Глава 6 Сказ Шамарский Страдивари

             Глава 6 ( Сказ «Шамарский Страдивари»)

     Август,  в долине  рек  Сылвы и Вогулки, поражает
человека непривычной тишиной. Внезапно куда – то
исчез птичий гомон, надоедливый писк, жужжание
насекомых. Солиднее начинают себя вести домашние
животные, как будь то начинают думать о предстоящей
зиме. Августовским утром обычно зябко, прохладно; на
пожелтевшей траве алмазным блеском в робких солнеч-
ных лучах, сияют крупные капли росы. Прибрежная
полоса рек заполняется густым молочного цвета тума-
ном.
 
    Сувалов, поёживаясь от утренней прохлады, прошёл
в мастерскую, которую выстроил из обычного горбыля
на собственном огороде; по пути невольно залюбовался
добрым, ровным цветением картофеля. – Э, знать, с кар-
тошкой не прогадали.

   Более двух недель Васили Петрович трудится в своей
мастерской. Начальство лагеря в начале очень противи-
лось подобному повороту дел, но позднее согласилось,
так как столяр требовал «думных» условий труда над
заказами начальника штаба лагерей, политрука, комен-
данта, начальника конвоя. Все они пожелали иметь у се-
бя домв диваны, шкафы для посуды – «горки», стулья с
резными спинками. Пиломатериал мастер доставлял из
столярки штаба лагерей, по собственному выбору. В
мастерской пиловочник ещё раз подвергался сушке. Для
этих целей, почти в центре мастерской, на обычных
кирпичах, стояла печка – «буржуйка». Возле южной сте-
ны мастерской, в огороде, стоял пчелиный улей; особой
активности пчёлы в это время уже не проявляли.

    В этот день к нему должен был прийти Ваня – пле-
мянник; они должны начать делать музыкальные
инструменты. Василий Петрович начал готовить чурки
- заготовки для распиловки в длину тонкими пластина-
ми, из которых он планировал с помощью смоляного
клея сделать фанеру. Для этой цели столяр заказал через
своего родственника – Игнатия Степановича в железно-
дорожных мастерских города Кунгура три тонких по-
лотна пилы, которые думал закрепить в металлической
арматуре, подобной лобзику.

   Племянник не заставил себя долго ждать. Вытирая зе-
леноватые «сопли» из-под носа, постоянно «швыркая»,
он первым делом «сунулся» к тёплой печи.
   - Замерз?- осведомился мастер.
    - А-га.
    - Отогревайся, а я пока тебе расскажу кое – что по
технике, по замыслу нашего дела. В самом начале нужно
 чурки распилить на очень тонкие пластины, ко-
торые затем незначительно подвергнем шлифовке. Тон-
кие берёзовые пластины склеим. Здесь есть две техноло-
гии: первая – температурная, вторая – холодная. Дога-
дываешься какую мы выберем и почему? А?
   - Нет.
   - Если мы с тобой склеим фанеру холодным способом,
то клей не проникнет в глубину слоёв и не будет молит-
ного полотна; все три слоя будут вибрировать в разных
тональностях, чего для скрипки недопустимо,- «узлова-
тость» на звуке будет. Если выберем температурную
технологию, то фанера для корпуса скрипки будет цело-
купной, единой, слитной и отражать звук будет только
от поверхности материала.
   - Балалайку тоже так делают?
   - Нет. У балайки «короткий» звук: звон, треньканье, и
потому её можно мастерить по любой технологии; она
как русская баба – не капризная.
    - Дядь, Вася, а вы играть – то хоть можете?
    - Могу, не «шибко» и на скрипке, и на балалайке, на
мандалине, и даже на гармони. Но говорят, что был та-
кой скрипач Николай Паганинов, который мог играть
даже на одной струне, в то время, у скрипки их четыре;
зрители в зале ничего не замечали, одним словом: вир-
туоз. Мне о нём рассказывал этот ссыльный – еврей,
живший в нашем селе. Он научил меня играть на скрип-
ке. Ещё он говорил: если меня учить музыке, то мог бы
быть выдающимся музыкантом. Для музыканта важен
не только слух, но и определённая  вдумчивость; надо
понимать характер музыки, отвечать её настроению.
У Николая – скрипача всё получалось… Эх,- сделав не-
большую паузу, Василий Петрович оборвал размышле-
ния о музыке,- пора начинать! Отогрелся?
    - Да.
    -  Чурку зажмём в тисках, рейками обозначим рез, и
с Божьей помощью начнем… Я подготовил чугунную
плиту для пресса; нагреем её, положим склеенную фа-
неру, а уж поверх, на неё, снова нагретую чугунную
плиту. Печь надо топить постоянно… Понял?
    - У-гу,- ответил Ваня, подкинув в «буржуйку» два
отрезка доски.- А все породы деревьев пригодны для
изготовления скрипки?
   - Ёся, тот музыкант – еврей, живший в нашем селе, го-
ворил, что лучше скрипку мастерить из дуба, граба, оре-
шника. Эти породы деревьев плотные, а потому хорошо
резонируют, отражают звук. В наших условиях, на Ура-
ле, лучше берёзы не найти материала, впрочем можно
попробовать вяз или как его здесь называют: илим.
Только вот почти два месяца по вашим лесам шастал,
а хорошего ровного вяза найти не мог, - слошные «рагу-
лины». Дефектное дерево,- сделал первый рез на чур-
ке Сувалов,- обязательно отразится на качестве инст-
румента. Вот такой сказ!
   
