Итальянское счастье. Главы 7-8

7. Больной вопрос.

Галя уже давно заметила, что время для Данилы не имело границ. Он мог растягивать его как угодно и сужать столь же непредсказуемо. Иногда казалось, что любимый жил вне времени. И как ему это удавалось? Ведь на работу не опаздывал, со всеми трудился наравне, как обычный земной житель. Но иногда выпадал из поля ее зрения, словно общее течение жизни утомляло его, а душа требовала передышки. Для верности отключал телефон, как занятой человек, для которого дорог каждый миг наедине с самим собой.
Еще сегодня утром позвонил ей и бодро сообщил, что есть хорошие новости. Потом умолк, прислушиваясь к возбужденным мужским голосам — похоже, он находился в эпицентре крупной разборки. Галя тоже прислушалась и с огорчением отметила, что не понимает ни слова, ругались и скандалили на молдавском языке. Но Данила — честь ему и хвала — в яростной дискуссии не участвовал. По той простой причине, что языка не знал. Пауза затянулась.
- Я тебе позвоню позже, — наконец сказал муж и отключил телефон.
Позже — это когда? — раздумывала Галя. — Через час? Через два? Вечером? А может, завтра? Или через неделю?
Данила затаился на весь день, и это казалось подозрительным. Галя несколько раз пыталась дозвониться, но слышала лишь голос телефонного секретаря, который бесстрастно твердил — абонент временно недоступен. Ну, разве не обидно? Поневоле подумаешь, что мужа не интересует, как живет-поживает жена в чужом доме на высокой горе. А если бы у нее случился приступ аппендицита? А вдруг бы она ошпарилась кипятком? А не дай Бог подвернула бы ногу, скатилась с горы и вся израненная и побитая утонула в речке? Галя не успела придумать, какие бедствия могли с ней приключиться за то время, пока Данила пропадал в недоступности, как телефон подал свой голос. Обычному уху сигнал показался бы неестественным, может, даже диким, но Галя к нему уже успела привыкнуть. А вот Розальбу лошадиное ржание напугало. Она вздрогнула и изумленно уставилась на Галю.
- Это не я, — поспешила ее успокоить Галя. — Это у меня такой телефонный звонок.
- Неужели тебе нравится? — удивилась Розальба.
Галя развела руками. Дескать, нравится — не нравится, но что есть, то есть.
На самом деле Данила записал свой молодецкий хохот на телефон любимой с дальним прицелом.
- Чтобы поднимать тебе настроение в минуты печали и тоски, — объяснил Гале. — В жизни всякое бывает — вдруг накатит отчаяние, свет божий покажется не милым. Как говорит моя мама — не все коту масленица. И представь, ты горюешь, а тебе кто-нибудь звонит. Не обязательно даже я, пускай подружка или твоя бабушка из Москвы — и ты слышишь мой радостный и громкий смех. Жизнеутверждающий и оптимистичный. Разве жизнь не покажется тебе прекрасной?
Естественно, когда на улице она включала звук на максимум, все оглядывались. Многие смеялись, а молодежь радовалась и с удовольствием подхватывала чужой хохот. Но обычно Галя настраивала звук на тихий режим. И тогда слышала нежное ржание жеребенка. Настроение действительно поднималось.
- Знаешь, Галя, что я подумал? — услышала она голос Анджело и удивилась: быстро же он объявился. А она-то думала, что парень для приличия выждет денька два-три. Или даже неделю. Но Анджело был не из тех людей, кто откладывал удовольствие на будущее, и без обиняков приступил к делу. — А не пойти ли нам на дискотеку прямо сегодня? Ведь Розальба ложится рано и спит как убитая! Она сама сегодня сказала. Старушка даже знать не будет!
Галя поймала себя на мысли, что звонку обрадовалась. Получается, что первый встречный итальянец, с которым она знакома от силы полтора часа, ей понравился! И только потому, что он хорош собой. Ой, как неправильно все это! Но мысль самоосуждения промелькнула вяло и неубедительно. Наверное, потому, что на Данилу она обиделась окончательно. Раз он так долго о ней не вспоминает, то что такого, если она просто поболтает с дружелюбным итальянцем? Он же не виноват, что писаный красавец.
- А почему именно сегодня? — все-таки заинтересовалась она.
- Так ведь пятница! Конец рабочей недели, завтра выходные, можно и повеселиться.
- Анджело, не получится. Я должна  присматриватьп за  Розальбой день и ночь.
- Ну, ладно. Тогда будем ждать твоих выходных, — легко согласился он. — Можем сходить в ресторан завтра или послезавтра. Если честно, я эти дискотеки терпеть не могу. Ну, с тех самых пор, ты знаешь, о чем я говорю.
- А зачем тогда приглашаешь?
- Хотел тебя увидеть. Но раз не получается, давай хоть поболтаем.
 Анджело пустился в подробное описание прошедшего трудового дня.
- Когда  я обрезал ветки на деревьях Антонеллы, увидел с верхотуры виллу Розальбы  и  сразу подумал о тебе. И так захотелось тебя увидеть! Высматривал, высматривал, но деревья у вас с такими густыми кронами. Закрывают все обозрение.
- Вот чем ты занимаешься во время работы! Подсматриваешь за девушками!- пошутила Галя.
- Как же я мог подсматривать, если  даже не догадался взять отцовский бинокль? Но откуда я знал, что встречу тебя сегодня, и он мне может понадобиться? — размышлял вслух Анджело. — Потом я подумал: как хорошо было бы уговорить Розальбу проредить ветки на ее деревьях. Я бы сделал это бесплатно!
- Но ведь ты уже закончил работу у Антонеллы?
- Закончил, — с сожалением ответил Анджело.
- Так что поздно уговаривать, — усмехнулась Галя. — Ветви на деревьях Антонеллы еще не скоро разрастутся.
- И что? — не понял Анджело.
