея Тобосская! А главные роли ей достаются! Знаем-знаем по-чему…
ЮЛИАН. Прекратите!
ВАЛЕРИНА. У неё шуры-муры с главрежем!
ОЛЬГА. Ну, всё!..
ВАЛЕРИНА. Он ей все главные роли отдал. А я что – не актриса? Мы обе в столице учи-лись!
ОЛЬГА. Да, но в разное время, у разных педагогов!
ЮЛИАН. И в разных институтах!
ВАЛЕРИНА. Оно и видно!
ОЛЬГА. Всё! Я иду к директору, и сегодня же ноги твоей не будет в театре.
ВАЛЕРИНА. Знает, к кому идти. Иди-иди, с директором ты тоже спала!
ЮЛИАН. Женщины, умоляю!..

Актриса ОЛЬГА встаёт и резко уходит.

ВАЛЕРИНА. Катись! Так… Пока меня ещё не уволили, надо спеть свою лебединую песню. (Актёру.) Поможешь?
ЮЛИАН. Чем?
ВАЛЕРИНА. Играем последнюю сцену. По новой!
ЮЛИАН. Ну, знаешь… А зрители в чём виноваты?
ВАЛЕРИНА (в зал). Люди добрые, войдите в моё положение! Засиделась я за кулисами! Не дайте зачахнуть таланту. (Актёру–Юлиану.) Они согласны.
ЮЛИАН. Чёрт возьми, сколько можно!
ВАЛЕРИНА. Вот кейс с денежками. Бери, садись, жди мафию… Начали!

Затемнение. Напряжённая музыка.

СЦЕНА ПЯТАЯ

И вновь – пустая комната. Ящики. ЮЛИАН с кейсом. С высоты падают мыльные пузы-ри. Их всё больше и больше.

ЮЛИАН (без настроения). Вот они мани-мани!.. Хм… Мебель, одежда, посуда – всё вме-стилось в эти цветные бумажки. (Зрителям.) Кажется, я это уже говорил… (Продолжа-ет.) Сбежать, что ли, в Америку и стать Рокфеллером? (В зал.) Кажется, я это тоже гово-рил… (Зрителям.) Нет?.. (3а кулисы.) Звоните скорее, я не знаю, что ещё можно сказать… (Телефонный звонок.) Ну вот – действие начинается! Фу, надо сосредоточиться! Артист я или не артист?! (Берёт трубку.) Да. Я. Всё здесь. Нет, я не приду. Не могу… Что-то не-здоровится. Приезжайте на квартиру. Какие могут быть шуточки? В милицию?.. Нет, не звонил. Что я – дурак, что ли? Не знаю, с кем имею дело? Мафия вездесуща, мафия по-всеместна, мафия бессмертна! Одним словом, я дома. Приезжайте… Оля? Нет, её не надо. Не хочу видеть.

Гудки. ЮЛИАН опускает трубку.

ЮЛИАН. Оля, Оля… Нет, после всего, что случилось, я вообще ни в кого не верю. Оля, Оля… А красивая ты… Холодная, пустая, но очень красивая. Оля, я тебя по-настоящему люблю, но не такую, какая ты есть, а какой ты была… могла быть… Господи, как всё надоело! Скорей бы всё кончилось! (Ходит по комнате.) Эх, зря я не купил на рынке ав-томат. А ведь предлагали. Стас там защищает границы, а я бы здесь устроил засаду. Чего терять, когда всё потеряно? (Садится.) Так, ладно… Продумаем наши дальнейшие дей-ствия. Отдаю деньги, сажусь на поезд и в тундру, на Колыму, на Чукотку! На вольный воздух, под открытое небо. Буду порхать, как мотылёк, ото дня ко дню, от человека к че-ловеку, от события к событию…

Звонок. ЮЛИАН уходит и возвращается с ЭДИКОМ.