    К вечеру Василий Петрович с юным помощником
наклеил около десятка квадратных листов фанеры. Они
Так увлеклись работой, что не заметили как сумерки
опустились на посёлок. В мастерскую заглянула млад-
шая дочь Суваловых Тамара.
    - Мамка давно кашу сварила,- а вы всё не идёте!
    - Скажи: сейчас придём.
    - Завтра скрипку с балалайкой будем делать? – поин-
тересовался планами дяди на следующий день мальчик.
    - Эх, какой скороспелый! Прежде ещё много дел
предстоит: шлифовка, грунтовка, первичное покрытие
материала лаком, раскройка материала, придание ему
определённой формы, а это особый «коленкор». Не бу-
дем торопиться… А сейчас марш в избу кашу есть!
   
     В «насыпушке» хозяин сделал широкие деревянные
нары, на которых сидели девочки, рассматривая газету.
Анна Никаноровна мыла посуду в тазу из жести.
    - Остыло всё,- молвила она, убирая сырой рукою,
прядь волос выпавшей из-под ситцевого платка,- вас не
докричаться. Кашу сами положите, а сверху ложку мё-
ду.

    Пшенная каша, подслащенная мёдом, показалась Ванюшке
необычайно вкусной.
    - Сладкая,- мама такой сварить не может,- откладывая
в сторону щербатую деревянную ложку восхитился мальчик.
    - Проголодался… В охотку, даром, что каша сварена
без молока,- улыбнулась хозяйка.
    - Папа, а наши войска японцев у озера разбили,- за-
кричала неожиданно Рая.
    - И что там написано?- поднял глаза от чашки с кашей
отец.
    - Карасная Армия одержала блистательную победу над
японским милитаризмом…
    - Ох, чувствую я, что этим дело не кончится,- вставая
из-за стола, без особого интереса, заметил Василий Пет-
рович.- А вот завтра в штабе будет очередное политза-
нятие, которое нельзя пропустить.- И уже обращаясь к
племяннику сказал.- Дуй домой, а то родители потеряли
тебя. Приходи,- он сделал паузу, поднял глаза к потолку
и добавил,- через десять дней,- продолжим работу: пусть
материал в тепле вылежится.

    Мальчик выскочил на улицу из теплой «насыпушки».
В низинах посёлка появился густой туман. Одиночные
Огоньки едва брезжили в вечерних сумерках, плотно
накрывших посёлок. Изредка слышался собачий визг и
лязг железнодорожного состава, проходящего через
Сылвинский мост. 
   
   
      

   


Рецензии