- Как что? Ты утратил свой наблюдательный пункт.
Анджело огорченно вздохнул, но он не умел долго горевать и сразу переключился на Антонеллу. Наверное, из-за досады на ее деревья.
- Ну, она меня и достала! — принялся жаловаться. — Моя работа только кажется простой. А ведь приходится  на такой высоте вкалывать!
- Ты у нас герой! Верхолаз! Альпинист! – похвалила его Галя.
- Да чего там! – заскромничал Анджело. - Но Альпы на горизонте  я видел! — прихвастнул он. — Если бы еще Селина не портила настроение! А то металась под деревом,  причитала, что ветки упадут на ее цветы. Готова была их своим телом прикрыть. А если бы я ей на голову свалился? Ей-то что? А мне отвечать!
- Как – что? – удивилась Галя. – А если бы ты ее раздавил?
 - Она свое уже отжила,  - не смутился Анджело. -  В общем, я решил отвлечься, раз на нее не действуют уговоры отвалить. А в трудные минуты я всегда стараюсь думать о хорошем. И  самое хорошее, что со мной случилось сегодня, эта встреча с тобой! Это я намекаю!
- Намек поняла, - хмыкнула Галя.
- Ведь если думаешь о ком-то с радостью, значит, этот человек тебе нравится. Что ты на это скажешь?
- Не знаю, что тебе сказать, Анджело, — честно призналась Галя.
Она действительно не знала, как реагировать. Если согласиться с ним, значит, подать надежду. Но она замужняя женщина, не пристало ей кокетничать с другими парнями. Данила бы точно не одобрил.
- Зато я знаю. Ты такая красавица! И мне нравится, что ты веселая и у тебя чудесная улыбка. На тебя хочется все время смотреть. Ты луч света! — восторженно стал перечислять достоинства Гали Анджело.
- Ты меня смущаешь! – насмешливо сказала Галя.
-  Правда, ты мне очень понравилась. Иначе, почему бы я думал о тебе почти весь день? Точнее с часу дня до семи вечера? Представляешь? Я даже считаю часы нашего знакомства! Это очень серьезно! — Анджело выделил последнюю фразу особым тоном.
- Анджело, ты же меня совсем не знаешь. Открою тебе страшную тайну: я умею хорошо притворяться. На самом деле я мрачная, злая, вечно всем недовольная и ворчливая. И главный мой порок — я люблю присочинить.
- Ты — злая? — расхохотался Анджело. — Никогда не поверю. Я не могу тебя представить не то, что злой, но даже сердитой! Уж поверь мне, я в людях разбираюсь.
Главный ее порок он и обсуждать не стал. Может, ему даже понравилось, что Галя так откровенна  и ее небольшой изъян был ему близок и понятен.
Но какой у него мужественный голос! Как у певца Леонарда Коэна. Прямо наваждение какое-то. Надо с этим бороться! Хотя с чего это она так встревожилась? Разве она позволила себе что-то лишнее? Наоборот: вместо того, чтобы кокетничать напропалую, занялась самобичеванием. Данила мог бы гордиться своей женой. Далеко не каждая женщина способна держать себя в узде, выслушивая комплименты красавца-мужчины, который за пять минут трижды признался, что она ему нравится.
- В общем, жди моего звонка. Когда у тебя выходной? В воскресенье?
- Я пока без выходных.
- Как это? Ты хоть права свои знаешь? — вскричал Анджело. — Каждая бадантэ имеет право на один выходной в неделю. Разве родственники Розальбы тебе не сказали?
- Я не такая беспомощная, как ты думаешь. Конечно, я знаю о положенных выходных.
 - Я к тому, что есть такие эксплуататоры:  пока не напомнишь, так и будешь на них работать без продыху!
- Хозяева завтра уезжают отдыхать на две недели в Грецию, так что меня подменить некому. И я узнала об этом только сегодня.
- Вот! А что я говорил? Ты попала в лапы эксплуататоров! И главное, что меня возмущает — их коварность! Заранее тебя не предупредили, чтобы ты не успела спросить о выходных.
Анджело не на шутку разошелся и порывался немедленно поговорить с Розальбой, чтобы разоблачить хитроумные замашки ее дочери.
- Я за справедливость! — сердито сказал он. — Теперь тебе понятно, почему в Италии до сих пор сохранилась коммунистическая партия?
- Ну-ка, ну-ка, это уже становится  интересным!
- Потому что в нашей стране процветает социальная несправедливость! Кто-то же должен с ней бороться?
- Ой, не надо пугать Розальбу разговорами о социальной несправедливости! Ты ей уже наговорил о новых законах правительства! Она до сих пор не может прийти в себя.
- Да я не думал, что она такая впечатлительная! — повинился Анджело. — В общем, я тебе еще позвоню.

- Кто звонил? — полюбопытствовала Розальба, тщетно прислушиваясь к разговору.
- Анджело спрашивал, как вы себя чувствуете, — увильнула от прямого ответа Галя.
- Какой милый парень! — заулыбалась Розальба. — Он такой внимательный! Когда ты надумаешь выходить замуж, лет через пять-десять, я бы посоветовала присмотреться к нему. Он из приличной семьи, у его отца большая ферма. И главное — Анджело очень добрый. А красавец какой, ты заметила?
Наверное, Данила на расстоянии почувствовал, что ему грозит опасность — к жене того гляди зашлют иноземных сватов. Об этом злорадно подумала Галя, когда услышала знакомое ржание, а вслед за ним голос мужа.
- Галчонок, девочка моя, как ты? Я так соскучился!
Сказать или не сказать, что она на него обиделась? Если обрушить на мужа свою обиду, чем она будет отличаться от «бабищ»? Так пренебрежительно Данила называл каждую женщину, которая ворчала на мужа, пилила его, ела поедом и пила его кровь.