ЭДИК (озираясь). Ну, я думаю у тебя всё без шуток? (Осматривает комнату, выгляды-вает в окно.) Смотри, мафия не шутит! (Заглядывает в спальню, говорит оттуда.) Тэк-с, засады нет! (Входит.) А деньги настоящие?
ЮЛИАН. Вот, смотрите.
ЭДИК садится, открывает кейс, щупает пачки, одну разрывает, проверяет купюру на свет.
ЮЛИАН (в зал). Откуда там деньги? Их же в кейсе не было?.. Вот уж – во что поверишь, то и…
ЭДИК. Ух ты!.. Вроде без обмана. Ну, мерси… Гранд мерси, Юлиан Сергеевич. С вами очень приятно иметь дело. Большой привет вам от Оли. Просила поцеловать в щёчку… (Хохочет.) Она обязательно выпьет шампанского за ваше здоровье. Вы уж извините, что так получилось.
ЮЛИАН. Что-то вы сегодня очень вежливы.
ЭДИК. Сказывается благотворное влияние больших денег. Что ж, адъю, т.е. до свиданья!
ЮЛИАН. Нет уж, прощайте.
ЭДИК. Как? Почему? (Глянул на потолок, на висящую на шнуре лампочку, на бечёвку.) Вы задумали что-то нехорошее?
ЮЛИАН. Нет-нет.
ЭДИК. И правильно. (Хлопает ладонью по кейсу.) Жизнь прекрасна и удивительна!
ЮЛИАН. Конечно-конечно.

Жмут друг другу руки. В дверях возникает ВАЛЕРИНА.

ВАЛЕРИНА. Ага, очень приятно! (Входит.) Что у вас здесь происходит?.. (Озираясь.) Юли-ан, а что случилось с квартирой? Где вещи? Пропил?..
ЮЛИАН. Почти.
ВАЛЕРИНА. Докладывай: что ты здесь без меня делаешь?
ЮЛИАН. А ты что здесь делаешь? Ты же на курорте!
ВАЛЕРИНА. Приехала проведать.
ЮЛИАН. Вот и проведывай.
ВАЛЕРИНА. Мне всё это не нравится. Я сердцем чую: здесь замешана женщина. Ты с ней загулял – и пустил всё по ветру.
ЮЛИАН. Хороший у тебя нюх.
ВАЛЕРИНА. Где она?
ЮЛИАН. Ищи.

ВАЛЕРИНА скрывается в спальне. ЭДИК бежит к выходу, но быстро возвращается.

ЭДИК (Юлиану). У, гад! Обманул! Я в глазок видел: на площадке стоят менты! (В зал.) За-сада!
ЮЛИАН. Ничего не знаю. Это, наверно, Валерина привела, чтобы уличить меня в невер-ности.
ЭДИК. Точно! Эх, не успел! А всё ты со своей самодеятельностью. (Передразнивает.) «Приезжай на квартиру». Тьфу! Что же делать?
Входит ВАЛЕРИНА.

ВАЛЕРИНА. Странно. Нет никакой женщины! (Долго смотрит на Эдика. Говорит под-чёркнутым тоном.) Нет никакой женщины! В чём дело?
ЮЛИАН. А почему она должна быть!?
ВАЛЕРИНА. Она должна быть. Меня предупредили.
ЮЛИАН. Кто это?
ВАЛЕРИНА. Хорошие люди.
ЮЛИАН. А почему ты не спросишь, что у нас за гость?
ВАЛЕРИНА. Да, что у тебя за гость?
ЮЛИАН. Это – представитель доблестной мафии. Устроили мне ловушку и вытянули мил-лион наших кровных рублей, которые в данный момент находятся вот в этом дипломате! (Выхватывает кейс и высыпает деньги.)
ВАЛЕРИНА бухается на ящик.
ВАЛЕРИНА. Как?! (Эдику.) Виктор, объясни, в чём дело?
ЮЛИАН. Это не Виктор, а Эдик.
ВАЛЕРИНА. Мне лучше знать. (Виктору.) Ну!

Пауза.