- Я знаю, что ты такой никогда не будешь, любимая, — с глубоким убеждением говорил он, когда они решили пожениться. — Я чувствую, что ты неспособна меня огорчать по пустякам. А ведь жизнь состоит из мелочей! Даже счастливая, наполненная светом и радостью супружеская жизнь! Что ты улыбаешься? Не веришь мне? – Данила с укором воззрился на Галю.
- Почему не верю? Про будущую счастливую жизнь верю. Просто ты так витиевато говоришь…ну как будто посланец из восемнадцатого века.
- Не понял!
- В общем, с трудом представляю тебя  доильщиком змей или вышибалой.
- Моя суровая  жизнь в прошлом. А любовь пробудила во мне самые светлые чувства! – важно заявил Данила. – И я не могу выражать их простыми словами. Хочется говорить красиво и возвышенно!
- Ладно, выражай, - согласилась Галя.
- Подвожу итог:  важно не опускаться до выяснения отношений и взаимной грызни…то есть неприязни.
Нет, ни за что Галя не будет «бабищей». Зачем его разочаровывать, коль он создал ее образ таким светлым? Придется ему соответствовать, хотя это и нелегко.
- И я соскучилась, любимый мой! Мы уже не виделись целую неделю, свет очей моих, ясно солнышко! — Галя заворковала нежно, как голубка, словно и не обижалась на него весь день.
- Когда я слушаю тебя, мне представляется, что слова зарождаются в глубине твоего сердца и проникают в мои уши сладостным потоком.
- И как? Уши не закладывает? — хихикнула Галя. – Не обижайся, но я опять слышу речи посланца. Можно, я так и буду тебя называть – Посланец?
- Я к тебе со всей своей романтической душой, а ты так приземленно реагируешь! — упрекнул ее Данила. — Мне кажется, разлука не идет тебе на пользу. Раньше ты понимала мою образную речь, а теперь живешь текущим моментом. Кстати, ты про выходной узнала?
- Это к вопросу о текущем моменте? Плакали мои выходные! Элиза с Марко уезжают отдыхать, так что я остаюсь пасти Розальбу целых две недели.
- Ну вот…— разочарованно протянул Данила. — Еще одно разочарование! Что ж за день такой пакостный?
- А какие еще разочарования постигли тебя, драгоценный мой?— встревожилась Галя.
- Прямо не решаюсь сказать. Весь день готовил защитную речь. И только услышал твой голос, все вылетело из головы. Нужно было записать!
- А кого защищаешь?
- Себя, несчастного! — с жаром воскликнул Данила. — Поклянись, что не станешь меня ругать. Ибо я ни в чем не виноват, все это распроклятое стечение обстоятельств.
- Я не стану тебя обвинять ни в чем, — дала клятву Галя, уже заранее пугаясь. Хуже всего могла быть только депортация. Все остальное можно пережить — голод, холод, землетрясение, безработицу, косые взгляды Элизы и ежедневные неистовые арии Селины.
- Меня не взяли в бригаду, — горестно пожаловался Данила. — Молдаване решили ехать своей компанией. И ту урезали, чтобы не делиться заработком. Рухнули мои мечты побывать на Тирренском море! Они поехали строить виллу какому-то богатею без меня!
- Не отчаивайся! — стала утешать его Галя, с трудом скрывая радость. Слава Богу, депортация мужу не грозила. — Вот раздадим долги, купим Теодоро велосипед и начнем копить на поездку на море. Ты еще войдешь в воды Тирренского,  Адриатического, Ионического или Лигурийского моря, — закончила она тираду на высокой ноте. Вполне в стиле Данилы — порадовалась за себя.
- Откуда ты знаешь все моря Италии? — поразился Данила осведомленности Гали. — Ведь география не твой конек! Ты даже ориентиры не запоминаешь!
- А я занимаюсь самообразованием, — скромно ответила Галя. — Ты не представляешь какое богатство я раскопала в этом доме. Кипы, нет — горы журналов. Марко хранит  их в чулане  Розальбы. Так что я теперь ежедневно развиваю свой итальянский и заодно расширяю кругозор.
- Умница! Я знал, что с тобой не пропадешь!
Как приятно знать, что муж тобой гордится! – порадовалась Галя.
- Знаешь, я так боялся, что ты рассердишься!  - признался Данила. -  Подумал, что ты превратишься в  БАБИЩУ из-за того, что меня не взяли на работу.  Но я припас и хорошую новость! Я нашел другую работу. Даже лучше! Мы с Иваном едем в понедельник собирать виноград. Вот где я отведу душу! Наемся за нас двоих! Ты рада за меня? А завтра приеду к тебе сам, раз ты не можешь покинуть это дикое место, куда не ходит даже транспорт.
- И как ты собрался ко мне добраться — в это дикое место? — Галя немножко обиделась за Ронкалью, чудесное местечко, где с вершин гор Аппенин даже просматриваются Альпы — узенькой голубой грядой на горизонте, как описал их Анджело.
- Сначала на автобусе, я уже все разузнал. А потом пешком. Ради тебя я готов взобраться на самую высокую точку Аппенин! Кстати, ты знаешь, как она называется? — решил проверить новые географические познания жены Данила.
- Конечно, знаю — Корно. Высота почти три тысячи метров.
- Растешь на глазах! – восхитился Данила. – Ну, так как? Ждешь ли ты меня с нетерпением?
- А что толку, если мы увидимся только через две недели? Элиза запретила, чтобы ко мне приезжали мужчины.
- Ну, в этом она права. Все-таки в надежные руки я тебя отдал! Но на
родного мужа запрет не распространяется. Я же не абы кто! Наш союз скреплен государственной печатью! Так что ты говорила про две недели?
- Придется ждать моих выходных, когда я к тебе приеду.  Я не говорила Элизе и Розальбе, что замужем. Как-то не пришлось к слову.
- Как это — не пришлось к слову? Небось, про родителей все выложила, а про папу-профессора в первую очередь. Разве ты стыдишься меня?
В голосе Данилы прозвучало неподдельная обида.
- Данилочка, конечно я тебя не стыжусь! Что за глупости?
- Тогда почему ты скрыла этот важный факт своей биографии? Какой в этом смысл? — строго допытывался Данила.
- Политический! Или дипломатический? Не сильна я в определениях, — с досадой сказала Галя. — Короче, я подумала, что они бы очень удивились. Здесь не принято так рано жениться.
- Я не понял. Мы что, должны теперь жить с оглядкой на итальянские традиции? У нас свои не хуже! А во многом даже лучше!
- Они могли подумать, что я человек ненадежный, легкомысленная вертихвостка, выскочила замуж, как только представился случай. Не раздумывала десять лет, как здесь принято. То есть — безответственная. Понимаешь? Бадантэ должна быть человеком ответственным!
- О-о, как все сложно! Как у них удивительно повернуты мозги! Вот тебе и разница в менталитете.  У нас наоборот — если женщина в браке, это придает ее статусу солидность и надежность, — глубокомысленно изрек. — Но ты Розальбе все-таки намекни. Может, найдешь убедительные слова, и она не станет возражать, если я приеду?
 - Как намекнуть? Что я немножко замужем, что ли?
Данила хмыкнул.
- Скажи, что у нас другие традиции. Наши девы уже в восемнадцать готовы выскочить замуж. А ты все-таки дотерпела до двадцати двух.
- Про восемнадцатилетних и говорить не буду. А то подумает, что у нас сплошное совращение несовершеннолетних. И про себя объявлять не стану. Прикинь, как это глупо прозвучит: «Ой, Розальба, забыла сказать, а я ведь замужем!»
– А ты заведи разговор на близкую тему. Например, спроси у нее, когда она вышла замуж. Потом расскажи про наши традиции. Помнишь, у нас года два назад родила одиннадцатилетняя девочка?
- Еще чего! Что она тогда подумает о нас?
- Да ничего особенного! Дело житейское. Розальбе станет интересно, она увлечется темой. Старушки такие любопытные! И тогда легче будет перебросить мостик на тему твоего замужества. Тем более что на фоне той девочки ты образец ответственности и зрелости ума.
- А потом перебросить мостик на тему: разрешите моему мужу приехать ко мне в гости.
- А как еще? Напомни ей, что длительная разлука очень опасна для молодоженов. Вдруг я загуляю? Или ты, что еще хуже! То есть даже не хуже, а невозможно!  Иначе я за себя не ручаюсь.
- И что тогда будет? – полюбопытствовала Галя на всякий случай.
- Забыл тебя предупредить, любимая. Хорошо вовремя вспомнил! Когда я ревную, я готов убить человека! Насмерть! Правда, еще не пробовал, но чувствую, что могу. Во мне живут дикие первобытные инстинкты.
- А как же ты живешь, снедаемый этими инстинктами? – сочувственно спросила Галя.
- До сих пор мне удавалось их держать взаперти и не выпускать на волю. Ты уж не подведи, родная!
Галя не стала затевать дискуссию о равноправии мужчин и женщин, к чему спорить? Раз она возведена мужем на высокий пьедестал, значит, там ей и место. Покладистость и дружелюбие — вот чем она должна отличаться от бабищ. А Данила продолжил свой инструктаж.
 - Начни разговор прямо сегодня вечером, когда она устанет и будет в постели. Тогда ты ее застанешь врасплох, и ей придется дать согласие, лишь бы ты отвязалась. Галочка, любимая, так хочется тебя обнять, прижать к себе! — голос у Данилы был такой жалобный, что Галя едва не заплакала.
- И я хочу к тебе прижаться и обнять крепко-крепко!
-  В общем, ты просто спросишь: «Можно ко мне приедет муж?» – нормальный, между прочим, вопрос. Жизненно важный!  Кое для кого прямо больной. Для меня, например.
- Да и для меня, — вздохнула Галя.
Может, ее внезапно возникшая тяга к Анджело объясняется обыкновенной физиологией? Тоской по мужским объятиям? Фу, как примитивно!


Любопытная Розльба давно прислушивалась к разговору и изнывала от нетерпения.
- С кем это ты так быстро говорила по-русски? Я ничего не поняла! Но видела, что ты загрустила. Это были твои родители или друзья? Бедняжка, ты, наверное, так скучаешь без них!
Розальба засыпала ее вопросами, и ее глазки сверкали от любопытства.
- Это мой близкий родственник.
Зная любовь Розальбы к дополнительным вопросам, Галя решила, что ответ ее должен быть кратким и бесстрастным, чтобы не оставить старушке ни единого шанса развить тему. Уточнять степень родства с «близким родственником» еще рановато. Розальба была полна энергии, значит, у нее еще доставало сил к сопротивлению. С наскока ее не возьмешь, лучше по совету Данилы дожидаться вечера. И для страховки Галя ловко повернула разговор на любимую тему Розальбы.
- А что вы сегодня хотите на ужин?
Эффектный ход удался. Старушка как обычно заглотнула наживку, призадумалась и молчала целых пять минут. Галя представила, что Розальба мысленно переворачивает страницу за страницей кулинарную книгу.
- Приготовь мне, пожалуйста, Zuppa di latte.
- Cуп с молоком? Что еще добавить в это блюдо?
- Крошишь хлеб в молоко.
Розальба умолкла и выжидающе смотрела на Галю. Девушка тоже молчала и ждала продолжения.
- И все? — спросила она, когда поняла, что продолжения не последует.
- И все. Правда, просто?
- Моя бабушка тоже иногда любит так ужинать. Она называет это блюдо «тюря». Правда, кроме нее, никто в нашей семье его не ест.
- Видишь, дорогая, и у вас бывает нормальная еда! — обрадовалась Розальба.
Она села к столу и принялась руководить Галей, как будто предстоял королевский обед, а не простая деревенская стряпня.