ЮЛИАН. У вас что, заговор?
ВАЛЕРИНА. Юлиан, выйди в спальню. Нам здесь надо поговорить.
ЮЛИАН. Не пойду я никуда.
ВАЛЕРИНА. Виктор, организуй!
ЮЛИАН. Эдик-велосипедик, или как там тебя, не трогай меня! Иначе будет хуже!
ЭДИК. Не ерепенься! (Силой выталкивает Юлиана за дверь.) Слушаю вас, Валерина Си-доровна.
ВАЛЕРИНА. Виктор, миленький, объясни, в чём дело? (Пауза.) Мы с тобой о чём догова-ривались?.. Что молчишь? Я тебя просила привести моему мужу какую-нибудь верти-хвостку, чтобы я могла застукать их и подать на развод. Так?.. Подать на развод для того, чтобы обвенчаться с тобой, мой желанный! Так?.. Сегодня пятница, 13 е? Так?.. 20 часов вечера? Так?..
ЭДИК. Ну, так-так!
ВАЛЕРИНА. И вот я здесь. С участковым. А где декорации, реквизит? Где мизансцены, о которых мы договаривались?.. Ой, я начинаю понимать: ты провернул всё на день раньше. Вчера. Так?.. Ты опередил меня и, воспользовавшись случаем, решил ещё и ограбить! Так?..
ЭДИК. Валерина, давай начистоту.
ВАЛЕРИНА. Давай.
ЭДИК. Я тебя не люблю и никогда не любил.
ВАЛЕРИНА. Витенька, ты ли это говоришь?
ЭДИК. Да, я. Повторяю: я тебя не любил, не люблю и не буду любить! Просто… Ну, сама понимаешь.
ВАЛЕРИНА. Подлец! Боже, какой же ты подлец! Это всё из-за денег?!
ЭДИК. И из-за них тоже.
ВАЛЕРИНА. Сукин сын!
ЭДИК. Не злись. Лучше скажи, как отсюда выбраться?
ВАЛЕРИНА. По водосточной трубе.
ЭДИК. Я же не кот.
ВАЛЕРИНА. Ты хуже. Ты – паук, спрут, козёл-ностра! (Рыдает.)
ЭДИК. А ты – дура безмозглая!
ВАЛЕРИНА. Бабник!
ЭДИК. Чурка неотёсанная!
ВАЛЕРИНА. Извращенец!
ЭДИК. Полено! Нет, бревно!
ВАЛЕРИНА. Тварь!

ВАЛЕРИНА бьёт ВИКТОРА-ЭДИКА веником, тот отмахивается кейсом.

ЭДИК. Но-но, полегче! А то милицию позову!

С грохотом выпадает дверь. На пороге – ЮЛИАН в противогазе.

ЮЛИАН (глухо.) Я всё слышал! Я всё понял! Вот вам, вот!
ЮЛИАН брызжет газовым баллончиком на ЭДИКА и ВАЛЕРИНУ, те падают.

ЮЛИАН щупает пульс: вроде живые. Открывает форточку, машет полотенцем, сни-мает противогаз, вытирает пот со лба.

ЮЛИАН. Полежите… Успокойтесь… Вот она какая история-то получилась! Обман на об-мане. Лежите теперь как мухи. Через десять минут действие газа закончится, можете проснуться и продолжить объяснение в любви. (Собирает деньги в кейс.) А мне пора… Присяду на дорожку. (Садится.) Ну что ж… Чао, Валерина! На курорте тебя восстановят. Прощай, Эдуард-Виктор-Хосе-Рауль-Капа¬бланка, или как там тебя ещё?! А денежки мне самому пригодятся. (Поднимается с кейсом в руках.) Гудбай, Оля! Здравствуй, Колыма!

Спускается в зрительный зал и идёт по проходу.
Торжественная музыка.

ФИНАЛЬНАЯ ИНТЕРМЕДИЯ

Навстречу ЮЛИАНУ идут ОЛЬГА с возбуждённым мужчиной. Это – АВТОР. Следом за ними бежит ЗРИТЕЛЬ, голова и рука его забинтованы. Все они поднимаются на сцену. ВАЛЕРИНА и ЭДИК ещё лежат. Мыльные пузыри летят и летят.