После ужина Розальба — сытая и довольная — вернулась к излюбленной теме, но она уже носила просветительский характер.
- Ты знаешь, дорогая, в Италии в каждом регионе своя кухня. Если ты поедешь в Геную, у них совсем другая еда. В Риме тоже своя особенная кухня. И так в каждом регионе. Есть любители ездить по разным регионам и всюду пробовать особенные блюда. Я думаю, итальянская кухня самая вкусная в мире, раз даже иностранцы приезжают в Италию поесть! Если у тебя появится итальянский друг, например, Анджело, попроси, чтобы он свозил тебя в ресторан «Сан Джорджио». Это здесь неподалеку, полчаса ехать. Там подают горячие камни.
- Камни? — удивилась Галя.
- Ну да, камни. Их раскаляют в печи. Это такой специальный ресторан, где люди сами себе готовят. Официант приносит раскаленный камень на твой столик.
- Ой! – всплеснула руками Галя и представила пышущий жаром камень среди тарелок.
    - А перед этим приносят  сырое мясо, уже отбитое, и нужно самому выбирать, какое тебе нравится. А к нему уже подают всякие овощи — перец, баклажаны, цуккини. И сами посетители на этих камнях жарят себе мясо и овощи. Вино у них тоже очень хорошее. Меня туда возили зять с дочкой, когда мне исполнилось восемьдесят лет. Это Марко придумал так отпраздновать мой юбилей. Он мне сказал: «Розальба, это твой праздник и ты должна отдыхать, а не работать. Зачем готовить дома, если можно посидеть в хорошем ресторане?»
- Но ведь и там вы готовили сами?
- Что ты, милая. Разве это готовка? Это сплошное удовольствие. Ведь интересно наблюдать, как мясо жарится на камнях. Где еще такое увидишь? Тем более, что готовил Марко. Успевал следить и за своим камнем, и за моим. Какое же вкусное было мясо, если бы ты знала! Все прямо с пылу с жару. Сочное, поджаристое, одновременно нежное, во рту таяло!
И хотя разговор шел о еде, Галя заметила, с какой любовью Розальба рассказывает о зяте. Похоже, она его любила больше, чем родную дочь! Что неудивительно.
Галя никак не могла улучить удобный момент, чтобы посвятить старушку в семейную тайну. Ведь не начнешь разговор с бухты-барахты. Найти бы хоть какую-то зацепочку в мирном разговоре, чтобы перевести беседу в нужное направление. Но у Розальбы был свой ход мыслей и собственные зацепки. Деревенский ужин увел ее воспоминаниями к детству, она вспомнила бабушку, дедушку, маму с папой, их многочисленную родню, углубилась в далекое историческое прошлое рода, и не было этому конца. Галя не заметила, как задремала, слушая истории семи братьев отца Розальбы. Встрепенуться ее заставило слово «свадьба», которое синьора произнесла неожиданно громко и радостно. Но вставить свою реплику не удалось, хотя тема была подходящая. Речь шла о свадебном подарке Розальбе и ее мужу Сильвио от братьев отца. Они подарили шесть каменных подоконников для будущего дома молодоженов.
- Мы тогда с Сильвио немножко удивились, потому что жили в доме его родителей и в ближайшие годы на свое жилье не рассчитывали. Но через пять лет начали строиться, подоконники очень пригодились — их хватило на весь дом. Они до сих пор нам служат. Все, милая, проводи меня в спальню, я так устала! — без всякого перехода попросила старушка. — Я люблю вспоминать свою счастливую жизнь, но это очень утомляет! Я как будто заново ее проживаю.
Розальба уснула мгновенно, едва укрывшись одеялом, со счастливой улыбкой на лице. Наверное, во сне она видела собственную свадьбу, семерых дядьев и каменные подоконники, которые пролежали в сарае пять лет, но все-таки дождались своего часа.

8. Какая страна — такие и новости.

Личное время наступало, когда Галя закрывала дверь в свою комнату и радостно запрыгивала на кровать. Тугие пружины подбрасывали ее, и она мысленно восклицала: ура! Розальбу теперь из пушки не разбудишь до самого утра.
Главное, проводить с пользой свободные часы, потому что дни тянулись вяло, их предсказуемость утомляла. Галя боялась оказаться в плену сонного миросозерцания. А вдруг она потеряет интерес к бытию? Разве сравнить ее нынешнее существование с бодрой московской жизнью, ежедневно наполненной множеством событий и увлечений? Иногда наступало ощущение неволи, будто ее заперли в клетку и оставили в полной неизвестности насчет будущей свободы. Почему-то в такие минуты она представляла себя серенькой пичужкой в простенькой проволочной клетке, вместо того, чтобы видеть себя пташкой-певуньей в клетке побогаче. Все-таки девятьсот евро в месяц это не мамина или папина зарплата! И даже если она еще не получила свои законно заработанные деньги, мысль о будущей зарплате грела душу. Только не поддаваться приступам грусти! И Галя боролась с ними всевозможными способами. Выручала ее неизменная любознательность и живой интерес к итальянской жизни. В шкафу Элизы она нашла целую стопу женских журналов  и первым делом стала читать письма читательниц. Ой-ой-ой, какие они все были печальные! И почему никто не пишет о счастливой жизни? Неужели никому не хочется поделиться радостью со всем миром, чтобы унылые воспряли духом, несчастные поверили в грядущие счастливые перемены, робкие осмелели и все вместе распахнули объятия навстречу друг другу? Картина общей безрадостной жизни вызывала сочувствие: несчастные жены жаловались на мужей — на их равнодушие, безответственность, на то, что они не помогают по дому. Редакция журнала не оставила без внимания стенания женского населения страны и опубликовала исследование журналиста Лунати, которого Галя немедленно прозвала Лунатиком. Пускаясь в пространный анализ семейных отношений в современной Италии, он сделал неутешительный вывод: итальянские мужья сильно проигрывали мужьям из других европейских стран. В подтверждение своих слов привел цифры: семьдесят процентов итальянских мужчин ни разу не пользовались духовкой, а девяносто пять процентов заверяют, что даже не знают, как включать стиральную машину. Галя подумала о своих родных мужчинах и пригорюнилась — ни папа, ни дедушка, ни муж не проявляли никакого интереса к бытовой технике. Более того, они даже в собственном холодильнике не могли разыскать кастрюлю с супом, как будто что-то застилало им глаза, стоило только открыть дверцу. Они сглатывали слюну и терпеливо дожидались нянек — бабушку или маму. Это объединяло их с итальянскими мужчинами. Так что вздумай она пожаловаться на полную бытовую беспомощность родственников, ее жалобы ничем не отличались бы от жалоб итальянок.
- Я пришел с работы уставший, — жаловался папа маме, когда она, запыхавшаяся, вбегала в дом, — а меня никто не встречает! Некому обо мне позаботиться! Я был так разочарован! Где ты пропадала?
- На работе, — отвечала мама, торопливо накрывая на стол.
- Это разве работа? Ты там ИГРАЕШЬ с детьми! Веселишься! Вы поете песенки и, взявшись за руки, кружитесь в хороводе! И это в то время, когда твой муж после тяжелого трудового дня едва доползает до дома. Ты знаешь, сколько мне пришлось сидеть на Ученом совете? Шесть часов подряд! Думаешь, наши ученые обсуждали великий труд своего коллеги? Нет, они решали организационные вопросы! Голова моя распухала от ненужной информации, мне даже показалось — она стала похожа на чугунный котелок! А желудок, наоборот, ссыхался и только тихо и жалобно урчал. Еще немного — и я бы умер с голоду! Бедный я несчастный!
Папа начинал жаловаться на заведующего отделом, который не ценил его заслуг, происки коллег, на ленивых аспирантов. Требовал у мамы сочувствия и поддержки, и если она вяло реагировала на его стенания, обижался.
Итальянские мужчины, оказывается, тоже любили пожаловаться на тяжелую жизнь. Во всяком случае, в этом их уличали разгневанные жены и клеймили позором на страницах журнала. Хорошо хоть фамилий не называли.
Но еще больше Галя была поражена тем, что чуть ли не в каждом письме звучали стоны и даже отчаянные вопли обделенных любовью женщин. Мужья не спали с женами! Едва ли не поголовно! Стоило одной женщине поделиться горем, что муж не прикасался к ней уже два года, как вслед за ней десятки женщин поведали миру, что их сексуальная жизнь длительное время находится в состоянии анабиоза. Да что же это такое? — возмущалась Галя, искренне сочувствуя подругам по несчастью. Они с Данилой не разделяли супружеское ложе всего неделю. Но у них нет своего дома. А эти зажравшиеся мачо пренебрегают женами, живя с ними бок о бок в комфортных условиях! Как это возможно — не выполнять свой священный супружеский долг? Откуда у них тогда дети? — удивлялась Галя. Значит, пылкость итальянских мужчин всего лишь миф? Как им удается поддерживать славу пылких любовников, вызывая зависть женщин других стран к соперницам из солнечной Италии? И чего тогда стоят бесконечные дискуссии на страницах этого же журнала, посвященные любви? Синьоры обоего пола вели нескончаемые дебаты, где ключевым было слово «любовь». Галя пришла к выводу, что итальянцы постоянно думают и говорят о любви, тратят на это, наверное,  все силы и время, поэтому им просто некогда ею заниматься. Оппоненты с легкостью жонглировали этим словом, обсуждая из номера в номер самые разнообразные темы, касающиеся любовных отношений. Галя даже сделала закладки, чтобы зачитать при случае Даниле, если он вдруг уподобится итальянским мужчинам и вздумает пренебрегать своими обязанностями. Но сама с интересом углубилась в изучение многообразия тем. Обсуждали все на свете, вовлекая в полемику народонаселение. Как влияет влюбленность на диету? Полезна ли любовь для здоровья? Любовь и секс — есть ли между ними взаимосвязь или они могут существовать независимо друг от друга? А бывает ли любовь на всю жизнь? Как относиться к свободной любви? К дебатам подключился Итальянский институт сексологии и добавил свою ложку дегтя, обнародовав неутешительные сведения: два миллиона итальянцев страдают импотенцией. А как же их страстные красноречивые взгляды, которые они мечут направо и налево? Поддерживают славу своих предков в меру своих возможностей — догадалась Галя. Нет, не все так прекрасно в этой стране, как казалось издалека.
Письма письмами, но кроме них Галя почерпнула из журналов много полезной информации об итальянском стиле жизни, пускай она даже немного устарела. На несколько лет. Но язык остался тем же — утешала себя Галя, выписывая незнакомые слова и роясь в словаре. Розальба поражалась ее способностям.
- У тебя замечательная память. Ты так грамотно говоришь, скоро тебя будет не отличить от итальянки. И тогда ты уйдешь от меня, — с грустью сказала она.
- Что вы, Розальба? Куда я от вас уйду? Зачем? Мне с вами хорошо, — успокаивала ее Галя.
Папа по телефону одобрил старания дочери, но посетовал, что ей не удалось найти работу по специальности.
- Ничего, доченька, лиха беда начало, — подбодрил ее унылым голосом. — Может, ты еще свое наверстаешь. Не навеки же ты уехала в Италию. Конечно, мы с мамой не затем давали тебе образование, чтобы ты жарила котлеты (у папы были весьма скудные представления об итальянской кухне). Но раз уж так сложилось, и вы с Данилой решили пожить самостоятельной жизнью, приходится временно чем-то поступиться. Но потом все будет хорошо! — спохватился он.
Галя отметила, что папа-фантазер в своем воображении с легкостью подменил ситуации. И решение дочки зарабатывать на жилье объяснил желанием пожить самостоятельно.