ОЛЬГА. Полюбуйтесь, Александр Августович! Вот что они сделали с вашей пьесой! Они превратили, вашу маленькую, но великую трагедию в позорный и безнравственный фарс!
АВТОР. Боже мой, боже мой! (Юлиану.) Почему они лежат?
ЮЛИАН. Не могут выйти из образа! Ха! (Бросает за кулисы баллончик.) Газовый баллон-чик оказался настоящим.
АВТОР. Нет, я не выдержу этого! Изверги!

ЗРИТЕЛЬ пытается успокоить АВТОРА.

ЗРИТЕЛЬ. Успокойтесь, господин хороший. Ничего особенного…
АВТОР. Как, ничего особенного? Я – автор пьесы, и мне небезразлично, что тут с ней вы-творяют! (Актрисе–Ольге.) Где режиссёр? Где Константин Сергеевич?
ОЛЬГА. У-уехал ставить вашу пьесу за рубеж.
АВТОР. И в это время…

И снова ЗРИТЕЛЬ действует.

ЗРИТЕЛЬ (Автору). Успокойтесь, пожалуйста. Дело в том, то ваша пьеска немножко мрачновата и тяжеловата. Для восприятия. Актёры предложили свои варианты. Налицо три финала: трагический, комический и сатирический. Пусть люди сами выберут, что ко-му по душе.
АВТОР. Но в жизни так не бывает!
ЗРИТЕЛЬ (с пафосом). А на сцене всё может быть!

Пауза.

АВТОР. Знаете, есть законы драматургии, которые… (Актёрам.) Вы хоть одно живое чув-ство в пьесе оставили?
ЮЛИАН (глянув на тела). Лежат без чувств.
ЗРИТЕЛЬ. Господин автор, не нервничайте. И не зацикливайтесь на чём-то одном. Ваша задача: дать направление, обозначить проблему, а жизнь всё расставит по местам.
АВТОР. Но я обязан дать публике законченный вариант.
ЗРИТЕЛЬ. Почему вы так решили? Мы что, совсем отупели или у нас нет ни ума, ни фан-тазии? Плохого вы о нас, о народе, мнения!
АВТОР. Да нет, почему же!.. Вы меня совсем запутали. Я не знаю, что мне сейчас делать.
ЗРИТЕЛЬ. Как что? Выходить на поклон.
АВТОР. Пожалуй…
АВТОР жмёт ЗРИТЕЛЮ руку. Раскланивается.

Аплодисменты. Лежащие актёры медленно поднимаются, соображая – что же проис-ходит.

ЭДИК. Кого поблагодарить за доставленное удовольствие?
ЮЛИАН. Я нечаянно.
ОЛЬГА. Ну, что – доигралась, прима-валерина?
ВАЛЕРИНА. А ты, я вижу, нового хахаля привела. Точно, с автором ты ещё не спала!
АВТОР. Что она сказала?
ОЛЬГА. Восхищена вашим мастерским пером.
АВТОР. Весьма польщён. Спасибо.

ЗРИТЕЛЬ идёт в зал, организует аплодисменты. Все чего-то ждут.

ЮЛИАН. Ну, что – это финал?
АВТОР. Финал-финал.
ЭДИК. Точно?
АВТОР. Точно.
ВАЛЕРИНА. А то бы я…
АВТОР. Нет уж, увольте!
ОЛЬГА. Качать автора!
АВТОР. Нет, качать зрителя! Если бы не он, такого бы финала не было!

ЗРИТЕЛЯ поднимают на сцену и бросают под потолок – в облако мыльных пузырей.

ЗРИТЕЛЬ. Мама! Занавес! Занавес! Ай!.. Спасите!!!

Наконец-то – занавес.



Реквизиты автора для заинтересованных лиц:
 avgyi@yandex.ru 


Рецензии