Мобильная связь — еще один способ утешения в чужой стране. Старожилы-нелегалки подсказали купить экономную телефонную карточку, и Галя каждую неделю звонила родителям. Получалось, она платила, чтобы их выслушивать. В отличие от нее, у них всегда были новости. На фоне бурной родительской жизни ее собственная казалась совсем неинтересной.
- Папа тебе еще не говорил, что он хочет взять на постой пингвина? — спросила мама.
- Ты шутишь?
- Какие шутки?! Но я ему запретила даже думать об этом. Теперь обиделся и горюет, дуется на меня. Впал в полное уныние.
- А, вот почему он говорил со мной с такой печалью в голосе!
- А о чем он кручинился, не сказал? — съехидничала мама. — Небось, жаловался на меня?
- Котлетами упрекнул. Ты мне лучше про пингвина расскажи.
Мама так торопилась поделиться новостью, что пропустила тему котлет мимо ушей.
- Пришел на днях с работы радостный, похохатывает, ладошки потирает, как обычно, когда хочет нас поразить сногсшибательными известиями. Собрал семейный совет и поведал: какой-то знакомый его знакомого, полярник, привез из экспедиции пингвина. Нашел его где-то в Антарктиде, якобы он отбился от стаи и замерзал во льдах. Полярник — человек добрый, отзывчивый, всякую тварь любит, вот и подобрал бедолагу, задумал вырастить, как сына родного. Отогрел найденыша, приручил, научил питаться минтаем. Привез в Москву и первым делом обул названого сынка — купил ему китайские кеды. Его же выгуливать надо, а вдруг лапы поранит, если наступит на что-то острое — стекло или гвоздь? Наш народ на улице что угодно под ноги швыряет. Это тебе не стерильная чистота во льдах. В общем, усыновленный пингвин пообвыкся к городским условиям и жил себе припеваючи у заботливого приемного папаши. А теперь полярнику нужно возвращаться в экспедицию, но возникает проблема: куда девать пингвина? Он ведь за это время стал как бы домашним питомцем! Ну и этот полярник пытается его пристроить в хорошую семью. Обещает оплатить питание на полгода вперед. И запасные кеды выдать, чтобы если эти сносятся, было в чем выводить его в люди. Нашему папе особенно понравилась идея дефилировать с пингвином под ручку. Или водить его на веревочке, если он станет возражать против более тесного контакта. Твой папаша сразу представил, как все будут удивляться, оглядываться и восхищаться. Может, еще и напишут в газетах или сообщат в новостях: «Пингвин в семье профессора». Он уже заранее так радовался! Предвкушал всенародную славу. Или хотя бы в границах нашего района. Даже жалко было его разочаровывать.
- Наверное, ему отказала бабушка?
- Почему только бабушка? Я тоже голосовала «против»! Правда, дедушка и Платоша были «за». Они у нас тоже авантюристы, невзирая на возраст — что стар, что мал. Уже вознамерились поселить его на балконе, раз ваша с Данилой площадь пустует, а картошку пингвин не ест, так что ей ничего не угрожает.
- А кроме рыбы он что-то ест?
- Папа, как истинный ученый, основательно подготовился к семейному совету. Ты же его знаешь. Он заранее изучил вопрос питания и даже нас проинформировал, хотя и с опозданием, ведь мы с бабушкой уже успели выразить свой протест. Но если тебе интересно, пингвины едят планктон и головоногих моллюсков. Слово-то какое противное — головоногие! Наверное, и с виду такие же мерзкие. Рыбу на воле пингвины едят только свежую, сами ловят. Выбросами брезгуют. Но этот же почти цивилизованный, куда ему деваться? Лопает замороженную за милую душу. Полярник проинструктировал, что ему нужно давать столько рыбы, сколько в него влезет! А если в него влезет тридцать килограммов в день? Представляешь, сколько он будет гадить? Ведрами! А если он не приучен к туалету? А скорее всего не приучен. Ты думаешь, папа будет после него убирать? Он сразу раскомандовался: «Распределяем обязанности. Я выгуливаю, потому что он хоть и домашний, но все равно дикий. Его на поводке нужно держать, а то вдруг вырвется и сиганет под машину? Только я своей крепкой мужской рукой могу удержать его и уберечь от опасностей большого города». Дедушку назначил ответственным за рыбу. Мы, значит, с бабушкой должны убирать его отходы жизнедеятельности. А Платошу определил в помощники по купанию. Каждый день в нашей ванне. Тут бабушка, наконец, обрела дар речи, а то с самого начала семейного совета ее переклинило, и она только глазами вращала, я даже испугалась за нее. И наша бедная бабушка как закричит: «И чтобы я мылась после дикого существа — этой с позволения сказать птицы, которая даже летать не умеет? У нее могут быть глисты, аскариды, сальмонеллы, парша, золотуха и прочие заразные гадости!» Я, конечно, ее поддержала, потому что мне Платошу тоже не хочется запускать в ванну неизвестно после кого. Может, пингвин не захочет снимать перед омовением кеды! Нанесет нам в ванну грязи с улицы! И представь себе, что заявил папа! Он сказал, что я убила его мечту. Что у меня сознание домохозяйки и мне не понять его романтических порывов. Что женская часть нашей семьи погрязла в мещанстве и дальше своего носа не видит. Как ты думаешь, не слишком ли я строга с папой? — озабоченно спросила мама.
- Можно ли твой протест назвать строгостью? — задумчиво переспросила Галя. — Я думаю, ты реалистка и как главная хранительница семейного очага имеешь право охранять свое гнездо от нашествия представителей чужого вида.
- Папина дочка! — с гордостью заключила мама. — Такая же умница. К счастью, его авантюризм тебе не передался. Ну-ка, повтори еще раз, что ты сказала? Я запомню и провозглашу твой постулат папе. А то меня хватило только на то, чтобы ляпнуть: «Ты что, обалдел?» Как-то некрасиво получилось, — раскаялась мама задним числом. — Хоть он и муж мне, но все-таки ученый с мировым именем. А я к нему без всякого уважения. Не зря он мне сказал: нет пророка в своем отечестве!
Галя позвонила через три дня, потому что ей не терпелось узнать продолжение удивительной истории. Почему-то все интересное происходило, как только она покинула родительский дом.
Мама поведала, что, невзирая на протесты женской половины семейства, папа не сдавался, и, просидев полдня в библиотеке, нашел убедительный аргумент в пользу проживания пингвина в семье. Он сформулировал его так:
- Держать пингвина выгодно с экономической точки зрения. Потому что навоз крупного рогатого скота — прекрасное удобрение. Вы представьте, какие открываются перспективы — без особых усилий мы получим высокоэффективное готовое органическое удобрение для собственных нужд и даже на продажу. Но не это главное — навоз, к тому же, является источником энергии. Представляете, его можно перерабатывать в электричество, тепло и газ!
- А разве пингвины относятся к крупному рогатому скоту? — удивился с некоторым опозданием дедушка, зачарованный открывающимися перспективами.
- Конечно же нет! Но за неимением крупного рогатого скота, нужно довольствоваться тем, что само идет в руки! Хватит предаваться лени и почивать на лаврах! Подумайте о дополнительной выгоде: современные биотехнологии позволяют в результате термофильной обработки отходов получить собственный энергоноситель — биогаз.
Подкованный новыми знаниями, папа так и сыпал незнакомыми терминами. Мама с бабушкой слушали его с тоской, дедушка с большим уважением.
- Мы сможем создавать полезные продукты, — продолжал с воодушевлением папа, — востребованные на рынке и приносящие прибыль. И, наконец, мы всей семьей займем собственную нишу в этом чуждом мне капиталистическом обществе, раз уж оно наступает на нас, пугая своим звериным оскалом.
- Папа собрался с помощью одного пингвина совершить экономический переворот в нашей семье? — удивилась Галя, выслушав маму.
- Ты не поверишь, доченька, он предложил мне поменять работу! Уйти из детского сада и поступить на службу в зоопарк в отдел пингвинов! Потому что там много сырья, в смысле отходов. Он сказал: главное, ввязаться, а там видно будет.
- И ты согласилась?
- Нет, я спросила: ты с ума сошел? Он обиделся.
Еще через день тема про пингвина перестала быть актуальной. Полярнику удалось его пристроить — донеслась молва и мама сообщила радостную весть Гале. Папа погоревал, но недолго.
Новая идея захватила его с головой. Полон энергии и предпринимательских планов, он сел за стол переговоров с китайцами — двумя аспирантами и братом одного из них, простым крестьянином с незаконченным средним образованием, который покинул свою деревеньку на юге Китая и присоседился к умному брату. Оба аспиранта писали диссертации под папиным руководством и успевали заниматься всякими мелкими делишками. Торговали китайскими шубами, кроссовками, экзотическими продуктами и сувенирами, арендуя маленькие магазинчики на ВВЦ. Китайцы удивительно гармонично влились в русско-китайский бизнес. Необразованный брат сторожил русских продавцов, нанятых старшим умным братом. Будущие китайские доктора наук благородно предложили уважаемому научному руководителю улучшить его материальное положение одним махом — сначала купить пароход у некоего частного лица, гражданина России, а потом перепродать с выгодой китайской пароходной компании. Выручку с дохода предполагалось поделить пополам. Техническую сторону обсудили быстро, дело было за малым — где добыть деньги на пароход. Китайцы почему-то возложили эту важную миссию на своего научного руководителя. Папа принялся рьяно искать спонсора. Китайцы ненавязчиво подгоняли — пароход мог уплыть в чужие руки.
Разве Галя могла поразить родителей своими скромными новостями, когда ее семью ожидали грядущие перемены в глобальном масштабе? О чем она могла им рассказать? Что Селина вчера ночью испугала ее до смерти, когда Галя вышла во двор подышать свежим воздухом перед сном? Не подозревая, какая опасность ей грозит, Галя стояла посреди двора, устремив свой взор на яркие крупные звезды и мечтая о том счастливом моменте, когда они сольются в объятиях с любимым. И вдруг за спиной заголосил нечеловеческий голос, развеяв ее сладкие грезы. Селина, непревзойденная оперная дива, вздумала прорепетировать партию Джильды из оперы «Риголетто». Если бы у Гали были не такие крепкие нервы, она бы заорала от ужаса. А так только тихо ойкнула. Конечно, в первую секунду она от неожиданности вздрогнула, а если честно — ее даже заколотило и почти что заколбасило, но Галя тут же совладала с собой и строго заявила, обернувшись к темнеющим кустам, в которых затаилась соседка:
- По итальянским законам петь после полуночи запрещено, если это мешает соседям!
- Ха-ха, — отчетливо произнес куст голосом Селины.
- По итальянским законам запрещено воровать чужую землю и переносить ее на свои грядки, — решила воспользоваться удачным моментом и добить противника Галя. — И кто преступает этот закон, того неминуемо ждет суровая кара — заключение под стражу и в последствии тюремное заключение.
Куст настороженно молчал.
Галя похвалила себя, что не поленилась выписать юридическую терминологию из статьи в женском журнале и заучить наизусть. Представила, как Селина, пораженная юридической грамотностью бадантэ, трепещет от страха и не решается покинуть укрытие.
Нет, местные новости были столь незначительными, мелкими, что о них не стоило даже заговаривать.


Рецензии
Zhdu prodolzhenie.

Елена Гельтон   23.04.2013 12:38     Заявить о нарушении
Сейчас работаю над следующими главами. Скоро выставлю.

Ядвига Лисевич   26.04.2013 21:41   Заявить о нарушении